Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театр абсурда




- общее название для драматургии поставангарда 1950 -1970-х гг., наследовавшей принципам авангардного театра ОБЭРИУ и создавшей собственную поэтику абсурда. Главныепредставители Т. а. - Эжен Ионеско, Семюэль Беккет, ЭдвардОлби. В этом очерке мы покажем некоторые фундаментальныепринципы поэтики Т. а. на примере пьесы Ионеско "Лысая певица",опираясь на исследование О. Г. и И. И. Ревзиных, которыерассматривают Т. а. как эксперимент, проясняющий прагматикунормального общения. Вот что они пишут: "Оказывается, что для нормальногообщения недостаточно, чтобы между отправителем и получателембыл установлен контакт. Нужны еще некие общие взглядыотносительно контекста, то есть действительности, отражаемой вобщении, относительно характера отображения этойдействительности в сознании отравителя и получателя и т. д. Этиобщие аксиомы, необходимые для содержательно-нормальногообщения, назовем постулатами коммуникации, или постулатаминормального общения". Первый постулат, нарушающийся в пьесах Ионеско, этопостулат детерминизма: действительность устроена таким образом,что для некоторых явлений существуют причины, то есть не все события равновероятны. Отсутствие причинно-следственныхотношений в пьесах Ионеско приводит к тому, что каждое событиестановится случайным и тем самым равновероятным другимсобытиям. Поэтому реакции героев на редкие и обыденные событиямогут быть одинаковыми, и даже, наоборот, на обыденные событияони могут реагировать с неадекватным изумлением: "Миссис Мартин. Я видела на улице, рядом с кафе, стоялгосподин, прилично одетый, лет сорок, который... Мистер Смит. Который что? Миссис Смит. Который что? Миссис Мартин. Право, вы подумаете, что я придумала. Оннагнулся и... Мистер Мартин, мистер Смит, миссис Смит. О! Миссис Смит. Да, нагнулся. Мистер Смит. Не может быть! Миссис Смит. Он завязывал шнурки на ботинке, которыеразвязались. Трое остальных. Фантастика! Мистер Смит. Если бы рассказал кто-нибудь другой на вашемместе, я бы не поверил. Мистер Мартин. Но почему же? Когда гуляешь, товстречаешься с вещами еще более необыкновенными. Посудите сами.Сегодня я своими глазами видел в метро человека, который сидели совершенно спокойно читал газету. Миссис Смит. Какой оригинал! Мистер Смит. Это, наверно, тот же самый". Следующий постулат, который нарушает Т. а., постулат общейпамяти. Этому соответствует эпизод в "Лысой певице", когдасупруги Мартин постепенно узнают друг друга. Выясняется, чтоони ехали в Лондон в одном и то же вагоне, поезде и купе,сидели напротив друг друга, поселились в Лондоне в одном доме иодной квартире, спят в одной кровати, и у них есть общийребенок. Третий постулат нормального общения, который нарушается в"Лысой певице", это постулат тождества. Вот знаменитый примерего нарушения - разговор о Бобби Уотсонах: "Миссис Смит....Ты знаешь, ведь у них двое детей - мальчики девочка. Как их зовут? Мистер Смит. Бобби и Бобби - как их родителей. Дядя БоббиУотсона старый Бобби Уотсон богат и любит мальчика. Он вполнеможет заняться образованием Бобби. Миссис Смит. Это было бы естественно. И тетка БоббиУотсона старая Бобби Уотсон могла бы в свою очередь занятьсявоспитанием Бобби Уотсон, дочери Бобби Уотсона. Тогда матьБобби Уотсона может вновь выйти замуж. Есть у нее кто-нибудь напримете? Мистер Смит. Как же. Кузен Бобби Уотсон. Миссис Смит. Кто? Бобби Уотсон? Мистер Смит. О каком Бобби Уотсоне ты говоришь? Миссис Смит. О Бобби Уотсоне, сыне старого Бобби Уотсона,другом дяде покойного Бобби Уотсона. Мистер Смит. Нет. Это не тот. Это другой. Это БоббиУотсон, сын старой Бобби Уотсон, тетки покойного Бобби Уотсона. Мистер Смит. Ты говоришь о коммивояжере Бобби Уотсоне? Миссис Смит. Все Бобби Уотсоны коммивояжеры..." "В данном случае, - пишут исследователи, - сообщения,направляемые от отправителя к получателю, не могут бытьадекватно восприняты, потому что в каждом новом сообщениименяется объект - лицо, называемое Бобби Уотсон. Иначе говоря,процесс общения не является нормальным вследствие нарушенияпостулата тождества: отправитель и получатель должны иметь ввиду одну и ту же действительность, то есть тождество предметане меняется, пока о нем говорят". Пьесы абсурдистов послевоенного времени носят во многомрационалистический характер и не так глубоки, как драматургиярусских поэтов ОБЭРИУ, например "Елка у Ивановых"Александра Введенского и "Елизюета Бам" Даниила Хармса. Онилишены подлинного трагизма - это знаменует переход от модернизма к постмодернизму. Лит.: Ревзина 0.Г., Ревзин И.И. Семиотический эксперимент насцене (Нарушение постулатов нормального общения какдраматургический прием) // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1971.- Вып. 284.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.