Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. и контрольные задания для студентов-заочников




ФИЗИКА

и контрольные задания для студентов-заочников

 

по специальности технического профиля

на базе основного общего образования

 

 

Нижний Тагил


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального. Регистрационный номер ____________ от ________________ специальности _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

и примерной программой, утвержденной ИПР СПО Минобразования РФ в 20 ___ г.

 

Программу составил: _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании ЦК

«______» _______________ 200 г. Протокол № ____

 

Председатель ЦК ______________________

 

 

Программа одобрена на заседании Методического совета НТМТ ФСПО

 

«______» _________________ 200 г. Протокол № ______

 

 

Председатель Методического совета

НТМТ ФСПО Л.А.Литвинов

 


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 8

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ.. 14

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 22

Задания контрольной работы... 25

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 53

ЛИТЕРАТУРА.. 54


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе СПО утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 654 от 23.11.2009 г

Дисциплина Физика является компонентом инвариантной части учебного плана любой специальности и изучается на третьем курсе заочного отделения НТМТ на базе 11 классов.

Национально-региональный компонент введен с учетом региональной специфики содержания образования в следующих аспектах:

· взаимодействие с базовым предприятием ГПО УВЗ;

· историческое развитие различных отраслей народного хозяйства Горнозаводского округа.

Специфика образовательного процесса техникума выражена в прикладном характере физики, которая логически связана с общетехническими дисциплинами: электротехника с основами электроники, ТКМ, техническая механика; со специальными дисциплинами: газопламенная обработка металлов (1207), электрические измерения, электрические машины (2913) и др.

Изучение курса физики позволяет сформировать базовые физические понятия, используемые в спецпредметах, а также общеучебные и специальные умения и навыки при выполнении лабораторных работ. Именно по этому внесены коррективы в содержательную часть программы и в количество часов по темам.

Физика является общеобразовательной дисциплиной и при ее изучении реализуется одна из важнейших общеобразовательных целей – формирование естественнонаучного мировоззрения, диалектико-материалистического понимания окружающего мира.

Отсюда вытекают и основные общедидактические задачи:

· ознакомление с базовыми, фундаментальными теориями, законами, понятиями;

· формирование умений делать умозаключения; анализировать причинно-следственные связи

· развитие логического мышления

· овладение основными методами естественнонаучного исследования

· понимание роли физики в развитии научно-технического прогресса.

Решение физических задач является важнейшим средством обучения и развития студентов, т.к. задача всегда выступала и как цель, и как средство обучения. В аспекте цели на первый план выходит формирование умений применения физических понятий и фактов при решении конкретных физических задач. С другой стороны осознанное решение задач способствует более глубокому усвоению и закреплению теоретических сведений.

Требования к знаниям и умениям:

При изучении курса физики студенты должны знать и уметь:

1. понимать сущность метода научного познания окружающего мира;

2. раскрывать влияние научных теорий на формирование современного научного мировоззрения;

3. приводить примеры физических явлений и процессов, опытов указанных в обязательном минимуме содержания дисциплины;

4. используя теоретические модели объяснять физические явления;

5. иллюстрировать роль физики в создании и (или) совершенствовании важнейших технических объектов;

6. раскрывать смысл физических законов и принципов, указанных в обязательном минимуме содержания;

7. воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, графической, образной);

8. выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, формулировка теоретического вывода и его интерпретация);

9. делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой;

10. владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека.

Контроль знаний

При изучении курса физики предусмотрены следующие виды контроля и контрольные точки: выполнение двух домашних контрольных работ в 1 и 2 семестрах по темам: 2.1, 2.2, 2.3, 3.1;

Формой промежуточной аттестации является экзамен. Экзамен проводится в форме устного ответа и решения задач.

Его содержание соответствует Государственному образовательному стандарту.

Методические рекомендации содержат общие указания к изучению Физики на заочном отделении, пояснения к выполнению контрольных работ, примеры решения основных типов задач, список заданий для двух контрольных работ, разделенных на сто вариантов, критерии оценки контрольных работ, список основной и дополнительной литературы и приложения. Дополнительно приводятся список задач, рекомендованных для самостоятельного решения и вопросы для самопроверки, часть которых выносится на экзамен.

Приступая к изучению определенного раздела физики, прежде всего, следует ознакомиться с содержанием программы по данному разделу, а затем записать в тетрадь названия тем. Внимательно прочитав содержание первой темы, записать на полях тетради номера параграфов из учебника, которые относятся к данной теме и указаны в настоящем пособии; затем записать номера задач из задачника, рекомендованных для решения по данной теме.

Начиная изучать материал какого-либо параграфа необходимо прочитать весь параграф, не задерживаясь на трудном материале. При повторном чтении следует обдумывать смысл каждой фразы, а вывод формул, определения физических величин, их единицы и формулировки законов записывать в тетрадь. Изучение закончить повторением материала, приводя примеры и объясняя их. Материал можно считать усвоенным, если при его повторении не возникает необходимость заглянуть в книгу или конспект.

По мере ознакомления с новыми физическими величинами необходимо научиться получать из формул единицы этих величин. Например, используя формулу для вычисления работы электрического тока А = IUt и полагая в ней I = 1 A, U =1 В, t= 1 с, можно вывести единицу работы – джоуль: 1 Дж=1 А·1 В·1 с.

Если при изучении теоретического материала учащийся встречает затруднения, которые он не может устранить самостоятельно, повторно изучая основную и дополнительную литературу, необходимо обратитьсяк преподавателю для получения устной или письменной консультации. Для проверки усвоения материала в конце каждой темы приведены вопросы для самопроверки.

Хорошее усвоение теоретического материала невозможно без решения задач. Многочисленные формулы запомнить трудно, в процессе же решения задач они запоминаются легче. Поэтому почти к каждой теме дается перечень задач из задачника, рекомендованных для самостоятельного решения. Кроме того, в пособии приведен ряд примеров решения типовых задач. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно прочесть условие и, уяснив смысл, переписать в тетрадь без сокращений. Используя общепринятые буквенные обозначения физических величин, выписать в тетрадь заданные величины, выражая их в СИ.

Табличные данные, необходимые для решения задачи, рекомендуется брать из того же учебного пособия, что и сама задача. Затем записывают величины, которые требуется определить. Используя физические закономерности, применимые к данной задаче, следует выписать необходимые формулы, с помощью которых можно выразить искомую величину, т.е. решить задачу в общем виде, используя буквенные обозначения. Числовые данные при подстановке в полученное выражение следует записывать с единицами величин. Вначале выполняют действия над единицами величин, а затем над числами. Сравнивая, где это возможно, полученный результат с реальными значениями определяемых величин, можно убедиться в правильности решения задачи.

Часто для решения задачи целесообразно сделать рисунок, схематический чертеж или график. Пусть, например, требуется определить температуру, установившуюся в результате смешивания горячей и холодной воды, если известны масса горячей и холодной воды и их начальные температуры. Изобразим процесс теплообмена графически. Условимся в системе координат по оси абсцисс откладывать значения теплоты, отданной и полученной телами в процессе теплообмена и выравнивания температур, а по оси ординат — начальные температуры тел, участвующих в теплообмене, и температуру Θ смеси на рисунке. Анализируя график, можно установить, что холодная вода нагревается от температуры t1 до Θ, т.е. на t1) градусов, а горячая — охлаждается от t2 до, или на (t 2 — Θ) градусов. Из того же графика следует, что количество теплоты Qотд, отданное горячей водой, равно количеству теплоты Qnoл, полученному холодной водой, что согласуется с законом сохранения и превращения энергии. В данном случае потери энергии не учитываются. Проведенный графический анализ и сделанные при этом выводы нужно использовать при решении задачи.

Обязательным условием при решении задач является выполнение правил действия с приближенными числами, использование во всех случаях, когда это возможно, различных математических таблиц. Все вычисления рекомендуется выполнять с помощью микрокалькулятора.

Для оказания помощи учащимся в данном методическом пособии приведены примеры решения типовых задач с подробными объяснениями. Многие задачи разобраны в рекомендованной литературе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.