Коробки передач этого типа применяются на большинстве тракто- ров. По кинематическим схемам они являются составными или спеца- альными, а по типу зацепления шестерен — с подвижными шестернями (их большинство) и с шестернями постоянного зацепления.
Все рассматриваемые коробки передач имеют механическое (руч- ное) переключение передач.
Составные коробки передач представляют собой сочета- ние основной (двух-, трех- или четырехвальной) коробки передач с од- ним или двумя редукторами. Соответственно этому коробки передач различных тракторов будут иметь следующую характеристику (в поряд- ке повышения числа ступеней).
Т-130 — восьмиступенчатая, с четырьмя передачами заднего хода, четырехвальная с редуктором; конструктивная особенность — шестерни постоянного зацепления, включаемые скользящими муфтами.
Т-4А — восьмиступенчатая, двухвальная с одноступенчатым редук- тором.
ЮМЗ-6М/6Л — десятиступенчатая, трехвальная с одноступенчатым редуктором.
МТЗ-80, МТЗ-82 — восемнадцатиступенчатая, двухвальная с двумя редукторами.
Специальные коробки передач (Т-40М, Т-40АМ, Т-25А, Т-16М) имеют поперечное расположение валов относительно продоль- ной оси трактора, из них у тракторов Т-40М, Т-40АМ и Т-25А есть ре- верс на все передачи.
Коробка передач тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 (рис. 226) смонтирована в съемном корпусе.?/ (вместе с двухступенчатым редукто- ром), а одноступенчатый понижающий редуктор расположен в корпусе, соединяющем двигатель и коробку передач между собой. Эти корпуса соединены болтами. Сзади корпус 31 присоединен болтами к корпусу заднего моста трактора. В корпусе 31 размещены первичный 29, проме- жуточный 21, вторичный 4 валы и вал 46 пониженных передач и заднего хода с шестернями и подшипниками, промежуточная шестерня заднего хода 47 и шестерни редуктора.
Первичный вал 29 вращается в двух шариковых подшипниках 28 и 35, из которых передний установлен в стакане 27, а задний в расточке вторичного вала 4. На шлицах вала сидят ведущая шестерня 30 чет- вертой и пятой передач и ведущая шестерня 32 третьей передачи, а также неподвижная шестерня 26 понижающего редуктора.
Промежуточный вал 21 трубчатый, внутри него проходит вал 12 привода ВОМ. Опорами вала служат впереди шариковый подшипник 24, помещенный в стакан, прикрепленный к корпусу коробки передач, а сзади — бронзовая втулка 13, запрессованная в расточенное отверстие ступицы шестерни 15 второй ступени редуктора. На валу неподвижно закреплены ведомые шестерни 19 и 20 соответственно третьей и четвер- той передач, а также ведомая шестерня 22 пятой передачи (большой венец) и заднего хода (малый венец). Промежуточная шестерня 18 свободно сидит на ступице шестерни 19 и служит для передачи вращения от первичного вала 29 на вал 46 пониженных передач, валы
Рис. 226. Коробка передач тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:
ложение шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора без ходо- уменьшителя.
Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползу- нов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36. Рычаг / переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости.
Понижающий редуктор (делитель) размещен между коробкой пе- редач и редуктором вала отбора мощности. Задний конец вала сцепле- ния 13 (рис. 227) имеет зубцы, на которые надета муфта 2 с внутренни- ми зубцами. Муфта может перемещаться в продольном направлении и переключать редуктор. Перед муфтой на подшипнике 12 установлена ведущая шестерня 1 редуктора. Ее большой венец постоянно зацеплен с большим зубчатым венцом промежуточного блока шестерен 9, который установлен в шариковых подшипниках 10 на кронштейне 11, прикреп- ленном к корпусу коробки передач. Малый венец блока шестерен 9 на- ходится в постоянном зацеплении с венцом ведомой шестерни 6 редук- тора, помещенной на шлицах первичного вала 7 коробки передач. Шес- терня 6 вместе с шариковым подшипником первичного вала фиксирует- ся разрезным стопорным кольцом.
На переднем конце ступицы шестерни 6 выполнен зубчатый венец. Когда рычагом 5 включения редуктора с помощью вилки 3 сдвигают назад зубчатую муфту 2, она, оставаясь соединенной с зубцами вала 13 сцепления, входит в зацепление с зубчатым венцом на ступице шестер- ни 6. Вал муфты сцепления и первичный вал коробки передач соединя- ются жестко — редуктор выключается. Для включения редуктора зубча- тую муфту 2 сдвигают вперед. Оставаясь соединенной с валом 13, она входит в зацепление с малым зубчатым венцом ведущей шестерни 1 редуктора и соединяет ее жестко с валом сцепления. При этом враще- ние от вала 13 сцепления через шестерню 1 передается на большой ве- нец блока шестерен 9 и далее через его малый венец на ведомую шес- терню 6 редуктора к первичному валу 7 коробки передач. Передаточное число понижающего редуктора равно 1,36.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление