Коробки передач этого типа выполняются с шестернями постоян- ного зацепления. Все передачи делятся на несколько групп (режимов), в каждой группе равное число передач (3—4). Переключение передач в пределах каждой группы (режима) проводится на ходу трактора фрик- ционными муфтами, действующими от гидравлической системы. Меха- ническое переключение режимов осуществляется зубчатыми муфтами при остановленном тракторе.
Фрикционные муфты 3, 5 (рис. 224,6) размещаются на первичном валу /, как у тракторов Т-150 и Т-150К, или на вторичном валу (К-701). Первая схема позволяет использовать фрикционные муфты в качестве механизма поворота (Т-150), а вторая — заменить сцепление (К-701).
Коробка передач трактора К-701 (рис. 228) ступенчатая с шестер- нями постоянного зацепления, шестнадцатискоростная, четырехрежим- ная. Передачи в пределах каждого режима переключаются гидравли- ческой системой; переход от одного режима к другому осуществляется с помощью зубчатых муфт. Первые два режима (передачи 1—8) обра- зуют пониженные передачи, а третий и четвертый (передачи 9—16) — повышенные. Коробка передач имеет восемь передач заднего хода, объ- единенных в два режима. Способ переключения передач и режимов заднего хода такой же, как у передач переднего хода. От коробки пе- редач осуществляется привод насосов гидросистемы навесного обору-
дования, насоса гидросистемы управления поворотом трактора, насоса гидросистемы коробки передач и механизма отбора мощности. Механиз- мы коробки передач помещены в картере, который устанавливается через амортизаторы на кронштейны, приваренные к лонжеронам пе- редней полурамы трактора. В картере коробки, состоящем из трех час- тей, размещено четыре вала: первичный 1, промежуточный 5, грузовой 9 и раздаточный 14.
Первичный вал 1 установлен между верхней и нижней половинами картера на трех подшипниках: впереди на шариковом, в середине и сзади на цилиндрических роликовых. Подшипники помещены в стака- ны, прикрепленные к картеру. На шлицевых концах вала сзади закреп- лен фланец переднего карданного вала отбора мощности и впереди фланец карданного вала, соединяющего через полужесткую муфту пер- вичный вал с коленчатым валом двигателя.
На валу 1 размещены фрикционные муфты IV, III, II и I соответ- ственно четвертой, третьей, второй и первой передач. Ведущие части фрикционных муфт сидят на шлицах первичного вала 51, а ведомые с шестернями 35, 36, 37, 38 установлены на нем в подшипниках.
Первичный вал полый для размещения маслопроводов 53, по кото- рым поступает масло к фрикционам IV и I. К фрикционам II и III мас- ло подводится от средней опоры вала.
Промежуточный вал 5 установлен на трех подшипниках: впереди и в середине на цилиндрических роликовых и сзади на шариковом. Пе- редний и задний подшипники помещены в стаканы, прикрепленные к корпусу болтами, а средний — в расточке корпуса.
На шлицах вала 5 закреплены разделенные распорными втулками шестерни: заднего хода 24, шестерни 25, 27, 3, 4 постоянного зацепле-
ния с шестернями первичного вала 1 и шестерни 26, 2 постоянного за- цепления с шестернями грузового вала 9.
Грузовой вал 9 установлен впе- реди и в середине на шариковых подшипниках и сзади на цилиндри- ческом роликовом подшипнике. На валу в шариковых подшипниках по- мещены: шестерня заднего хода 20 и шестерни с наружными и внут- ренними зубцами 22 и 6, находя- щиеся в постоянном зацеплении с шестернями 26 и 2 промежуточного вала. На шлицах вала жестко си- дят шестерни 7 и 8, находящиеся в постоянном зацеплении с шестер- нями 10 и 13 раздаточного вала 14. Между шестернями 20, 22 и 6 на шлицевых втулках сидит муфта заднего хода 21 и режимная муфта 23. Шестерня 20 соединена с ше- стерней 24 через промежуточную шестерню (на рисунке не показана). Для включения заднего хода муфту 21 вводят в зацепление с шестер- ней 20. На ведомых барабанах 42 первичного вала первой и четвертой передач установлены колодочные тормоза-синхронизаторы с гидрав- лическим приводом. Их назначение — торможение шестерен для безу- дарного включения муфт 21 и 23 грузового вала.
Тормоз-синхронизатор (рис. 229) состоит из корпуса 5, колодок 3, поршня 2 и пружины 1. Поступившее к тормозу масло при его включе- нии заполняет пространство между корпусом и поршнем и перемещает поршень и колодку к барабану 4 фрикциона.
Раздаточный вал 14 (рис. 228) распределяет крутящий момент ме- жду передним и задним ведущими мостами. Вал в передней части име- ет шлицы, на которых закреплен фланец 19 карданной передачи при- вода переднего моста.
Раздаточный вал опирается впереди на роликовый подшипник, на- ружная обойма которого размещена в стакане, прикрепленном к ниж- ней части картера коробки передач. Задней опорой служит шариковый подшипник, установленный в стакане картера. На раздаточном валу в шариковых подшипниках помещены шестерни 10 и 13, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями грузового вала. Между шестер- нями 10 и 13 на шлицах вала сидит зубчатая втулка 12 с установлен- ной на ней режимной муфтой 11. Шестерни 10 и 13 имеют зубчатые венцы для сцепления с режимной муфтой. Фиксатор втулки 12 может удерживать режимную муфту в зацеплении с шестерней 10 (повышен- ный режим) или шестерней 13 (пониженный режим).
В расточке вала 14 помещен игольчатый роликовый подшипник ва- ла 17 фланца карданной передачи привода заднего моста. Задней опо- рой вала 17 служит шариковый подшипник, установленный в стакане 18. На зубцах вала 17 сидит муфта 15 с фиксатором отключения задне- го моста. Перемещая рычагом муфту 15 вперед до сцепления с зубцами вала 14, включают задний мост (на рисунке задний мост отключен).
Фрикционные муфты — многодисковые, работают в масле. Рабочи- ми элементами здесь служат одиннадцать стальных дисков 43, 44, из которых шесть ведущих и пять ведомых. Ведущие части муфты — внут- ренний барабан 39 с ведущими дисками 43 и нажимной диск 46 с пру- жинами 40 и стаканами 41. Наружный барабан 42 и диски 44 состав- ляют ведомую часть муфты. Механизм включения объединяет средний диск 47 и детали уплотнения. Ведущие части муфты жестко связаны с первичным валом, а ведомые — с установленными на подшипниках ка- чения шестернями. На ступицу внутреннего барабана 39 свободно уста- новлен нажимной диск 46, а на шлицы первичного вала —средний диск 47. К поверхности нажимного диска прикреплен диск с внутренними зуб- цами, входящими в зубья барабана 39. В углубления нажимного диска и внутреннего барабана (в стакане 41) помещены пружины 40, стремя- щиеся удерживать диски в разомкнутом состоянии.
Между плоскостями среднего 47 и нажимного 46 дисков образует- ся кольцевая полость Б (бустер), уплотненная резиновой манжетой 49 и кольцами 45.
Муфта включается при повышении давления масла, подаваемого насосом гидравлической системы коробки передач. Масло проходит по каналу в картере коробки передач и далее поступает к бустеру. Давле- ние масла в бустере преодолевает усилие пружин 40, перемещает на- жимной диск 46 в сторону барабанов 39 и 42, сжимает пакет дисков 43 и 44 и включает муфту, то есть соответствующую передачу.
При выключении муфты подача масла к бустеру прекращается, масло сливается в систему тем же путем, как поступало, но в обрат- ном направлении, пружины 40 отжимают нажимной диск 46 от пакета дисков 43 и 44, и муфта выключается. В диске 46 сделаны отверстия, че- рез которые масло поступает в полость А внутреннего барабана 39 и по отверстиям В в нем — к дискам 43 и 44, смазывая последние. Избыток масла, поступившего к дискам, вытесняется через отверстия Г наружно- го барабана и сливается в картер коробки передач.
При включении режимов и передач находятся в зацеплении следу- ющие шестерни.
I режим. Передачи 1, 2, 3, 4: 38—4, 26—22, 8—13 (1); 37—3, 26—22, 8—13(2), 36—27, 26—22, 8—13(3), 35—25, 26—22, 8—13(4).
II режим. Передачи 5, 6, 7, 8: 38—4, 2—6, 8—13(5)-, 37—3, 2—6, 8—13(6); 36—27, 2—6, 8—13(7); 35—25, 2—6, 8—13(8).
III режим. Передачи 9, 10, 11, 12: 38—4, 26—22, 7—10(9), 37—3, 26—22, 7-/0(10); 36—27, 26—22, 7—10(11); 35—25, 26—22, 7—10(12).
IV режим. Передачи 13, 14, 15, 16: 38—4, 2—6, 7—10(13); 37—3, 2—6, 7-/0(14); 36—27, 2—6, 7—10(15); 35—25, 2—6, 7-/0(16).
Гидравлическая система коробки передач (рис. 230) состоит из масляного насоса, фильтра с редукционным клапаном, тормоза-синхро- низатора, масляного радиатора, механизма переключения передач и гидроаккумулятора.
Шестеренчатый масляный насос приводится во вращение от пер- вичного вала коробки передач и состоит из откачивающей и нагнетаю- щей секций. В выходном трубопроводе нагнетающей секции установлен предохранительный клапан, который перепускает масло в поддон ко- робки передач при давлении, превышающем 1,4—1,6 МПа. Для обес- печения подпора масла в нагнетающей секции насоса предусмотрен подпорный клапан, отрегулированный на давление 0,15 МПа. Фильтру- ющий элемент фильтра — каркас с латунной сеткой. Фильтр снабжен пе- репускным и редукционным клапанами. Перепускной клапан пропуска- ет масло в магистраль, минуя фильтр при разности давлений до и пос- ле фильтра 0,25—0,55 МПа. Редукционный клапан поддерживает дав- ление в гидросистеме в пределах 0,85—1,0 МПа.
Особенность гидросистемы коробки передач заключается в безраз- рывном переключении передач.
Трогание трактора с места производится только с первой переда- чи, для чего в этот момент все остальные передачи трактора автомати- чески блокируются. Когда первая передача будет включена, масло от золотника 24 переключения передач и тормоза-синхронизатора посту-
21* 323
Рис. 230. Схема гидравлической системы коробки передач трактора К-701:
пает через золотниковое устройство в гидроаккумулятор 22 и в бустер 9 первой передачи. Одновременно перекидные золотники 16, 17, 23 ме- ханизма переключения передач перекрывают поступление масла в бус- теры 10, 11, 12 остальных передач. При переключении передач с пер- вой на вторую золотник поворачивается и открывает доступ маслу в бустер 10 фрикционной муфты второй передачи. Давление масла в бу- стере первой передачи поддерживается гидроаккумулятором, и он ос- тается включенным, пока происходит заполнение бустера 10 фрикци- онной муфты второй передачи. При достижении определенного давле- ния в бустере второй передачи фрикционная муфта первой передачи отключается. Находящееся в бустере первой передачи масло сливает- ся через отверстие нажимного диска 46 (см. рис. 228). Переключение передач со второй на третью и с третьей на четвертую происходит ана- логично с той лишь разницей, что гидроаккумулятор 22 (рис. 230) раз- ряжается на бустер второй или третьей передачи.
Коробка передач предусматривает возможность буксировки трак- тора с приводом в действие гидросистемы управления поворотом и на- весного оборудования.
В верхней части коробки передач помещен вал 29 (см. рис. 228) привода насосов. На этом валу в двойных шариковых подшипниках ус- тановлены шестерни 30 и 32 с наружными и внутренними зубьями. Шестерня 30 находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней ааднего хода, а шестерня 32 — с шестерней 52 первичного
вала. Между шестернями 30 и 32 на валу 29 сидит скользящая зубча- чатая муфта 31. На рисунке зубчатая муфта введена в зацепление с шестерней 32, что соответствует рабочему режиму трактора. Когда не- обходимо буксировать трактор, муфта 31 рычагом переводится в за- цепление с шестерней 30. Вращение от колес трактора передается ве- дущему мосту, карданному валу, раздаточному 14, грузовому 9 и про- межуточому валу 5, а затем через промежуточную шестерню заднего хода — шестерне 30 вала 29 насосов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление