КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции педагогического общения
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Рассматривают следующие функции педагогического общения: 1. Информативная функция заключается в отборе и передаче учителем информации, которая определена учебными планами и программами. 2. Нормативная функция заключена в освоении учащимися норм морали и права через усвоение основ нравственного поведения, образцов соответствующих действий, поступков, способов регулирования взаимоотношений между людьми. 3. Познавательная функция выражается в направленности активности воспитанников, в формировании у них приемов и средств аргументации, доказательства, объяснения, облегчающих в процессе взаимодействия людей понимания мыслей и идей друг друга, способствующих координации знаний, которые дети получают в общении со сверстниками и педагогами. 4. Коммуникативная функция предполагает установление межличностных связей и взаимодействий воспитанников в микрогруппах, первичных коллективах, объединениях, установление контактов между коллективами детей и взрослых. 5. Регулятивная функция заключается в установлении различных форм и средств стимулирования положительных поступков нравственного поведения, а также торможения и устранения негативных. 6. Воспитательная функция общения состоит в показе и развитии у воспитанников способов и форм сотрудничества и взаимодействия, в выработке у них культуры умения общаться на основе уважения к достоинству личности другого человека.
Функции педагогического общения (по В.Ю. Питюкову)
I. «Открытие» ребенка на общение, которая позволяет создать младшему школьнику комфортные условия в игровой, учебной, трудовой деятельности, предоставляя ему возможность проявить себя. Она воплощается с помощью разнообразных операций, из которых мы рассмотрим лишь некоторые: 1. Выбор пластической позы. Пластическому образу учителя соответствует открытая поза, опущенные руки с раскрытыми ладонями, наклон тела вперед. 2. Подача информации с позиции «Мы». Устранение физического, социального и терминологического барьеров позволяет учителю выстраивать свое общение с воспитанниками с позиции «Мы»: «Мы начинаем изучение новой темы...», «Нам необходимо еще раз вернуться к решению этой задачи», «Подумаем вместе». 3. Установление личного контакта. Для установления такого контакта с младшими школьниками воспитатели использовали различные способы: вербальный, визуальный, тактильный. Вербальный контакт устанавливался при помощи слов. Для педагогов стало нормой употребление не прямых требований, а приглашений, просьб, советов, пожеланий. Очень важными становились обращения к детям по именам, использование разнообразных формул вежливости: «Пожалуйста», «Будь добр», «Извините», «Прошу прощения» и т.д. В общении с учащимися учителя использовали глаголы сослагательного наклонения: «Почему бы тебе не решить задачу другого варианта?», «Может быть, тебе удобнее читать вслух?», вопросительные предложения с частицей «ли» или со словами «можно», «советую», «прошу», «рекомендую», «желательно»: «нельзя ли сказать», «советую писать в столбик», «прошу выучить стихотворение к пятнице», «не трудно ли тебе принести тетрадь». Для организации совместной деятельности они применяли глаголы первого и второго лица множественного числа: «А теперь давайте откроем учебники...», «Прочитайте это стихотворение в паре друг другу». Для установления личного контакта был важен обмен вопросами о здоровье, настроении, погоде, который позволял педагогу и школьникам присмотреться друг к другу, почувствовать эмоциональное состояние и найти нужный стиль общения. Визуальный контакт устанавливался при помощи глаз: взглядом человек может передать свое настроение, привлечь внимание к себе, продемонстрировать расположение (ласковый взгляд), отчуждение (холодный взгляд), выразить иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), поддержать психологический контакт. Неслучайно в начале урока школьники встают, обращая свои взоры на учителя. В этот момент устанавливается визуальный контакт с учениками, которые нуждаются во внимательном, личностно заинтересованном взгляде воспитателя. Тактильный контакт производился с помощью такесических способов выражения эмоций: прикосновений к ребенку, рукопожатий, объятий, поцелуев, поглаживаний и похлопываний. Этот вид контакта особенно важен для младших школьников: они стремятся поближе подойти к учительнице, прикоснуться к ней, обнять, дотронуться до ее вещей. II. «Соучастие» ребенку в общении в процессе игровой, учебной и трудовой деятельности имеет свои технологические операции: 1. Демонстрация расположенности. Для создания младшему школьнику благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата очень важно пластико-мимическое выражение симпатии ему со стороны учителя. Демонстрируя свои чувства искренней радости, доброжелательности, расположенности, воспитатель получал такую же реакцию со стороны воспитанников. Выражение суровости на лице, непреклонности, поджатые губы, холодный блеск глаз отталкивают детей. Сближению педагога с учащимися, по мнению А.А. Леонтьева, способствуют высокая степень контакта глаз, улыбки, утвердительные кивки, интенсивные движения рук, наклон тела вперед, прямая ориентация. 2. Проявление интереса. В общении учителей с детьми эта операция проявлялась в умении слушать и задавать вопросы школьникам. Существуют два типа слушания - функциональное, которое направлено на восприятие и анализ информации, и личностное, сопровождаемое сопереживанием детям. Особую роль в общении с младшими школьниками играет эмпатийное слушание, при котором учитель проявляет искреннюю заинтересованность ребенком, подчеркивая свое расположение улыбкой, он внимателен, а не притворяется таковым, не отвлекается, не перебивает, давая ученику полностью выговориться, стремится проникнуть во внутренний смысл слов школьника, эмоционально поддерживая его репликами, мимикой и жестами. Умение задавать вопросы выявляется в процессе свободного общения воспитателя с воспитанниками, когда они обмениваются мнениями по той или иной теме, проявляя искренний интерес друг к другу. Выделено несколько групп основных вопросов: закрытые, на которые ожидается ответ «да» или «нет», несущий минимальную информацию для учителя; открытые требуют развернутого объяснения своего мнения школьником, помогая педагогу вникнуть в его проблемы; риторические позволяют воспитателю обеспечить поддержку своей позиции со стороны воспитанников, управлять их вниманием, выстраивать демократический стиль общения; переломные помогают поддерживать общение с ребенком в строгом русле, наметить новое направление диалога с ним; вопросы для обдумывания обеспечивают закрепление и проверку полученной информации, вносят поправку в изложенную точку зрения, создают атмосферу взаимопонимания; проблемные помогают создать интеллектуальные и духовные затруднения, которые дети не могут разрешить известными способами, заставляя их задуматься и найти новые варианты действий. 3. Оказание помощи. Гуманно-личностный стиль общения помогал учителям своевременно оказать помощь младшим школьникам, а учащимся - принять ее в полной мере. Педагоги использовали в своей речи следующие парадигмы: «Давай я тебе помогу...»; «Позволь мне помочь...»; «Мне хочется тебе помочь...». III. «Возвышение» ребенка в общении также представлена тремя операциями: 1. Принятие ребенка как данности. Для учителей очень важно соблюдение гуманистического принципа: «Принимать ребенка таким, каков он есть», предложенного К. Роджерсом. Этот принцип требует, прежде всего, признать индивидуальные особенности ученика и воспринимать его в данный момент как продукт социально-психологических условий предыдущей жизни. «Принять как данность» не значит отказаться от корректировки личностного развития ребенка, оно будет происходить в виде новообразований в процессе совместной деятельности, а означает предоставление младшему школьнику права проявить свое «Я» на достигнутом уровне развития, уделяя внимание достоинствам ученика, а не его недостаткам, ошибкам. Реализация в процессе воспитания детей этого гуманистического принципа предусматривала владение педагогом следующими профессиональными умениями: 1) во время общения с воспитанниками акцентировать внимание на предмете деятельности или отношениях - тогда индивидуальные своеобразия не только не станут мешать совместной работе, но и придадут неожиданную окраску взаимодействиям; 2) обеспечивать признание права каждого (и воспитанника, и педагога) на отличие во мнениях, суждениях, вкусах, способностях - тогда общение с детьми становится интересным, духовно богатым, инициирует мысль всех участников совместной деятельности; 3) не прибегать к открытой и прямой оценке воспитанника, больше высказывать свое отношение к происходящему, использовать прием «Я-сообщение», расценивая недостатки человека как не успевшие сформироваться, а потому не проявляющие себя достоинства, - тогда укрепляется уверенность ребенка в себе, повышается его самооценка, активность и общее самочувствие; 4) выражать соучастие в жизнедеятельности ученика, сопереживать успехам и неудачам, высказывать ему свою заботу и доброе расположение; отмечая несходство воспитанника с другими людьми, подчеркивать уникальность и неповторимость его личностного «Я» – тогда повышается статус воспитанника в группе, самоконтроль, формируется свобода проявления личности. 2. Просьба о помощи. Для повышения самооценки младших школьников и веры в свои силы и способности педагоги обращались к детям за помощью, используя для этого следующие фразы: «Помоги, пожалуйста,...»; «Не могла бы ты мне помочь...»; «Позаботьтесь о...». После посильной и реальной помощи, оказанной воспитанником другому человеку, учителя благодарили его за работу. 3. Поддержание оптимистического рубежа. Эта технологическая операция «возвышает» младшего школьника над его проблемами, которые становятся такими мелкими, и помогает ему поверить в себя и преодолеть трудности. У ученика не получается написание буквы, и он готов заплакать. Учительница видит это и говорит: «Когда-то я тоже училась в первом классе и у меня не получалась эта буква. Мы немного потренируемся, и у нас получится».
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 9208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |