Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Модели денежно-кредитного регулирования




Анализ валютного рынка Республики Казахстан.

Основные положения валютного регулирования в Республике Казахстан

Валютный рынок РК включает:

· КФБ, где проводятся ежедневные торги в режиме «онлайн» с использованием системы электронных торгов;

· внебиржевой межбанковский рынок;

· сеть из более чем 3300 пунктов обмена валюты, проводящих обменные операции с наличной валютой.

Банки могут участвовать в торговых сессиях за свой собственный счет или от имени своих клиентов. Банки также могут проводить операции на внебиржевом межбанковском рынке по свободным договорным курсам. Коммерческие банки устанавливают свои собственные обменные курсы без ограничений.

Казахстанский форвардный валютный рынок включает в себя также и фьючерсные сделки. Валютные фьючерсы котируются на КФБ. Форвардные валютные операции также проводятся на межбанковском рынке.

На валютное регулирование РК оказывают влияние международные финансово-кредитные институты. В первую очередь среди таких институтов необходимо выделить МВФ. Казахстан вступил в МВФ 15 июля 1992г. 16 июля 1996г. Казахстан принял обязательства статьи VIII «Общие обязательства государств-членов» устава МВФ. Согласно данной статье Казахстан берет на себя обязательства по следующим пунктам:

• избегать ограничений по текущим платежам;

• избегать дискриминационной валютной практики;

• конвертировать остатки валюты, имеющейся у другого государства-члена;

• предоставлять необходимую информацию;

• сотрудничать в области политики по отношению к резервным активам.

Также статьей VIII предусматриваются консультации между государствами-членами по существующим международным соглашениям.

Согласно статье XIV устава МВФ, государство-член уведомляет Фонд о своем намерении воспользоваться переходными положениями, что означает введение валютных ограничений, т.е. возможность сохранять и приспосабливать к меняющимся обстоятельствам те ограничения на платежи и переводы средств по текущим международным операциям, которые действовали на дату его вступления в Фонд.

Статья XIV предусматривает право РК на введение режима специального разрешения для проведения отдельных валютных операций в случае угрозы экономической безопасности Казахстана и стабильности его финансовой системы. Решение о введении или продлении режима специального разрешения, а также перечень операций, которые могут проводиться только при наличии специального разрешения, определяются Президентом после совместных консультаций с Правительством и НБК. Данные положения нашли отражение в статье 32 Закона РК от 13 июня 2005г. N 57-III "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой Президент РК имеет право ввести специальный валютный режим, после совместных консультаций с Правительством РК и НБК.

Специальный валютный режим представляет собой особый режим проведения валютных операций, предусматривающий комплекс мер валютного регулирования, направленный на создание условий для устранения угроз экономической безопасности страны и стабильности ее финансовой системы, и допускающий введение отдельных валютных ограничений на проведение резидентами и нерезидентами операций, связанных с использованием валютных ценностей. Специальный валютный режим является временной мерой, применяемой исключительно для целей устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения. К ограничениям, которые могут быть введены в рамках специального валютного режима, относятся:

1. требование размещения без уплаты вознаграждения депозита в размере, определяемом как процент от суммы валютной операции, на установленный срок в уполномоченном банке либо в НБК;

2. требование получения специального разрешения НБК на проведение валютных операций;

3. требование обязательной продажи полученной резидентами иностранной валюты;

4. ограничения по использованию счетов в иностранных банках, установление срока возврата валютной выручки и лимитов на объемы, количество и валюту расчета по валютным операциям.

Президентом РК могут быть введены иные временные валютные ограничения.

Срок действия специального валютного режима не может превышать один год. По истечении срока, на который вводился специальный валютный режим, специальный валютный режим считается отмененным.

Президент РК вправе продлить действие либо досрочно отменить специальный валютный режим полностью или частично посредством издания соответствующего акта. В период действия специального валютного режима резиденты и нерезиденты обязаны соблюдать требования, установленные актом Президента РК о введении специального валютного режима.

Валютный контроль в РК осуществляется НБК, иными государственными органами в пределах полномочий, установленных законами РК, и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а также другие организации, на которые в соответствии с полученными лицензиями возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства при проведении ими операций. НБК осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства и за надлежащим исполнением функций агентов валютного контроля уполномоченными банками и уполномоченными организациями. Министерство финансов обеспечивает мониторинг и контроль по займам Правительства, контроль за целевыми займами и эффективным использованием гарантированных государством займов, мониторинг государственного и гарантированного государством долга. Министерство индустрии и торговли выдает лицензии на экспорт и импорт товаров (работ, услуг) и иные виды деятельности в пределах своей компетенции, и контролирует выполнение лицензиатами установленных квалификационных требований и лицензионных правил. Лицензии на осуществление банковской деятельности выдаются Комитетом по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (бывшее АФН). Согласно реестру выданных, переоформленных лицензий на проведение банковских и иных операций и осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, по состоянию на 1 июля 2011г. Комитетом выдано 39 лицензий. Таможенные органы (Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК) осуществляют таможенный контроль и принимают участие в осуществлении экспортного и импортного валютного контроля.

Платежи и переводы денег между резидентами осуществляются в национальной валюте, за исключением случаев прямо предусмотренных Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Платежи и переводы между резидентами и нерезидентами могут производиться в любой валюте при условии соблюдения требований валютного законодательства. Национальная валюта, используемая в операциях между резидентами и нерезидентами, отнесена к валютным активам. Поэтому на такие операции распространяется действие всех положений валютного законодательства в отношении операций с капиталом.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

1. операций, одной из сторон которых выступают НБК или Министерство Финансов РК;

2. операций с валютными активами, относимых к банковским и иным операциям, которые вправе осуществлять уполномоченные банки и уполномоченные организации с лицензией и в соответствии с законом;

3. оплаты банковских услуг по проведению валютных операций, а также оплаты неустойки (штрафов, пеней) по договорам оказания банковских услуг в иностранной валюте;

4. операций, связанных с приобретением, продажей, выплатой вознаграждения и/или погашением ценных бумаг, выпущенных резидентами в иностранной валюте, и ценных бумаг, выпущенных нерезидентами;

5. платежей и переводов денег по договорам комиссии, связанным с осуществлением экспорта (импорта), при использовании переводных аккредитивов в качестве формы оплаты;

6. передачи векселей, выраженных в иностранной валюте, в качестве исполнения денежных обязательств;

7. расчетов с резидентами, имеющими лицензию НБК на ведение розничной торговли и предоставление услуг за наличную иностранную валюту;

8. оплаты расходов, связанных с командированием работников за пределы Казахстана;

9. безвозмездных переводов денег или безвозмездной передачи валютных активов физическими лицами физическим лицам, а также юридическим лицам, осуществляющим благотворительную деятельность;

10.внесения банковских вкладов физическими лицами в пользу других физических лиц;

11.операций, связанных с уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, предусмотренных законом.

Аффинированное золото в слитках также отнесено к валютным ценностям. Вывоз аффинированных благородных металлов не ограничивается. За внешней торговлей аффинированными благородными металлами осуществляется такой же контроль, как и в случае других товаров. Физические лица, вывозящие или ввозящие наличную национальную или иностранную валюту в размере, превышающем эквивалент 3 тыс. долларов США, должны декларировать эту сумму на таможне. Резидентам и нерезидентам разрешается вывозить наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей 10 тысяч долларов США, без представления документов, подтверждающих легальное происхождение вывозимых средств.

Вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты из Казахстана в размере, превышающем 10 тыс. долларов США, допускается при предоставлении таможенному органу:

1. таможенной декларации, подтверждающей ввоз наличной иностранной валюты в Казахстан - для вывоза ранее ввезенной наличной иностранной валюты;

2. налоговой декларации об индивидуальном подоходном налоге (экземпляр налогоплательщика) - для вывоза резидентами наличной иностранной валюты, имеющей иное происхождение.

Резиденты могут открывать счета в иностранной валюте в уполномоченных банках без ограничений. Резиденты обязаны уведомить НБК об открытии счетов в иностранных банках в 30-дневный срок после заключения договора с иностранным банком, а физические лица, открывающие счета в иностранных банках во время временного пребывания за границей обязаны уведомить НБК о счетах в 30-дневный срок после возвращения из-за границы. При этом необходимо добавить, что регулирование открытия счетов за границей одинаково для счетов в иностранной и национальной валютах. Все счета в национальной валюте являются конвертируемыми.

Что касается нерезидентов, то они могут открывать банковские счета в иностранной и национальной валюте в уполномоченных банках без ограничений.

Предоплата импорта считается коммерческим кредитом. Регистрация в НБК требуется для предоплаты импорта резидентом, если сумма предоплаты превышает эквивалент 50 000 долларов США и осуществляется более чем за 180 дней до срока поставки товара. Требование регистрации не распространяется на импортные контракты, по которым заполнен паспорт сделки. Паспорт сделки требуется оформить для целей учета только по импортным сделкам, стоимость которых превышает сумму эквивалента 10 тыс. долларов США. Паспорт сделки необходимо оформлять только в уполномоченном банке, обслуживающем счет импортера. Паспорт сделки используется для проверки на соответствие условиям импортного контракта и контролируется банком до завершения сделки. Отсрочка платежа по импорту относится к коммерческим кредитам. Если предварительная поставка по импорту на сумму свыше 300 тыс. долларов осуществляется нерезидентом более чем за 180 дней до даты оплаты, требуется регистрация в НБК. Требования регистрации не распространяются на импортные контракты, по которым оформлены паспорта сделок.

Резиденты обязаны обеспечить в сроки, предусмотренные условиями сделки, зачисление на банковские счета в уполномоченных банках национальной и иностранной валюты, полученной резидентами в оплату экспорта товаров (работ, услуг). Зачисление экспортной валютной выручки резидентами на банковские счета в уполномоченных банках не требуется в следующих случаях:

1. валютная выручка зачисляется на счета в иностранных банках по условиям привлеченного от нерезидента займа для обеспечения обязательств резидента;

2. валютная выручка зачисляется на счета в иностранных банках для обеспечения деятельности филиалов и представительств резидента за рубежом.

В случае не поступления экспортной валютной выручки на счета в уполномоченных банках обязательство по репатриации считается частично или полностью исполненным в случаях:

1. прекращения обязательства нерезидента зачетом встречного однородного требования;

2. страховой выплаты при наступлении прекращения обязательства нерезидента заменой первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иную цель или способ исполнения;

3. уступки другому лицу права требования к нерезиденту или;

4. получения страхового случая по договорам страхования риска неисполнения нерезидентом обязательств.

По экспортным сделкам, предусматривающим перемещение товаров на сумму свыше эквивалента 10 тыс. долларов США, для целей учета требуется оформление паспорта сделки в уполномоченном банке, обслуживающем банковский счет экспортера. Паспорт сделки проверяется на соответствие условиям экспортного контракта и контролируется банком до завершения сделки. Отсрочка платежа по экспорту либо авансирование экспорта относятся к коммерческим кредитам. Экспортеры-резиденты должны регистрировать в НБК коммерческий кредит по экспорту в следующих случаях:

1. если предварительная поставка по экспорту на сумму свыше эквивалента 50 тыс. долларов США была осуществлена резидентом более чем за 180 дней до даты оплаты;

2. если предоплата по экспорту на сумму свыше эквивалента 300 тыс. долларов США осуществляется нерезидентом более чем за 180 дней до даты поставки. Требование регистрации не распространяется на экспортные контракты, по которым оформлены паспорта сделок.

Резиденты должны уведомить НБК о валютных операциях, связанных с приобретением ценных бумаг выпущенных нерезидентами, если сумма операции превысила эквивалент 50 тыс. долларов США, и с ценными бумагами, выпущенными резидентами, если сумма операции превысила эквивалент 300 тыс. долларов США.

Требование уведомления не распространяется на сделки, относящиеся к прямым инвестициям, которые подлежат регистрации в НБК.

Обращение или выпуск ценных бумаг нерезидентов на внутреннем рынке требует прохождения процедуры допуска к обращению на организованный рынок ценных бумаг. Требуется соответствующее разрешение на выпуск или размещение эмиссионных ценных бумаг организацией-резидентом РК на территории иностранного государства.

Учет и регистрация сделок с производными ценными бумагами, допущенными к обращению на организованных рынках ценных бумаг, осуществляются в соответствии с правилами биржевой торговли ценными бумагами. Резиденты обязаны уведомлять НБК о валютных операциях, связанных с производными финансовыми инструментами, после их совершения, если сумма платежа и/или перевода резидентом нерезиденту и/или нерезидентом резиденту превысила 50 тыс. долларов США. Уведомление о сделке осуществляется участвующим в сделке резидентом либо казахстанским профессиональным участником рынка ценных бумаг, обслуживающим сделку.

Кредиты требуется регистрировать в НБК, когда они предоставляются на срок более 180 дней на сумму свыше 50 тыс. долларов США резидентами нерезидентам и 300 тыс. долларов США нерезидентами резидентам. Регистрация требуется также в случаях, когда по кредитам, предоставленным на срок не более 180 дней, фактический срок возврата средств или иного исполнения обязательств резидентом или нерезидентом превысил 180 дней. Требование регистрации не распространяется на связанные с поставкой товаров коммерческие кредиты, если по ним оформлены паспорта сделок, а также на финансовые кредиты банков-резидентов. Требование регистрации не распространяется на связанные с поставкой товаров коммерческие кредиты, если по ним оформлены паспорта сделок. Банки-резиденты уведомляют НБК о привлеченных финансовых кредитах, если сумма такого кредита превысила эквивалент 300 тыс. долларов США.

Прямые инвестиции в размере, превышающем эквивалент 50 тыс. долларов США, подлежат регистрации в НБК за исключением прямых инвестиций в резидентские банки, которые должны уведомить НБК о таких операциях. Прямые инвестиции в размере, превышающем эквивалент 300 тыс. долларов США, подлежат регистрации в НБК за исключением прямых инвестиций банков-резидентов, которые должны уведомить НБК о таких операциях.

Резиденты обязаны уведомлять НБК об осуществленных ими валютных операциях, связанных с приобретением права собственности на недвижимость, если сумма перевода средств нерезиденту превысила 50 тыс. долларов США. Уведомление о сделке резидента-физического лица осуществляется банком-резидентом, проводящим такие платежи и (или) переводы. Резиденты обязаны уведомлять НБК об осуществленных ими валютных операциях, связанных с приобретением права собственности на недвижимость, если сумма поступления средств резиденту превысила 300 тыс. долларов США. Уведомление о сделке резидента-физического лица осуществляется банком-резидентом, проводящим такие платежи и (или) переводы.

Ссуды в размере, превышающем 50 тыс. долл. США, предоставляемые на срок свыше 180 дней, подлежат регистрации в НБК. Ссуды, предоставляемые резидентам на срок свыше 180 дней и на сумму свыше 300 тыс. долл. США, подлежат регистрации в НБК.

Физические лица могут без ограничений переводить свои средства за границу или в страну, при условии представления документов, идентифицирующих назначение перевода, либо совершения записей, разрешающих предоставление информации о переводе НБК и правоохранительным органам.

Банкам запрещается осуществление в качестве субъекта коммерческой деятельности операций и сделок, не относящихся к банковской деятельности и не предусмотренных прямо Законом РК «О банках и банковской деятельности». Банкам запрещается приобретение долей участия в уставных капиталах или акций юридических лиц, за исключением:

1. финансовых организаций и организаций, приобретающих сомнительные и безнадежные требования банков второго уровня для управления ими и (или) их последующей реализации, реструктуризации и (или) секьюритизации;

2. юридических лиц, не являющихся финансовыми организациями, акции которых включены в список фондовой биржи, осуществляющей деятельность на территории РК, по категориям списка фондовой биржи, установленным нормативным правовым актом уполномоченного органа;

3. кредитных бюро, ломбардов, специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством РК о секьюритизации, специальных организаций-нерезидентов, созданных в целях размещения ценных бумаг, лизинговых организаций, и организаций, исключительным видом деятельности которых являются владение и управление недвижимым имуществом, используемым для обеспечения операционной деятельности банка и юридических лиц, осуществляющих автоматизацию деятельности банков;

4. юридических лиц, когда принятые в качестве залога доли участия в уставных капиталах этих организаций переходят в собственность банков в соответствии с гражданским законодательством РК;

5. ассоциаций (союзов) банков;

6. акционерных инвестиционных фондов-резидентов РК;

7. юридических лиц-нерезидентов РК, имеющих статус банков, страховых организаций, пенсионных фондов или профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Лимиты по участию в уставном капитале (приобретению акций) юридического лица устанавливаются в зависимости от отношения:

1. стоимости приобретения к собственному капиталу банка;

2. совокупной стоимости долей участия банка в уставном капитале юридических лиц к собственному капиталу банка;

3. количества приобретаемых акций к общему количеству акций, размещенных юридическим лицом.

Банкам запрещается осуществление в качестве предпринимательской деятельности сделок с иными ценными бумагами, за исключением сделок с:

1. облигациями международных финансовых организаций, перечень которых устанавливается уполномоченным органом;

2. облигациями, имеющими минимальный требуемый рейтинг одного из рейтинговых агентств, установленных уполномоченным органом;

3. собственными облигациями банка и облигациями, выпущенными дочерними организациями данного банка, обязательства по которым гарантированы банком.

В соответствии с законом «О банках и банковской деятельности» банки вправе осуществлять следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

1. брокерскую - с государственными ценными бумагами РК и стран, имеющих минимальный требуемый рейтинг одного из рейтинговых агентств либо без такового по решению уполномоченного органа, а также производными ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, перечень и порядок приобретения базовых активов которых определяются уполномоченным органом;

2. дилерскую - с государственными ценными бумагами РК и стран, имеющих минимальный требуемый рейтинг одного из рейтинговых агентств либо без такового по решению уполномоченного органа, а также производными ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, перечень и порядок приобретения базовых активов которых определяются уполномоченным органом, иными ценными бумагами в случаях, установленных статьей 8 Закона РК «О банках и банковской деятельности в РК»;

3. кастодиальную;

4. трансфер-агентскую.

Лицензия на осуществление банками одного или нескольких совместимых видов вышеуказанной профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как уже отмечалось, выдается Комитетом по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Уполномоченные банки имеют право предоставлять кредиты в иностранной валюте юридическим лицам-резидентам и нерезидентам только в безналичной форме.

2 февраля 2009г. фактический валютный режим переведен из категории традиционного механизма привязки в категорию стабилизированного режима с обратной силой по состоянию на 1 января 2008г. согласно пересмотренной методологии классификации. Таким образом, изменение отражает лишь модификацию методологии и не говорит о том, что в валютном режиме страны или других мерах (экономической) политики усматривается существенное изменение.

4 февраля 2009г. тенге был девальвирован на 18 % и, в соответствии с заявлением НБК установлен коридор +/- 3%. По этой причине с 4 февраля 2009г. валютный режим был переведен в категорию привязанных обменных курсов в рамках горизонтальных коридоров из категории стабилизированного режима.

На заседании Правления НБК 25 февраля 2011г. принято решение об отмене коридора колебаний обменного курса тенге и переходе к режиму управляемого плавающего обменного курса тенге с 28 февраля 2011г. Обменный курс тенге определяется на основе спроса и предложения на валютном рынке. НБК осуществляет интервенции на внутреннем валютном рынке для сглаживания траектории обменного курса тенге к доллару США и предотвращения неоправданных колебаний курса. Основной валютой интервенций является доллар. НБК проводит интервенции от своего имени и без участия маркет - мейкеров. Интервенции могут осуществляться как на биржевом, так и на межбанковском рынке. Валютный коридор, введенный как временная мера, направленная на стабилизацию ситуации на валютном рынке и снижение девальвационных ожиданий населения, в условиях усиливающейся тенденции к укреплению тенге утратил свою необходимость. Это обусловлено благоприятной ценовой конъюнктурой на основные позиции казахстанского экспорта на мировых рынках и состоянием платежного баланса. В течение последних полутора лет наблюдается тенденция повышения мировых цен на нефть, металлы и зерно. В результате увеличение предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке оказывает давление на обменный курс в сторону укрепления тенге.

НБК в целях предотвращения значительного укрепления тенге в течение последних месяцев покупает в значительных объемах иностранную валюту на внутреннем рынке, тем самым сокращая ее предложение и увеличивая объемы золотовалютных активов НБК. Так, если в течение всего 2010г. НБК в целях предупреждения укрепления тенге купил на рынке 2,0 млрд. долларов США, то только в январе и феврале 2011г. - около 4,5 млрд. долларов США, что более чем в два раза больше годового объема прошлого года. В ближайшее время изменений в тренде не ожидается, скорее наоборот, факторы, способствующие укреплению, могут усиливаться.

НБК будет и в дальнейшем проводить политику, нацеленную на обеспечение стабильности национальной валюты и сохранение благоприятной конкурентоспособной среды для отечественных производителей. Отказ от валютного коридора в пользу управляемого плавания позволит тенге укрепиться, при необходимости, на равновесном, «комфортном» для экономики уровне, увеличить золотовалютные активы и обеспечить долгосрочную стабильность на валютном рынке.

НБК не публикует данные о своих интервенциях. Официальный обменный курс тенге к доллару устанавливается на основе ежедневных котировок внутреннего валютного рынка (средневзвешенный курс на 11:00 предыдущего дня по результатам торгов на КФБ). Курсы других валют рассчитываются на основе их котировок к доллару США на глобальном валютном рынке. НБК ежедневно публикует обменные курсы определенных валют к тенге для целей учета и исчисления таможенных платежей.

 

В Казахстане сложился ликвидный и достаточно емкий валютный рынок. Операции купли-продажи иностранной валюты осуществляют обменные пункты, коммерческие банки, другие финансовые посредники, а также участники торгов на КФБ. Кроме того НБК проводит мониторинг межбанковских кредитов и депозитов в разрезе дифференциации валют. Проанализируем объемы этих операций на основе статистических данных НБК (таблица 24).

 

Таблица 24. Межбанковские кредиты и депозиты

в валютах за 2003-2010гг., млрд. ед. валюты

годы Выданные кредиты Размещенные депозиты
Объем, млрд. KZT Объем, млрд. USD Объем, млрд. EUR Объем, млрд. KZT Объем, млрд. USD Объем, млрд. EUR
  11,6 1,2 0,004 454,9 43,8 1,4
  7,7 0,5 0,007 577,9 26,9 5,0
  10,9 0,5 0,030 2 279,1 131,9 11,9
  10,7 0,8 0,060 8 942,4 150,9 16,3
  41,8 2,5 0,228 6 134,9 23,2 37,9
  41,0 2,5 0,214 8 468,7 475,2 118,5
  8,5 4,4 0,274 16 721,6 313,8 51,8
  1,0 0,0   17 728,7 126,4 24,2
сред.знач. за 2003-2010 гг.в млрд. ед. валюты 16,6 1,6 0,117 61 308,3 161,5 33,4
сред.знач. за 2003-2010 гг.в млрд.KZT 16,6 236,0 23,030 61 308,3 23 821 6 575,8

*Составлено автором по данным официального сайта НБК.

**Использован официальный курс НБК на 01.01.2011г.:

1 USD=147,5 KZT; 1 EUR=196,88 KZT

 

Изучив данные таблицы 24, можно отметить, что на межбанковском рынке за анализируемый период (2003-2010гг.) максимальное среднее значение выданных кредитов наблюдается по кредитам в евро (эквивалент в тенге составил 450 540 млрдKZT.), далее следует показатель выданных кредитов в долларах США (1,6 млрд. USD или 236 млрд. KZT) и наименьшее значение приходится на тенговые кредиты – 29,03 млрд. KZT. Здесь необходимо добавить, что максимальные значения по выданным кредитам в евро на межбанковском рынке зафиксированы только в 2003г. (577,94 млрд.EUR) и в 2010г. (17 728,7 млрд. EUR), в остальные годы значение не превышает 0,3. млрд. EUR. Такая нерегулярность выдачи межбанковских кредитов в евро подтверждает ее статус второй резервной валюты.

По межбанковским депозитам наблюдается несколько иная картина. Коммерческие банки охотнее размещают друг у друга депозиты в долларах США: максимальное среднее значение за 2003-2010гг. составило 142,15 млрд. USD или 20 967,13 млрд. KZT. Практически вровень идут депозиты в тенге и евро, соответственно 5 463,25 млрд. KZT и 27,13 млрд. EUR (5 341,4 млрд. KZT).

Операции по покупке-продаже иностранной валюты банки совершают как по поручению клиентов, так и за свой счет и от своего имени. Банки ежемесячно подают сведения в НБК об объемах проданной и приобретенной валюты, таким образом, формируется база по внебиржевым операциям валютного рынка. В таблице 25 представлена сводная информация о торговле валютой между банками за 2003-2010гг.

 

Таблица 25. Торговля иностранной валюты между банками (резидентами/нерезидентами) за 2003-2010гг., млрд. ед. валюты

год Продажа иностранной валюты Покупка иностранной валюты
USD EUR RUR USD EUR RUR
  6,881 0,031 0,762 6,725 0,036 1,768
  8,27 0,105 1,658 7,695 0,118 5,358
  18,501 0,093 1,598 17,605 0,128 9,621
  53,284 0,262 8,063 56,539 0,26 12,485
  140,736 0,439 4,55 141,593 0,452 9,927
  103,517 1,19 2,426 101,465 1,252 7,827
  49,514 0,629 3,79 48,66 0,633 7,758
  52,258 0,559 4,587 53,245 0,534 7,912
R1 54,12 0,414 3,43 54,191 0,427 7,832
R2 7 982,7 81,4 16,6 7 993,2   37,8

*Составлено автором по данным официального сайта НБК.

**Использован официальный курс НБК на 01.01.2011г.:

1 USD=147,5 KZT; 1 EUR=196,88 KZT; 1 RUR=4.83 KZT.

R1 - сред.знач. за 2003-2010 гг., в млрд. ед. валюты

R2 - сред.знач. за 2003-2010 гг., в млрд.KZT

 

Согласно таблице 25, больше всего в межбанковском секторе валютного рынка было продано долларов США на сумму (среднее значение за анализируемый период) 54,12 млрд. USD или в тенговом эквиваленте 7 982,7 млрд. KZT. Тот же доллар коммерческие банки купили друг другу почти на такую же сумму (54,191 млрд. USD или 8 трлн. KZT). На втором месте по объему совершенных операций купли-продажи на межбанковском рынке находится евро. Здесь средний объем продаж за восемь лет составил 414 млн. EUR или 81,4 млрд. KZT, что в 98 раз меньше аналогичного показателя по доллару США. Что касается объема покупки этой валюты, то в среднем банки приобрели на 13 млн. EUR больше, чем продали (427 млн. EUR). Необходимо отметить, что если по доллару и евро покупка - продажа идут практически на одинаковом уровне, и это касается как годовых, так и средних показателей, то по российскому рублю казахстанские банки стабильно больше покупают (7,832 RUR), чем продают (3,430RUR).

Данные таблицы 26 также подтверждают первенство доллара США, но уже в обороте наличной иностранной валюты обменных пунктов.

 

Таблица 26. Покупка/продажа наличной иностранной валюты обменными пунктами за 2003-2010гг., млрд. ед. валюты

год Продажа иностранной валюты Покупка иностранной валюты
USD EUR RUR USD EUR RUR
  1,928 0,211 5,214 4,144 0,496 5,429
  2,440 0,254 7,335 5,101 0,643 8,097
  3,028 0,420 8,338 9,189 0,947 9,108
  4,940 0,526 9,686 12,080 1,469 13,882
  7,184 0,764 11,267 17,274 2,569 17,551
  5,796 0,944 12,729 14,844 2,189 21,071
  6,184 0,896 13,372 14,376 1,887 20,714
  5,972 0,842 15,000 16,500 1,291 25,089
R1 4,684 0,607 10,368 11,689 1,436 15,118
R2 690,89 119,53 50,08 1 724,05 282,80 73,02

*Составлено автором по данным официального сайта НБК.

**Использован официальный курс НБК на 01.01.2011г.:

1 USD=147,5 KZT; 1 EUR=196,88 KZT; 1 RUR=4.83 KZT.

R1 - сред.знач. за 2003-2010 гг., в млрд. ед. валюты

R2 - сред.знач. за 2003-2010 гг., в млрд.KZT

 

Как видно из таблицы 26 казахстанские обменные пункты больше покупали иностранную валюту: долларов приобретено в среднем за анализируемый период на 1,7 трлн. KZT, евро – на 283 млрд. KZT и российской валюты – на 73 млрд. KZT. Это еще раз подтверждает устойчивый спрос населения на эти валюты.

Торговые площадки Казахстанской фондовой биржи являются составной частью валютного рынка РК. Их долю в объем торгов характеризуют данные таблицы 27.

Таблица 27. Итоги торгов иностранной валютой на KASE за 2003-2010гг., млн. ед. валюты.

год USD, млн.единиц валюты EUR, млн.единиц валюты RUR, млн.единиц валюты
  6 345 5,425  
  9 310 50,06  
  11 748 17,985  
  41 338 0,25  
  73 288    
  66 649 10,995  
  47 005 529,935 1 210
  60 631 192,87 5 674
R1 7 578,9 132,909 1 036
R2 1 117,9 26,2 5,0

 

*Составлено автором по данным официального сайта НБК.

**Использован официальный курс НБК на 01.01.2011г.:

1 USD=147,5 KZT; 1 EUR=196,88 KZT; 1 RUR=4.83 KZT.

R1 - сред.знач. за 2003-2010 гг., в млн. ед. валюты

R2 - сред.знач. за 2003-2010 гг., в млрд.KZT

 

Согласно таблице 27, объемы торгов иностранной валютой на KASE характеризуют скромные показатели. Так, по сравнению с объемами купли-продажи со стороны банков и обменных пунктов значения фондовой биржи находятся на третьем месте. Всего 1,1 трлн. KZT по итогам торгов с долларом США, 26,2 млрд. KZT – по евро и 5 млрд. KZT – по российскому рублю.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.