Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Впускных и выпускных трубопроводов и турбокомпрессоров 3 страница




Корпус 1 насоса представляет собой коробчатую отливку из алю-
миниевого сплава, в которой устанавливаются все узлы и детали насо-
са. Внутри корпус разделен горизонтальной перегородкой на верхнюю
и нижнюю полости. В верхней полости размещаются выступающие из
чугунной головки 2 части плунжерных пар и механизм изменения ко-
личества подаваемого топлива. В четырех вертикальных отверстиях го-
ризонтальной перегородки установлены толкатели 30. Крышка 15 за-
крывает отверстие в стенке корпуса для доступа к механизму регули-
рования подачи топлива и к толкателям 30. К передней стенке корпуса
привернуты плита 19 и установочный фланец 18, а к задней стенке —
коробчатый фланец 36 для крепления корпуса регулятора.

Изготовленный из стали кулачковый вал 21 насоса вращается на
двух шарикоподшипниках 34, которые запрессованы в стальные втул-
ки 35, установленные в гнезда фланцев 18 и 36. Четыре кулачка вала
одинакового тангенциального профиля[14] расположены под углом 90°
друг к другу. При таком профиле кулачка увеличивается скорость дви-
жения плунжера, а следовательно, сокращается продолжительность
впрыска топлива форсункой и повышается скорость возрастания дав-
ления впрыскиваемого топлива. Все это способствует улучшению ка-
чества распыливания топлива.

Специальный эксцентрик 24 при вращении вала 21 приводит в дей-
ствие подкачивающий насос, который крепится к площадке 23.

Шарикоподшипники кулачкового вала и трущиеся поверхности де-
талей, расположенных в нижней половине корпуса 1 насоса, смазыва-
ются дизельным маслом. Чтобы масло не вытекало наружу, за перед-
ним шарикоподшипником поставлен самоподжимной сальник. Масло
заливают через отверстие, имеющее пробку и расположенное на флан-
це 36. Выпускают масло из насоса через отверстие, закрываемое проб-
кой 38. Трущиеся поверхности гильзы и плунжера смазываются топли-
вом, проникающим в зазор между ними. Для лучшего распределения
топлива на поверхности плунжера сделана кольцевая канавка 23 (см.
рис. 121,6).

Устройство головки топливного насоса показано на рисунке 123.
Гильза 3, плунжер 2, нагнетательный клапан 7 и его седло 5 изготов-
лены из высококачественной легированной стали и термически обрабо-
таны до высокой твердости. Чтобы обеспечить необходимую герметич-
ность в плунжерной паре при больших давлениях (20 МПа и более),
трущиеся поверхности этих деталей тщательно полируют и притирают
друг к другу. В паре плунжер — гильза диаметральный зазор должен
быть выдержан в пределах 0,001—0,002 мм. Раскомплектовывать пару
нельзя.

Гильзы 3 устанавливают в вертикальные отверстия корпуса 20 го-
ловки. Каждую гильзу закрепляют в определенном положении в голов-
ке при помощи установочного винта 10, входящего в канавку на на-
ружной поверхности гильзы. Для уплотнения под опорный буртик гиль-
зы введена медная прокладка 4.

Чтобы удержать плунжер 2 и пружину 1 в собранном положении
при установке головки на корпус и снятии ее с корпуса, тарелки пру-
жин стопорятся снизу общей планкой 14, прикрепленной гайками 25 к
шпилькам 24.

Для обеспечения герметичности нагнетательный клапан 7 и седло
5 подбирают и притирают совместно, причем раскомплектовывать их
нельзя. Между фланцем седла 5 и нижним торцом штуцера 9 для уп-
лотнения установлена капроновая прокладка 6.

На верхнюю часть штуцера 9 навертывается накидная гайка креп-
ления топливопровода высокого давления, идущего к форсунке. От са-

Рис. 123. Головка топливного насоса 4ТН-9ХЮТ:

/ — пружина плунжера; 2 — плунжер; 3—гильза: 4, в — прокладки; 5 —седло нагнета-
тельного клапана; 7— нагнетательный клапан; 8— пружина нагнетательного клапана;
9 — штуцер; 10 — установочный винт; // — топливоподводящий канал; 12 — топливоотво-
дящий каиал; 13— поводок; 14 — планка; 15— тарелка плунжера; 16 — пружинное коль-
цо; 17—пробка; 18 — винт: 19 — планки; 20 — корпус головки: 21 — перепускной клапак;
22 — гнездо перепускного клапана; 23 — топливопровод; 24 — шпилька; 25 — гайка.

моотвертывания каждая пара штуцеров удерживается двумя планками
19 зажима, стянутыми винтом 18.

В головке сделаны два продольных канала 11 и 12, связанных ме-
жду собой поперечным каналом. Топливо из фильтра тонкой очистки
поступает по топливопроводу и полому болту в канал 11. Для работы
дизеля требуется только часть подаваемого подкачивающим насосом
топлива. Поэтому в канале 12 головки установлен шариковый пере-
пускной клапан 21, который при давлении топлива 0,074-0,09 МПа от-
крывается, и избыток топлива отводится по топливопроводу 23 обрат-
но в подкачивающий насос. Перепускной клапан 21 дает возможность
постоянно поддерживать в топливоподводящем 11 и топливоотводящем
12 каналах невысокое давление. Клапан установлен в стальной втулке
(гнездо) 22, ввернутой в корпус 20 головки.

Систему подачи топлива с перепуском его избытка из топливного
насоса в подкачивающий насос называют проточной. Ее применяют для
получения интенсивного охлаждения насосных секций и для предотвра-
щения скопления воздуха в головке насоса.


Рис. 124. Схема топливной системы дизеля СМД-60:

/, 2, 6, 7, 8— топливопроводы слива излишнего топлива из форсунок; 3—топливо-
провод слива излишнего топлива из четвертой форсунки во впускной патрубок тур-
бокомпрессора; 4, 9— топливопроводы высокого навления; 5 — форсунка; 10— топ-
ливный насос; 11— топливопровод от насоса к перепускному клапану; 12 — топливо-
провод от топливоподкачивающего насоса к фильтру; 13 — фильтр 2ТФ-3 (перзая
ступень); 14 — перепускной клапан; 15 — топливопровод слива топлива в бак; 16 —
трубка слива топлива при прокачке системы; 17 — топливопровод к фильтру ТФ-3;
18 — фильтр ТФ-3 (вторая ступень); 19 — топливопровод от фильтра к топливному
иасосу; 20 — топливный бак; 21 — трубки слива топлива из фильтра 2ТФ-3; 22 —
топливоподкачивающий насос; 23 — топливопровод от фильтра грубой очистки к
топливоподкачнвающему насосу; 24 — фильтр грубой очистки фг-2; 25 — топливо-
провод от бака к фильтру грубой очистки.

В дизеле СМД-60 избыток топлива из головки насоса 10 (рис. 124)
через перепускной клапан 14, установленный на крышке фильтра 13
первой ступени тонкой очистки, отводится в бак 20. Из всех форсунок,
кроме четвертой, по сливным топливопроводам 1, 2, 6, 7 и 8 излишки
топлива поступают в фильтр 18 второй ступени тонкой очистки топлива,
а от четвертой — через впускной патрубок в компрессорную часть тур-
бокомпрессора. Небольшое количество топлива, поступающее с нагне-
таемым воздухом, смазывает фаски впускных клапанов и седла.

Толкатель насоса состоит из корпуса 4 (рис. 125), оси 2, ролика 1,
втулки 8, регулировочного болта 5 с контргайкой 6 и фиксатора 7. Фик-
сатор 7 запрессован в корпус 4 толкателя и предохраняет его от провора-
чивания. Втулка 8—плавающего типа. Все детали толкателя изготовле-
ны из стали и термически обработаны.
Болт 5 служит для регулирования мо-
мента (угла) начала подачи топлива
секцией топливного насоса. При вы-
вертывании болта из толкателя топ-
ливо подается раньше, то есть угол
начала подачи топлива увеличивает-
ся, а при ввертывании болта топливо
подается позднее (ближе к в. м. т.),
и, следовательно, угол начала подачи
топлива уменьшается.

Рис. 125. Толкатель топливного насоса 4ТН-9ХЮТ:
1 — ролик; 2 — ось; 3 — корпус насоса; 4 — корпус толкателя; 5 — регулиро- вочный болт; 6 — контргайка; 7 — фиксатор; 8 — втулка.
10*
 

Количество подаваемого насосом
топлива изменяется при помощи рей-
ки 5 (рис. 126), на которой стяжны-
ми болтами 4 закреплены хомутики
3. В прорезь каждого хомутика вхо-
дит поводок 7 плунжера. Рейка 5

Рис. 126, Механизм регулирования подачи топлива иасосом модели
4ТН-9ХЮТ:

/ — поводок; 2—штифт; 3—хомутик; 4 — болт; 5 —рейка; 6 — корпус топливного
насоса; 7 — поводок плунжера; S — тяга регулятора.

может перемещаться вдоль оси в отверстиях передней и задней
стенок корпуса 6 насоса, при этом хомутики 3 поворачивают плунже-
ры в гильзах. Передвижение рейки вперед (по направлению к приводу
насоса) увеличивает подачу топлива, а передвижение назад уменьшает.
На заднем конце рейки закреплен поводок 1, которым она связана с тя-
гой 8 регулятора. Механизм изменения количества подаваемого насосом
топлива также дает возможность регулировать топливный насос на рав-
номерность подачи топлива отдельными секциями.

У топливного насоса УТН-5 дизелей Д-37Е, Д-50 и Д-240 (рис. 127)
секции работают так же, как и секции насоса 4ТН-9Х10Т. Основное
преимущество насоса УТН-5 в сравнении с насосом 4ТН-9ХЮТ заклю-
чается в том, что он примерно в деэ раза легче и почти в полтора раза
короче.

В отличие от 4ТН-9ХЮТ у насоса УТН-5 на нижней части каж-
дой гильзы 32 установлена поворотная втулка 26, на которой винтом
закреплен зубчатый венец 28. Втулка 26 удерживается пружиной 24 и
имеет в нижней части паз, в который входят выступы плунжера 31.
Зубчатый венец 28 находится в зацеплении с зубчатой рейкой 27.

Конструкция топливных насосов дизелей ЯМЗ такая же, как и на-
соса УТН-5, только число секций у них равно числу цилиндров дизеля.

Топливный насос дизеля Д-160 (рис. 128) объединяет четыре съем-
ных насосных элемента (каждый в отдельном корпусе 22), механизмы
привода плунжеров и изменения количества подаваемого топлива, кор-
ректор подачи топлива и ограничитель максимальной подачи топлива на
период обкатки дизеля. Детали насоса смонтированы в блоке 17.

Гильза 8 (рис. 129, а) насосного элемента имеет впускное отверстие
9 и фиксируется в корпусе 6 в определенном положении винтом 21.
В верхней части плунжера 7 сделана продольная канавка 20, которая
соединяет кольцевую канавку 22 с надплунжерным пространством.
Часть верхней кромки канавки 22, так называемая отсечная кромка 23,
выполнена по спиральной линии. На плунжере стяжным винтом 4 за-
креплен зубчатый сектор 2.

Нагнетательный клапан 11 прижимается к седлу 10 пружиной 17.
Назначение и устройство нагнетательного клапана те же, что и нагне-
тательного клапана насоса ТН-9ХЮ. Седло нагнетательного клапана

Рнс. 127. Топливный насос УТН-5:

1— корпус насоса: 2 — упорная шайба пружинь! амортизатора; 3 — стакан подшипника; 4 — проб-
ка-заглушка; 5 — подкачивающий насос; 6 —поворотный угольник с трубками подвода топлива
из фильтра-отстойника и из канала корпуса насоса; 7 -— эксцентрик кулачкового вала; 8 — кулач-
ковый вал; 9 — шайба с регулировочными прокладками; 10—маслоотражатель; 11 — самоподжим-
иой каркасный резиновый сальник: 12—пробка корпуса насоса; 13 — плита крепления топливного
насоса к двигателю; 14—каналы для подвода масла к шестерне привода насоса; 15 — трубка для
слива масла нз масляной ванны; 16 — установочный фланец; 17 — шлицевая втулка кулачкового
вала; 18 — гайка шлицевой втулки; 19 — ось ролика толкателя; 20 — ролик толкателя с втулкой;
21 — корпус толкателя; 22 — регулировочный виит толкателя; 23 — нижняя тарелка пружины плун-
жера; 24 — пружина плунжера; 25 — верхняя тарелка пружины плунжера: 26—поворотная втулка;
27 — зубчатая рейка; 28 — зубчатый веиец поворотной втулки; 29—пробка-заглушка канала отвода
топлива; 30 — пробка-заглушка топлнвоподводящего канала; 31—■ плунжер; 32 — гильза плунжера;
33 — прокладка нажимного штуцера; 34 — седло нагнетательного клапана; 35 — нагнетательный
клапан; 36 — пружина; 37 — нажимной штуцер; 38 — зажимы (передний и задний); 39 — сливная
трубка; 40 — крышка смотрового люка; 41 — трубка подвода топлива из фильтра топкой очистки;
42 — топлнвоподводящий канал; 43 — пружина перепускного клапана: 44—перепускной клапан;
45 — топливоотводящий канал; 46 — регулятор; 47 — пробка маслозалнвной горловины; 48—пробка
для слива масла; 49 — канал для сообщения масляных ваии топливного иасоса н регулятора.

прижимается к торцу гнльзы штуцером 19, который стопорится рифле-
ным кольцом 16 и штифтом 15.

При движении плунжера вниз топливо из фильтра поступает через
канал 27 (рис. 128) и впускное отверстие 28 в надплунжерное прост-
ранство. Двигаясь вверх, плунжер перекрывает впускное отверстие.
Под давлением топлива открывается нагнетательный клапан 11 (рис.
129,а), и топливо по топливопроводу высокого давления подается к
форсунке. Подача топлива происходит до тех пор, пока отсечная кром-
ка 23 канавки 22 не откроет впускное отверстие 9.

Количество подаваемого топлива изменяется поворотом плунжера
при передвижении зубчатой рейки 16 (рис. 128), находящейся в зацеп-
лении с сектором 8. Посредством поводка 24 и тяги 3 рейка 16 соедине-


Рис. 128. Топливный насос дизеля Д-160:

 

1 — пластинчатая пружина корректора; 2 — гайка-ограничитель; 3 — тяга; 4 — пружина толкателя; 5 — толка-
тель; 6 — лоток; 7 — регулировочный болт; 8 — зубчатый сектор; 9 — плунжер; ТО —гильза; И — седло; /2—кла-
пан; 13 — штуцер; 14 — пружина; 15 — стопорный винт; IS — зубчатая рейка; 17 — блок; 18 — кулачковый вал;
19 — пробка; 20 — упор; 21 — диск; 22 — корпус насосного элемента; 23 — игла продувочного вентиля; 24 — по-
водок; 25 — горловина; 26 — стяжной болт; 27 — канал; 28 — впускное отверстие.

 

Трущиеся поверхности деталей, расположенных в блоке насоса,
смазываются автотракторным маслом АКп-10 (летом) или АКЗп-6
(зимой). Масло заливается через горловину 25 (см. рис. 128) до уров-
ня верхнего обреза, а сливается через отверстие, закрываемое проб-
кой 19.

§ 3. Распределительный топливный насос высокого

давления

Многоплунжерные насосы конструктивно сложны, трудоемки в из-
готовлении, велики по размерам и массе. Этих недостатков лишен рас-
пределительный насос высокого давления НД21/4, который является
базовой моделью унифицированного ряда насосов для автотракторных
дизелей с числом цилиндров от одного до восьми. Насос НД21/4 уста-
навливается на дизель Д-37Е, а насос НД21/2 — на дизель Д-21А1.

В алюминиевом корпусе 24 насоса НД21/4 (рис. 131) сделаны по-
лости для кулачкового механизма, секций высокого давления и регу-
лятора.

Кулачковый вал 32 получает вращение от распределительных ше-
стерен дизеля. Кулачок вала имеет четыре выступа. При набегании
выступа кулачка на ролик толкателя 3 плунжер 5 движется в гильзе
10 вверх — происходит ход нагнетания. Когда выступ кулачка выйдет
из-под ролика толкателя, под действием пружины 4 плунжер движется
вниз — происходит ход всасывания. За один оборот кулачкового вала
32 плунжер 5 совершает четыре двойных хода. Одновременно кулачко-
вый вал через шестерни 30 и 27 вращает вертикальный вал 8 регуля-
тора, а шестерня 11 на валу регулятора через промежуточную шестер-
ню 6 и зубчатую втулку 1 (рис. 132, а) поворачивает плунжер 5 (рис.
131) тоже на один оборот. Это дает возможность плунжеру распреде-
лять топливо по цилиндрам дизеля.

К одной из боковых стенок корпуса 24 крепится подкачивающий
насос 42, привод которой осуществляется от кулачкового вала 32 через
эксцентриковый валик 25.

Секция насоса устанавливается в вертикальную полость корпуса
24. Она состоит из головки 14 (рис. 132,а), соединенной гайкой 6 с
гильзой 5, плунжера 2, дозатора 18, зубчатой втулки 1, пружины 20
и тарелок 21 и <3. Головка 14 фиксируется на гильзе 5 двумя штифтами
17. В головке для каждого цилиндра дизеля установлен штуцер 13 с
обратным 10 и нагнетательным 12 клапанами. После сборки детали
секции насоса удерживаются монтажной чекой 4 в отсечном отверстии
В. Чеку 4 удаляют после закрепления секции в корпусе 24 (рис. 131)
насоса и устанавливают в гнездо корпуса под боковой крышкой. Что-
бы топливо не могло проникнуть в нижнюю полость насоса, а масло не
попадало в его верхнюю полость, в канавки гильзы 5 (рис. 132, а) по-
мещают два уплотнительных кольца 19.

В плунжере 2 (рис. 132, б) сделаны центральный канал Б, распре-
делительное отверстие Д и отсечное отверстие В. Гильза 5 имеет окно
Г, в котором размещается дозатор 18, впускные отверстия А и распре-
делительные каналы Е.

При ходе плунжера 2 вниз топливо по впускным отверстиям А в
гильзе 5 поступает в надплупжерное пространство, а при ходе вверх
топливо до момента перекрытия торцом плунжера отверстий А вытес-
няется обратно в топливопровод низкого давления. Как только плун-
жер 2 перекроет отверстия А, топливо по центральному каналу Б и
распределительному отверстию Д в плунжере начинает подаваться в
канал Е гильзы и далее через канал в головке 14, обратный 10 и на-
гнетательный 12 клапаны в штуцере 13 в топливопровод высокого дав-
ления. Подача топлива кончается в момент выхода отсечного отверстия

В в плунжере 2 из дозатора 18. Регулятор через систему рычагов пе-
ремещает в осевом направлении дозатор 18 по плунжеру 2 и тем са-
мым изменяет количество подаваемого топлива. Движение дозатора
вниз вызывает уменьшение подачи топлива, а вверх — увеличение.
Выключение подачи топлива может быть осуществлено перемещением
дозатора в крайнее нижнее положение. При этом впускные отверстия
А перекроются плунжером 2, когда его отсечное отверстие В выйдет из

Рис. 131. Топливный насос НД21/4:

 

/ — установочный фланец; 2 — шлицевая втулка; 3 — толкатель: 4 — пружппа; 5 — плунжер; 6 —
промежуточная шестерня; 7— секция высокого давления в сборе; 8—вал регулятора; 9 — сапун
(пробка) маслозаливного отверстия; /и —гильза; 11— цилиндрическая шестерня; 12 — пружина
регулятора; 13 — винт; 14 — пружина корректора; 15 — корпус корректора; 16 — шток корректора;
17 — рычаг корректора; 18—ось; 19 — ось вильчатого рычага; 20 — груз регулятора; 21 — муфта;
22 — ступица груза; 23 — крышка с подшипником; 24 — корпус насоса; 25 — эксцентриковый валик;
26 — шариковый подшипник; 27 — коническая шестерня; 28 — демпферная пружина; 29 — ограни-
чительная шайба; 30 — коническая шестерня; 31, 41 — пробки; 32 — кулачковый вал; 33 — штуцер
отвода топлива; 34 — штуцер подвода топлива; 35 — дозатор; 36 — втулка привода дозатора; 37 —
фиксатор; 38— пружина запуска: 39 — тяга; 40 — стопор толкателя; 42 — подкачивающий насос;
43—винт положения «стоп»; 44 — винт максимальной частоты вращения; 45 — рычаг управления;
46 — вильчатый рычаг.

дозатора 18. Наибольшая подача обеспечивается при положении доза-
тора в крайнем верхнем положении.

По мере вращения плунжера распределительное отверстие Д от-
крывает выход топливу в канал Е, по которому оно подается к опре-
деленной форсунке.

С 1975 г. насосы НД21/4 комплектуются неразъемными секциями,
в которых головка 14 и гильза 5 являются одной деталью.

Разгрузка топливопровода высокого давления, а следовательно,
быстрое прекращение форсункой подачи топлива в цилиндр дизеля
обеспечиваются обратным 1 (рис. 133) и нагнетательным 6 клапана-
ми. Соприкасающиеся поверхности обоих клапанов плоские, полиро-
ванные. Верхний конец обратного 1 клапана крестообразный. В центре

Рис. 132. Секция топливного насоса НД21/4:

 

а — конструкция; б — схема действия: / — зубчатая втулка; 2 — плунжер; 3 — верхняя тарелка пру-
жины; 4 — монтажная чека; 5 — гильза; 6— соединительная гайка; 7 — седло нагнетательного кла-
пана; 8— прокладка клапана; 9 — пружина обратного клапана; 10— обратный клапан; И — пру-
жина нагнетательного клапана; 12 — нагнетательный клапан; 13 — штуцер высокого давления;
14 — головка; 15 — уплотиительное кольцо; 16 — колпачок втулки плунжера; /7—установочный
штифт; 18 — дозатор; 19 — уплотиительное кольцо; 20— пружина толкателя; 21 — нижняя тарелка
пружины; А— впускные отверстия; Б — центральный канал; В — отсечное отверстие; Г — окно в
гнльзе; Д — распределительное отверстие; £ —распределительные каналы; К —к подкачивающему
насосу.

Рис. 133. Схема работы обратного и нагнетательного клапанов топ- ливного насоса НД21/4: а — при отсутствии подачи топлива: б — во время подачи топлива: в — в мо- мент отсечки подачи топлива (при разгрузке топливопровода высокого давле- ния): / — обратный клапан; 2 — седло; 3 — прокладка; 4, в —пружины; 5 — канал в головке; 6—нагнетательный клапан; 7 — жиклер нагнетательного клапана; 9 — штуцер; 10 — ограничитель.

 

нагнетательного клапана 6 расположен жиклер 7. Седло 2 с верхним
полированным торцом установлено в головке и закреплено в ней шту-
цером 9, имеющим прокладку 3. В седло 2 свободно входит обратный
клапан 1.

При отсутствии подачи топлива (рис. 133, а) пружины 4 и 8 плот-
но прижимают клапаны 6 и 1 друг к другу, причем нагнетательный
клапан закрывает отверстие седла 2, а обратный клапан — жиклер 7.

Во время подачи топлива плунжером (рис. 133,6) оба клапана
поднимаются на 0,5—0,6 мм, и топливо поступает в топливопровод
высокого давления. Чрезмерный подъем клапанов предотвращается
ограничителем 10.

В момент отсечки подачи топлива (рис. 133,в) оба клапана опус-
каются и занимают первоначальное положение, при котором нагнета-
тельный клапан 6, перекрывая отверстие седла 2, не дает топливу дви-
гаться в канал 5 головки. Одновременно часть топлива по инерции
проходит через жиклер 7 и отжимает обратный клапан 1, вследствие
чего давление в топливопроводе резко падает.

На дизелях СМД-60 устанавливаются двухсекционные распредели-
тельные топливные насосы высокого давления НД22/6Б4. Каждая сек-
ция подает топливо в три цилиндра. Ее устройство такое же, как и
секция насоса НД21/4.

§ 4. Привод топливных насосов

Кулачковый вал топливного насоса дизелей приводится во враще-
ние от коленчатого вала при помощи шестерен распределения. У четы-
рехтактного дизеля за два оборота коленчатого вала топливный насос
должен подать топливо в каждый цилиндр. Поэтому частота вращения
кулачкового вала должна быть в два раза меньше, чем коленчатого.

Топливный насос дизеля СМД-14 крепится к стенке картера рас-
пределительных шестерен. При установке насоса буртик фланца 7
(рис. 134, а) входит в отверстие картера 8 шестерен. На переднем кон-
це фланца 7 свободно вращается шестерня 4, приводимая во вращение
промежуточной шестерней. На передний конец кулачкового вала 5 на
шпонку насажена втулка 1 со шлицами, закрепляемая глухой гайкой
10. Шлицы втулки 1 входят в зацепление со шлицами шайбы 3, при-
вернутой двумя болтами 2 к торцу ступицы шестерни 4. Соединение
шлицев втулки 1 со шлицами шайбы 3 возможно только в одном оп-
ределенном положении, потому что ширина одного из выступов шайбы
вдвое больше, чем ширина остальных, и он может войти только в один
паз втулки, что дает возмож-
ность производить монтаж и де-
монтаж насоса, не нарушая ус-
тановленного угла опережения
подачи топлива. При этом ше-
стерня 4 останется в зацеплении
с промежуточной шестерней, а
при установке насоса двойной
выступ шлицевой шайбы 3 вой-
дет только в двойной паз втул-
ки 1.

На переднем торце ступицы
шестерни 4 (рис. 134,6) имеют-
ся отверстия с резьбой. Угол
между двумя соседними отвер-
стиями шестерни равен 22,5°. На
шайбе 3 (рис. 134, в) таким же
образом расположены сквозные
отверстия под углом 21° друг к
другу.

При установке нового насо-
са выемка или метка 12 на шай-
бе должна находиться против
метки 13 (рис. 134,6) на торце
шестерни. Если шайбу 3
(рис. 134, а) повернуть до сов-
падения ее следующего отвер-
стия со следующим отверстием
в ступице шестерни, то вместе с
шайбой повернется валик топ-
ливного насоса на 1,5°, что со-
ответствует изменению момента
подачи топлива насосом на 3°
по углу поворота коленчатого
вала.

Такое крепление шлицевой
шайбы и шестерни привода насо-
са дает возможность с необхо-
димой точностью регулировать угол опережения подачи топлива на-
сосом. Регулировка проводится через отверстие, закрываемое счетчи-
ком мото-часов 11.

Трущиеся поверхности втулок 1 и 6 смазываются маслом, подво-
димым по специальному каналу А.

Приводы топливных насосов дизелей А-41, Д-50, Д-240 и Д-37Е
отличаются от рассмотренного лишь конструктивными формами неко-
торых деталей.

У некоторых дизелей (Д-160) топливный насос приводится в дей-
ствие валом привода насоса и регулятора. Для этого в паз на переднем
торце кулачкового вала насоса входит шип на заднем конце вала при-
вода насоса и регулятора.

§ 5. Автоматическая муфта опережения впрыска
топлива

а — привод топливного насоса; 6 — шестерня; в — шайба со плицами: 1 — втулка со шлицами; 2 — болт; 3—шайба со шлицами; 4 — шестерня; 5 — кулачковый вал; 6 — втулка шестерни; 7 — установочный фланец топливного иасоса; 8 — картер шестерен; 9 — поводок; 10 — гайка; 11 — счетчик мото-часов; 12 — выемка (метка) на шай- бе со шлицами; 13 — метка на шестерне; А— ка- нал.

Угол опережения впрыска топлива в зависимости от частоты вра-
щения коленчатого вала двигателя изменяют посредством специальной
автоматической муфты. Ее применение дает возможность улучшить
экономичность дизеля на различных скоростных режимах и его пуско-
вые качества. Автоматическая муфта опережения впрыска топлива
устанавливается на дизелях
ЯМЗ всех моделей, СМД-60,
СМД-62.

Устроена муфта сле-
дующим образом. Ведомая
полумуфта 5 (рис. 135, а, б)
при помощи шпонки и коль-
цевой гайки закреплена на
переднем конце кулачково-
го вала насоса. На непод-
вижные оси 8 ведомой по-
лумуфты 5 свободно наде-
ты грузы 6. Корпус 4 на-
вернут на полумуфту 5.
Ведущая полумуфта 1 име-
ет два шипа 10, передаю-
щих крутящий момент от
вала привода насоса, и два
упорных пальца 9. Она сво-
бодно посажена на ступи-
цу ведомой полумуфты 5.
Пальцы 9 ведущей полу-
муфты 1 входят в вырез
грузов 6 и опираются на
их криволинейные поверх-
ности 11. Между осями 8 и
упорными пальцами 9 уста-
новлены пружины 7.

При вращении ведущей полумуфты 1 ее пальцы 9 оказывают дав-
ление на криволинейные поверхности 11 грузов 6, которое через оси 8
и ведомую полумуфту 5 передается кулачковому валу насоса.

Когда частота вращения коленчатого вала дизеля увеличивается,
грузы 6 под действием центробежной силы расходятся в стороны,
скользя криволинейной поверхностью по пальцам 9 ведущей полумуф-
ты 1. При этом расстояние между осями 8 и пальцами 9 сокращается,
пружины 7 сжимаются и ведомая полумуфта 5 вместе с кулачковым
валом поворачивается по направлению вращения кулачкового вала.
Вследствие этого топливо раньше поступит в цилиндры дизеля, то
есть увеличится угол опережения впрыска топлива.

С понижением частоты вращения коленчатого вала грузы 6 схо-
дятся, ведомая полумуфта 5 под действием разжимающихся пружин 7
поворачивается в направлении, противоположном направлению враще-
ния кулачкового вала, и угол опережения впрыска топлива уменьша-
ется.

§ 6. Форсунки и топливопроводы

Форсунка — сборочная единица системы питания дизеля, осуще-
ствляющая впрыск топлива в цилиндр.

На автотракторных дизелях применяются форсунки закрытого типа.
У них в период между впрысками топлива внутренняя полость отъеди-
нена от цилиндра специальной запорной иглой 17 (рис. 136,а и б),
нагруженной сильной пружиной 14. Отходит игла под давлением на-
гнетаемого топлива.

А-А 4-
Рис. 135. Автоматическаямуфта опережения впрыска топлива: а — муфта в сборе; б — детали муфты: 1 — ведущая полумуфта; 2 — уплотиителыюе кольцо; 3 — само- поджимной сальник; 4 — корпус муфты; 5 — ведомая полумуфта; 6 — груз; 7 —пружина; 8— ось; 9—упор- ный палец; 10 — шнп; И — криволинейная поверх- ность груза.

Основной частью форсунки является распылитель, который распи-
ливает и формирует струю впрыскиваемого топлива. Распылители мо-
гут быть штифтовыми и бесштифтовыми. У штифтового распылителя—
одно распыливающее отверстие, которое закрывается иглой 17, имею-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.