КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И ответственности личности
ПРАВО КАК МЕРА СВОБОДЫ (Н.И. Матузов) „Свобода — одно из наиболее емких, сложных и многогранных поня-и. Существуют различные аспекты свободы— экономический, поли-Ческий, юридический, нравственный, духовный и др. Соответствен- Тема 13. Право и личность 2. Право как мера свободы и ответственности личности
но выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок определений. Эти истолкования нередко зависят от того, чего хотят от свободы сами ее интерпретаторы, которые, как правило, наполняют данный феномен различным содержанием. Каждый видит в свободе1 то что желает увидеть. Но есть и объективные основания свободы,: среди которых на первом месте стоит необходимость. Как можно «измерить» свободу? Ее уровень, рамки, пределы? В чем Свобода как определенное социальное состояние общества, как по Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы-реальное ее бытие. «Свобода бывает там, — писал он, — где господствует закон, а не произвол»1. Известны кантонские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он вид^1 основную цель и назначение права2. Пожалуй, только Лев Толстой, вопреки всему, считал право насилием над личностью. Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной (оформленной) государством в виде законов 1 Гегель. Философия права. М., 1990. С: 28.
ных правовых актов. Законы — это «положительные, ясные всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы»1. Как видим, основной смысл юридической свободы — это оградить индивида от внешнего произвола как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан. В этом заключается основная ценность и полезность права для личности. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность — возможность удовлетворения своего интереса. Без права, вне права свобода могла бы оказаться «пустым звуком», остаться нереализованной и незащищенной. Именно в этом качестве право прежде всего необходимо человеку, а не в качестве инструмента властвования и принуждения. Правовые нормы, будучи едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений — индивидуальные и коллективные.— ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность. Интерпретация права как меры (формы, нормы, уровня) свободы была впервые в нашей литературе наиболее четко воспроизведена в 70-80-х годах Д. А. Керимовым и B.C. Нерсесянцем2. До этого рассматриваемый аспект долгое время оставался в тени, хотя в той или иной степени он все же затрагивался и другими авторами. В настоящее время философским вопросам права уделяется достаточное внимание3. Тем самым продолжается традиция русской философско-правовой мысли, которая успешно развивалась до революции4. Философия права как научная дисциплина внедряется в учебный процесс юридических вузов. Тема 13. Право и личность 2. Прано как мера свободы и ответственности личности
1 В современных условиях, когда Россия переходит к рыночным отношениям, расширяется, в частности, зона экономической свободы; что соответственно влечет за собой и расширение «правового поля»:-для этого. Уже действует ряд законов, призванных опосредствовать указанные процессы. Это — результат общей демократизации общества.; Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34). Новый Гражданский кодекс закрепляет свободу договоров. Он, в частности, устанавливает, что коммерческие организации «могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом» (СТ. 49). • ';,;: Аналогичные возможности открывает Закон «О государственной В президентском Послании Федеральному Собранию 1996 rJ'yKa- Свободная экономика предполагает свободную личность и наооо-рот. При этом свободная экономика — не «дикая» экономика, равро как и свободная личность — не анархическая личность. Для того чтобы от' не стали таковыми, как раз и нужна регулирующая роль государства i права, ибо там, где кончается закон, начинается произвол. :; Существенно возрос уровень политической и личной свободы, да10 щей простор для разнообразной позитивной деятельности индивПД3' Правда, в процессе осуществления этой свободы выявляются и нега тивные ее стороны, когда в силу ряда причин и прежде всего из-3 1 Российская галета. 1997. 7 марта. отсутствия должной гражданской культуры свобода переходит во вседозволенность. Это значит, что правовые рамки свободы должны быть достаточно жесткими и надежными, что нисколько не противоречит принципам подлинной демократии. Право — это упорядоченная, нормированная форма свободы, свободы, введенной в законное (легитимное) русло, р. Иеринг считал целью права «уравновешивание интересов в обществе и нахождение баланса между ними»1. Свобода вне правовых рамок превращается в анархию, а демократия — в ширму, фасад, прикрывающие стихию и неуправляемость. Конечно, в условиях классических рыночных отношений многое определяется не законом, а личными устремлениями, волей, инициативой субъектов рынка. Но общие принципы, исходные позиции и ориентиры в этой сфере задаются все же властью и законом. Любой цивилизованный рынок так или иначе регламентируется законодательством, которое призвано определять его общую концепцию, оставляя в то же время достаточно широкий простор для самостоятельных действий субъектов. Главная задача права — предотвращать хаос и своеволие, обеспечивать порядок. Как заметил еще П.И. Стучка, юристы с давних пор видели в нормах права средства разграничения интересов, своего рода «пограничные столбы», «вехи», определяющие сферы деятельности отдельных лиц и не допускающие их столкновения2. «Свобода есть право делать все то и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом, подобно тому как граница Двух полей определяется межевым столбом»3.. Теорию взаимодействия права, свободы и интереса глубоко разра Понятно, что конечный (глубинный) источник свободы и ее сущ-не в юридических формах, которые сами по себе не могут ни Иериш Р. Борьба за право. М, 1991. С. 8. I См.: Стучка П.И. Курс советского гражданского права.'М, 1928. Т. 1. С. 125. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 400.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 300. Тема 13. Право и личность 2. Право как мера свободы и ответственности личности
объяснить, ни исчерпать свободы. Н. А. Бердяев писал, что право —.«это лишь минимум человеческой свободы»1. Но без правовых форм и средств в государственно-организованном обществе невозможно «юридическое признание» свободы, ее выражение, закрепление и «распределение» в индивидуальное пользование. Важно ведь не толькодо стигнуть известного уровня свободы, но и соответствующим образом распорядиться ею, законодательно оформить, сделать доступной для людей, поставить на службу обществу. Поэтому проблема политико-правового выражения свободы, совершенствования ее форм, методов использования имеет принципиальное значение для понимания самой сути свободы и демократии. Юридическая свобода как раз и «обнаруживает» себя в таких состояниях общественной жизни, как право, законность, правопорядок, правосудие,«за-конотворчество, правоприменительная деятельность, система прав и обязанностей, их гарантии, правовая культура, ответственность и т.д. При определенных условиях свобода и права личности могут ограничиваться во имя общего блага. В Конституции РФ говорится: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,;Прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (п. 3 ст. 55). В чрезвычайных ситуациях «для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя... могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» (п. 1 ст. 56). «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46—54 Конституции Российской Федерации». В перечисленных статьях речь идет о праве на жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность, тайну переписки, свободу совести и других личных правах. Приведенные положения российской Конституции полностью соответствуют общепринятым международным стандартам, практике других государств, Всеобщей декларации прав человека. Это выработанные на протяжении веков правила человеческого общежития. Следует сказать, что в последнее время проблема ограничения прав и свобод (наряду с их расширением и гарантированием) привлекает к себе пристальное внимание юридической науки. Так, в декабре 1997 г. журнал «Государство и право» на базе Нижегородского юридического института МВД РФ провел весьма представительный «круглый стол» 1 Бердяев НА. Философия неравенства. М., 1990. С. 90. t на тему: «Принципы, основания, пределы ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» с участием ряда судей Конституционного Суда, депутатов Государственной Думы, работников Министерства внутренних дел, Прокуратуры, ученых и практиков из разных регионов страны. Материалы обсуждения опубликованы1. Но запреты и ограничения в праве исследовались в литературе и раньше, так как они представляют собой объективно необходимые элементы (методы) правового регулирования общественных отношений2. Другое дело, что они сочетаются с правовыми дозволениями и разрешениями. И вся проблема заключается в нахождении оптимального (разумного) баланса между ними, «золотой середины». Право призвано гармонизировать (совмещать) свободу и несвободу. Оно определяет те общие для всех властные рамки, за пределы которых индивид выйти не может. Право выполняет разнообразные и многоцелевые функции. Оно одновременно и стимулирует, и ограничивает определенные действия, поощряет и запрещает их; открывает перед субъектами известные возможности и обязывает их к должному (нужному, полезному) поведению. Право «дарует» и «отнимает» свободу, гарантирует и защищает государственно значимые интересы, служит средством удовлетворения потребностей, применяет санкции за «непослушание», милует и наказывает, проводит своего рода политику «кнута и пряника», стоит на страже мира и порядка. Еще Цицерон писал, что право призвано искоренять пороки и насаждать добро. Свобода индивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности — социальной, экономической, политической, духовной. Но проявляется и реализуется по-разному. Это образует структуру свободы личности, ее грани, стороны. Свободу по-настоящему начинают ощущать лишь тогда, когда почему-либо ее утрачивают. В этом случае она становится бесценной. Свобода, как воздух, который люди не замечают пока он есть, но сразу задыхаются, когда его нет. Разумеется, свобода личности предполагает также ее свободу от произвола власти. Посредником между ними выступает закон, в кото-Ром как раз и выражена официальная мера независимости индивида, его «суверенитет», а равно очерчены границы деятельности самой этой См.: Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодатель-ТВУ2И международному праву. II. Новгород, 1998. Ч. 1. См.: Братка А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979; Алексеев С.С. Общие воленвд и общие запреты в советском праве. М., 1989; Рыбушкин H.II. Запрещающие Рмы в советском праве. Казань, 1990; Малъко А.В. Стимулы и ограничения в праве. ^Ратов, 1994. '8* Тема 13. Право и личность 2. Право как мера свободы и ответственности личности
предполагает поведение, не противоречащее социальным нормам Слово «ответственность» в указанных двух аспектах употребляется в законодательстве почти всех1 стран мира»1. Российские законодатели также пользуются данным понятием, как и юридическая практика Перед нами интересный необычный феномен. Он отражает не что иное, как чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. Позитивная Ответственность — мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из 'реального социально-правового статуса субъекта и может быть названа также статусной ответственностью. Имеется в виду обязанность индивида отвечать за свои поступки, свое отношение к людям., '•• •'» Указанный аспект ответственности стал предметом теоретического Ретроспективный подход к ответственности, который пока преоб Ответственность в ее полном объеме — это ответственность за Прошлое, настоящее и будущее, и именно в таком виде, т.е. во всех ее аспектах, она подлежит теоретической разработке. Задача науки состоит в том, чтобы обосновать необходимость, правомерность и этико-юридический характер позитивной ответственности, выявить ее особенности, место и роль в правовой системе общества. Отрицать это понятие, что иногда встречается в литературе, бессмысленно. И.А. Ильин называл позитивную и негативную ответственность соответственно «предварительной» и «последующей». Предварительная ответственность, писал он, «есть живое чувство предостояния и при" званности, стремление к совершенствованию. Еще не совершив п°" ступка, человек уже знает о своей ответственности. И это дисциплинирует его и вдохновляет. Последующая ответственность есть результат 1 ХачатуровР.Л.,ЯгутянР.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, искаженного правосознания, негативного поведения индивида. Она — антипод предварительной ответственности, т.е: безответственность»1. Позитивная ответственность в отличие от негативной не временная и не принудительная, а постоянная, добровольная и глубоко осознанная ответственность личности за свое надлежащее поведение. Она предполагает не только контроль субъекта за собственными действиями, но и положительную реакцию на контроль общества, государства. Для правовой системы это принципиально важный стабилизирующий и цементирующий фактор. Еще Цицерон заметил: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от долга»2. Позитивная ответственность личности предшествует негативной; последняя наступает лишь тогда, когда не срабатывает первая, т.е. когда совершается правонарушение. Негативная ответственность существует как потенциальная угроза, превенция, она может и не наступить, если личность ведет себя правомерно. Негативная ответственность обращена в прошлое, почему и называется ретроспективной, а позитивная — в настоящее и будущее, что дает основание именовать ее перспективной, активной, положительной. «Позитивная.ответственность — это мера социально-правовой активности субъекта»3. Оба аспекта юридической ответственности тесно взаимосвязаны, так как выступают разновидностями единой социальной ответственности личности и играют важную роль в становлении правовой государственности, упрочении законности и правопорядка в обществе. Они ни в коем случае не должны противопоставляться, а взаимодействовать, подкрепляя друг друга. Но общее развитие идет от негативной к позитивной ответственности, а не наоборот. «В переходе ответственности ретроспективной в проспективную как раз и заключается прогрессивная тенденция ее эволюции»"1. Если основанием негативной ответственности является правонару Субъектами позитивной ответственности выступают не только все Неспособные граждане, но и само государство. В Конституции РФ Ильин И. Путь к очевидности. М, 1993. С. 305. 3 Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 95. Коврова Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституцион-НЫх»орм. Воронеж, 1985. С. 12. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 14. Тема 13. Право и личность записано: «Признание, соблюдение и защита, прав человека — обязанность государства» (ст. 2). Это означает, что российские граждане как носители этих прав выступают по отношению к государству в; качестве управомочетых, а государство по отношению к ним является 'право-обязанной стороной. На этой основе возникают так называемые общерегулятивные правоотношения, в рамках которых граждане могут предъявлять и уже предъявляют к государству судебные иски1., i Причем иски адресуются непосредственно к государству как тако В современных условиях проблема ответственности (особенно по- При этом особую злободневность приобретает сегодня вопрос об ответственности политических лидеров, государственных деятелей, особенно тех, кто волею судьбы оказывается у кормила власти, рычагов управления. Своими непродуманными, ошибочными или волюнтаристскими действиями и решениями они могут причинить (и причиняют) огромный и непоправимый вред обществу, государству, гражданам. Но, как правило, никакой ответственности за это не несут* — ни моральной, ни политической, ни тем более юридической. «Порулив» страной, они уходят в тень и начинают спокойно, «тихо-мирно» писать мемуары о днях своего властвования. Впрочем, некоторые пишут и находясь «при должности». Безответственность и безнаказанность плодят новые злоупотребления и; преступления, подрывают правопорядок, дестабилизируют оо- 1 См.: Судебный процесс казака против России // Известия. 1992. 12 авг.;;!Граж,1а 2 См.: Иск пенсионеров к Президенту// Известия. 1995.22 иояб.; В Верховном • 3. О нраве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект 281 шество, разлагают людей. Еще Ш. Монтескье заметил: «Вникните в
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |