Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика моделей денежно-кредитного регулирования экономики




Оценка использования современных моделей денежно-кредитного регулирования экономики

Общая характеристика моделей денежно-кредитного регулирования экономики

С точки зрения ДКП важным условием эффективности ее реализации является правильный выбор модели ДКР, основанного на конкретном монетарном режиме, что предусматривает ориентир определенного денежного показателя, достижение или соблюдение которого является целью ДКР.

Если основываться на определении, которое представлено в «Большом экономическом словаре», то в экономико-математической теории под термином «режим» подразумевается условия функционирования экономической системы, которые включают в себя связанный набор обязательных принципов, правил мероприятий, норм, устанавливаемых для какого-либо вида деятельности или достижения цели. Согласно экономико-математическому моделированию, в зависимости от параметра модели относительно постоянного показателя системы, различаются несколько режимов функционирования экономической системы. В нашем анализе параметром, задающим режим ДКП, выступает политика таргетирования определенной экономической переменной. Вообще, под таргетированием, на наш взгляд, следует понимать применение инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров целевой переменной, входящих в сферу ответственности органа регулирования. В связи с тем, что ЦБ, как мы уже отмечали, не в состоянии достичь конечную цель напрямую, он действует опосредованно, через таргетирование промежуточной цели. Соответственно, в зависимости от того, таргетирование какой переменной проводится, ДКП может функционировать в том или ином режиме.

Как известно, современная практика ДКР основана на применении следующих видов монетарных режимов:

1. монетарное таргетирование;

2. таргетирование валютного курса;

3. инфляционное таргетирование;

4. таргетирование ссудного процента;

5. валютный комитет;

6. таргетирование номинального ВВП.

На современном этапе, как видно из представленной таблицы 28, наибольшее распространение получило таргетирование валютного курса, но при этом, как мы отмечали выше, ситуация неоднозначна, так как большинство ЦБ прибегают к таргетированию нескольких промежуточных целей, при этом в последние годы активно происходит переход на инфляционный ориентир.

Постараемся вкратце охарактеризовать самые распространенные виды монетарных режимов и возможности их использования. Наиболее подходящим для стран с переходной экономикой считается монетарное таргетирование, которое предусматривает установление темпов роста наличной денежной массы. Этот вид режима заставляет ЦБ тщательно следить за количеством денег в обращении и соответствии их объема плановому показателю. Однако ряд экономистов полагает, что в странах с переходной экономикой данный режим применять невозможно в силу ряда причин.

Таблица 28 – Группировка стран по режимам денежно-кредитной политики по данным национальных центральных банков и МВФ (198 стран)

Режим Число стран
Таргетирование денежного предложения  
Таргетирование валютного курса  
Таргетирование инфляции  
Дискреционная ДКП  
Промышленно развитые страны
Таргетирование денежного предложения 7 (Австрия, Германия, Италия, Франция, Сингапур, Япония)
Таргетирование валютного курса 12 (Дания, Португалия, Нидерланды и др.)
Таргетирование инфляции 8 (Финляндия, Канада, Великобритания и др.)
Дискреционная ДКП 1 (США)
Развивающиеся и переходные экономики
Таргетирование денежного предложения 53 (Индия, Турция, Грузия, Россия и др.)
Таргетирование валютного курса 102 (Болгария, Литва, Китай и др.)
Таргетирование инфляции 17 (Перу, Чехия, Польша, Чили, Венгрия, Словения, Казахстан и др.)
Дискреционная ДКП 3 (Аргентина, Намибия, Сейшельские острова)

Во-первых, практически невозможно ни оценить, ни тем более, прогнозировать изменение спроса на деньги со стороны хозяйствующих субъектов. Во-вторых, данный режим подразумевает наличие развитых финансовых рынков, что обычно не характерно для стран с переходными экономиками. Неразвитость финансовых рынков существенно снижает возможности ЦБ управлять денежным предложением, что, в конечном счете, делает невозможным достижения поставленной цели.

Опыт показывает, что из всех стран, использующих монетарное таргетирование, только Германии удавалось достигать заявленные ориентиры, главным образом, за счет дифференциации размеров на различные виды банковских депозитов. А также активного использования Бундесбанком кредитного контроля, включающего изменение стоимости кредита, предоставляемого коммерческим банкам, и норму переучета векселей.

ДКП Великобритании с приходом в 1979г. администрации М. Тэтчер, как отмечают аналитики, также строилась исходя из монетаристских позиций. Основной целью была провозглашена борьба с инфляцией, а основными инструментами – ограничительная ДКП, либерализация валютного регулирования, снижение государственных расходов, ликвидация дефицита бюджета и погашение государственного долга. В качестве основной меры сдерживания роста инфляции было провозглашено монетарное правило: поддерживать равенство темпов прироста денежной массы и потенциального роста национального дохода. При этом предлагалось ограничивать темпы прироста денежной массы в несколько этапов, постепенно сокращая устанавливаемые пределы прироста денежных агрегатов.

Западные экономисты показали, что в условиях сохраняющейся умеренной инфляции денежное таргетирование мгновенно приводит к высоким издержкам, связанным со снижением экономической активности и резким ростом процентных ставок. Если номинальное предложение денег неизменно и при этом цены жестки по отношению к снижению, то реальное денежное предложение сокращается, что вызывает рост процентных ставок. Это, в свою очередь, приводит к падению уровня производства.

Неудачи монетарного таргетирования в большинстве стран заставляют ЦБ пересматривать монетарный режим. В настоящее время во всем мире число стран, продолжающих придерживаться денежного таргетирования не превышает тридцати. Большинство ЦБ развитых стран отказалось от денежного таргетирования. Вместе с тем, сохранившие данный режим ЦБ, такие как, немецкий Бундесбанк и Банк Франции расширили таргетирование денежных агрегатов.

Главные плюсы денежного таргетирования, как и таргетирования обменного курса, в простоте и прозрачности; сигналы относительно позиций денежной политики и намерений властей держать инфляцию под контролем почти мгновенно посылаются населению и рынкам. Эти сигналы могут помочь снизить инфляционные ожидания и привести к ее уменьшению. Тем не менее, несмотря на очевидный успех денежной стабилизации во многих странах, большинство экономистов [71, с.45] ставит под сомнение успешность применения денежного таргетирования в переходных экономиках по следующим причинам. Для успешного достижения первичных целей необходимо, чтобы в экономике существовала надежная взаимосвязь между целевой переменной (инфляцией) и таргетируемым агрегатом. Однако, как показывает практика, все переходные экономики сталкиваются с проблемой нестабильного спроса на деньги, поэтому взаимосвязь между денежным агрегатом и инфляцией слаба, и денежное таргетирование не будет работать. Вдобавок к этому, отсутствие инструментов в переходных экономиках часто делает невозможным денежное регулирование.

В этой связи может показаться, что наиболее приемлемой для стран с переходной экономикой, является политика «валютного якоря». Действительно данный вид монетарного режима, по общему мнению, имеет ряд преимуществ: во-первых, обеспечивается транспарентность ДКП, что инфляционные ожидания, во-вторых, в условиях существенно снижает ограниченных возможностей ЦБ в странах с рыночной экономикой, контроль за соблюдением политики валютного якоря задача более легкая, нежели контроль за динамикой денежной массы. К серьезным недостаткам данного вида монетарного режима относят его кратковременный эффект. Инфляция при этом снижается, переходя в скрытую форму, и выражается в накоплении инфляционного потенциала.

В начале переходного процесса, когда наблюдается быстрая долларизация экономики, политика таргетирования обменного курса может быть наилучшим выбором для страны и играет существенную роль в сокращении инфляции, поскольку инфляционные эффекты девальвации национальной валюты смягчаются. Кроме того, фиксированный курс оказывает дисциплинирующее влияние на экономику – если денежная и фискальная политика не будут направлены на снижение инфляции, то будет расти реальный курс национальной валюты, а значит, сократится спрос на товары внутреннего производства и вырастет спрос на импорт, что приведет к рецессии в стране. Может также возникнуть угроза роста дефицита платежного баланса. Система фиксированного валютного курса помогает сдерживать инфляцию торгуемых товаров. Хотя если причина инфляции в стране лежит в росте цен на не торгуемые товары, то контролирование курса не приведет к контролю над ценами. Исходя из достаточно широкого обзора, проведенного специалистами Российского Института экономики переходного периода по данной проблеме можно видеть, что американские экономисты Дж.Кальво и К.Вег на примере теоретической модели показали, что в результате стабилизации может начаться рост производства, который дает толчок росту цен на не торгуемые товары (и, соответственно, приводит к реальному удорожанию национальной валюты), что затрудняет контроль над темпами роста цен.

Несмотря на все преимущества, которые дает политика фиксированного курса на начальном этапе перехода к рынку, фиксирование обменного курса в стране должно быть временной мерой, соответствующей начальному этапу перехода. При достижении некоторой степени макроэкономической стабильности плавающий курс более выгоден для экономики: он может служить индикатором к корректировке действий в области денежной и фискальной политики. Более подвижный курс также способствует управлению притока капитала. Привязка курса приводит к росту денежной базы и большей инфляции, что может угрожать прочности финансовой системы (вплоть до краха), поскольку приток капитала вызывает рост банковских депозитов и избыточный рост банковских кредитов.

Для успешного достижения промежуточных целей с помощью фиксированного обменного курса, как показывает практика, необходимо наличие достаточного объема валютных резервов, строгая фискальная дисциплина и независимость денежной политики. В другом случае политика фиксированного курса неприемлема. В ряде исследований было показано, что выбор наилучшего режима обменного курса для развивающихся стран и стран с переходной экономикой отличается от оптимального режима обменного курса в других странах. В первую очередь это связано с тем, что для развивающихся стран характерны недостаток доверия инвесторов и ограниченный доступ на мировые рынки, отрицательное влияние волатильности обменного курса на торговлю и высокая степень долларизации обязательств.

В большинстве переходных экономик правительства в той или иной форме проводили стабилизационные программы. Однако стабилизация основных экономических показателей после перехода к рыночной экономике во многих странах произошла через значительный промежуток времени. Среди основных причин неэффективности стабилизационной политики с помощью обменного курса можно выделить инерционность инфляции и недостаток доверия.

Обзор исследований в области влияния режима обменного курса на макроэкономические показатели проводимых как на динамических временных рядах для одной страны, так и на межстрановых сравнениях, позволили сделать следующие выводы. Многие исследования влияния режимов обменного курса на макроэкономические показатели, выполненные на данных одной страны (группы схожих стран), оказались непригодны для обобщения: выводы, сделанные для одной страны, часто противоречат результатам аналогичного исследования для другой страны. В начале 1990-х гг. было популярно мнение о том, что режим как фиксированного, так и плавающего обменного курса может способствовать достижению одинаковых результатов, если при этом правительство уделяет достаточно внимания экономической и политической стабильности. Подобные исследования, основанные на больших выборках стран, стали появляться еще в конце 1970-х гг. Их авторы сталкиваются с описанными проблемами, но в значительно меньшей степени. Например, Литтл провел сравнительный анализ для 28 развивающихся стран. В результате было получено, что лишь в некоторых странах режиму фиксированного обменного курса соответствовали меньшие темпы инфляции. В большинстве стран фиксированный обменный курс не являлся эффективным якорем. Эдвардс, в своем исследовании, также посвященном проблеме выбора режима фиксированного курса в целях уменьшения инфляции, использовал выборку из 52 стран. В результате было получено, что лишь в некоторых странах, применявших режим фиксированного обменного курса, наблюдались меньшие темпы инфляции. Также отмечается, что значительное количество развивающихся стран не могли долго удерживать режим фиксированного обменного курса и переходили к более гибким режимам обменного курса, испытывая при этом слишком большие потрясения в экономике.

Домас и др. в своем исследовании построили эмпирическую модель режима валютного курса, основанную на анализе ряда экономических показателей, среди которых значились инфляция, дефицит бюджета, отношение резервов к денежной базе, показатель открытости экономики и некоторые другие. Их модель позволяла получить оценки вероятности поддержания одного из трех режимов обменного курса: фиксированный, промежуточный и гибкий обменный курс. Оценки были сделаны на данных с 1992г. по 1998г. на странах с переходной экономикой Восточной Европы и СНГ (включая Россию). Выборки содержали 24, 54 и 35 наблюдений, соответственно, с режимами фиксированного, промежуточного и плавающего обменных курсов. В результате можно прийти к следующим выводам:

Страны с переходной экономикой, которые имеют меньший дефицит бюджета, более открыты (имеют большее отношение импорта плюс экспорта к валовому внутреннему продукту) и добились большего прогресса в развитии частного сектора и внутренних рынков, стремятся установить более жесткий режим обменного курса.

Режим обменного курса действительно оказывает влияния на инфляцию. Данное исследование показало, что страны, которые корректировали свой обменный курс постоянно, при прочих равных условиях могли иметь более низкую инфляцию, если бы перешли к режиму фиксированного обменного курса. Соответственно при переходе к режиму плавающего обменного курса в стране наблюдалась более высокая инфляция.

В случае неожиданного перехода к новому режиму обменного курса, т.е. в случае, когда макроэкономические показатели не указывали на необходимость перехода к другому режиму обменного курса, темпы инфляции изменялись незначительно.

Основываясь на эмпирических результатах, не представляется возможным сделать какой-либо вывод о влиянии режима обменного курса на рост экономики.

Еще одним видом монетарного режима ДКП является валютное правление, или валютный комитет, который предполагает стопроцентное обеспечение эмиссии золотовалютными резервами государства. К положительным сторонам данного режима можно отнести, прежде всего, снижение инфляционных ожиданий, а также повышение степени доверия к монетарным властям.

За всю мировую экономическую историю система валютного правления существовала приблизительно в 70 странах. На пике популярности в 1940-х гг. валютное правление действовало одновременно в пятидесяти странах. Сегодня валютное правление функционирует только в нескольких маленьких государствах и зависимых территориях. Современное валютное правление в значительной мере отличается от своей классической модели. Ранние валютные правления ничем другим кроме трансформации валюты метрополии в местные деньги не занимались. В современном мире функции валютного правления существенно расширились. Изменились политические и экономические условия. Страны, использующие в настоящее время валютное правление, больше не являются колониями, и в сферу их интересов попали обеспечение стабильности национального банковского сектора, платежной системы и международного потока капитала. Современные валютные правления скорее походят на ЦБ, нежели на своих предшественников, только переняли форму эмиссии и денежного обращения. По мнению экспертов, большинство валютных правлений, несмотря на их открытость, транспарентность и простоту, в скором времени прекратит свое существование.

Третьим видом монетарного режима является таргетирование ссудного процента, которое применяется, как правило, для обеспечения стабильности финансовой системы, причем, данный вид режима эффективен только в странах с развитой экономикой и, соответственно, развитым финансовым рынком. Переход к политике таргетирования ссудного процента произошел в 1990-х гг. Выбор денежно-кредитных властей в пользу процентного ориентира был связан с падением устойчивости в соотношении монетарных агрегатов, номинальных доходов и инфляции в результате бурного развития финансовых инноваций, что привело к резкому сокращению возможностей контроля за основными параметрами денежно-кредитной сферы.

Практика показала, что к преимуществам таргетирования ссудного процента можно отнести: оперативность воздействия инструментов ДКП на таргетируемый показатель; высокую эластичность процентных ставок по операциям центрального банка; возможность снижения волатильности скорости обращения денег; высокую степень инструментарной независимости в проведении ДКП. При этом выделяют и недостатки таргетирования ссудного процента, такие как неоднозначность взаимосвязи целевого показателя с прочими макроэкономическими переменными, в частности, влияние на инфляцию осуществляется через сложный трансмиссионный механизма с большим лагом, а также возможная несогласованность целей денежно-кредитной и фискальной политики.

При исследовании монетарных моделей ДКР для отечественных специалистов понятие «инфляционное таргетирование» знакомо наиболее шире. Большинство развитых стран мира использует сегодня инфляционное таргетирование, которое предусматривает установление целевого уровня инфляции. Существует мнение, что в странах с переходной экономикой использование этого метода затруднено в силу ряда объективных причин. Прежде всего, это неустойчивость экономики, наличие неденежных факторов развития инфляции.

Зарождение инфляционного таргетирования относится к 90-м годам ХХ-го столетия, когда поиск наиболее эффективных форм организации денежно-кредитной политики, которые отличались бы большей гибкостью и позволяли денежным властям использовать находящиеся в их распоряжении инструменты в соответствии со складывающимися обстоятельствами привели к тому, что некоторые индустриально развитые страны сосредоточили свое внимание на показателе инфляции и перешли на политику инфляционного таргетирования.

Пионерами в политике инфляционного таргетирования являются семь индустриально развитых стран, такие как Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. Как показывает опыт этих стран инфляционное таргетирование позволяет достичь значительных успехов в борьбе с инфляцией. Эффективность применения инфляционного таргетирования, по мнению отдельных экономистов, наглядно отражают данные таблицы 29. Этим странам удалось удерживать темпы инфляции в рамках установленного коридора.

 

Таблица 29 – Характеристика изменения уровня инфляции и динамики ВВП в связи с переходом к инфляционному таргетированию, в %

Страна Инфляция Рост ВВП
До введения После введения До введения После введения
Новая Зеландия 11,44 1,75 1,61 2,62
Канада 6,29 1,59 2,42 2,98
Великобритания 7,19 2,62 1,81 2,8
Швеция 7,81 1,46 1,5 2,33
Финляндия 6,62 1,49 2,05 4,01
Австралия 7,35 2,25 2,85 4,34
Испания 8,69 2,96 2,37 3,38
Примечание – составлено автором

Иногда наблюдались небольшие (десятые доли процента) отклонения от плановых показателей, скажем, в Новой Зеландии и Австралии, но неизменно происходило возвращение инфляции в установленные границы без каких-либо экстренных мер со стороны центральных банков.На сегодняшний день, по мнению ряда специалистов, ДКП многих стран можно в той или иной степени охарактеризовать как инфляционное таргетирование. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность ДКП по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают ЦБ.

По мнению российских экономистов, при устойчивой зависимости между денежными агрегатами и инфляцией режим инфляционного таргетирования может быть сведен к управлению предложением денег. Если учесть, что обменный курс также является фактором инфляции, то вполне могут быть уместными и действия по регулированию обменного курса. Единственной оговоркой в данном случае будет готовность ЦБ мгновенно отказаться от управления тем или иным параметром в случае выявления нарушений связи между ним и инфляцией.

В этом смысле режим таргетирования инфляции дает ЦБ свободу действий в выборе моделей, инструментов и даже целей с условием, что его политика в обязательном порядке должна одним из своих итогов иметь показатели инфляции, находящиеся на заранее определенном уровне. Никаких инструкций по поводу того, как именно ЦБ должен строить свою ДКП, и на какую модель регулирования опираться не существует.

Если денежное таргетирование основывается на монетаризме, а таргетирование валютного курса – на теории оптимальных валютных зон, то инфляционное таргетирование еще не имеет под собой прочной теоретической основы. Соответственно, в зависимости от того, какие макроэкономические модели использовать – запаздывающие или опережающие во времени, - таргетирование инфляции будет носить либо новый кейнсианский, либо новый классический характер.

Естественно, подобная модель совершенно необходима в силу повышенной роли прогнозирования инфляции при рассматриваемом режиме, но поскольку эффективность ее применения во многом зависит от складывающихся обстоятельств, то режим инфляционного таргетирования должен предусматривать возможность постоянной корректировки применяемых правил проведения денежной политики.

Политика инфляционного таргетирования при использовании подобного режима состоит из двух фаз: достижение желаемого уровня инфляции и поддержание его в дальнейшем. Дополнительно к этому стоит отметить, что на ранней стадии функционирования в рамках режима инфляционного таргетирования ЦБ необходимо апробировать свой прогностический и инструментальный аппарат.

Инфляционное таргетирование означает применение операционного инструментария ЦБ в целях достижения количественного ориентира инфляции, за который орган ДКР несет ответственность. Суть инфляционного таргетирования отдельные экономисты раскрывают через механизм, который сводится к тому, что «центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции; прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достигнуть; разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики. Таким образом, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения». Кроме этого, таргетирование инфляции, рассматривается как совокупность определенных элементов. К основным из них можно отнести: 1) публичное провозглашение среднесрочных количественно определенных плановых показателей инфляции; 2) институциональное соглашение относительно ценовой стабильности как основной долгосрочной цели ДКП; 3) стратегия, опирающаяся на широкую информацию с пониженным вниманием к промежуточным целям; 4) повышенная транспарентность монетарной политики посредством оповещения общественности и рынков о целях и планах денежных властей; 5) повышенная ответственность регулирующих органов за достижение плановых показателей. Необходимо подчеркнуть, что инфляционное таргетирование не сводится к простому установлению количественных параметров инфляции на год вперед. Инфляционное таргетирование требует присутствия в течение среднесрочного периода остальных четырех перечисленных элементов.

Кроме того, определение целевого ориентира инфляции, или инфляционной цели включает: выбор типа индекса цен; постановку цели с точки зрения уровня цен или ставки инфляции; расчет динамики предстоящей инфляции; формулировку инфляционной цели как точечного значения или как диапазона колебаний; оговорку возможных отклонений от целевых значений или отказ от инфляционного ориентира в случае возникновения особых обстоятельств.

Важным вопросом при переходе на инфляционное таргетирование является определение конкретного индекса, выбираемого в качестве таргета. Здесь существует проблема, заключающаяся в отсутствии показателя, адекватного понятию ценовая стабильность. Так или иначе, но страны, практикующие инфляционное таргетирование, в качестве показателя инфляции выбрали ИПЦ с некоторыми вариациями.

В ряде стран этот индекс очищается от таких составляющих, как проценты по закладным, косвенные налоги (Канада и Финляндия), цены на пищевые продукты и энергоносители (Канада и Австралия). Все эти действия предпринимаются для того, чтобы отделить изменения цен, вызванные монетарными эффектами, от изменений, обусловленных спонтанными шоками. В Новой Зеландии в рамках первоначально принятой модели, действовавшей до 1997г., помимо ставок по закладным и косвенных налогов, из индекса убирались изменения, порожденные стихийными бедствиями и существенными сдвигами в ценах на экспорт и импорт. Существенными признавались шоковые изменения, влияющие на колебания уровня цен более чем на 0,25% в течение года. Исключению влияния случайных колебаний может также способствовать методика определения индекса инфляции за более или менее длительный период с тем, чтобы разнонаправленные движения цен в течение этого периода могли быть интерпретированы как некая тенденция, а сезонные изменения цен не служили основанием для корректировки денежной политики.

При подобных процедурах, правда, присутствует опасность того, что очищенный показатель будет в значительной степени отличаться от базового. Это лишит политику, во-первых, такой важной характеристики, как общественное понимание цели ДКП, а во-вторых, изменения искусственно сконструированной величины перестанут соответствовать действительной ценовой стабильности на качественном уровне, что может привести к обессмысливанию денежной политики.

Вопрос об очистке индекса инфляции от изменений, вызванных резкими перепадами конъюнктуры на рынке отдельных товаров, во многом отражает степень понимания регулирующими органами того, как именно режим инфляционного таргетирования должен реагировать на шоковые явления.

Реакция ЦБ на шоковые явления считается одним из наиболее сложных вопросов, связанных с реализацией стратегии инфляционного таргетирования. Существует мнение, что органы денежного регулирования могут иметь возможность не достигать поставленных целей, но при этом они должны, во-первых, подробно объяснять объективные обстоятельства, благодаря которым произошли негативные события, а во-вторых, публично провозгласить сроки по возвращению инфляции к значениям, установленным в рамках долгосрочной стратегии. Если взять на вооружение жесткие установки по обязательному достижению намеченных показателей, то в случае неожиданного изменения ценовой конъюнктуры в сторону повышения ЦБ может столкнуться с проблемой падения производства и роста безработицы в краткосрочном плане.

Таким образом, выбор реакции цб на шоковые явления при режиме таргетирования инфляции может заключаться в сложной дилемме: с одной стороны, при жесткой стратегии – негативные явления в реальном секторе экономики, с другой стороны, при мягком подходе и частых колебаниях цен неоднократный выход за рамки плановых значений может подорвать доверие общественности к проводимой политике, соответственно, внести неустойчивость в инфляционные ожидания и, тем самым, дискредитировать рассматриваемый режим.

Необходимость оценки политики ЦБ с точки зрения причинности предполагает также ее открытость, транспарентность. ЦБ должен объяснять целесообразность установления плановых показателей инфляции; обоснованность количественных параметров плановых показателей и методику их исчисления; способы достижения плановых показателей; причины отклонения плановых значений инфляции от действительно имевших место, если такие отклонения произошли. Помимо общих причин, связанных с необходимостью общественной оценки деятельности тех или иных институтов для таких действий существует и чисто экономическая необходимость. Частному сектору становится легче планировать свою хозяйственную деятельность, поскольку снижается неопределенность в вопросах, связанных с обменным курсом, процентными ставками и инфляцией. Высокая транспарентность в сочетании с успехом в деятельности ЦБ по достижению провозглашенных целей означает сокращение монетарных лагов и большую предсказуемость реакции экономики на результаты политики, осуществляемой органами денежного регулирования.

ЦБ, установившие инфляционные цели, ответственны перед правительствами и парламентами своих стран. Годовые банковские отчеты служат основой для оценки их деятельности. В дополнение к этому центральные банки регулярно публикуют так называемые инфляционные отчеты. Пример в этом был подан Новой Зеландией, управляющий Резервным банком которой с 1989г. в своем Заявлении о денежной политике обязан дважды в год сообщать о достижении заявленных инфляционных показателей и объяснять свои дальнейшие действия.

Считается, что преимущества, которые несет с собой таргетирование инфляции, объясняются спецификой его трансмиссионного механизма ДКП. При инфляционном таргетировании задействованы иные каналы трансмиссии, чем при денежном таргетировании: прямой канал процентной ставки, канал накопленных финансовых активов (канал благосостояния), канал финансового акселератора, канал валютного курса и канал инфляционных ожиданий. С их помощью регулируются не резервы банковской системы, а процентные ставки. Исходная идея канала процентной ставки достаточна проста: при данном уровне жесткости цен увеличение номинальной процентной ставки ведет к росту издержек привлечения финансовых ресурсов и реальной ставки. Удорожание ресурсов, в свою очередь, сокращает объем потребления и инвестиций. Согласно каналу благосостояния изменение процентной ставки оказывает влияние на ценность долгосрочных финансовых активов, в которых размещаются сбережения (акции, облигации, недвижимость, драгоценные металлы), ее рост ведет к снижению благосостояния и падению потребления. Канал финансового акселератора действует, если корректировка процентной ставки влияет на ценность обеспечения финансовых сделок. Рост процентной ставки ведет к обесценению обеспечения и увеличению издержек заимствования, а ее падение, наоборот, к снижению издержек заимствования. Наконец, канал инфляционных ожиданий позволяет центральному банку через изменение инфляционных ориентиров ДКП влиять на ценовые ожидания экономических агентов. При таргетировании денежного предложения данный канал в трансмиссионном механизме отсутствует, поскольку информация о денежных агрегатах обладает низкой полезностью для агентов с точки зрения прогнозирования цен. Подводя итоги, можно сказать, что процентная ставка в качестве операционной цели ДКП будет эффективна в нескольких случаях, когда:

1. в экономике сложилась открытая развитая финансовая система с высокой конкуренцией;

2. финансовые обязательства составляют большую долю ВВП;

3. расширение деятельности предприятий осуществляется преимущественно за счет внешних инвестиционных источников;

4. страна занимает позицию нетто-должника (необходимо негативное влияние изменения процентной ставки на доход);

5. по счету движения капитала платежного баланса отсутствуют существенные ограничения.

Благодаря каналу ожиданий в странах с инфляционным таргетированием существуют более низкие ценовые ожидания. Как показывает прошедшее десятилетие, страны инфляционного таргетирования добились успешного снижения инфляции в короткие сроки. В среднем прирост ИПЦ сократился с 8 до 2% в год. В условиях денежного таргетирования агенты, зная о том, что денежная масса возрастет на определенную величину, особых выводов о динамике цен не извлекут. При инфляционном таргетировании любой участник рынка осведомлен об инфляционных ориентирах, за которые денежные власти несут ответственность. Все это повышает эффективность принятия экономических решений, что увеличивает темпы прироста ВВП. Среднее значение прироста номинального ВВП в странах инфляционного таргетирования превосходит аналогичный показатель стран – приверженцев денежного таргетирования: 5 – 6% против 2,5 – 4%. В соответствии с законом Оукена в странах инфляционного таргетирования наблюдается более высокий уровень занятости.

При анализе альтернативных промежуточных целей ДКП авторы отмечают тот факт, что выбор конкретной цели должен осуществляться с учетом особенностей переходной экономики и стадии ее развития. Так, политика таргетирования обменных курсов применяется преимущественно развивающимися и переходными странами, в то время как денежное таргетирование и таргетирование инфляции используется в основном развитыми странами и не всегда может быть успешно применено для переходных экономик.

Таким образом, несмотря на сравнительно долгое существование инфляции, до сих пор экономистами не выработан единый подход ни к определению сущности инфляции, ни к путям ее преодоления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.