Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основанием ведущего 2 страница




Подбеска состоит из направляющего устройства, упругого элемен-
та, гасящего устройства и амортизатора.

Направляющее устройство определяет характер пере-
мещения колес (гусеничных движителей) относительно несущей систе-
мы автомобиля (трактора).

Упругий элемент подвески уменьшает динамические на-
грузки, действующие на автомобиль (трактор).

Гасящее устройство обеспечивает необходимое затухание
колебаний кузова (несущей системы) и колес (движителей) автомо-
биля (трактора).

Амортизаторы служат для ускорения затухания колебаний
кузова автомобиля.

Подвеска, направляющее устройство которой имеет (или содер-
жит) рычажный или телескопический механизм, называется соответст-
венно рычажной или телескопической.

По типу направляющих устройств подвески гусеничных тракторов
подразделяются на жесткие, полужесткие и упругие (эластичные).

Жесткая подвеска упругих элементов не имеет (рис. 254, а);
оси опорных катков жестко прикреплены к гусеничным тележкам, ко-
торые, в свою очередь, неподвижно соединены с несущей системой трак-
тора. Такая подвеска возможна на тракторах со скоростями движения
не более 1,7 м/с (трубоукладчики, погрузчики Т-100 МГП, Д-804).

Полужесткие подвески выполняются трех- и четырехто-
чечными. В трехточечной подвеске гусеничные тележки в передней, а
в четырехточечной—в передней и задней частях соединены шарнирно
с остовом трактора. В трехточечной подвеске (рис. 254,6) каждая гу-
сеничная тележка 2 соединяется с несущей системой шарниром 6, рас-
положенным на оси ведущего колеса 7, и с помощью балансирно за-
крепленного упругого элемента: рессоры 11 или жесткого бруса с
резиновыми подушками 5. Эта подвеска обеспечивает упругую связь
гусеничных тележек с несущей системой трактора и возможность пово-
рота одной тележки относительно другой в вертикальной плоскости при
переезде через препятствие. Жесткое крепление осей опорных катков
на раме тележки позволяет установить такое соотношение между опор-
ными катками и шагом звена гусеницы, которое дает более равномер-
ное распределение давления гусениц на почву и лучшую плавность
хода.


Трехточечная полужесткая подвеска применяется на тракторах,
скорости движения которых не превышают 3,3 м/с (Т-130, Т-100М.
Т-4А).

В. полужесткой четырехточечной подвеске (рис. 254, в) гусеничные
тележки 2 с неподвижно закрепленными на них осями опорных катков
1 соединены с несущей системой в передней части трактора трехшар-
нирными и в задней части двухшарнирными направляющими рычагами
12 и 13. Упругими элементами служат торсионы 14, расположенные по
два сзади и спереди. Передний торсион блокирует правую и левую те-
лежки (тракторы Т-70С, Т-54В).



Упругая (эластичная) подвеска применяется на гусе-
ничных тракторах, работающих на повышенных скоростях — 4,2—5 м/с.

В зависимости от типа подвески опорных катков упругие подвески
подразделяются на балансирные (ДТ-75, ДТ-75М, Т-150), рычажно-
балансирные (ТДТ-55, JIXT-55) и индивидуальные (ДЭТ-250М).

У упругой балансирной подвески (рис. 254,г) опорные катки 1 с
помощью переднего и заднего направляющих рычагов (балансиров)
объединены в каретки 10. Каретки подрессориваются упругими элемен-
тами 15, установленными между направляющими рычагами 16 и 17, и
шарнирно соединяются с несущей системой трактора осями качания 18.

По типу упругого элемента различают рессорные (листовые рессо-
ры), пружинные (винтовые, тарелочные пружины), торсионные и рези-
новые подвески. На автомобилях, кроме того, используется пневмати-
ческая подвеска, где упругим элементом служит сжатый газ, и гидро-
пневматическая подвеска, в которой упругим элементом является газ,
сжатый давлением жидкости. У колесных тракторов роль упругого
элемента выполняют пневматические шины.

Гасящие устройства чаще бывают механического (фрикционного)
и гидравлического типа. Гашение вертикальных колебаний происходит
в шарнирах, соединениях и пластинчатых рессорах подвески за счет
сил трения.

Амортизаторы могут быть одностороннего и двухстороннего дей-
ствия. Первые обеспечивают затухание колебаний только движения
колеса вниз относительно несущей системы, а вторые — как вниз, так
и вверх.

Наиболее распространены гидравлические амортизаторы двухсто-
роннего действия. По конструктивному признаку амортизаторы делят-
ся на рычажные и телескопические.

В резервуаре 9 (рис. 255) телескопического амортизатора двойного
действия помещен рабочий цилиндр 8, внутри которого движется пор-
шень 2 со штоком 1. Полость цилиндра заполнена рабочей жидкостью.
В днище поршня сделаны калиброванные отверстия — вырезы в дрос-
сельном диске. В днище цилиндра помещаются впускной клапан 7 и
клапан сжатия 6. Шток, проходящий через направляющую в верхней
части цилиндра (на рисунке не показано), крепится к раме машины.
Внизу корпус амортизатора закрыт вставным дном, выполненным как
одно целое с монтажным кольцом 3 для крепления амортизатора к
балке передней оси (рамы) машины.

Амортизатор работает следующим образом. При наезде колеса на
препятствие происходит сжатие рессоры, поршень 2 со штоком / дви-
жется вниз (рис. 255,а). Давление в полости А цилиндра возрастает,
перепускной клапан 13 открывается, и через его проходное сечение и
калиброванные отверстия 14 наружного ряда жидкость поступает в
полость Б над поршнем; частично жидкость вытесняется и из рабочего
цилиндра 8 в резервуар 9 через зазор между штоком и его направля-
ющей, установленной в верхней части цилиндра. Резкое сжатие рессо-
ры вызывает быстрое нарастание давления в полости А, клапан сжа-
тия 6 открывается, и жидкость поступает из цилиндра в резервуар,

 



Рис. 258. Передняя зависимая (с блокировкой) подвеска трактора 1-150К: /, 6 — кронштейны; 2 — полурама; 3— резиновый буфер; 4 — передний мост; 5 — телескопиче- ский амортизатор; 7--замок; 8 — ограничитель; 9 — серьга; 10 — накладка; // — резиновая по- душка; 12 — стремянка рессоры; 13 — накладка; 14 — рессора.

 

ях трубы, кожуха и бугеля 5. Затяжка болтов бугелей обеспечивает
жесткое соединение выдвижной трубы с кожухом. Установленный в
нижней части поворотной цапфы резиновый буфер 11 снижает силу уда-
ров, возникающих при полном сжатии пружины.

Передняя зависимая подвеска трактора Т-150К (рис. 258) объеди-
няет продольную полуэллиптическую рессору 14 и телескопический
амортизатор. Концы верхних (коренных) листов рессоры помещены в
резиновые подушки 11, заключенные в чаши кронштейнов 1 и 6. При
прогибах рессоры ее задние концы могут в небольших пределах сво-
бодно перемещаться. Прогиб рессоры ограничивается резиновым бу-
фером 3.

Особенность подвески заключается в замке, позволяющем блоки-
ровать подвеску, когда необходимо исключить раскачивание трактора
при работе с некоторыми машинами. Для блокировки подвески,
то есть жесткой фиксации рамы с передним мостом, замок 7 соединя-
ется с накладкой 13 с помощью серьги 9. Буфер 3, ограничивающий
прогиб рессоры, закреплен на полураме 2.

Передняя подвеска автомобиля ГАЭ-53А выполнена подобно опи-
санной, однако не имеет замка, а буфер закреплен на рессоре.

§ 5. Устройство подвесок гусеничного

трактора

Трактор Т-130. Подвеска полужесткая трехточечная с осью кача-
ния (см. рис. 254,6) в центре ведущего колеса 7. Крайний брус /
(рис. 259) сварной рамы при помощи концевого подшипника, присое-
диненного к брусу через отверстия 2 болтами, и подшипника раскоса
3 шарнирно соединяется с осями ведущих колес, неподвижно закреп-
ленных в корпусе трансмиссии. Оси качания тележек установлены во
втулках в корпусах концевых подшипников крайнего бруса и подшип-
ников раскосов 3.

Пластинчатая рессора 8 опирается концами на подушки 5 рамы
тележек; упор 4 не позволяет рессорам отходить от тележек. Рессора 8
составлена из пяти листов, стянутых стремянками 7 с опорой 6, в под-
шипниках которой расположена ось 9, закрепленная в коробке 10.
Коробка прикреплена к поперечинам полурамы несущей системы трак-
тора.

Трактор Т-70С. Подвеска полужесткая, четырехточечная с перед-
ним и задним подрессориванием четырьмя круглыми торсионными ва-
лами 8, 15, 3, 5 (рис. 260, а), поперечно расположенными по два впере-

U-

л

Рис. 259. Полужесткая трехточечная подвеска гусеничного трактора:

/ — крайний брус рамы тележки: 2 — отверстия: ,ч — раскос; 4 — упор; .5- подушка
рамы тележки; б — опора; 7 — стремянка; 8 — рессора; 9 — ось; 10 — коробка.

ли и сзади в передней и задней трубах 13, 1, закрепленных неподвижно
на несущей системе трактора. Впереди на рамах 9 гусеничных тележек
закреплены кронштейны 10. Кронштейны и рычаги 12, 14 соединены
шатунами И, 16 на втулках, установленных на неподвижных пальцах.
Рычаги 12, 14 помещены во втулках передней трубы 13. Рычаги 12, 14
левого и правого бортов трактора повернуты относительно друг друга
на 180° и соединены шлицами с наружными концами левого и правого
торсионных валов 8, 15. Внутренние концы торсионных валов соедине-
ны стяжкой и втулкой 7. Сзади на рамах гусеничных тележек 9 при-
креплены кронштейны 4. На пальцах кронштейнов во втулках помеще-
ны рычаги 2, 6. В трубе 1 рычаги 2, 6 опираются на втулки. Концы
торсионных валов 3, 5 снаружи соединены с рычагами 2, 6 через шли-
цевые втулки, а внутри так же, как в передней части подвески.

Тракторы Т-150, ДТ-75М, ДТ-75. Подвеска упругая, балансирная,
с каждой стороны по две каретки.

Балансирная каретка (рис. 260,6) состоит из внешнего 11 и вну-
треннего 5 балансиров, соединенных шарнирно осью качания 3. Ось 3
закреплена в балансире 5 клином 4 и качается во втулках, запрессо-
ванных в балансир 11. Верхние части балансиров снабжены чашками
и распираются помещенными в них пружинами 1 и 2.

Каретка устанавливается на сменных цапфах и от спадания удер-
живается упорной шайбой 7 и гайкой с распорным болтом 9, переме-
щение каретки ограничивается крышкой 10. Балансир 11 имеет смен-
ные втулки, которыми каретка установлена на цапфе рамы. Втулки
уплотнены со стороны рамы каркасным и войлочным сальниками, а с
внешней стороны — прокладкой и крышкой 10.

В ступице каждого балансира на конических роликоподшипниках
установлена ось с запрессованпыми на нее опорными катками 13. На
балансирах передних кареток тракторов Т-150 в кронштейнах размеще-
ны гидроамортизаторы. Принцип действия амортизатора аналогичен
описанному в § 3. При растяжении пружины балансиров каретки жид-
кость, заполняющая полость Б амортизатора (рис. 261), перетекает в
полость А через дроссельные отверстия 6. В это время клапан 9 открыт
н свободно пропускает жидкость через подводящий канал б из полости


Рис. 260. Полужесткая четырехточечная и балансирная подвески гусеничных тракторов:

 

а — полужесткая четырехточечная подвеска; /, 13 — задняя и передняя трубы; 2, 6 — правый
н левый задние рычагн; 3, 5 — правый и левый задние торсионные валы; 4 — задние кронш-
тейны; 7 — соединительная втулка; 8, 15 — левый и правый передние торсионные валы; 9 —
рама гусеничной тележкн; 10 — кронштейн; 11, 16 — левый и правый шатуны; 12, 14 — левый
н правый передние рычаги; б, в — упругая балансирная подвеска; / — внешняя пружина;
2—внутренняя пружина; 3 — ось качання; 4 — клин; 5, // — балансиры; 6 — уплотнение;
7 — упорная шайба; 8 — гайка; 9 — распорный болт; 10 — крышка; 12 — уплотнение;
13 — опорный каток.

Рис. 261. Гндроамортизатор балапсирпоп каретки подвески:

 

/ — пробка со щупом; 2-- компенсационный бачок; 3 — цилиндр; 4 — кожух; 5 — перейускной кла-
пан; 6 — дроссельное отверс!ие; / — уплотнение штока; S — шток; 9 — клапан; а — дроссельное от-
верстие; б — подводящий канал.

П компенсационного бачка 2 в полость А цилиндра 3 в объеме, равном
объему части штока 8, выходящей из цилиндра. Когда пружина балан-
сиров каретки сжимается, шток движется в обратную сторону, и жид-
кость, находящаяся в полости А, выталкивается через отверстия 6 в
полость Б. При этом в некотором объеме она вытесняется и в полость
П компенсационного бачка через дроссельное отверстие а.

Перепускной клапан 5, установленный в штоке, предохраняет
амортизатор от поломок. При увеличении давления свыше норм клапан
срабатывает и открывает ряд отверстий для перепуска жидкости из
полости А в полость Б. Уровень жидкости в амортизаторе проверяют
щупом контрольной пробки 1.

Глава 35

КОЛЕСНЫЕ И ГУСЕНИЧНЫЕ ДВИЖИТЕЛИ

§ 1. Колесный движитель

Автомобили (тракторы) различаются по числу колес, а тракторы,
кроме того, по размерам передних и задних колес. Общее число колес
тракторов — четыре, реже — три. Отдельные специализированные мо-
дели (например, болотоходные) выполняются шестиколесными. Авто-
мобили имеют четыре или шесть колес.

В зависимости от выполняемых функций колеса подразделяются
на ведущие, ведомые и управляемые.

Ведущие колеса передают усилия и моменты, действующие
между мостами и опорной поверхностью, и подводимый от двигателя
крутящий момент.

Ведомые колеса передают усилия и моменты, действующие
между мостами и опорной поверхностью.

Управляемые колеса изменяют направление движения трак-
тора (автомобиля) с помощью рулевого управления.

На конкретных моделях этн функции колеса могут соединяться.
Например, на тракторе МТЗ-80 передние колеса ведомые и управляе-
мые, а на тракторе МТЗ-82 — ведущие, ведомые (при отключенном пе-
реднем мосте) и управляемые.

Тракторы с одним ведущим мостом имеют задние колеса большего
размера, чем передние. На них приходится основная (до 70%) нагруз-
ка от силы тяжести трактора, что обеспечивает лучшее сцепление ко-
лес с опорной поверхностью. Передние колеса меньшего размера,
несущие меньшие нагрузки, легче управляются, обеспечивают хорошую
прямолинейность движения, что важно при посеве и междурядной
обработке пропашных культур. Когда трактор работает с навешенными
на него сзади машинами и возникает опасность отрыва передних колес
от почвы, управляемые колеса догружают специальными балластными
грузами, устанавливаемыми на переднем брусе рамы.

Для повышения тягового усилия трактора на тяжелых работах
сцепная масса увеличивается балластными грузами, прикрепляемыми
к дискам ведущих колес, а также заполнением камер ведущих колес
балластной жидкостью.

Тракторы с приводом к переднему мосту, то есть с передними ве-
дущими колесами, называются тракторами повышенной проходимости
и имеют повышенные тяговые качества.

Тракторы с четырьмя ведущими колесами выполняются с перед-
ними и задними колесами разного и одинакового размера. Первые
являются разновидностью рассмотренных тракторов с одним ведущим
мостом и им свойственны указанные отличительные особенности, за
исключением неполноты использования массы трактора.

Тракторы с колесами одинакового размера имеют две схемы: без
управляемых колес (изменение направления движения достигается
поворотом полурам несущей системы) и со всеми управляемыми коле-
сами. Тракторы без управляемых колес не могут обеспечить строгой
прямолинейности движения в междурядьях пропашных культур. Трак-
торы со всеми ведущими и управляемыми колесами одного размера
находятся в стадии разработки.

Рассмотренную совокупность признаков колес тракторов можно
выразить колесной формулой, где первая цифра означает общее число
колес, вторая — число ведущих колес, а знаки «равно» или «не равно»
указывают на равенство или различие в размере передних и задних
колес. Тогда все колесные тракторы будут иметь следующие обозначе-
ния: пропашные Т-28Х4М — Ъф2; универсально-пропашные с одним
ведущим мостом Т-25А, Т-40М, МТЗ-80, ЮМЗ-6М/6Л — 4ф2; универ-
сально-пропашные с двумя ведущими мостами Т-40АМ, МТЗ-82 —
4ф4; тракторы общего назначения К-701, Т-150К — 4 = 4.

В автомобилестроении принята колесная формула, где цифры име-
ют то же значение, что и у тракторов, а знак умножения только разде-
ляет эти цифры, так как колеса автомобиля всегда одинаковы. Следо-
вательно, автомобили будут иметь следующие обозначения: основная
модель легковых и грузовые автомобили ГАЭ-53А, ЗИЛ-130 — 4X2
(4=2); грузовые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-66,
УАЗ-452 (см. прил. 5) —4X4 (4=4); ЗИЛ-133 и КамАЗ — 6X4; грузо-
вой автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-131—6X6 (6 = 6) и т. д.

§ 2. Колеса

Колесо состоит из металлической части (обода, диска) и эластич-
ной части — шины.

Различают дисковые и бездисковые колеса. Первые получили наи-
большее распространение.

Дисковое колесо состоит из обода, диска и шины. Обод соединя-
ется с диском при помощи сварки, заклепками или болтами. Ободья
могут быть плоскими и глубокими.

Глубокие ободья (рис. 262, а) имеют уступы для бортов покрышки
и применяются на легковых автомобилях (неразборные) и тракторах
(разборные и неразборные).

Плоские ободья делают разборными для облегчения монтажа ши-
ны. Разборные ободья бывают двух типов: с разрезным бортовым коль-
цом (рис. 262,6) и неразрезным бортовым кольцом (рис. 262, в). Без-
дисковые колеса легче дисковых и менее трудоемки при обслуживании,
так как содержат меньше крепежных деталей. Они применяются на
тяжелых грузовых автомобилях и тракторах К-701 и Т-150К.

Шина предназначена для уменьшения динамической нагрузки на
колесо с целью повышения сцепления колеса с опорной поверхностью.
Шина надевается на обод и удерживается на нем бортами, расклини-
ваемыми по конусным посадочным поверхностям давлением воздуха.

Различают камерные шины, у которых воздушная полость образу-
ется герметизирующей камерой, и бескамерные шины, где воздушная
полость образуется шиной и ободом колеса. Бескамерные шины увели-
чивают безопасность движения, так как при проколах воздух из них
выходит медленнее, чем в обычных шинах.

Камерная шина объединяет покрышку, камеру и ободную ленту
(плоские ободья).

Покрышка состоит из каркаса /, протектора 3 (рис. 262,г) по-
душечного слоя (брекера) 2, боковин 4 и бортов 9.

Каркас является основой покрышки и сделан из нескольких (от 2
до 12) слоев корда. Корд — прорезиненная ткань (хлопчатобумажное,

Рис. 262. Автотракторные колеса:

 

а—глубокий симметричный обод; б — разборный плоский обод с разрезным бортовым кольцом;
в — разборный плоский обод с неразрезным бортовым кольцом: 1—диск; 2 — обод; 3— бортовое
кольцо; 4 — разрезное замочное кольцо; 5 — закраича; г—колесо: /— каркас; 2 — подушечный
слой (брекер); 3 — протектор; 4— боковина; 5 — бортовая лента; 6 — бортовое раарезное кольцо:
7 — плоский обод; S — диск; 9 — борт; 10 — бортовая проволока; д — воздушный вентиль: / — кол-
пачок; 2 —стержень; 3— прижимная гайка; 4 — уплотнительнэя втулка; 5 — резиновая прокладка:
<| — золотник; 7 —пружина; 8— направляющая чашечка; е — водовоздушный вентиль: / — колпа-
чок; 2 — обойма; 3 — золотник; 4 — клапан; 5 — колпачковая гайка; 6 — пружина; 7— корпус: 8 —
уплотнительное кольцо; 9 — кожух; 10 — резиновая втулка; ж —обычная шина; з — шнна типа Р
(PC): / — брекер; 2 —каркас; и — арочная шнна.

капроновое или вискозное волокно) — придает покрышке требуемую
прочность и гибкость. Корд с искусственным волокном обладает луч-
шей прочностью.

Протектор способствует надежному сцеплению шины с дорогой
или почвой и защищает шину от повреждений. Он выполняется из тол-
стого слоя прочной резины, имеющей на наружной поверхности грунто-
зацепы, расположенные определенным образом — соответственно на-
значению и условиям работы шины.

Внутри покрышки проходят кольца из стальной проволоки, прида-
ющие ее бортам прочность и упругость при посадке на обод.

Подушечный слой (брекер), помещаемый между каркасом и про-
тектором, имеет 2—4 слоя корда, покрытого резиной. Он служит для
повышения сопротивления каркаса механическим повреждениям и уве-
личивает связь между протектором и каркасом.

Боковины представляют собой поверхностный слой резины, защи-
щающий боковые стенки покрышки от повреждений и проникновения
влаги. Бортовая лента, выполненная из прорезиненной ткани, предо-
храняет борта покрышки от истирания ободом.

Камера представляет собой герметический баллон тороидаль-
ной формы с вентилем, через который накачивают или выпускают воз-
дух, а на тракторных шинах — и балластную жидкость.

Ободная лента —это резиновая прокладка, устанавливаемая
между ободом и камерой для защиты камеры от повреждений и трения
о борт покрышки и обода (плоские ободья).

Вентили шин подразделяются на воздушные и водовоздушные
(тракторные). Основная деталь воздушного вентиля (рис. 262,5) —зо-
лотник 6, пропускающий воздух в камеру при ее накачивании и запи-
рающий затем выход воздуха из камеры. Водовоздушный вентиль трак-
торной шины приспособлен для заправки камеры не только воздухом,
но и балластной жидкостью (водой или водным раствором хлористого
кальция в холодное время года). Золотник 3 водовоздушного вентиля
(рис. 262, е) ввернут в обойму 2, которая устанавливается в корпусе 7
на прокладке и закрепляется колпачковой гайкой 5. При заправке ка-
меры жидкостью обойму и золотник снимают и к корпусу прикрепля-
ют специальное приспособление.

Шины ведущих колес должны иметь хорошее сцепление с почвой.
Для этого протектор шин снабжен развитыми грунтозацепами. В зави-
симости от почвенных условий могут применяться шины с грунтозаце-
пами разного рисунка. Помимо конфигурации грунтозацепов и их глу-
бины, важное значение имеет и расстояние между ними: слишком ма-
лое расстояние ухудшает самоочищаемость шины, способствует
залипанию и повышает буксование, а слишком большое уменьшает
площадь контакта шины с почвой и способствует увеличению буксо-
вания.

Обычная шина и шина типа Р (PC) показаны на рисунке 262, ж, з.
В шинах типов Р и PC нити корда в каркасе расположены радиально,
от борта к борту (у стандартных шин нити смежных слоев корда пе-
рекрещиваются между собой под углом 95—115°, образуя сетку).
Шины Р имеют жесткий в окружном направлении брекер из вискозного
или стального обрезиненного корда. Шины PC снабжены съемными
протекторными кольцами, позволяющими использовать шину в разных
условиях и проводить замену изношенного протектора. Шины Р и PC
обладают высокой надежностью и большим сроком службы. Их недо-
статки — повышенные шум и вибрация при использовании на легковых
автомобилях, большая жесткость езды, пониженная боковая устойчи-
вость.

Арочные шины (рис. 262, и) увеличивают проходимость автомоби-
ля в трудных дорожных условиях. Это шины низкого давления (0,05—
0,08 МПа), бескамерные, широкого профиля, с развитыми грунтозаце-
пами, относительно малого диаметра.

По условиям прочности внутреннее давление в шине нормируется в
зависимости от нагрузки на колесо. Установлено, что перегрузка шины
на 10% ведет к сокращению срока службы шины на 20%.

В руководствах но эксплуатации трактора указывают, в каких
пределах рекомендуется поддерживать давление воздуха в шинах при
работе с данной машиной. В общем случае давление воздуха в шине
должно обеспечивать хорошее сцепление колес с почвой при наимень-
ших сопротивлениях качению. На рыхлом и влажном грунте (вспахан-
ное поле и т.д.) рекомендуется более низкое давление, а на плотном
грунте, асфальте и т. д. — более высокое. При работе на мягком грунте
шина с низким давлением, деформируясь, образует большую площадь
контакта, и сцепление повышается.

Размеры шин указываются в дюймах, надписи делают на боковых
поверхностях покрышки. Шины низкого давления обозначаются так:
первое число — ширина В профиля, а второе после тире — диаметр d
обода колеса. Например, маркировка шины 12—38" обозначает, что
шина низкого давления, ширина профиля 12 дюймов, а диаметр обода
38 дюймов (1 дюйм=25,4 мм). Шины высокого давления маркируют
также двумя числами, из которых первое — внешний диаметр покрыш-
ки D, а второе — ширина В профиля (оба размера в дюймах). Для
шин низкого давления тракторов установлено смешанное обозначение
этих размеров — в миллиметрах и дюймах (в скобках). У шин высоко-
го давления между числами ставят не тире, а знак умножения. Напри-
мер, надпись 34X7,0" означает, что шина высокого давления, внешний
диаметр покрышки 34 дюйма, ширина профиля 7 дюймов. Принима-
ется, что между размерами D, В и d такая зависимость: D=d-\-2B при
допущении, что высота профиля шины равна ее ширине, то есть Н=В.

§ 3. Гусеничный движитель

Масса гусеничного трактора через движитель распределяется по
значительно большей опорной поверхности, нежели у колесного трак-
тора. Этим обеспечиваются лучшее сцепление с почвой, меньшее бук-
сование, стабильные тяговые качества, возможность развивать более
высокие тяговые показатели в сравнении с колесными машинами. Бла-
годаря малым удельным давлениям на грунт гусеничные тракторы
обладают повышенной проходимостью по слабым и влажным грунтам.

К недостаткам гусеничного движителя в сравнении с колесным
относятся: высокая стоимость, повышенная металлоемкость, сложность
конструкции и большие затраты времени на техническое обслужи-
вание.

К конструкции ходовой части гусеничного трактора предъявляют-
ся следующие основные требования: эластичность подвески, обеспечи-
вающая плавное движение трактора; надежное сцепление движителя
с почвой при наименьших сопротивлениях качению и повороту; хоро-
шая самоочищаемость гусениц от грязи (отсутствие залипания);
высокая долговечность гусениц, опорных катков, ведущих колес и
других элементов; удобство эксплуатации, регулировок и замены
звеньев, возможно меньший шум при движении.

Требования к плавности хода и меньшему шуму приобретают осо-
бое значение для тракторов, работающих на повышенных рабочих ско-
ростях.

Гусеничный движитель воспринимает на себя массу трактора и
приводит трактор в движение. Движитель состоит из гусеницы 8 (см.
рис. 254,6), ведущего колеса 7, опорных катков /, направляющего коле-
са 3 с натяжным устройством и поддерживающих роликов 9. Гусени-
ца — это замкнутая цепь из отдельных звеньев, соединенных шарнира-
ми или гибкой связью. Она охватывает ведущее 7 и направляющее 3
колеса, опорные катки / и поддерживающие ролики 9, образуя гусе-
ничный обвод.

Под действием момента, приложенного к ведущему колесу 7, гусе-
ница 8, перематываясь, расстилается под опорными катками 1. Возник-
шее от взаимодействия гусениц с почвой толкающее усилие действует
на несущую систему трактора и приводит его в движение, заставляя
катки перекатываться по гусеницам. Поддерживающие ролики 9
уменьшают провисание гусеницы 8 и предохраняют ее от бокового рас-
качивания во время перемещения. Натяжное устройство 4 позволяет
восстанавливать натяжение гусеницы, которая постепенно вытягива-
ется вследствие износа отдельных звеньев. При наезде на препятствия
происходит изменение гусеничного обвода, компенсирующееся упругим

24 а. М. Гуревич, Е. М. Сорокин 369




§ 4. Устройство гусеничного движителя

с упругой балансирной подвеской

Движители тракторов с упругой балансирной подвеской выполня-
ются по схеме, приведенной на рисунке 254, г.

Устройство движителя (на примере трактора Т-150) таково.

Опорный каток 15 (рис. 265,а) напрессован на ось 16, кото-
рая вращается на двух конических роликоподшипниках 1 в ступице
каждого балансира. Проворачиванию и спаданию катков с осей препят-
ствуют шпонка и гайка 9. Подшипники 1 смазываются жидкой смаз-
кой. Торцовое уплотнение, предупреждающее вытекание смазки, устро-
ено так. В корпусе 3 уплотнения находятся подвижное кольцо 5 и
резиновое кольцо 4, которые могут свободно перемещаться вдоль кор-
пуса и удерживаются от проворачивания стопорным стаканом 11. Пру-
жина 12 прижимает кольцо 5 к неподвижному кольцу 6, которое уста-
новлено на ступице катка; оно уплотнено резиновым кольцом 7 и
зафиксировано от проворачивания штифтом 10. Лабиринт 13 препят-
ствует попаданию грязи к подшипникам.





Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.47.142
Генерация страницы за: 0.018 сек.