Фамилия Вахтеров – его отец некоторое время служил сторожем, семья жила в крайней бедности; однако 8-летний мальчик, у которого обнаружены незаурядные способности, отдан в Арзамаское духовное училище, где проявилось его увлечение астрономией, физиологией и психологией. Не окончив училища, сдал экзамены на домашнего учителя и получил назначение.
С 1874гзанимался на курсах при Московском учительском институте
С 1875 по 1881ггработал учителем, затем инспектором училища и прогимназии в Смоленской губернии.
С 1881гинспектор народных училищ Смоленской губернии.
В 1890гкак талантливый педагог переведен инспектором народных училищ.
В 90-х ггXX века он занимается общественно-педагогической деятельностью: член комиссии по народному образованию Московского губернского земства; работает в Московском комитете грамотности; организует библиотеки для учителей, школьные музеи; внедряет новые формы воспитательной работы.
С 1896гон ведет работу по редактированию учебных книг и методических пособий учителю. Книги В.П.Вахтерова для первоначального обучения входят в учебную практику: «Букварь»; «Новый Букварь»; «Первый шаг»; «Мир в рассказах для детей» и др., получают широкое признание учителей народных школ.
В 90-е гг публикуются труды В.П.Вахтерова «Внешкольное образование народа», «Основы новой педагогики» и др.
С 1905 – 1907ггон активный деятель Всероссийского Учительского союза и Лиги образования в России. Он доказывал возможность всеобщего обязательного обучения.
В 1895гопубликовал книгу «Всеобщее обучение».
Он не смог понять всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции. Продолжал работу над совершенствованием своих учебных книг, преподавал на красноармейских курсах по ликвидации неграмотности, на курсах подготовки учителей, был лектором педагогического факультета 2-го МГУ до конца своей жизни.
· Особенность педагогики в том, что она не только рассматривает ребенка в качестве объекта исследования, но и решает задачу его воспитания.
· Воспитание ребенка необходимо тесно увязать с законами его развития, а методы и материал обучения привести в соответствие с возрастными особенностями воспитанника.
· Теоретическая концепция
«Эволюционная педагогика» исходила главным образом из практики обучения и воспитания, а заимствованные из других наук общие идеи служили автору не только для осмысления, но и для исследования собственно педагогического процесса:
— обучение и воспитание как единый процесс … «все части педагогики связать в одно целое…»;
— главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника;
— образование во всех его видах и формах является одним из самых важных факторов общественного прогресса;
— глубочайшая тайна воспитания в том, что каждый нормальный ребенок стремится к развитию всех его сил и способностей;
— от рождения ребенок наделен не одними лишь положительными задатками; он несет в себе нечто пережиточное и низменное, унаследованное им от своих близких и отдаленных предков, опыт которых сохраняется в его генетической памяти; «Развиваться – значит учиться подчинять низшие побуждения высшим … освобождать себя не только от внешнего деспотизма, но еще и от внутреннего – от деспотизма своих низших страстей и прихотей».
В.П.Вахтеров неутомимо исследовал возрастные и индивидуальные особенности детей и в «Основах новой педагогики» представил данные разнообразных исследований школьников, их способностей, речи, любознательности, интересов. Методы обучения: анкетирование; статистические вычисления; сравнения контрольных и экспериментальных групп и другие. Доказывал, что для лучшего понимания учащимися учебного материала необходимо задействовать все их органы чувств, а не только зрение и слух.
· Школа, по его мнению, призвана не только всесторонне развивать учащихся, но и готовить их к выбору в будущем специальности, выявляя способности, склонности, интересы и возможности школьника.
СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ГЕССЕН (1887 – 1950гг) – философ, ученый-педагог, публицист и переводчик.
Биографические сведения, основные труды
Философско-педагогические идеи, взгляды
Родился 16 августа 1887г в г. Усть-Сысольске (ныне г.Сыктывкар).
В 1905гокончил гимназию в Петербурге. Учился на философском факультете университета в Германии с 1906 -1909гг; в марте 1909 получил степень доктора философии.
В 1912г сдал магистерский экзамен на историко-философском факультете Петербургского университета.
С 1914преподавал в Петербургском университете в качестве приват-доцента; читал лекции в женской гимназии М.Н.Стоюниной, а также в мужских и женских классах Петер-Шуле при лютеранском приходе – лекции по логике, психологии, педагогике и истории педагогики.
С сентября 1917 по 1920ггпреподавал в Томском университете на историко-философском факультете, читал курс логики, курсы истории греческой философии, этики и философии права, основы педагогики; читал лекции по педагогике на учительских курсах; в Педагогическом институте для будущих преподавателей средних школ. Здесь начал работу над книгой «Основы педагогики».
В 1921гНаркомпросом утвержден профессором кафедры педагогики Петербургского университета.
В 1921г(зимой) эмигрирует со своей семьей за границу.
В 1923гв Берлине вышла книга «Основы педагогики. Введение в прикладную философию».
С 1924 по 1928преподавал в Праге в Русском педагогическом институте. В этот период опубликовал ряд статей по теоретической философии, социальной философии.
С 1926 по 1932ггчитал лекции на русском языке в Париже, Берлине, Варшаве, Кракове, в Вильно, Риге и др.; на немецком – в Праге, Вене, Берлине и др.городах Западной Европы.
С 1934гзанимает кафедру в качестве профессора Варшавского университета и начинает работу над книгой «Философия воспитания».
В 1939вышла книга «Структура и содержание современной школы» и очерк «Русская педагогика в 20 столетии».
Годы войны с 1939 по 1945жил в Польше, читал нелегально лекции, работал над статьями о Достоевском, В.Соловьеве и Льве Толстом.
С 1945ги до конца жизни читал лекции на юридическом факультете Лодзинского университета и писал статьи: «Восстановление школы в славянских странах»; «Право и нравственность» и другие.
В 1927гочерк «Мое жизнеописание».
* В основе его философии воспитания антропологический подход: воспитание человека начинается сразу в нескольких планах его бытия – 1) план биологического бытия (воспитание представляет собой опеку и дрессуру);
2) план общественного бытия (воспитание обработка молодого поколения соответственно потребностям группы);
3). план духовной культуры (воспитание как образование и соучастие в культурных ценностях);
4). план благодатного бытия (воспитание есть спасение).
* Осуществил философский подход к педагогике. В книге «Основы педагогики» в центр поставил ценностное отношение к образованию, которое рассмотрел как непрерывное восхождение к ценностям культуры.
* Главная ценность педагогики Гессена – личность и ее индивидуальность, обретенная в самостоятельном творческом труде по осуществлению целей – заданий, носящих высокий, «сверхличный» характер.
* Педагогику рассматривал как прикладную философию; призывал к проникновению в педагогику, в начальное, среднее и высшее образование духовности и общечеловеческих ценностных ориентаций. Принимая идею трудовой школы, полагал, что образование должно базироваться на философских представлениях.
* Задача педагогики – формировать профессиональное мышление учителя, его способность искусно решать конфликты внутри образования. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: российский национализм, переходя в великорусский, постепенно мельчает до московско-суздальского.
* Цель образования – не только приобщение ученика к культурным и научным достижениям человечества, но и формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности.
* Современная педагогика предъявляет к уроку требования:
- определенность в постановке целей урока;
- требование точного решения поставленной уроком задачи;
- самостоятельность в выборе пути, ведущего к достижению цели.
* Задача учителя – мыслить научно, овладеть методом и применять метод как орудие мысли.
* С.И.Гессен дал анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление