I. Антропологи, или педагогика как человекознание – В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт и другие открыто продолжали курс Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского.
В.М.Бехтерев «Вопросы воспитания в возрасте первого детства»;
Л.Ф.Лазурский «Личность и воспитание»; «Об естественном эксперименте»;
П.Ф.Лесгафт «Антропология и педагогика»
§ Учет социального фактора воспитания наряду с природным, ориентация на общественные и естественные науки о человеке.
§ В.М.Бехтерев стремился создать на основе рефлектологических исследований подлинно научную, объективную антропологическую базу общественных наук, в частности – педагогики. Задачи этого направления призван был решать Психоневрологический институт, созданный В.М.Бехтеревым.
§ П.Ф.Лесгафт создал очень ценную педагогико-антропологическую типологию характеров на протяжении 40 лет он разрабатывал программу построения антропологии как эмпирической базы науки о воспитании. Антропология, согласно П.Ф.Лесгафту, рассматривает не только значение, развитие и отправление отдельных тканей и органов человеческого тела, но и в особенности – физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Одно накопление знаний не будет наукой: эмпиризм должен сочетаться с рационализмом, опыт – с теорией, эксперимент с его философским обоснованием.
§ Будущее научной педагогики это направление увязывало с ростом педагогического образования, институционализацией педагогики; предполагало расширение общественного педагогического движения.
II. Естественники, или педагогика как естествознание – А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, В.П.Вахтеров, Г.И.Челпанов и другие.
В.П.Вахтеров «Основы новой педагогики»; А.П.Нечаев «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения»; Н.Е.Румянцев «Лекции по педагогической психологии для народных учителей»; Г.И.Челпанов «Задачи современной психологии»; «Психология и школа».
§ Ориентация на биологию, психофизиологию, медицину как главную теоретическую базу педагогики. Нередко они разрабатывали одновременно экспериментальную педагогику, педагогическую психологию и педологию. Педология рассматривалась как описательная дисциплина, а педагогика – как нормативная.
§ Естественнонаучное течение тесно сближалось с педологией и медициной. Педология рассматривалась как синоним педагогической психологии.
§ В.П.Вахтеров ввел педагогическую концепцию «Эволюционная педагогика», которая опираясь на философское понимание эволюционного развития всего живого в направлении от низших и простейших форм к высшим и сложнейшим, позволит активно содействовать превращению низших качеств и побуждений, сохраняющихся в генетической памяти ребенка от отдельных предков, в высшие.
III. Социология, или педагогика как обществознание – Н.А.Рубакин, П.А.Кропоткин, В.И.Чернолуский, Н.В.Чехов и др.
Н.А.Рубакин «Психология читателя и книга»; Н.В.Чехов «Народное образование в России с
60-х годов XIX века»; В.И.Чернолуский «Итоги общественной мысли в области образования».
§ Педагоги-социологи, писавшие о воспитании и образовании, искали ответы на вопросы о природе человека как субъекта и объекта воспитания во взаимодействии индивида и общества.
§ П.А.Кропоткин выводил из социальных условий жизни индивида основные принципы формирования личности. Умственное развитие неразрывно связывал с производительным трудом.
§ Н.А.Рубакин считал, что главные проблемы педагогики: значение беспомощности ребенка в младенческом возрасте и необходимость его воспитания; роль игры в умственном развитии в детском возрасте; связь онтогенеза с филогенезом, - необходимо объяснять именно с социометрической и культурной точек зрения. В «Письмах к читателям о самообразовании» Н.А.Рубакин глубоко и научно обоснованно решает вопрос, что такое образованный, интеллигентный человек. Он непременно разносторонний, а значит – терпимый человек. Он должен быть чужд духу нетерпимости и идейной исключительности.
§ В трудах русских деятелей социологического течения мировоззрение превращалось в подлинное содержание образования, в средство становления и развития личности.
IV. Философы или педагогика как жизнь идей: С.И.Гессен, Н.В.Вентцель, Л.Н.Толстой, И.С.Андреевский, И.И.Горбунов-Посадов и другие.
Труды: Н.В.Вентцель «Нравственное воспитание и свобода»; «Основные задачи нравственного воспитания»; «Этика и педагогика творческой личности»; «Этика, педагогика, политика».
И.С.Андреевский «Генезис науки, ее принципы и методы»; «Научные основы педагогики».
Л.Н.Толстой – статьи: «О воспитании»; «О науке»; «О жизни».
§ Педагоги-философы рассматривали воспитание как залог и предпосылки оздоровления общества.
§ Н.В.Вентцель рассматривал среду как важнейший фактор «приобщения ценностного, этического и поведенческого облика личности, самостоятельной нравственной воли. Одно из наиболее важных средств создания высших духовных ценностей жизни – свободное творческое духовное взаимодействие ребенка с окружающей его средой на почве искания этих ценностей, их создания и воплощения в жизнь». Благоприятной средой гармонического всестороннего развития детей Н.В.Венцель считал «маленькое общество, состоящее из детей и их воспитателей; здесь мы имеем ту форму общения людей друг с другом, которое можно назвать воспитывающим и образовывающим общением». По мнению Н.В.Вентцеля, суровая школа жизни – вот что такое свободное воспитание.
§ Представители этого направления из философии выводили цели воспитания, которые всегда будут подчиненными к целям жизни… Программа построения педагогической науки на базе философии отличалась реализмом и конкретностью; в XX веке она была реализована на Западе и трудами, и образовательной практикой в ФРГ, США, Франции…
V. Опытники, или педагогика как только практика. Представители: С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко, С.Н.Дурымин, А.А.Фортунатов и другие.
Труды: С.Т.Шацкий «Задачи общества. Детский труд и отдых»; «Годы исканий»; «Бодрая жизнь».
С.Н.Дурымин «Педагогика творческой личности»; «Эксперимент или пытка».
А.А.Фортунатов. «Первый год обучения в начальной школе».
* Природа человека раскрывается в процессе жизнедеятельности.
* По мнению С.Т.Шацкого:
- у детей сильно развит инстинкт общительности;
- дети настойчивые исследователи по природе;
- дети любят созидать, устраивать часто из ничего дополняя недостающее воображением;
- детям присущ инстинкт творчества;
- громадную роль в формировании детского характера играетинстинкт подражательности. Задача правильной работы с детьми – дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя ни одного из них.
· С.Т. и В.Н.Шацкие плодотворно исследовали законы формирования детского коллектива и влияния труда на становление и развитие детской индивидуальности в процессе опытного изучения потребностей и поведения детей.
· Опытническое течение считало, что содержание образовательно-воспитательного процесса должно определяться содержанием жизненной деятельности человека и одновременно подготовкой его к этой жизнедеятельности, и воспитания в ходе самой жизнедеятельности. Они дали теоретическое обоснование воспитания как взаимодействия воспитуемых с особо организованной средой. Содержание жизненной деятельности предстает как результат этого взаимодействия.
· Опытническое течение склонялось к рассмотрению педагогики в качестве «моста», соединяющего область (философии, этики) умозрения с областью действительности. Этим «мостом» служит живой опыт воспитания детей: «Школа должна быть лабораторией, где учитель неустанно наблюдает, проверяет свои наблюдения и опять наблюдает» (С.Т.Шацкий).
· Это направление поставило перед педагогикой и методологией педагогики вопрос о соотношении эмпирического и теоретического познания, о тесной связи воспитательной деятельности с окружающей действительностью и внесло ценный вклад в решение этого вопроса.
VI. Провиденциалисты, или педагогика как боговдохновенное искусство.
Представители:
В.В.Розанов, В.В.Зеньковский, В,С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Л.Н.Толстой и другие.
Труды: В.В.Зеньковский «О сравнительной психологии»; «Проблема психической причинности»; «Социальное воспитание, его задачи и пути». Н.А.Бердяев «Духовный кризис интеллигенции»; «Душа России». Л.Н.Толстой «Путь жизни»; В.С.Соловьев «Русская идея»
· В.В.Зеньковский утверждал, что для истинного обоснования педагогики не годятся ни католические догмы, ни протестантские, ни идеи Л.Н.Толстого, ни концепция К.Н.Вентцеля не могут дать для нее принципов; ни эмпиризм, ни рационализм, ни идеализм, ни материализм, а только «православное познание». Учение о развитии личности и ее воспитании строится независимо от религиозных идей, стремится опереться на науки и указания опыта. Привлечение же идей христианской антропологии нужно не для религиозного или морального воспитания, а для педагогики в ее целом. Человек целостен и необходимо целостное понимание человека в педагогике. Педагогика невозможна без учения о первородном грехе, об образе Божьем в человеке, натуральной и благодатной соборности как проникающей в человека социальности.
· В.С.Соловьев объясняет и талант, и гений человека «провидением Божьем». Судьба дается как врожденный задаток, воплощаемый в жизни только через собственную волю человека. Эта воля должна быть направлена на овладение «общечеловеческой христианской культурой» - вот единственный путь, чтобы развить все положительные силы русской нации, проявить истинную самобытность, принять самостоятельное и деятельное участие во всемирном ходе истории.
· Л.Н.Толстой проповедовал совершенствование мира путем морально-религиозного воспитания. Конкретное понимание целей и сущности воспитания и образования Л.Н.Толстой резюмировал следующим образом:
1). Главное – отсутствие принуждения и выгод, как для обучаемых, так и для обучающих. 2). Критерием выбора предметов образования может быть только религия. 3). Учебная последовательность предметов важна: и тут все дело в религии. 4). Истинная религия – это мудрость человечества всех времен и народов.
5). Один из самых важных предметов – этнография: быт и верования различных народов. 6). Столь же важно определение смысла жизни, т.е. ответа на вопросы: что я такое и как мне жить?
Л.Н.Толстой подчеркивал воспитывающую и образующую роль культуры и требовал самостоятельности мышления.
· Воспитательные теории педагогов религиозной ориентации и религиозных философов, их размышления о педагогике содержали немало продуктивных и оригинальных идей, однако в России после 1917 года они не могли воплотиться и насильственно перемещены на Запад, где влились в религиозно-экзистенциалистское, интуитивистское и другие ответвления мировой педагогической мысли XX века.
VII. Социально-реформаторское направление. Представители: Н.К.Крупская, А.В. Луначарский, Г.В. Плеханов, П.Н.Лепешинский и другие.
Труды:
Н.К.Крупская «Народное образование и демократия».
А.В.Луначарский «О народном образовании»; «Ленин и народное образование».
Г.В.Плеханов «Основные вопросы марксизма»; «Еще раз социализм и политическая борьба».
§ Воспитание нового человека, живущего интересами всего общества, всесторонне гармонически развитого, строителя коммунизма.
§ Н.К.Крупская писала в 1899 году: «…Социалисты хотят общественного воспитания детей - … забота о их содержании будет снята с родителей». Н.К.Крупская утверждала, что школа в социалистическом обществе не будет похожа на теперешнюю… Из детского сада дети будут переходить в школу. Школа будет не только учить, но и развивать в учениках все силы духовные и физические, будет воспитывать из них полезных, энергичных граждан. Н.К.Крупская выступала против частных школ; против свободного воспитания: «Я знаю, что сторонники свободной школы в теории считаются с человеческой личностью ребенка, но …. не озаботились привлечением на свою сторону юного подрастающего поколения (с 10-12-летнего возраста». Поэтому свободная школа недопустима.
§ Представители этого направления, выдвигая свою политическую программу, утверждали новые подходы к организации народного образования и воспитания; отражавшие их стремление сделать народное образование одним из средств в своей политической борьбе за власть.
Большинство теоретических, фундаментальных работ служило одновременно и учебными пособиями для подготовки и повышения квалификации профессиональных педагогов-учителей и воспитателей. Эти педагогические течения начала XX века были тесно связаны с разветвлением педагогического знания, становлением современной системы педагогических наук.
Задания для самостоятельной работы:
I. Для расширения и углубления знаний по истории педагогики конца XIX начала XX века обратитесь к лекциям по педагогической антологии и философии образования Б.М.Бим-Бада «Педагогические течения в начале двадцатого века» - М., 1994.
II. Вопросы:
1). Почему педагогическая дискуссия в России конца XIX – начала XX века приобрела особую остроту?
2). Почему педагоги-антропологи считаются истинными демократами в педагогике?
3). Чем педология отличается от педагогики, чем сближается с ней?
4). Каков вклад социологов в структуру и систему педагогических наук и в практику образования?
5). Что объединяет и что различает педагогов-философов в их трактовке воспитания?
6). Как Вы оцениваете законы «детской природы», сформулированные С.Т.Шацким? Что Вам известно об «опытничестве» Л.Н.Толстого? (Дайте характеристику).
7). В.чем отличие воспитательной программы «позднего» Л.Н.Толстого от его программы, изложенной в Яснополянский период его педагогического творчества?
8). Что-либо изменилось в Вашем педагогическом мировоззрении в результате знакомства с лекциями Б.М.Бим-Бада и рекомендованной дополнительной литературой по данной теме?
9) Какие педагогические идеи этого периода представляются Вам ценными и сегодня?
10) Каковы этапы развития различных типов школ в XIX начале XX века?
11) В чем проявлялось влияние общественности на работу учебных заведений и на образование в России конца XIX – начала XX вв.?
12) Что интересного для себя Вы нашли, изучая опыт гимназий, начальных школ, училищ?
13) Познакомьтесь с информацией о деятельности школ нашего региона до 1918г., объединив материал архивный и из учебного литературы, напишите реферат, выбрав одну из тем:
- Начальная школа нашего региона до 1918г.
- Средняя школа нашего региона до 1918г.
- Частные учебные заведения в нашем регионе до 1918г.
- Женское образование в нашем регионе до 1918г.
- Сельские школы нашего региона до 1918г.
ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ ЛЕСГАФТ (1837 1909гг) – педагог, врач, анатом, общественный деятель.
Основные этапы деятельности, труды
Педагогические идеи, взгляды
1861г –окончив Медико-хирургическую академию в Петербурге, исполняет обязанности ассистента, затем проректора академии.
1865г –защищает диссертацию на степень доктора медицины; 1868г –защищает диссертацию и становится доктором хирургии.
1868 – 1872гг –экстраординаторный профессор Казанского университета; заведующий кафедрой физиологической анатомии. Его увлекают идеи К.Д.Ушинского о всестороннем изучении личности, антропологическом подходе к развитию и воспитанию.
С 1872г. –занимается вопросами физического воспитания в Петербурге и излагает свои идеи в труде «Основы естественной гимнастики» в 1874г.
С 1874гвновь занимается педагогической деятельностью и выезжает (1875, 1876гг) в Европу для изучения опыта по подготовке учителей гимнастики (Германия, Швеция, Швейцария, Франция, Австрия, Италия, Дания, Голландия и Англия). Знакомится с постановкой физического развития в этих государствах. Свои наблюдения изложил в сообщениях «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876г) и «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы» (1880г).
С 1874 по 1886гзанимается вопросами улучшения физического воспитания в военных учебных заведениях России.
В 1880гиздает работу «Физическое развитие в школах»; в 1883 –«Об играх и физическом воспитании в школе» и другие.
В 1888гфундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста».
С 1886гчитает курс лекций по анатомии на естественном факультете Петербургского университета. Под его руководством было подготовлено более 20 диссертаций.
90е гг XX века он и его ученики устраивают детские площадки для игр, катки для детей и взрослых, популяризирует свою систему физического образования.
В 1893издает книгу «Семейное воспитание ребенка и его значение».
В 1896горганизует курсы воспитательниц и руководительниц физического образования как частное высшее учебное заведение – первое в России и в мире по подготовке специалистов по физическому воспитанию.
В 1987гон покинул университет.
В 1901гвыслан из Петербурга как неблагонадежный.
С 1902продолжает общественно-педагогическую деятельность, руководит работой женских курсов до 1905 (курсы закрыты).
В 1909, находясь на лечении в Египте П.Ф.Лесгафт скончался.
* В психологии, педагогике, антропологии (и др.) отрицал все мистические, идеалистические и метафизические толкования, стремился раскрыть причинно-следственные связи изучаемых явлений.
* Проанализировал всю историю физического воспитания, детально рассмотрел и подверг критике современные системы – шведскую, немецкую и др. и стал признанным автором научной системы физического воспитания:
- Важнейший принцип физического воспитания – его единство с умственным, нравственным и эстетическим.
- Важно, чтобы естественные движения соответствовали особенностям каждой группы мышц и вызывали действия всех мышечных групп организма (природосообразность); чтобы эти движения не были подражательными, а осознанными.
- Физические упражнения формируют характер, содействуют нравственному и умственному развитию.
Принципы и условия физического воспитания – это естественность (природосообразность); сознательность при выполнении упражнений; постепенность и последовательность; единство физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим.
§ Теория семейного воспитания разработана на основе новых данных о физиологическом развитии человека. Он выделил пять основных периодов в развитии человека:
1) хаотический, в котором пребывает новорожденный;
2) рефлекторно-опытный (до появления речи);
3) подражательно-реальный (до школьного возраста);
4) подражательно-идейный (до 20 лет);
5) критико-творческий (период взрослой жизни).
В каждом периоде необходимо соблюдать определенные правила воспитания:
1. соблюдение гигиены;
2. соответствие между словом и делом воспитателя;
3. отказ от произвола в отношении воспитанника;
4. уважение ребенка, его права личной неприкосновенности.
§ П.Ф.Лесгафт органически связывает школьное и семейное воспитание; единство всех сторон воспитания; обращает внимание на формирование социальной направленности личности; выступает против наследственной обреченности, а решающую роль отводит влиянию окружающей среды; выделяет школьные типы:
1). лицемерный;
2). честолюбивый;
3). добродушный;
4). забитый-мягкий;
5). забитый-злостный;
6). угнетенный, - наиболее характерные, отражающие в своем поведении результаты влияния окружающей среды, образа жизни семьи и поведения взрослых.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление