КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный внутренний долг
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ Лекция 8 Важнейшей частью фондового рынка выступает сектор государственных ценных бумаг, т.е. долговых обязательств федерального Правительства. Возникновение этого вида ценных бумаг связано с развитием экономических функций государства, для реализации которых была создана система государственных финансов, состоящая из двух дополняющих друг друга подсистем: бюджетной и кредитной. Бюджет современного государства, как правило, характеризуется превышением расходов над доходами, т. е. он дефицитен. Дефицит государственного бюджета следует рассматривать в связи с особенностями развития страны на конкретном историческом этапе. Дефицит негативен, если он следствие войн, милитаризации экономики, снижения уровня национального производства, ошибок и просчетов правительства и т. п. Дефицит может быть позитивным, если он отражает активное участие государства в экономическом росте страны. В этом случае его преодоление встречает меньше трудностей. Вместе с тем бюджет, сбалансированный по доходам и расходам, всегда свидетельствует о пропорционально развивающейся стабильной национальной экономике. Дефицит государственного бюджета может быть покрыт (уменьшен) за счёт кредитов, полученных от Центрального банка РФ. Подобные банки во всех странах принадлежат государству. Если получить кредит невозможно или он недостаточен, прибегают к денежным эмиссиям {они нежелательны, ибо ведут к инфляции) или к выпуску долговых обязательств государства. Выпуск последних во всех странах имеет тенденцию к возрастанию и ведёт к образованию государственного долга. Государственный долг — общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. С учётом сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают государственный долг капитальный (задолженность, по которой срок платежа не наступил) и текущий (срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году). В условиях централизованной плановой экономики, основанной на безраздельном господстве общественной собственности и жёстком диктате государства в экономике и политике, государственный долг перестаёт быть императивным, превращаясь в совокупность обязательств, подверженных манипуляциям со стороны государства. Об этом свидетельствует существовавшая в СССР до 1958 г. система ежегодных принудительных займов, не приносивших реальных доходов. Неоднократный отказ государства выполнять обязательства перед своими гражданами — свидетельство неэффективности и банкротства этой системы. Рыночная экономика, основанная на законах, обязательных к исполнению, в частности на соблюдении имущественных обязательств, предполагает наличие оформленных в виде государственного долга долговых обязательств государства как перед юридическими, так и перед физическими лицами. Переход России к рыночной экономике потребовал вновь вернуться к определению понятия, состава государственного внутреннего долга, принципов управления им и контроля за его состоянием, порядка его обслуживания. Всё это было изложено в Законе Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.). В Законе отмечено, что «государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации... перед юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации». Государственный внутренний долг обеспечивается всеми активами Российской Федерации. Государственный внутренний долг России имеет следующие формы: 1) кредиты, полученные Правительством РФ; 2) государственные займы, т.е. эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, вновь возникающей. В него включаются долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). РФ не несёт ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Управление государственным внутренним долгом РФ производится Правительством РФ на основе законодательных актов, принятых Государственной Думой и утверждённых Президентом РФ. Государственная Дума при утверждении республиканского бюджета РФ устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга и определяет политику по отношению к нему. Правительство РФ определяет порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения государственных долговых обязательств. Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями (если иное не установлено Правительством РФ). Оно заключается в операциях по размещению долговых обязательств, их погашении и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Все связанные с этим затраты производятся за счёт средств бюджета РФ. Состояние государственного внутреннего долга РФ контролируется Государственной Думой. Правительство обязано ежегодно не позднее мая текущего года публиковать данные о состоянии государственного долга РФ за предыдущий финансовый год. Покрытие государственного внутреннего долга происходит за счёт государственного бюджета. Оно предполагает погашение займов по истечении срока погашения, а также выплату процентов (в том числе в купонной форме) и дисконтной разницы. В расходах бюджета необходимые для этого средства даются отдельной строкой. В мировую практику погашения государством своего долга включён выпуск новых ценных бумаг: государство строит «финансовую пирамиду», отличающуюся от подобных же «пирамид» частных фирм тем, что имеет более надёжное обеспечение (собственность государства, налоги и другие доходы).
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |