КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия 1 страница
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы — социальные и технические1. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Правоведы как гуманитарии не занимаются техническими нормами — это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности. Граница между ними проходит главным образом по предмету РегУ~ жирования. Если социальные нормы регулируют отношения'-межД) 1 Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные по?**1'^ людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то ; Особенность указанных отношений в том, что на другой их стороне — неодушевленные предметы, поэтому они носят не чисто социальный, а, так сказать, «полусоциальный» характер. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами. Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека. Социальные и технические нормы пс*мимо предметов различаются также по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия — в объектах и методах регулирования. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление Подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют, хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществля-Ют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле Играют дополнительную (акцессорную) роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами1. См.: Чердапцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм // Сов. государство и Тема 14. Право в системе социальных норм 2. Понятие и классификация социальных норм
Остальные технические нормы, в частности, действующие ш быто В эпоху НТР роль технических норм многократно возрастает^ От их Простая ошибка, оплошность, невнимательность, а тем более не В практической жизни мы нередко выражаем недовольство по поводу всевозможных инструкций, которые, на первый взгляд, излишне жестко и скрупулезно определяют характер и порядок некоторых наших действий в определенных ситуациях. Подобное роптание стало чуть ли не «признаком хорошего тона». Особенно это относится к лицам, выполняющим те или иные служебные функции. Однако не всякий запрет и не всякая инструкция — зло. Многие из них разумны и необходимы, особенно сейчас, когда, как уже говорилось, от тех, кто стоит у штурвалов, пультов и кнопок, зависит многое, если не все. Немало указанных «категорических императивов» и «параграфов» Особо следует сказать о нормах, определяющих отношение людей к животным — диким и домашним, вообще к животному миру. Большинство из этих норм закреплены в соответствующих правовых актах (например, правила содержания собак, лошадей, крупного рогатого i скота; разрешения или запреты на охоту; санитарные требования к уходу, выгулу наших «братьев меньших», прививкам, обследованиям, профилактике заболеваний и т.д.). Установлена ответственность за нарушение подобных регламентации. Как квалифицировать эти нормы? Как технические? Но речь идет не о технике. Как социальные? Но отношения между человеком и животными — не социальные, хотя, несомненно, имеют немаловажное общественное значение. Возможно, их уместно было бы называть по типу технико-правовых естественно-правовыми. Как сказано выше, социальные нормы — общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые. Социальные нормы — это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие — возникают, видоизменяются, третьи — навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм — фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое Дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью. Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям произ-водства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом»1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т..18. С. 272. 21* Тема 14. Право в системе социальных норм 2. Понятие и классификация социальных норм
Право сложилось намного позже других нормативных систем и Появление социальных норм и сознательного нормативного,регу- Таков генезис социальных норм, в том числе правовых.| «Истори Понятия «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные, взаимозаменяемые. В литературе, справочных изданиях они обычно определяются друг через друга: норма '—'• это правило, а правило — это норма. Между тем при более внимательном анализе выясняется, что «правило» — все же более узкий термин1,; чем «норма», и следовательно, они не всегда и не полностью совпадают. В частности, правовые нормы довольно сложны по своей конструк Социальная норма — не просто абстрактное правило желаемого по Норма — это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. 1 См.: Нерсесящ B.C. Право и закон. М, 1983. С. 5.. i : 2 Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 86. И понятно, что «поведение, соответствующее норме, встречается чаще, Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма — это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так1 и на внешних детерминантах. Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных/норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо именно отступление от них, т;е. от веками выработанных основ бытия, явилось в конечном счете одной из причин возникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживается весь мир. Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти'свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу, поверившему в ложные цели. Эксперимент, связанный с отходом от общепринятых норм и условий человеческого существования, завел в исторический тупик, из которого страна вынуждена выходить на уже проложенную другими магистраль прогресса. Диалектика не исключает попятного движения, зигзагов, топтания на месте при общем поступательном движении, но время потеряно. При этом тупиком является не социализм, как широко признанная и в целом гуманная система взглядов, а та его модель, которая была ценою огромных жертв неудачно опробована у нас и в некоторых других странах Восточной Европы. Классификация социальных норм. Социальные! нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирую-Щие)2. Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются: ') правовые нормы; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, тра-"Щий, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, кор-Ректности, приличия, обрядов, ритуалов. 2 Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 15. Тема, 14. Право в системе социальных норм Это общепринятая и наиболее распространенная классификация В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют Русские правоведы (B.C. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право — средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. B.C. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления злак Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, 1 Мы не вдаемся здесь в полемику, ведущуюся в литературе вокруг понятия права, но придерживаемся мнения, согласно которому право — это исходящие от государств3 нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости,,естест-венных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества. В целом понятие права, как заметил еще И.А. Ильин, упирается в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов. 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие... 327 определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности1.. Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали — это представления о добре и зле.> Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности. И. Кант заметил: «Кто превращает себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами»2. Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом — это важнейшие социальные ценности. Честь — дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов. Представления о честном и бесчестном — еще один стержень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый — выражает Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму. Так гласит и одна из христианских заповедей. По Канту, две вещи поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Мораль и нравственность — одно и то же. В научной литературе и в практическом °"Иходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются Установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под Равственностью — степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. Данном случае мы исходим из тождественности этих понятий.. Что касается этики, то То особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе Ределенные оценочные критерии. Кант И. Метафизика нравов. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 376. Тема М. Право в системе социальных норм 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие...
Все это составляет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. «Закон,.живущий ; в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно соотношение наших поступков с этим законом»1. Цицерон видел з совести главное украшение человека. Эта мысль отразилась и в народной мудрости: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую СОВеСТЬ»-.: | •;:.',« Второй аспект морали'— конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к; голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены. «Человек естъ'ряд j его поступков....Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне»2. Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть'его действительную сущность. Но поступки — плоды помыслов. ;' •'( Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в Единство права и морали состоит в том, что: I во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования ив силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа; BiO - в т о р ы х, право и мораль преследуют в конечном счете одни и в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирова в-четвер ты х, право и мораль в качестве нормативных явлений • •, • • 'Ч! 1 Кант И. Указ. соч. С. 329. ;, - ' 2 Гегель. Соч. М„ 1929. Т. 1.С. 234,236., ' • iSi 3 Здесь и далее под правом имеются в виду исходящие от государства юридические в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации; : в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»1. Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право — возведенная в закон нравственность. Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального сравнительного анализа. Отличительные особенности данных явлений заключаются в следующем. 1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же\отменя-ются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество — его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Конечно, процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же от имени государства как его официального представителя. По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нУЖно согласия властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения — класса- Илъин И.А. Порядок или беспорядок? М., 1917. С. 24. Тема 14. Право в системе социальныхнорм 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие..
ми, группами, коллективами; теми людьми, кто намерен ею руководст Это вовсе не означает, что государство не оказывает никакого.вли В любом государстве действует только одно, им же создаваемое право, в то время как мораль не является единой и однородной,5 она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным^ религиозным, профессиональным и иным делением общества. Это лишний раз показывает генетическую связь права с государством и отсутствие таковой у морали, хотя и мораль, несмотря на указанную выше' социальную дифференциацию, в целом все же соответствует определенному типу общества, государства или формации (рабовладельческой,'феодальной, буржуазной и т.д.). 2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если Но право утверждается, проводится в жизнь не только и не столько По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. НаруШе~ ! • '• '• \ 1 Гегель. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 37. : ' ние нравственных норм не влечет за собой вмешательства государст 3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |