Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Василий порфирьевич вахтеров (1853 – 1924) – педагог, общественный деятель




Библиографические сведения. Основные труды. Педагогические идеи, взгляды.
Фамилия Вахтеров – его отец некоторое время служил сторожем, семья жила в крайней бедности; однако 8-летний мальчик, у которого обнаружены незаурядные способности, отдан в Арзамаское духовное училище, где проявилось его увлечение астрономией, физиологией и психологией. Не окончив училища, сдал экзамены на домашнего учителя и получил назначение. С 1874гзанимался на курсах при Московском учительском институте С 1875 по 1881ггработал учителем, затем инспектором училища и прогимназии в Смоленской губернии. С 1881гинспектор народных училищ Смоленской губернии. В 1890гкак талантливый педагог переведен инспектором народных училищ. В 90-х ггXX века он занимается общественно-педагогической деятельностью: член комиссии по народному образованию Московского губернского земства; работает в Московском комитете грамотности; организует библиотеки для учителей, школьные музеи; внедряет новые формы воспитательной работы. С 1896гон ведет работу по редактированию учебных книг и методических пособий учителю. Книги В.П.Вахтерова для первоначального обучения входят в учебную практику: «Букварь»; «Новый Букварь»; «Первый шаг»; «Мир в рассказах для детей» и др., получают широкое признание учителей народных школ. В 90-е гг публикуются труды В.П.Вахтерова «Внешкольное образование народа», «Основы новой педагогики» и др. С 1905 – 1907ггон активный деятель Всероссийского Учительского союза и Лиги образования в России. Он доказывал возможность всеобщего обязательного обучения. В 1895гопубликовал книгу «Всеобщее обучение». Он не смог понять всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции. Продолжал работу над совершенствованием своих учебных книг, преподавал на красноармейских курсах по ликвидации неграмотности, на курсах подготовки учителей, был лектором педагогического факультета 2-го МГУ до конца своей жизни. · Особенность педагогики в том, что она не только рассматривает ребенка в качестве объекта исследования, но и решает задачу его воспитания. · Воспитание ребенка необходимо тесно увязать с законами его развития, а методы и материал обучения привести в соответствие с возрастными особенностями воспитанника. · Теоретическая концепция «Эволюционная педагогика» исходила главным образом из практики обучения и воспитания, а заимствованные из других наук общие идеи служили автору не только для осмысления, но и для исследования собственно педагогического процесса: — обучение и воспитание как единый процесс … «все части педагогики связать в одно целое…»; — главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника; — образование во всех его видах и формах является одним из самых важных факторов общественного прогресса; — глубочайшая тайна воспитания в том, что каждый нормальный ребенок стремится к развитию всех его сил и способностей; — от рождения ребенок наделен не одними лишь положительными задатками; он несет в себе нечто пережиточное и низменное, унаследованное им от своих близких и отдаленных предков, опыт которых сохраняется в его генетической памяти; «Развиваться – значит учиться подчинять низшие побуждения высшим … освобождать себя не только от внешнего деспотизма, но еще и от внутреннего – от деспотизма своих низших страстей и прихотей». В.П.Вахтеров неутомимо исследовал возрастные и индивидуальные особенности детей и в «Основах новой педагогики» представил данные разнообразных исследований школьников, их способностей, речи, любознательности, интересов. Методы обучения: анкетирование; статистические вычисления; сравнения контрольных и экспериментальных групп и другие. Доказывал, что для лучшего понимания учащимися учебного материала необходимо задействовать все их органы чувств, а не только зрение и слух. · Школа, по его мнению, призвана не только всесторонне развивать учащихся, но и готовить их к выбору в будущем специальности, выявляя способности, склонности, интересы и возможности школьника.    

СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ГЕССЕН (1887 – 1950гг) – философ, ученый-педагог, публицист и переводчик.

Биографические сведения, основные труды Философско-педагогические идеи, взгляды
Родился 16 августа 1887г в г. Усть-Сысольске (ныне г.Сыктывкар). В 1905гокончил гимназию в Петербурге. Учился на философском факультете университета в Германии с 1906 -1909гг; в марте 1909 получил степень доктора философии. В 1912г сдал магистерский экзамен на историко-философском факультете Петербургского университета. С 1914преподавал в Петербургском университете в качестве приват-доцента; читал лекции в женской гимназии М.Н.Стоюниной, а также в мужских и женских классах Петер-Шуле при лютеранском приходе – лекции по логике, психологии, педагогике и истории педагогики. С сентября 1917 по 1920ггпреподавал в Томском университете на историко-философском факультете, читал курс логики, курсы истории греческой философии, этики и философии права, основы педагогики; читал лекции по педагогике на учительских курсах; в Педагогическом институте для будущих преподавателей средних школ. Здесь начал работу над книгой «Основы педагогики». В 1921гНаркомпросом утвержден профессором кафедры педагогики Петербургского университета. В 1921г(зимой) эмигрирует со своей семьей за границу. В 1923гв Берлине вышла книга «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». С 1924 по 1928преподавал в Праге в Русском педагогическом институте. В этот период опубликовал ряд статей по теоретической философии, социальной философии. С 1926 по 1932ггчитал лекции на русском языке в Париже, Берлине, Варшаве, Кракове, в Вильно, Риге и др.; на немецком – в Праге, Вене, Берлине и др.городах Западной Европы. С 1934гзанимает кафедру в качестве профессора Варшавского университета и начинает работу над книгой «Философия воспитания». В 1939вышла книга «Структура и содержание современной школы» и очерк «Русская педагогика в 20 столетии». Годы войны с 1939 по 1945жил в Польше, читал нелегально лекции, работал над статьями о Достоевском, В.Соловьеве и Льве Толстом. С 1945ги до конца жизни читал лекции на юридическом факультете Лодзинского университета и писал статьи: «Восстановление школы в славянских странах»; «Право и нравственность» и другие. В 1927гочерк «Мое жизнеописание». * В основе его философии воспитания антропологический подход: воспитание человека начинается сразу в нескольких планах его бытия – 1) план биологического бытия (воспитание представляет собой опеку и дрессуру); 2) план общественного бытия (воспитание обработка молодого поколения соответственно потребностям группы); 3). план духовной культуры (воспитание как образование и соучастие в культурных ценностях); 4). план благодатного бытия (воспитание есть спасение). * Осуществил философский подход к педагогике. В книге «Основы педагогики» в центр поставил ценностное отношение к образованию, которое рассмотрел как непрерывное восхождение к ценностям культуры. * Главная ценность педагогики Гессена – личность и ее индивидуальность, обретенная в самостоятельном творческом труде по осуществлению целей – заданий, носящих высокий, «сверхличный» характер. * Педагогику рассматривал как прикладную философию; призывал к проникновению в педагогику, в начальное, среднее и высшее образование духовности и общечеловеческих ценностных ориентаций. Принимая идею трудовой школы, полагал, что образование должно базироваться на философских представлениях. * Задача педагогики – формировать профессиональное мышление учителя, его способность искусно решать конфликты внутри образования. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: российский национализм, переходя в великорусский, постепенно мельчает до московско-суздальского. * Цель образования – не только приобщение ученика к культурным и научным достижениям человечества, но и формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. * Современная педагогика предъявляет к уроку требования: - определенность в постановке целей урока; - требование точного решения поставленной уроком задачи; - самостоятельность в выборе пути, ведущего к достижению цели. * Задача учителя – мыслить научно, овладеть методом и применять метод как орудие мысли. * С.И.Гессен дал анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.