КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стили педагогического общенияПод стилем педагогического общения В.А. Кан-Калик [6] понимает «индивидуально-типологические особенности социально-психологи-ческого взаимодействия педагога и обучающихся». Стиль общения, представляющий собой устойчивую форму способов и средств взаимодействия учителя со школьниками, во многом обуславливает поведение воспитателя в педагогическом процессе и формы его проявления, включающие в себя систему оценок, требований, стимулов и тональность их предъявления. Тем самым, педагог как бы моделирует поведение ученика и, включая в систему отношений определенного характера, упражняет в проявлении различных качеств личности. Это говорит о том, что результатом длительного пребывания детей в определенной системе взаимодействия с учителем является формирование у них соответствующих этой системе личностных качеств. К.М. Левитан выделяет три стиля педагогического общения: авторитарный, демократический, либеральный. При авторитарном - между педагогом и учащимися складывается формальная система отношений, которая носит сугубо официальный характер, демократический стиль руководства основывается на подлинном авторитете учителя, на принципах сотрудничества и взаимопонимания между субъектами воспитательного процесса, либеральный - характеризуется непоследовательностью во взаимодействии с детьми, неорганизованностью. В.А. Кан-Калик трактует педагогическое общение как творческий процесс и предлагает свою классификацию стилей. Наиболее плодотворным ученый называет общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, для которого характерно единство высокого уровня профессиональной подготовки учителя и его этических установок. Продуктивным он считает и стиль общения на основе дружеского расположения, где педагог в совместном увлеченном поиске играет роль старшего товарища, соучастника совместной деятельности. В.А. Кан-Калик указывает на существование и негативных стилей: общение-дистанция, где в качестве ограничителя отношений учителя с учениками выступает дистанция, что ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия с учащимися; общение-устрашение, разрушающее дружественную коммуникативную атмосферу, обеспечивающую творческую деятельность педагога и детей; общение-заигрывание, связанное с неумением воспитателя организовать продуктивное взаимодействие, возникающее в том случае, если он не понимает стоящих перед ним педагогических задач, не имеет навыков общения с детьми, стремится к взаимодействию со школьниками, но боится вступать с ними в контакт. Эти негативные стили иногда становятся постоянными и привычными формами общения педагога с учениками, резко снижая эффективность его деятельности [6]. Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают разнообразные модели поведения педагога в общении с воспитанниками. И.М. Юсупов описывает несколько таких моделей: диктаторская «Монблан», неконтактная «Китайская стена», дифференцированного внимания «Локатор», гипорефлексивная «Тетерев», гиперрефлексивная «Гамлет», негибкого реагирования «Робот», авторитарная «Я – сам», активного взаимодействия «Союз» [15]. Последняя модель общения наиболее продуктивна в педагогическом процессе: у учителей преобладает стиль дружеского взаимодействия с учениками с сохранением ролевой дистанции. Педагог строит отношения с детьми «на равных», поддерживая их инициативу, подчеркивает свое уважение к личности учащихся, помогая им занять позицию субъектов общения. Схема 13.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |