Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I 6. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОСТИ





(Н.И. Мату зов) ч v

Необходимым компонентом оптимального взаимодействия госу­
дарства, права и личности выступают юридические обязанности; без
которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни'эф-
фективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни дру­
гие состояния и проявления общественной жизни. Они — условиенор-
мального функционирования конституционных институтов, управле­
ния производственными процессами, поддержания устойчивости и
стабильности в обществе. . '

Юридическая обязанность есть установленная законом мера долж­
ного, общественно необходимого поведения, а
также вид (линия) Пове­
дения. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся! на
«силовое» начало, т.е. на возможность государственного принуждения.
В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интере­
сы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в
любом правоотношении. ; ;.'

Обязанность отвечает также интересам самого правообязанного
лица, а в конечном счете — целям и задачам всей политико-правовой
системы. Без этих инструментов общество быстро превратилось бы в
некий рыхлый и неуправляемый 'анархо-синдикат. Обязанности при­
дают государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологи­
ческому равновесию. г;

Корреляция прав и обязанностей создает уравновешенное общест­
венное состояние, иначе говоря, режим наибольшего благоприятство­
вания для повседневной жизнедеятельности людей/Такое сочетание
выражает разумный баланс интересов всех членов и составных частей
общества, способствует достижению согласия, взаимопонимания и, со­
циального компромисса между ними. Это средство гармонизации; ин­
тересов государства и личности, а также интересов граждан'в их.взаи-
моотношениях друг с другом. Иным путем трудно добиться желаемого
социального эффекта. , ; ,. :

Юридическая обязанность — вид и мера государственно-целесооб­разного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и «умиротворение» в жизнь. Она — закон­ная преграда на пути произвола, хаоса, своеволия, неорганизованности, всего деструктивного и мешающего нормальному развитию общества. Обязанность тесно связана с субъективным правом; это парные, взаимозависимые понятия. Известно, что любая правовая норма носит предоставительно-обязывающий характер и уже поэтому предусматрй" вает как возможное, так и должное поведение. Обязанность -* способ




обеспечения прав, условие их реальности и эффективности/Если субъ­
ективное право — это сфера власти и свободы индивида, то юридичес­
кая обязанность — область необходимости и подчинения. Носитель
обязанности должен понимать и сознавать свою «несвободу» и связан­
ность ради общего блага. • • . ' •
функциональное назначение юридических обязанностей — кор­
респондировать субъективным!правам, вьшолнять свою часть работы
в общем механизме правового регулирования, направлять деятель-1
ность индивидов в нужное русло; а социальное — формировать долж­
ное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисцип­
линирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в об­
ществе.

Все эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, осущест­вляются одновременно. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обя­занности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Вне корреляции друг с другом данные категории немыслимы, они могут действовать только в «одной связке», а не порознь. Обязанности — обратная сторона прав.

Принцип сочетания прав и обязанностей получил отражение в при­нятой ООН Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного призна­ния и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократичес­ком обществе».

В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадле­жит». Исходя из этих общих положений, соответствующие государства закрепляют в своем законодательстве более развернутый перечень обя­занностей применительно к конкретным условиям и национальным интересам. При этом речь, конечно, идет не только об обязанностях Фаждан, но и об обязанностях органов власти, должностных лиц, дру­гих субъектов.

Тезис о единстве прав и обязанностей в последнее время был под­вергнут у нас критике. Для этого есть определенные основания, ибо в недавнем прошлом указанный принцип был сильно идеологизирован гипертрофирован, доведен до крайних пределов. Он рассматривался к^к часть более широкой концепции о перерастании (слиянии) прав и °язанностей «в единые правила коммунистического общежития».

20»



Тема 13. Праве) и личность


6. Юридические обязанности личности



 


Причем Этот процесс искусственно форсировался, так как считался непременным условием построения «светлого будущего». ' ;'

На практике многим правам нередко придавалось столь же непре­
рекаемое (императивное) значение, как и обязанностям (например,
праву участвовать в выборах, праздничных демонстрациях,! разного
рода соревнованиях, других кампаниях). Дебатировался даже вопрос,
наказуем ли отказ от права? Вообще, многое тогда строилось" яе на
законах, а на командах и волевых решениях. •' !'

Действовало «партийное право». Всякие там юридические'бснова-
ния попросту игнорировались. Были и другие перекосы в данной про­
блеме, заслуживающие негативной оценки. В частности, на первый
план обычно выдвигались и постоянно подчеркивались обязанности
граждан перед государством и почти ничего не говорилось об обязан­
ностях государства перед гражданами. Такого рода обязанности даже
не были закреплены в Конституций. , •; •,;

Однако важно в процессе критики всех этих аномалий не выплес­
кивать вместе с водой и ребенка, т.е. отрицать любую корреляцию
(единство, сочетание, взаимодействие) между правами и обязанностя­
ми. Принцип единства прав и обязанностей, как отмечалось выше,! вы­
текает из международных пактов о правах человека, из признания вза­
имной ответственности государства и гражданина, общества и личнос­
ти. Да и вообще всякое человеческое общежитие покоится на этих
началах, ., ,



Как ни затаскан у нас известный постулат о том, что нет прав |без обязанностей и нет обязанностей без прав, он в основе своей верный. Концепция «слияния» прав и обязанностей была некорректной в том смысле, что забегала вперед, ориентировала на «скорейшее» достиже­ние конечной цели — победу «коммунистических отношений». В этом качестве данная идея, конечно, себя дискредитировала. Но как форма взаимодействия указанных феноменов в определенных общественных связях и моделях она остается в силе.

Когда-то, в начале развития цивилизации, между правами и обязан­ностями вообще не проводилось никакого различия; в представлениях людей и в их повседневной жизни они были «слиты» воедино. «Для индейца, — писал Ф. Энгельс, — не существовало вопроса, являются ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь, же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота — правом или обя­занностью»1. Но затем эти понятия четко разделились.

Проблема единства (сочетания) прав и обязанностей многопланова. В ней можно выделить ряд аспектов: исторический, социально-поли-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 159.


тический, философский, юридический, нравственный, психологичес­
кий и др. Здесь затронуты лишь некоторые из этих связей. Однако ясно,
что права и обязанности, будучи самостоятельными категориями, «об­
речены» на тесное «сотрудничество» в деле регулирования обществен­
ных отношений. «Корреляция субъективных прав и обязанностей ак­
сиоматична для философии права, общей теории права и отраслевых
юридических наук»1. : , .!

К сожалению, обязанности в гораздо меньшей степени исследованы учеными, чем права — в этом смысле им «не повезло». Соответственно эти категории слабее распространены в общественном и индивидуаль­ном сознании — о них часто просто «забывают». Отсутствует четкая классификация обязанностей, в то время как в конкретных и общих правоотношениях их ровно столько, сколько прав. Задача правовой науки — обратить на них более пристальное внимание.

В литературе правильно отмечается, что «обращение к гносеологи­ческим, историческим и конституционным истокам обязанностей че­ловека и гражданина имеет существенное теоретико-познавательное и практическое значение»2. В осмыслении нуждаются генезис, эволюция и дальнейшее развитие этих явлений.

Права плюс обязанности, свобода плюс ответственность — такова аксиома нормальной жизнедеятельности людей. Это разумно, справед­ливо, демократично. Нарушение данного принципа, в сущности, всегда является социальной аномалией. Обязанности — реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Причем с юридической точки зрения требования эти выражают политико-нравственный минимум, а не максимум. Максимум, как известно, выражает мораль.

В ныне действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружаю­щую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческо­му и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отече1

ство (ст. 15,44,57-59).

Между тем в приведенных выше международных пактах о правах
Указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу
Конституцию. Это известное отступление от общепринятых стандар­
тов. В конституциях современных зарубежных стран обязанности
также представлены шире и значительнее. В нынешних российских
Условиях обязанности как дисциплинирующий фактор не менее необ-
, чем права. |

TapycuiM H.H. Субъективное право — юридическая обязанность? // Философские

;мы субъективного права: Тезисы докладов. Ярославль, 1990. С. 21.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992. С. 64.



Тема 13. Право и личность


7. Гарантии прав личности: понятие и классификация



 


Резкий дисбаланс между правами и обязанностями, зафиксирован­
ными в Конституции, обычно объясняется тем, что если первые охва­
тывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны' в ос­
новном лишь с поддержанием общественного порядка. И это в принци­
пе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обязанности
незримо «сопровождают» все права, корреспондируя им в соответству­
ющих правоотношениях, т.е. в процессе реализации. Иначе права>могут
I превратиться в «пустой звук». Ведь обязанности — способ обеспечения
прав. : ': ~,

Это, конечно, не значит, что в том или ином нормативном ,акте «в
паре» с каждым конкретным правом непременно должна фигурировать
обязанность — чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее
важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить
в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго
соблюдали. Правосознанию общества это не повредит. :

Распространено мнение, что слишком большой перечень обязан­
ностей — признак тоталитарного государства. Отчасти это так! В to же
время без обязанностей не может обойтись ни одно «нормальное» об­
щество, и объем их зависит от многих причин: национальных традиций,
развитости демократии, уровня политической и правовой культуры
и т.д. . ;:.

В конкретных обстоятельствах современной России в целях усиле-
1 ния организующих начал обязанности граждан можно было бы, на наш
взгляд, расширить и привести их в более гармоничное сочетание с
правами. Между этими двумя полюсами не должно быть резких рас­
хождений и несогласованностей. Необходимо помнить, что то и другое
выступают важнейшими элементами правосознания. ;

«Люди, не ведующие своих обязанностей, — писал И.А. Ильин, —
не в состоянии и блюсти их; люди, не знающие своих полномочий,
произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не
желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и
дисциплину, или оказываются обреченными на правовую невменяе­
мость»1. Звучит весьма современно. ;

Естественные права человека предполагают столь же естественные
его обязанности, и эти два начала призваны взаимодействовать и урав"
новешивать друг друга. Обязанности — другой конец «демократичес­
кой оси», обеспечивающей поддержание баланса интересов в обществе.
Без этого невозможна сколько-нибудь упорядоченная жизнь людей. Об
этом писал еще Цицерон2. i

1 Ильин ИЛ. О сущности правосознания. М., 1993. С. 24.

2 См.: Цицерон. Об обязанностях. СПб., 1903.


Не случайно в последнее время на различных международных фо­румах активно обсуждается вопрос о принятии ООН Всеобщей декла- . рации обязанностей: человека и гражданина. Такая необходимость вы­текает из объективных потребностей совместного бытия людей, стран, народов, их цивилизованных взаимоотношений в грядущем XXI в., создания устойчивого мирового правопорядка и справедливости.

7. ГАРАНТИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

(А.С. Мордовец)

В юридической литературе проблема гарантий не обойдена внима­нием. При ее исследовании высказываются весьма плодотворные идеи: во-первых, рассматривать гарантии в качестве элемента правовой системы; во-вторых, не отождествлять их с другими понятиями: мерами охраны, мерами правовой защиты, юридической ответствен­ностью; в-третьих, изучать в качестве самостоятельной категории, имеющей свои черты, объект воздействия, а также систему, структуру, методы реализации.

Гарантии представляют собой объемное социально-политическое и юридическое явление, которое характеризует, по меньшей мере, три момента: 1) познавательный, позволяющий раскрыть предметные тео­ретические знания об объекте их воздействия, получить практические сведения о социальной и правовой политике государства; 2) идеологи­ческий, используемый политической властью как средство пропаганды демократических идей внутри страны и за ее пределами. При этом истинное состояние прав человека и гражданина может существенно ; отличаться от официально декларируемых властями лозунгов и «об­служивать» национальные, классовые, партийные, групповые и даже личные интересы; 3) практический, признаваемый в качестве инстру­ментария юриспруденции, предпосылки удовлетворения социальных благ личности. Гарантии — это система социально-экономических; по­литических, нравственных, юридических, организационных предпосы­лок, условий, средств и способов, создающих равные возможности лич­ности для осуществления своих прав, свобод и интересов:

Понятие гарантий базируется на основных принципах, выработан­ных человечеством: гуманизме, справедливости, законности, целесооб­разности, равноправии и др. По своей сущности гарантии есть система Условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их ос­новной функцией является исполнение обязательств государством и Другими субъектами в сфере реализации прав личности. Объектом га­рантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и Щитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимуще-ственных интересов граждан.



Тема 13. Право и личность


7. Гарантии прав личности: понятие и классификация



 


, Содержание гарантий весьма динамично и обусловлено их целевой 1 институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходя­щих в стране на определенных этапах ее исторического развития. Все конституции бывших социалистических государств Восточной Евро­пы, в частности, устанавливали право граждан на труд и их обязанность трудиться. В основе такого подхода были заложены принципы социа­лизма: «от каждого по способности, каждому по труду», «кто Не рабо­тает, тот не ест».

В гражданском обществе отношения между гражданином и госу­дарством кардинальным образом меняются. В их основе лежат прин­ципы социального согласия и равенства возможностей. Государство признает за всеми гражданами право на труд и поощряет условия, которые делают это право реальным. В действующей Конституции Российской Федерации записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выби­рать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37).

Понятие гарантий тесно соприкасается с такими категориями^ как
«социальная защита», «правовая защита», «система обеспечения»; «ус­
ловия», «факторы», в сравнении с которыми оно подчас приобретает
более широкое или, наоборот, узкое смысловое значение. Кроме того,
понятие гарантий отражает совершенство законодательной техники,
многообразие форм языка закона. Раздел VI Закона Российской Феде­
рации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации» от 11 марта 1992 г. назван: «Гарантии социальной и пра­
вовой защиты, ответственность лиц, занимающихся частной детектив­
ной и охранной деятельностью». Очевидно, что социальные и правовые
меры защиты названных субъектов права выступают в качестве формы
гарантий. , . /,,,;,

К социальным условиям их реализации относятся обязательное
страхование граждан, занимающихся частной детективной деятельнос­
тью, уплата взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и
Фонд государственного социального страхования Российской Федера­
ции (ч. 1 и 2 ст. 19). Правовой формой защиты является ответствен­
ность правонарушителей за сопротивление, угрозу или насилие в отно­
шении частных детективов и охранников (ч. 3 ст. 19). . i;

Следовательно, условия выступают в качестве определяющего .фак­
тора осуществления социальных и правовых гарантий. Сам термин
«гарантии», судя по содержанию статьи, находится как бы «вне преде­
лов видимости» законодателя, сводится к условиям, привносится им
через содержание'юридической ответственности, т.е. меры государст­
венного принуждения, il


Гарантии прав личности нуждаются в организационных, процедур­ных формах их реализации. Диалектическая взаимосвязь процедур и гарантий состоит в том, что первые четко дают гражданам ответы на вопросы: к кому обратиться? каков порядок действий? в какие сроки? в какой форме? с кем согласовать? какие результаты будут от судебных процедур? какие результаты возможны от внесудебных процедур?

И Т.Д. • : ••••'!

Гарантии служат основанием надежности использования личнос­тью процедур в определенных казусных обстоятельствах. Сказанное не означает, что содержание процедур не -создает организационных и иных условий для осуществления того или иного вида гарантий.

Гарантии как социально-правовые меры материального, организа­ционного и иного характера всесторонне показывают уровень экономи­ческого и политического развития демократичности общества, общест­венного и правового сознания населения. Во французской Декларации прав человека и гражданина (1789) записано: «Каждое общество, в котором не обеспечены гарантии прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16). В сфере прав личности Декла­рация прав человека и гражданина стала фундаментом для построения конституций демократических государств Запада.

Закономерно, что новая Конституция РФ, учитывая международ­ный опыт, провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1), закрепила принцип разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную, а также обусловила систему гарантий. Термин «гарантии» используется в Основном Законе России не менее чем в 18 статьях.

Конституция подчеркивает, что обеспечение прав личности не яв­ляется исключительной прерогативой федеральных органов. Сегодня ответственность i за выполнение обязательств в сфере прав человека и гражданина в значительной мере ложится на республики и иные субъ­екты, входящие в состав России. Так, в пункте «б» части 1 статьи 72 записано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъ­ектов находится «защита прав и свобод человека и гражданина». Соот-Ветственно конституции республик в составе России содержат специ­альные разделы, посвященные правам, свободам и обязанностям лич­ности. С учетом обязательств по обеспечению прав личности на терри­тории субъектов Федерации заключаются и договоры между ними и российской Федерацией. К таковым можно отнести договор Российской ^еДерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов веде-Ния и взаимном делегировании полномочий между органами государст-енной власти Российской Федерации и органами государственной влас-и Республики Татарстан». В нем четко определено, что органы государ-



Тема 13. Право и личность


7. Гарантии прав личности: понятие и классификация



 


ственной власти Республики Татарстан обеспечивают защиту! прав и
свобод человека и гражданина (п. 1 ст. 2). *'•.••>.*.

В юридической литературе много внимания уделяется классифика­ции гарантий прав личности. Это научно оправдано. Гарантии связы­вают воедино и правовое, и фактическое положения человека врграж-данском обществе, служат выражением социальной свободы, ответст­венности и активности граждан. Справедливо утверждение, что'поли­тические, экономические, духовные предпосылки и условия сами по себе не служат основанием для реализации прав и свобод личности. Собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества1. '; ;

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина1 с пози­
ции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические;, орга­
низационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве
подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие
гарантии
делятся по социальной направленности на материальные,
политические, духовные. ;

Материальные гарантии — это единство экономического простран­
ства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,
поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности,- при­
знание и защита равным образом частной, государственной, муници­
пальной и иной форм собственности, социальное партнерство между
человеком и государством, работником и работодателем, производите­
лем и потребителем. ;'.•;

Политические гарантии — это система народовластия, возмЬжнос-ти личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право нйрода России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться прав!ами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные гарантии — система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость;; это общественная сознательность и образованность человека. К числу ДУ" ховных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основ­ного общего и среднего профессионального образования, свобода, лите-

1 См.: Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 24,165; ТолкачевК-Б-* Хабибулин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР:1 система* характеристика, особенности реализации. Уфа, 1990. С. 4\;Эбзеев Б.С. Указ. соч. С. 21 '•


атурного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юридичес­ких средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего речь идет об обязанности государства обеспечить личнос­ти право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные зако­ном, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на: доступ к правосудию и на компен-сацию причиненного ущерба.

Среди юридических гарантий прав личности следует различать га­рантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосред­ственное пользование; процессуальные формы реализации; меры по­ощрения и льготы для стимулирований правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу юридических гарантий составляют конституцион­ный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности винов­ных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и про­филактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина — всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

По сфере действия гарантии можно классифицировать на внутри­
государственные и международные механизмы гарантий прав человека
и гражданина. <

Внутригосударственные гарантии — это система социально-эконо­мических, политических, нравственных и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и граждани­на. Они закрепляются прежде всего в Основном Законе страны либо в актах, имеющих конституционное значение. Еще при разработке Уста­ва ООН в докладе одного из подкомитетов конференции в Сан-Фран-Циско отмечалось, что обеспечение и непосредственная защита прав человека и основных свобод являются внутренним делом каждого го­сударства, поэтому существует необходимость «поощрения и развития Уважения к правам человека»-. Это предложение было принято и запи­сано в Устав ООН (п. 3 ст. 1).

Международные механизмы гарантий прав личности — это коллек-тивные меры мирового сообщества экономического, политического, Идеологического, организационного характера, обеспечивающие охра-^ и защиту прав человека и гражданина. Эти меры включают, напри-МеР, программы профессионально-технического обучения и подготов-



Тема 13. Правой личность


7. Гарантии прав личности: понятие и классификация



 


ки, пути !и методы культурного развития и полной занятости населе­ния, формирование международно-правовых принципов и норм по

1 правам человека. Так, политико-правовую систему международных га­рантий прав человека составляют Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических; социальных и культурных правах, Международный пактю гражданских и политических правах, Европейская конвенция прав человека и ряд дополнительных дротоко-

|, лов, другие международные документы. . • • . •• • а! ,с

По способу изложения в нормативно-правовых актах институцион­
ные гарантии можно классифицировать на простые, сложные и сме­
шанные. • • ':-,,. .." I i 'I >-

Простые институционные гарантии — это система средств и усло­вий, предпосылок, факторов, закрепляемых в правовых нормах ^обес­печивающих охрану и защиту прав личности четко определенного вида. В Основном Законе Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. записано: «Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируется. Цензуры не существует» (ч. 1 ст. 5). '.''

Сложные институционные гарантии — это система средств,! усло­
вий, предпосылок, факторов, закрепляемых в законе и обеспечиваю­
щих охрану и защиту прав как отдельной личности, так и социальной
организации. Так, Конституция Французской Республики от 4 октября
1958 г. декларирует следующее: «Нация гарантирует личности и'семье
необходимые условия для их развития» (ч. 7 ст. 1). ;• ;i

': Смешанные институционные гарантии— это система средств, усло­
вий, предпосылок, факторов, закрепляемых в законодательстве ^обес­
печивающих охрану и защиту одновременно и экономических; и поли­
тических, и гражданских, и других прав и свобод человека и граждани­
на, а также и их социальных организаций. При этом названные гаран­
тии могут закрепляться либо в одной статье нормативного акта,;либо в
его специальных разделах или главах. ' иг

I Так, в Конституции Итальянской Республики 1947 г. подчеркива­ется: «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права чело­века1]— как отдельной личности, так и<в социальных образованиях, в которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъемле­мых обязанностей, вытекающих из политической* экономической и социальной солидарности» (ст. 2). • \

Действующая! Конституция России рассматривает права человека
,и гражданина с позиции правового статуса личности (ст. 64).: В;этои
' связи виды гарантий можно классифицировать по основанию правово­
го положения личности на общие, специальные и индивидуальные га­
рантии. .,,..'..: : . . : '•''-; .'•

Общие гарантии — система экономических, политических, ДУХ°В" ных и иных отношений, условий, факторов, декларируемых Основным


Законом, без которых требования личности к обществу носили бы
чисто формальный характер: В части 1 статьи 17 Конституции России
записано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина) согласно общепризнанным
нормам международного права и в соответствии с настоящей Консти­
туцией». ' '••'!''• ' ! .''•'''' ' • • ';

Специальные гарантии — система социально-экономических, поли­
тических и юридических факторов и условий, способствующих охране
и защите определенных категорий граждан! иных субъектов правовых
отношений: депутатов, сотрудников силовых структур, военнослужа­
щих, вузовских работников и т.д. Так, Законом РСФСР «О милиции»
предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты сотрудников
милиции. Согласно статье 24 названного Закона, на деятельность со­
трудника милиции, например, распространяются положения о необхО'
димой обороне и крайней необходимости, право на обжалование в суд
приказа об увольнении из милиции и т.д. (правовые гарантии), а также
право бесплатного пользования всеми видами общественного транс­
порта городского, пригородного сообщения (кроме такси), (а также по­
путным транспортом (ч. 1 ст. 32), льготы в оплате жилой площади,
коммунальных услуг и топлива (ч. 3 ст. 30) и т.д. (социальные га­
рантии). ; !

Индивидуальные гарантии — это меры и условиЯ(Организационного,
процедурного, материального,; правового и иного характера, обеспечи­
вающие личности реализацию права в конкретных жизненных обстоя­
тельствах на основе закона.1 Это события, условия чрезвычайного поло­
жения. Например, Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» от
17 мая 1991 г. (разд. V) предписывает, что неправомерное применение
силы сотрудниками;органов внутренних дел и военнослужащими, пре­
вышение служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав
граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответст­
венность согласно действующему законодательству. ,

Наконец, имеются в виду индивидуальные гарантии прав личности пРи решении дел казусного характера. В частности, Закон РФ «О заня­тости населения Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. гаранти-Рует гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, Из Учреждений, организаций, а также гражданам, впервые ищущим Работу или желающим возобновить трудовую деятельность после дли­тельного перерыва, предоставление компенсации работникам, высво-°*Денным с предприятий, организаций и учреждений; выплату сти-енДий в период профессиональной подготовки, переподготовки или овьццения квалификации; выплату пособий по безработице и т.д. Нередко законодатель формулирует индивидуальные гарантии в Рме института права. К таковым, например, относится институт лич-



• Тема 13. Право и личность


7. Гарантии прав личности: понятие и классификация



 


ной безопасности сотрудника милиции (ст. 16 Закона «О милиции»)
i Разумеется, классификация гарантий по основанию правового положе­
ния личности условна. Как и виды правового статуса личности -
общий, специальный (или родовой), индивидуальный — гарантии со­
относятся между собой как общее, особенное и единичное, «тесно вза­
имосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на прак­
тике неразделимы»1. . и ,-;

Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно соприкаса­
ются с организационными гарантиями. Организационные гарантии ~
это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общест-
i венных организаций в сфере правотворчества, правоприменения, осу­
ществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного! ха­
рактера. Цель организационных гарантий — повышение эффективнос­
ти использования внутригосударственных и международных гарантий
прав личности. В содержание организационных гарантий включаются
определение, принятие и решение государством задач социальной и
правовой политики; государственный и общественный контроль;;обра-
ботка информации, организационные процедуры применения средств
и связи и т.д. •.'•••

Соответственно по содержанию организационные гарантии'можно
классифицировать на контрольные, процедурные, организационно-
технические. •' • ,•• ; '•'•

Контрольные гарантии обеспечения прав граждан — это система
организационных предпосылок и условий, основанная на принципах
постоянства, последовательности, объективности, демократичности и
действенности. Правильное понимание названных принципов повы­
шает эффективность контроля и помогает использовать его и как сред­
ство, позволяющее выявлять нарушения прав личности, и в превентив­
ных целях. , i •< .'',;

I Процедурные гарантии обеспечения прав личности — это дорядок,
способы, условия повышения эффективности социальных норм в об­
щественных отношениях, которым соответствующая процедура слу­
жит. Так, в статье 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Феде­
рации» от 26 июня 1992 г. устанавливаются юридические и оргёниза-
ционные гарантии независимости судей. Например, определения, вы­
несенные судом во время судебного разбирательства, подлежат оглаше­
нию. Исключение из этого правила составляют частные определения,
оглашение которых зависит от усмотрения суда (ст. 321 УПК'?®)'
кроме того, названный Закон устанавливает процедуры приостановле­
ния и прекращения полномочий судьи,| В частности, прекращение пол­
номочий судьи возможно лишь при строго определенных Законом Ус"
------ \-------- '— ' • • !

1 Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993. С. 230. ' : ;


ловиях: смерти судьи, совершении проступка, позорящего честь и до­стоинство судьи, и др. (ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Россий­ской Федерации»).

Организационно-технические гарантии прав человека и гражданина представляют собой комплекс мер, связанных с применением средств техники и связи, в том числе учетных, контрольных и выполняющих , некоторые другие организационные функции. Допустим, технические средства позволяют депутатам Государственной Думы сохранить тайну голосования при решении некоторых вопросов государственной жизни. Применение средств телевидения и радио дает возможность информировать население о новом законодательстве, нарушениях должностными лицами прав человека и гражданина и мерах, которые к ним приняты, либо использовать общественное мнение в борьбе с бюрократическими методами работы государственных органов.

Подчеркнем также, что гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Президент России вправе приостанавливать действия актов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Важную роль в вопросах охраны и защиты прав человека играет Конституционный Суд РФ, который по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подле­жащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125).

Проблема полноты и гарантированности прав и свобод человека приобрела в современном мире глобальное значение. И неудивительно, что мировое сообщество стремится выработать единые правила в во­просах социальной и правовой защищенности граждан,,пытается уни­фицировать, принять единые стандарты и процедуры, способствующие признанию достоинства, присущие всем членам человеческой семьи.

В этой связи принципиально важным с точки зрения понимания °ощих гарантий является содержание преамбулы Международного пакта об экономических, социальных и политических правах о том, что идеал свободной личности, свободной от страха и нужды, может быть Достигнут, если только будут созданы такие условия, при которых любой человек может пользоваться своими экономическими, социаль-ньщ и культурными правами так же, как и своими гражданскими и п°литическими правами.

Следовательно, социальное государство и его законодательство Ризваны целенаправленно улучшать и защищать их материальное

агосостояние, служить задачам обеспечения человеку достойной Ни> утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости.


1. Социальные и технические нормы



 


Тема 14. ПРАВО В СИСТЕМЕ I СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (Н.И. Матузов)

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, ко-! торыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятель­ности. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, де­ловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректнос­ти, приличия и др. Нормы — это определенные стандарты, образцыдэта-лоны, модели поведения участников социального общения. Без них не­возможно никакое человеческое общежитие, тем более функциониро­вание таких сложных образований, как государство, общество. ;.•;

Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следо­вательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных и технических ориентиров.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.