где (к — передаточное число механизмов с переключаемыми шестернями (коробка пе- редач, раздаточная коробка, ходоуменьшитель, увеличитель крутящего момента и др.); !д.п—передаточное число механизмов с шестернями постоянного зацепления.
Для общего случая работы трактора—буксировки агрегатируемой машины и привода ее механизмов — мощность, развиваемая дви- гателем трактора, подводится к ведущим колесам и валу отбора мощ- ности. Крутящие моменты, передаваемые двигателем собственно транс- миссии Л1к.т и валу отбора мощности М„.в в сумме составляют крутя- щий момент двигателя:
N,
(78)
Мк = Мкт + Мк
По аналогии с формулой (75) можно записать:
(79)
где Миом — крутящий момент, подведенный к валу отбора мощности; iBOm — переда- точное число привода вала отбора мощности; г|Пр — механический к. п. д., учитываю- щий потери на трение в приводе вала отбора мощности.
Если подведенную к ведущим колесам мощность обозначить Л'под, а потери мощности при передаче ее от двигателя к ведущим колесам NTp, то отношение мощности Л'Под к сумме мощностей Nnод и NTpдаст к. п. д. трансмиссии:
ЛГТР -I- ivn
(80)
^вом ^к.в'вом Лпр>
Эти рассуждения справедливы и для вала отбора мощности:
jV»
(81)
N
пр
Ппр =
■ мощность,
где NПр — потерн мощности в приводе к валу отбора мощности; подведенная к ВОМ.
Из формул (80) и (81) следует, что потери мощности при переда- че ее от двигателя к ведущим колесам и к валу отбора мощности
= Л'поД %р) Лтр
N ВОМ (1 — *1пр) Чпр
(82) (83)
N.
тр
N пр =
Механизмы вала отбора мощности (детали привода, редуктора, муфты и др.) рассчитываются на передачу максимально возможной мощности, что необходимо при стационарной работе с полной загруз- кой (дождевальные установки позиционного действия и др.).
Механический к.п.д. трансмиссии зависит от потерь на трение в зубчатых передачах, в опорах и сальниковых уплотнениях; взбалтыва- ния, вязкости и количества масла; условий смазки трущихся деталей; частоты вращения валов и окружных скоростей шестерен; нагрузки и некоторых других факторов (рис. 207). При увеличении загрузки к.п.д. трансмиссии возрастает (рис. 207,а). Если при этом уровень масла более нормы (рис. 207,6), к. п. д. трансмиссии падает. Повыше- ние скорости движения трактора увеличивает механические потери в трансмиссии (рис. 207, в). К. п. д. трансмиссии с повышением темпера- туры картерного масла в определенных пределах повышается. При этом абсолютное значение к. п. д. с увеличением скорости движения ав- томобиля падает (рис. 207,г).
Для уменьшения потерь на внутреннее трение масло должно иметь возможно низкую вязкость во всем диапазоне рабочих температур.
= (84)
где t)i, т)2 — соответственно к. п. д. цилиндрической н конической пар шестерен; пи пг — соответственно число пар цилиндрических н конических шестерен; 5 — коэффициент, определяющий, какую часть номинального крутящего момента двигателя Мк.н состав- ляет крутящий момент холостого хода двигателя Мк.х. Значение этого коэффициента лежит в пределах 0,03—0,05 и определяется по характеристике двигателя.
Пгр-f
ад
20 <t0 60 80 а
Рнс. 207. Влияние различных факто- ров на к. п. д. траисмнссни:
V 1. 0.
0.8
0,6
ОЛ
0.2
в —загрузки двигателя; б —загрузки дви- гателя при различных уровнях масла: 1 — уровень нормальный; 2 — уровень выше нормы на 25 мм; в —скорости движения; г — температуры масла: / — движение без нагрузки; 11— движение с нагрузкой; / — скорость 20 км/ч; 2 — скорость 30 км/ч; 3 — скорость 40 км/ч.
/
щ
•п
''TP
0.9 0,7 0.5
за 50 ^ 70 90 NBH°/0
1ТР=П
У)/""
1тР 0,950 0.325 0.900 0.875
!
5
7
в
9
Л
'У
V
<
2
г
1щ
0.9 0.8 0.7
V,HM/4
I
/у;
r-f(t)
2
0,7
0,5
К. п. д. цилиндрических шестерен принимают равным 0,985—0,99, а конических — 0,975—0,98.
На величину потерь мощности в трансмиссии большое влияние оказывает ее техническое состояние (изношенность шестерен, подшип- ников, сальниковых уплотнений), применение рекомендуемых сортов масел, поддержание нормального уровня смазки, соблюдение перио- дичности замены масла.
§ 4. Гидромеханические трансмиссии
Трансмиссия трактора (автомобиля) с механической и гидравли- ческой передачей называется гидромеханической. Она является бессту- пенчатой, так как обеспечивает бесступенчатое изменение передаточ- ного числа.
Гидравлическая передача представляет собой гидродинамический преобразователь крутящего момента (гидротрансформатор), в котором преобразование крутящего момента осуществляется кинетической энергией жидкости, циркулирующей в замкнутом контуре.
Гидротрансформатор (ГТР) на примере трактора Т-330 размеща- ется в корпусе 1 (рис. 208), прикрепленном к кожуху маховика 22 дви- гателя, и состоит из трех основных частей: колес насоса 3 турбины 4, реактора 21 с лопатками, роликовой муфты свободного хода 18. Фла- нец 14 насосного колеса прикреплен болтами к хвостовику 19, поме- щенному свободно во втулке 16. Зубчатая муфта 2 соединяет насос с маховиком. Опорами насоса впереди служит втулка 16, прикрепленная к маховику^ сзади — роликовый подшипник 7, установленный внутрен- ней обоймой на неподвижной оси реактора 17, а внешней во фланце 6 насосного колеса. Турбина 4 помещена внутри замкнутого объема на- соса на шариковых подшипниках 15 и 8. На заднем конце вала 20 тур- бины закреплен фланец 9 карданной передачи, соединяющий ГТР со ступенчатой коробкой передач.
Реактор 21 установлен в шариковых подшипниках 5 на неподвиж- ной оси 17 и связан с ней через роликовую муфту свободного хода 18.
Проходы между лопатками насоса, турбины и реактора образуют заполненную рабочей жидкостью полость, называемую кругом цирку- ляции.
Для обеспечения нормального состояния рабочей жидкости слу- жит система подпитки и охлаждения, включающая насос подпитки 12, картер 13 с заборником, систему каналов и масловоздушный радиатор (на рисунке не показан). Рабочая жидкость подается в ГТР под давле- нием по каналу а и отводится из него по каналу б оси реактора в ра- диатор. Уплотнительное кольцо 10 препятствует утечке жидкости из круга циркуляции, лабиринт 11 и маслосгонная резьба на фланце 9 пре- дупреждают утечку жидкости из корпуса 1.
В ГТР размеры колес и формы лопаток насоса, турбины и реакто- ра подобраны так, чтобы частота вращения ведомого вала 20 турбины в рабочем диапазоне была меньше, а крутящий момент на этом валу больше, чем на валу двигателя.
При вращении насоса в режиме преобразования крутящего момен- та рабочая жидкость под действием центробежной силы перемещается вдоль его лопаток и, попав на лопатки турбины, приводит ее во враще- ние. Из турбины жидкость попадает на лопатки реактора. Реактор неподвижен — его вращению противодействуют ролики муфты свобод- ного хода 18. В реакторе вращательное движение жидкости меняет свое направление на противоположное и передает насосу крутящий мо- мент, дополнительный к крутящему моменту двигателя. Этим воздей- ствием реактора на поток жидкости достигается преобразующее дейст- вие ГТР, и крутящий момент на валу 20 турбины возрастает, достигая суммы моментов насоса и реактора. При малых нагрузках момент со- противления вращению турбины снижается, а частота вращения воз- растает. Жидкость поступает на лопатки реактора под измененным уг- лом, и создаваемый им момент уменьшается, а следовательно, снижа- ются моменты на валах насоса и турбины. Когда падение нагрузки достигнет определенного предела, выходящий из турбины поток жидко- сти будет действовать на лопатки реактора в направлении вращения насоса и турбины, поэтому ролики муфты свободного хода расклинива- ются, и реактор начинает свободно вращаться на подшипниках 5: ГТР переходит на режим работы гидромуфты.
Рассмотренный ГТР является трехколесным, одноступенчатым, так как имеет три колеса и одну турбину (одну ступень). Он называ- ется комплексным. так как может выполнять |ie только основную функцию преобразователя крутящего момента, но и работать в качест- ве гидромуфты. Для более высокого преобразования крутящего момен- та на автомобилях применяют двух- и трехступенчатые ГТР с двумя или тремя турбинами.
Конструкция турбины влияет на основные параметры ГТР. В одно- ступенчатых ГТР различают турбины центробежного, осевого и цент- ростремительного типа. Последняя использована в рассмотренном ГТР. Центростремительные турбины превосходят осевые и центробеж- ные по к. п. д., но несколько уступают им по преобразующим свой- ствам.
Преобразование крутящего момента ГТР оценивается коэффици- ентом трансформации, который представляет отношение крутящего момента турбины к крутящему моменту насоса.
Передаточное отношение ГТР определяется как отношение часто- ты вращения вала турбины к частоте вращения вала насоса. Возника- ющие при работе гидротрансформатора гидравлические потери оцениваются к. п. д., равным отношению мощности на валу турбины к мощности на валу на- соса.
По характеру взаимодействия ГТР с двигателем различают непрозрачные и прозрачные ГТР. У непрозрачного ГТР изменение нагрузки на валу 20 турбины не влияет на изменение нагрузки насоса, а следовательно, на режим работы дви- гателя. В прозрачном ГТР (легковые ав- томобили) имеет место взаимное влияние нагрузки турбины на на- грузку насоса и, следовательно, работу двигателя.
График к. п. д. и коэффициента трансформации (krT) в зависимо- сти от передаточных отношений называется характеристикой гидро- трансформатора (рис. 209). Из характеристики видно, что прн возрос- шем сопротивлении движению скорость машины снижается, обороты турбины падают. Наибольшего значения kTT достигает при заторможен- ной турбине (точка Б). Точка А кривой r\n=f(in) дает максимальное значение к. п. д. гидротрансформатора (0,85—0,88). Оптимальные зна- чения к. п. д. лежат в узком интервале передаточных отношений. Для полного и экономичного использования мощности двигателя гидро- трансформатор при работе с низким к. п. д. переводится на режим гид- ромуфты или блокируется, участвуя только в передаче крутящего мо- мента. На характеристике переход гидротрансформатора в режим гид- ромуфты соответствует точкам В и В'.
§ 5. Гидрообъемные трансмиссии
Трансмиссия трактора (автомобиля) с гидрообъемным преобра- зователем называется гидрообъемной. Гидрообъемная трансмиссия яв- ляется бесступенчатой.
В гндрообъемном преобразователе движение от одного рабочего элемента к другому передается замкнутым объемом жидкости, давле- ние которой определяется внешней нагрузкой. В отличие от скоростно- го напора жидкости в гидравлических передачах здесь используется ее статический напор. Примером простейшей гидрообъемной машины мо- жет служить масляный насос системы смазки двигателя.
Основными рабочими элементами гидрообъемного преобразовате- ля служат насос 3 (рис. 210) и гидромотор 6, соединенные между собой трубопровода- ми. Насос 3 связан с коленчатым валом двигателя, а гидромотор непосредственно или через промежуточную передачу — с ве- дущими колесами трактора. Рабочая жид- кость, заполняющая систему (обычно это масло), циркулирует (показано стрелками) в замкнутом контуре: насос — трубопрово- ды — гидромотор.
Поступившее в гидромотор масло при- водит во вращательное движение выходной вал и создает момент, необходимый для привода ведущих колес.
Насос /, фильтр 2, клапаны 5 и бак 7 обеспечивают постоянную циркуляцию мас- ла в замкнутом контуре и образуют систему 19* 291
питания. Благодаря сливному клапану 4 поддерживается постоянство рабочего давления в системе.
Гидрообъемные преобразователи имеют общие и отличительные особенности в сравнении с гидротрансформаторами. К общим свойст- вам относятся бесступенчатое регулирование скорости движения, сил и моментов и способность автоматически предохранять детали машин от поломок при перегрузках.
Специфическими особенностями гидрообъемных преобразователей являются реверсивность движения, то есть возможность изменять на- правление поступательного или вращательного движения, и дистанци- онность, или дальнодействие.
Узлы гидрообъемного преобразователя могут размещаться везде, где удобно с точки зрения конструкции и выполняемого технологичес- кого процесса.
Основные элементы гидрообъемного преобразователя насос — гид- ромотор обратимы, как электрические машины, которые могут рабо- тать и в режиме генератора и в режиме двигателя.
Гидрообъемные преобразователи обладают свойством преобразо- вания различного вида движения, скорости, силы и крутящего момен- та. В приведенной на рисунке 210 схеме преобразования вида движе- ния не происходит: насос 3 и гидромотор 6 имеют вращательное дви- жение. Однако у гидравлических подъемников автомобилей-самосва- лов, навесных систем тракторов вращательное движение насосов пре- образуется в поступательное движение штоков силовых цилиндров, в гидравлическом приводе косилки вращательное движение вала насо- са преобразуется в возвратно-поступательное движение ножа косилки и т. д.
§ 6. Крутящий момент, передаточное число и к. п. д.
гидрообъемного преобразователя
(85)
(86)
Если на поршень гидромотора (насоса) действует сила Р (рис. 211), равная произведению давления р на рабочую площадь F, то при своем движении от в. м. т. до н. м. т. на пути S он совершит работу
A~PS = pFS.
Так как произведение FS есть рабочий объем цилиндра q, то фор- мула (85) примет вид
A = pq.
Если давление р выражено в МПа, а объем в литрах, то работа поршня (Н-м)
Л= 105р10~3<7= 102pq.
Работу кривошипа подсчитывают так:
А — Т2пг = /ИРМ 2л,
где Т — окружное усилие, Н; М™ — крутящий момент гидромотора, Н • м.
(87)
(88)
Рис. 211. Схема действия сил на гидромотор.
Из формул (87), (88) следует:
В. МЛ Н.М.т.
L__ Ю2 pq= 2зхМгм.
(89)
Если вал гидромотора имеет частоту вращения п, его мощность (кВт) будет равна
(90)
Произведение qn есть производитель
ность гидравлической машины, которую принято обозначать Q, л/мин, поэтому формула (90) примет вид:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление