Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения инфляционного таргетирования. Характеристика условий достижения максимальной эффективности




Структурные теоретические основы инфляционного таргетирования, - как и ДКП в целом, - были заложены первым нобелевским лауреатом по экономике Яном Тинбергеном. К его заслугам относится разработка задач и принципов построения модели ДКП. Его работы сегодня рассматриваются как отправной пункт при обсуждении любой проблемы макроэкономической политики и ДКП, хотя в свое время потребовалось более пятнадцати лет, чтобы идеи Тинбергена получили свое признание. Ян Тинберген впервые ввел понятие «цель денежно-кредитной политики» (monetary policy target) - фиксированный количественный показатель, к достижению которого должна стремится ДКП путем выбора значений инструментов политики или инструментальных переменных (monetary policy instrument). В «Теории экономической политики» Тинберген продемонстрировал необходимость того, чтобы число инструментов политики было равно числу целей. В соответствии с концепцией Тинбергена ДКП характеризуется иерархией целевых переменных: конечная цель - промежуточная цель - тактические цели - инструменты политики ЦБ.

Главной особенностью принципа инфляционного таргетирования НБК считает его «направленность в будущее», а именно: принятие параметров ДКП на ближайшие годы с учетом прогноза их влияния на инфляцию в средне- и долгосрочном периоде.

Как известно, в современных условиях приоритетным направлением ДКП НБК является приближение ее к мировым стандартам, в частности, к евростандартам. В первую очередь это касается точной формулировки основной цели ДКП. В соответствии с основной целью, направленной на контроль за инфляцией, НБК осуществляет постепенный переход к режиму ДКП, основанному на принципах инфляционного таргетирования, что нашло подтверждение в Концепции развития финансового сектора РК на 2007-2011гг.

Анализ эффективности применения инфляционного таргетирования определяют с помощью детерминантов, которые подразделяются на экономические и организационно-правовые.

Под экономическими детерминантами понимают структурные особенности национальной экономики, при которых использование инфляционного таргетирования становится эффективным.

Организационно-правовые детерминанты связаны с двумя ключевыми условиями необходимыми для инфляционного таргетирования: функциональная автономия НБК и отказ от таргетирования других переменных. Первое условие связано с тем, что НБК должен иметь достаточную степень независимости. По крайней мере, располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции. Для того чтобы выполнялось это условие, стране необходимо отказаться от принципа «фискального доминирования», то есть бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на ДКП.

Второе условие, определяющее работоспособность инфляционного таргетирования, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких как заработная плата, уровень занятости или валютный курс. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. Например, если возникнет угроза стабильности валютного курса, ЦБ придется сделать выбор: или удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или же сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом.

Однако неограниченная свобода действий центрального банка может иметь и негативные стороны. Специалисты МВФ, смоделировав взаимодействие ДКП и бюджетно-налоговой политики, пришли к выводу, что в условиях жесткой ДКП лучшим решением властей с точки зрения благосостояния общества будет достижение ЦБ оптимальной инфляционной цели с учетом необходимости роста производства.

Помимо организационно-правовых детерминант существует ряд макроэкономических детерминант, от которых зависит совместимость таргетирования инфляции со спецификой национальной экономики. В сборнике, выпущенным МВФ в августе 2000г., предпринята попытка сформулировать предварительные критерии таргетирования инфляции. Однако все они затрагивают организацию ДКП и никак не учитывают макроэкономическую специфику. К необходимым требованиям были отнесены:

· отказ от таргетирования других целей;

· защита ЦБ от политического давления;

· усиление ответственности денежных властей за достижение поставленных целей;

· более строгая система подотчетности ЦБ и отсутствие фискального доминирования.

Детерминанты инфляционного таргетирования можно определить исходя из теории оптимальных валютных зон и анализа инфляционного процесса. Теория оптимальных валютных зон, за которую в 1999г. Р.Манделлу была присуждена Нобелевская премия, позволяет определить, подходит ли для конкретной страны ДКП с внешним якорем, таким как фиксированный валютный курс. Если внешний якорь не применим, власти могут воспользоваться внутренним якорем.

Анализ с учетом каждого компонента инфляционного процесса позволяет выделить несколько детерминант инфляционного таргетирования. Во-первых, симметричность информации о ценообразовании в национальной экономике. Для оценки и анализа базовой инфляции необходимо иметь подробное и достоверное представление о том, что происходит в производственном (нефинансовом) секторе. Во-вторых, трансмиссия ДКП через внутренний, а не внешний совокупный спрос. Передача эффектов ДКП исключительно через внутренний совокупный спрос возможна, когда национальная экономика достоверно описывается моделями закрытой экономики. В-третьих, гибкость внутренних ценовых структур, т.е. их способность корректироваться в соответствии с изменениями макроэкономических условий. В-четвертых, сбалансированность государственных финансов. Это означает возврат к проблеме независимости политики НБК. В-пятых, развитость денежного рынка и национальной финансовой системы в целом. Операционной целью ДКП при инфляционном таргетировании чаще всего выступает ставка рефинансирования. Но для того чтобы трансмиссионный канал процентной ставки нормально работал, необходима полноценная рыночно-ориентированная либо банковско-ориентированная финансовая система. Если страна не имеет развитой банковской системы или финансового рынка, то у ЦБ отсутствуют каналы реализации инфляционного таргетирования.

При этом, как мы отмечали ранее, режим инфляционного таргетирования дает центральному банку свободу выбора моделей регулирования. По данным МВФ, к основным направлениям инфляционного таргетирования относится:

· объявление инфляционной цели;

· определение целевых ориентиров инфляции. Здесь выделяют три основных параметра: временной горизонт, уровень цен и ширина диапазона отклонений инфляционного ориентира;

· система подотчетности.

Кроме вышеназванных условий для перехода на принципы инфляционного таргетирования считается необходимым проведение ряда подготовительных мероприятий:

· разработать модель прогнозирования инфляции;

· установить количественные показатели инфляции на предстоящий период;

· заверить участников рынка, что инфляционные цели превалируют над всеми остальными;

· подобрать подходящий монетарный инструментарий, который позволит снизить инфляцию до целевых ориентиров;

· создать технические и институциональные предпосылки моделирования и прогнозирования внутренней инфляции;

· определить лаг между моментом применения монетарных инструментов и временем их воздействия на инфляцию;

· исследовать степень эффективности отдельных монетарных инструментов.

Для выявления условий применения инфляционного таргетирования в РК целесообразно рассмотреть специфику таргетирования в разных странах. При этом изучение опыта или особенностей таргетирования в странах с переходной экономикой относится не к теоретическим исследованиям проблем, а имеет для Казахстана чисто прикладное значение с целью применения инфляционного таргетирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.