КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект 1 страница
(Н.И. Матузов), Ни один грамотный юрист никогда не спутает понятия права в объективном и субъективном смысле. Профессионал без труда объяснит, что конкретно имеется в виду под словом «право» в той или иной ситуации в том или ином контексте. Да и рядовые граждане, не вдаваясь в теорию и не употребляя «мудреных» терминов, интуитивно различают указанные понятия в своей практической жизни. В одних случаях субъект говорит: «Право мне позволяет, разрешает, гарантирует, оно меня охраняет, защищает, стоит на страже моих интересов» (право в объективном смысле); в других утверждает: «Я имею право, я вправе, я правомочен, могу совершать определенные действия, что-то требовать, предъявлять иск» и т.д. (право в субъективном смысле). На такой утилитарно-прикладной ход рассуждений не раз указывалось в отечественной и зарубежной специальной литературе. Трудность, однако, состоит в том, что два разных понятия обозначаются одним словом — «право». Этот дуализм и сбивает нередко с толку, усложняет восприятие реальности. Перед нами слово-омоним (омонимы — это термины, имеющие одинаковое звучание, но разное значение). Только в английском и грузинском языках объективное и субъективное право выражаются по-разному, в остальных — одинаково- Поэтому, чтобы отграничить одно право от другого, приходится прибегать к уточняющим прилагательным. Суть двух значений права заключается в следующем. Совокупность Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955. С. 233. Тема 13. Право и личность Если же иметь в виду единичную норму объективного (позитивно Различие между правом в объективном и субъективном смысле сложилось в науке давно, оно проводилось еще в римской юриспруденции, а затем в последующих правовых системах как на Европейском континенте, так и в США. Наибольшее развитие и обоснование эта концепция получила, в частности, в немецкой юриспруденции прошлого века, а также в трудах русских дореволюционных правоведов1. | Однако существование понятий права в объективном и субъектив Однако в дальнейшем эти тенденции поддержки не получили. Уже При этом надо оговориться, что понятия объективного и субъективного права не следует путать с проблемой объективного и субъективного в праве. Это разные вопросы, хотя и взаимосвязанные. В послеД" нем случае имеется в виду соотношение объективных и субъективных 1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.Л912. С. 600.; 2 См.: О состоянии юридических наук // Вопросы философии. 1953. № 1. С.' lOJ- 3 См.: Советское государство и право. 1995. № 3. С. 11. 4 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1959. С -4о. 3. О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект 283 факторов, причин, условий, оказывающих свое влияние на процессы формирования и действия права как социального явления. Иными словами, это чисто философская, «истматовская» проблема. Она широко обсуждалась у нас (в порядке дискуссии) в начале 70-х годов на страницах журнала «Правоведение». Рассматриваемый же аспект — главным образом логико-понятий На чем же основано деление права на объективное и субъективное? Правомерно ли оно с научно-методологической точки зрения, каковы его истоки, необходимость и связь с философскими категориями объективного и субъективного? Исследователи не раз обращали внимание на то, что термин «право» многозначен. Он не всегда и не всеми употребляется в одном и том же смысле, а принимает различные значения в зависимости от того, какое юридическое явление хотят выразить. Причем такая неопределенность существует не только в повседневной жизни, где за словом «право» подчас вообще не стоит ничего юридического, но и в теории, которая также не избежала многоликости этой основной своей категории. Однако, несмотря на эту семантическую трудность, юристы с давних времен стали употреблять слово «право» в двух главных значениях — объективном и субъективном. Правовая действительность рассматривалась как бы в двух разрезах: в одной плоскости этого разреза видели устанавливаемые государством общеобязательные нормы, а в другой — все связанное с их реализацией, те конкретные возможности, полномочия, действия, которые люди могли предпринимать и фактически предпринимали на основе и в пределах этих норм. Право как норма, закон, государственное установление и право как возможность или управомоченность субъектов вести себя известным образом в рамках этих установлений — вот суть разграничения права на объективное и субъективное. Право в объективном смысле — это законодательство данного периода в данной стране; право же в субъективном смысле — это те конкретные возможности, права, требования, притязания, которые возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических отношений. Появилась потребность разграничить два разных явления путем °оразования двух самостоятельных понятий. Это можно было сделать ДвУмя путями: либо ввести новые термины, либо найти к уже имевшейся наиболее подходящие прилагательные, способные отразить ука-Занное различие. Произошло последнее. Тема 13. Право и личность Слово «право» стало употребляться с определениями «объектив Тут слёдует,заметить, что если понятие «право» употреблялось без «От объективного права, — писал М.В. Вишняк, — теоретическая юриспруденция стала отличать субъективное право, которое определялось как совокупность правомочий и притязаний, принадлежащих;лич-ности на основе норм объективного права, как то, что признается в интересах индивида и снабжено возможностью правовой защиты»1. Разумеется, явление, обозначаемое как «субъективное право», можно было бы выразить и с помощью другой грамматической формы, например, право субъекта, право лица, право гражданина и т.д*, или использовать прилагательные — личное право, индивидуальное право. Для широкой публики, массового читателя это было бы понятнее. В свое время предлагались и другие языковые символы. Р. Иеринг называл субъективное право конкретным, противополагая его абстрактной юридической норме. В русской дореволюционной литературе было много образных, афористичных определений субъективного права — как «защищенного законом интереса», «размера личной мощи», «индивидуальной вольности», «объема дозволенной самодеятельности лица», «сферы;влия-ния и власти человека в обществе», «открытой для гражданина возможности совершать известного рода поступки», «хотеть и действовать», «предъявлять требования к государству и согражданам»; как «меры свободы субъекта, осуществляемой в определенных границах»' и т.Д-Все эти дефиниции отражали различные грани и стороны одного, сло^-ного феномена. На этой почве шли споры и поиски наиболее обшей (универсальной) формулы, которая бы устраивала всех. Считалось, что такая формула еще не найдена. ' ( ВишнякМ'В. Личность в праве. Пг., 1917. С. 28. ! I 3. О праве в объективном, и субъективном смысле. Гносеологический аспект 285 р. Бабун писал: «Нечего и говорить, что названия «объективное» и «субъективное» являются неподходящими, их можно было бы замелить, например, терминами «общее» и «конкретное» право»1. Р. Ие-ринг, как сказано;выше, называл объективное и субъективное право абстрактным и конкретным. В советской литературе не раз указывалось на термин «правомочие» как на синоним^ субъективного права. Эти тенденции объяснялись стремлением избежать несколько нечеткого, имеющего философский оттенок, не всем понятного эпитета — «субъективное». Такое название наводило на мысль о каком-то необычном и загадочном праве, а не о том, которым обладают и пользуются все люди в повседневной жизни. В массовом обиходе, в широкой практике оно вызывало недоумение, отрицание, протест. Однако протест этот, как уже отмечалось, был протестом против слова, а не выражаемой им сущности. Правовая наука воспользовалась терминами «объективное» и «субъективное» не случайно и не для того только, чтобы разграничить два тесно соприкасающихся, но не совпадающих явления, а для того, чтобы полнее отразить их общественно-юридическую природу, функциональную роль и социальное назначение. И если уж говорить о более или менее удачной и точной терминологии, то в научном отношении, теоретически, когда право в смысле правомочия конкретного лица сопоставляется с правом в объективном смысле (норма), предпочтительнее как раз термин «субъективное право», так как он более верно и адекватно выражает суть и специфические особенности обозначаемого явления. Любопытно, что даже Леон Дюги, последовательно отрицавший значение субъективных прав личности и подменявший их теорией «социальных функций», тем не менее писал, что выражения объективное право и право субъективное удобны, ясны и точны, и поэтому пользование ими «вполне законно». Он сожалел, что французские правоведы не проводят здесь необходимого различия2. Особенно это касается «законности» термина «субъективное право», правомерность которого ЧаЩе всего и берется под сомнение. Но это не так. Во-первых, он оказывается на месте с чисто формальной точки зре-НИя> а именно в силу того, что в правовой науке все носители (обладатели) предусмотренных законом прав и обязанностей называются субъектами права». Отсюда принадлежащее им то или иное право — Уоъективное». Уже в этом заключена известная целесообразность енения данного термина. Во-вторых, и это главное, словами «лич- Бабун Р. Общее учение о праве и государстве. Киев, 1925. С. 115. ' См.:ДюгиЛ. Конституционное право. Общая теория права. М., 1908. С. 1. Тема 13. Право И личность ное», «индивидуальное» право мы выражали бы по существу'дищь момент принадлежности права, субъекту, но не отражали бы !горазд0 более значительного, а именно философского аспекта понятия. 'А он здесь, несомненно, присутствует. Дело в том, что «субъективное право» не только указывает на при Субъективное в нашем случае — это не только принадлежащее Именно эти свойства данных явлений (зависимость — независимость, принадлежность — непринадлежность, связанность — несвязанность с субъектом) отражают слова «объективное» и «субъективное». Эти определения показывают разную степень самостоятельности обозначаемых объектов по отношению к субъекту. В нашей литературе не раз предлагалось объединить два понятия права в одно, точнее, включить систему субъективных прав граждан, наряду с правовыми отношениями и правовыми взглядами, в содер*3" ние объективного права или просто права (С.Ф. Кечекьян, Я.Ф. Мико' ленко, А.А. Пионтковский, позже Л.С. Явич1 и др.). Речь идет о так называемой широкой трактовке права. И сейчас многие юристы'пони-мают под правом не только нормы. Эти стремления усилились с при~ знанием теории естественного права. 1 См.: Зуев И. Объективное и субъективное в познании и практической деятель' ти. М, 1989. С. 6-7. 3. О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект 287 Однако и такая позиция не мешает видеть в праве два среза, два ответвления — исходящие от государства обязательные предписания и юридические возможности отдельных лиц. Не случайно в ходе ведущейся уже много лет дискуссии по поводу сущности и определения права слияния двух его разновидностей все же не произошло — одно понятие не поглотило другое. Объективное право и субъективное право остаются пока что самостоятельными категориями, отражающими разные стороны правовой действительности. Да и трудно объединить то, что объективно не поддается объели -нению. При этом никто из оппонентов не отрицает тесной взаимосвязи между указанными образованиями, особенно в процессе реализации. И тем не менее «не могут быть оправданы попытки объединить объективное и субъективное право единым понятием права, поскольку эти явления лежат в разных плоскостях правовой реальности»1. Для обозначения этой реальности есть более широкие категории — «правовая система», «правовая надстройка», «механизм правового регулирования». Сегодня «параллельное» существование естественного и позитивного права (иначе говоря, субъективного и объективного) мало у кого вызывает сомнения — эти понятия на протяжении тысячелетий различались в мировом политико-правовом опыте. Именно поэтому нельзя естественное право вводить в общее определение права, ибо этим будет отождествлено право в объективном и субъективном смысле и тем самым подорвана основная идея естественной доктрины. Ведь суть этого учения как раз в том и состоит, чтобы не смешивать два разных феномена — законы государства и «прирожденные» права личности. Признание теории естественного права не колеблет в целом указанной концепции, а наоборот, придает ей новое звучание, ибо во, всех современных цивилизованных обществах, где господствуют идеи естественно-правовой доктрины, деление права на объективное и субъективное тем не менее сохраняется. Это и понятно, так как речь, собст-Венно, идет об одной и той же проблеме, только в разных ее аспектах, °Рганично дополняющих друг друга. Недопустимо и вредно как ото-*Дествление, так и противопоставление естественного и позитивного пРава. Ведь даже и «прирожденные» права без закрепления и гарантиро- акия их позитивным законодательством соответствующих государств 0гУт оказаться голыми констатациями. Рабы, например, были людьми ^^Ктаковые обладали «естественными и неотчуждаемыми» правами, U0 tynmep В.В. Понятие субъективного права // Философские проблемы субъектив-0 "Рапа: Тезисы докладов. Ярославль, 1990. С. 9. Тема 13. Правой личность 4. Основные права личности
но их права не только никем не признавались, но всячески попирались а сами рабы рассматривались в качестве «говорящих орудий», T.te. он» были бесправными. И.А. Ильин писал: «Основная задача положительного права состо Итак, под правом в объективном смысле понимается системе юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах (законах, указах, кодексах, конституциях)1 и не зависящих от каждого отдельного индивида; а под правом в субъективном смысле — система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования. Отдельное же субъективное право — это, как уже говорилось, га В более широком же значении под правом в субъективном смысле «может подразумеваться в качестве коррелята также и любая юридическая обязанность, хотя терминологически идея обязанности не покрывается представлением о праве в субъективном смысле»2. В данном контексте И.А. Ильин подчеркивал, что полномочием зд!есь будет называться всякое разрешение, содержащееся в норме, а обязанностью - долженствование, которое может быть выражено словесно в само> тексте нормы или выводиться из нее в логическом порядке. I1 Из этого важного замечания следует, что право в субъективно, смысле охватывает собой не только систему прав (дозволений, поли мочий, притязаний), вытекающих из норм объективного права, также и систему юридических обязанностей, т.е. совокупность конкр6 1 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 58. 2 Ильин И А. Указ. соч. С. 33. ных долженствований, необходимостей, императивов, предусмотренных законами государства/Все это составляет единое целое. Понятия права в объективном и субъективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные функции. Объективное право не может быть реализовано без субъективного. В этом их неразрывная взаимосвязь и невозможность существования друг без друга. Поэтому вопрос о том, сохраняет ли сегодня свое значение традиционное учение о делении права на объективное и субъективное (иначе говоря — на право в объективном и субъективном смысле) или оно исчерпало себя в свете современных реалий, может иметь только положительный ответ. Конечно, сохраняет. Важно лишь освободить его от прежней догматики, идеологиеских наслоений, формализма. В частности, неприемлемо в нем положение, согласно которому субъективное право всегда и во всех случаях вытекает из объективного права и полностью им определяется. Это не так, особенно когда речь идет о естественных правах человека, источник которых — не закон. В настоящее время в основном уже преодолена концепция открои-рованных (дарованных, пожалованных) прав, как и концепция приоритета государства над личностью. Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать, уважать и защищать эти права. 4. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ | (Н.И. Матузов), В общей шкале гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, роль, назначение очевидны. «Человеческое измерение» — оселок любых общественных пре-°оразований, точка отсчета в решении глобальных и текущих задач, в проведении всевозможных реформ, разработке государственных про-Рамм. Именно с этих позиций оцениваются сегодня все происходящие в стране и в мире события и процессы. При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, также их обязанности, составляют важнейший социальный и полити- °'ЮридИческид ИНСТИТут, объективно выступающий мерилом дости- нии данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. средство доступа личности к духовным и материальным благам, ханизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации Во Их интересов. В то же время это непременное условие совершенст- ания самого индивида, упрочения его статуса, достоинства. Тема 13. Право и личность 4. Основные права личности
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства, и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других1 объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами. /• Главная трудность заключалась и заключается в установлении Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания- фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути. Т. Джефферсон в свое время говорил: «Ничего не остается неизменным, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека». Опыт более чем двух столетий вполне подтвердил эту МЫСЛЬ. j;,, ' В 1998 г. все мировое сообщество отметило 50-летний юбилей Все К сожалению, эти итоги во многих странах, в том числе в России, Права человека внетерриториалъны и вне-национальны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом1 того или иного государства. Они давно стали объектом международного 1 См., например: Права человека в России: время надежд и разочаровании. Матер"' лы научно-практической межвузовской конференции. Ростов н/Д, 1998; Права чел(!цио. и пути их реализации. Материалы международной конференции. Саратов, '•• ' Кохии С.В. Всеобщая декларация 19-48 года: от каталога прав человека к унифик<1Ц| ^ правового статуса личности // Правоведение. 1998. № 4; Иваненко B.C. Всеобщая '' рация прав человека и Конституция Российской Федерации // Там же; Теория и практика прав человека в России // Там же. регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций; религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент, любого общества. По мнению С. С. Алексеева, «именно в категории прав человека В литературе справедливо отмечается, что в настоящее время, в свете новых реалий, права человека уже не могут определяться только и исключительно уровнем развития данного общества, хотя это имеет, конечно, первостепенное значение. На состояние прав человека и гражданина все большее и большее воздействие оказывают общемировые достижения, «единая человеческая цивилизация»2. Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и др. Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности. Оба эти документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей Ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека — обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и ' ^прикосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свобо-ДУ мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жи-ельства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться °оственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, ло-JJ^Tbi страну и возвращаться обратно.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |