Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телефон




Несмотря на то что Т. был изобретен еще в 1876 г.(Александром Беллом), он несомненно является яркой приметой исимволом ХХ в., который просто немыслим без телефонныхразговоров, распоряжений, ссор - без телефонной коммуникации. Т. очень многое изменил в жизни людей, многое упростил, номногое и усложнил - привнес проблемы, которых не было раньшеКроме того, возникла особая поэтика и риторика телефонногоразговора. Что прежде всего изменилось, когда Т. стал массовымявлением? Изменилась прагматика (см.) пространства (см.). Прагмапространство описывается двумяпонятиями - "здесь" и "там". Т. нарушил привычные логическиесвязи между "здесь" и "там". Если человек находится вНью-Йорке, то он очень далеко - Там по отношению к Москве.Телефонный разговор между Москвой и Нью-Йорком сближает этипространства. "Там" с большой буквы меняется на "там" смаленькой буквы. Как будто люди разговаривают из-за перегородки- не видят друг друга, но слышат голоса. Т. прагматизировал (то есть сделал актуальными) такиевопросы, как: "Кто это говорит?"; "Где ты сейчас находишься?";"Откуда ты говоришь?". Все эти фразы раньше или вообще неупотреблялись в речевой деятельности (ср. теория речевыхактов), или находились на самой дальней ее периферии. Т. резко поднял цену человеческого голоса,аудивиализировал культуру, но понизил ценность культурыписьменной. По-видимому, только люди старой закалки вродеТомаса Манна (или английского писателя Ивлина Во, который, какговорят, вообще никогда не пользовался Т.) еще могли оставитьсобрание своих писем. Что же останется от великих людейнастоящего и будущего, кроме их произведений, - факсы? Распространение Т. сделало возможным разговор с человеком,который находится в данную минуту далеко-Там; ему не надописать письмо, ему можно позвонить. Однако сам тип телефоннойкоммуникации совершенно другая форма общения. Пользуясь Т.,можно говорить далеко не обо всем (ср. формулу "Это нетелефонный разговор"). И не только из-за боязни прослушивания.Устная речь по Т. - это неполноценная устная речь (ср. лингвистика устной речи) - отключаютсяпаралингвистические механизмы: бесполезно кивать в знаксогласия, энергично крутить головой в знак отрицания, выражатьизумление, разевая рот, или пожимать плечами. Т. поначалудеинтимизировал общение, сделал его усредненным (ср. интимизация). Конечно, это не значит, что не существует особых жанров(языковых игр) телефонных разговоров, - наоборот, их сталомножество: короткий и длинный разговор, служебный или интимный. В теории информации существует закон (сформулированныйКлодом Шенноном), в соответствии с которым чем уже каналинформации, тем ценнее эта информация. Нечто подобноепроисходит в поэзии под влиянием ритма, сужающего каналинформации. Поэтому сам по себе телефонный звонок - это большаяценность. Он может быть неожиданным, долгожданным, роковым и т.д. Человек очень быстро раскусил возможности телефоннойкоммуникации и сумел реинтимизировать ее. Более того, всю первую половину ХХ в. Т. был одним изсамых устойчивых символов любви, но именно любви ХХ в.,символом любовного текста, любовного дискурса. В 1958 г. яркий представитель французского музыкальногомодернизма, композитор Франсис Пуленк написал монооперу"Человеческий голос", в которой заняты только певица и Т. исюжет которой заключается в том, что героиня сидит в комнате иговорит по Т. со своим возлюбленным, решившим ее бросить,причем, как это обычно и бывает, слышится только ее голос.Опера Пуленка длилась более сорока минут. Разговор обрывался,связь то и дело разъединялась, героиня обращалась с мольбами ктелефонистке. В музыкальном языке оперы обыгрывались телефонныезвонки. Таким образом, Т. стал в ХХ в. не просто символом любви, асимволом несчастной любви или разлуки, ведь если влюбленныеговорят по Т., значит, они не рядом. Кино в ХХ в.сформировало особый жанр "телефонной любви", когда героизнакомятся по Т. или на протяжении многих дней общаются толькопо Т. (как, например, в фильме Марлена Хуциева "Июльскийдождь"). При этом вошедшие в обиход молодых людей устойчивые фразыили строки из популярных песен ("Позвони мне, позвони" илипросто обыденное "Девушка, напишите ваш телефончик") не мешаютиграть "телефонной любви" большую роль и в высокой поэзии.Достаточно вспомнить стихотворение Николая Заболоцкого "Голос втелефоне" (1957), вошедшее в цикл "Последняя любовь": Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши. Сгинул он в каком-то диком поле, Беспощадной вьюгой занесен... И кричит душа моя от боли, И молчит мой черный телефон. Второй жанр, с которым связан Т. в ХХ в., - мистический.Вспомним, какую роль Т. играет в "Мастере и Маргарите";например, когда звонят по Т. в квартиру No 50, слышат тамкакие-то звуки и голос, поющий: "...скалы, мой приют...", а вквартире пусто. Или фильм ужасов "Кошмар на улице Вязов", гдеТ. манипулирует мертвец-убийца Фредди Крюгер. Наиболеевыразительный пример мистической роли Т. - эпизод в "Сталкере"Андрея Тарковского, когда в заброшенной комнате, в самом центрезоны, вдруг звонит Т. и спрашивает поликлинику. Т. вообще очень тесно связан с сюжетом -литературным и кинематографическим - у него для этого многовозможностей: ведь он изменяет пространственную модальность "Там" - на "здесь" или "там" и этим даетвозможность развитию классического сюжета qui pro quo ("одновместо другого"). Так, например, в известной комедии "Разиня"Бурвиль звонит из Италии в Париж Фюнесу, который на самом делев этот момент находится на одной с ним автозаправочной станции.Секретарша Фюнеса переводит звонок в автомобиль своего патрона,за чем следует комическая сцена разговора по Т. между двумястоящими рядом машинами, владелец одной из которых думает, чтоговорит с Парижем, а владелец второй старается укрепить его вэтом заблуждении. Другой пример - комедия "Волга-Волга".Бывалов звонит по телефону в гараж и надменно говорит: "Алло,это гараж? Заложите кобылу!". Между тем гараж находится рядомво дворе и если крикнуть из окна конторы, то слышно будетгораздо лучше. Вот пример игры с Т. в триллере "Три дня Кондора". Когда героя спрашивают по Т., где он находится, он отвечает:"Здесь". Потом, чтобы ЦРУ не могло определить егоместонахождение, он проникает на АТС и путает всесоединительные провода. Телефонные розыгрыши, анонимные звонки, телефоннаянеразбериха - все это тоже очень хорошее подспорье для сюжетовмассовой литературы и кино. Когда-то в журнале "Юность" былопубликован рассказ, фамилию автора которого память, ксожалению, не удержала. Назывался он "Стеснительные люди". Всяновелла была виртуозно построена вокруг лишь одного элементателефонной прагматики - молчания в трубку. Схема сюжета такова. От молодого преподавателя ушла жена и переехала жить ксвоему отцу. Расстроенный этим, он поставил на экзамене двойкухорошему студенту. Студент понял, что преподаватель чем-торасстроен, и набрал номер, но, когда преподаватель взял трубку,от стеснения стал молчать. Преподаватель же подумал, что этозвонит его жена, но не решается начать разговор первой. Тогдаон решается позвонить ей сам, попадает на ее отца и молчит втрубку. Тесть думает, что это грабители проверяют квартиру, иговорит в трубку, что напрасно они полагают, что здесь живетодин беспомощный старик, - к нему переехала дочь смужем-спортсменом. Тем временем студент еще раз решаетсяпозвонить преподавателю и опять-таки молчит в трубку.Преподаватель вновь уверен, что это жена, и говорит: "Наташа, явсе знаю, какая же ты дрянь!". Затем студент звонитотцуследователю в милицию, чтобы признаться, что получилдвойку, и, естественно, молчит в трубку, а следовательполагает, что это бандит Рыло хочет сдаваться, но не знает, какначать разговор. И следователь подбадривает его: "Рыло, приходисдаваться". Тем временем грабитель Рыло не знает, что ему предпринять:грабить очередной киоск или идти сдаваться. Он решает позвонитьпо Т. наудачу, набрав первый попавшийся номер: что ему скажут,то он и сделает. Он попадает к преподавателю, который, взявтрубку, сразу кричит: "Наташа, возвращайся, я все прощаю". Рылоидет сдаваться. Поэтику телефонного разговора во многом изменили различныеприспособления и ухищрения: автоответчик, определитель номера,сотовая связь. Электронная почта начинает вытеснять Т.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.