Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая наука в странах Западной Европы и США в XX веке




 

* Образование первой половины XX века (до Второй мировой войны) в ведущих зарубежных странах оказалось продолжением тенденций и принципов, сформировавшихся к концу XIX началу XX века, и теперь находивших реализацию.

 

I направление: прагматический подход к образованию; во второй половине XX века. Прагматизм объявлял индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель обучения и воспитания: «самовыявление» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. Принципы обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения.

Представители: Джон Дьюи (1859 – 1952гг) – американский философ, педагог; Э. Паркхерст; У.Х. Килпатрик; Б. Рассел.

Уильям Херд Килпатрик (1871 – 1965гг) – последователь Д. Дьюи, популязатор идей прогрессивной педагогики; лучший учитель Америки. организатор школы в соответствии с «методом проектов». Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики имели право свободного выбора занятий и видов деятельности, посредством которых приобретали новые знания. Учитель оказывал помощь в решении учениками практических или исследовательских задач междисциплинарного характера.

Бертран Рассел – английский педагог, создатель «новой школы», работающей по «методу проектов» в Бикон-Хилле в Англии в 1927 году. Основная цель обучения: исходя из имеющегося опыта учащихся, подготовить их к решению новых задач, постоянно возникающих в динамично меняющемся мире.

II направление – неопозитивизм, порожденный открытиями в естествознании, физике и других науках. Крупные ученые – физики, химики, математики, разделявшие позиции неопозитивизма, оказали влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 60 – 70х годах XX века. Слабость педагогики они усматривали в доминировании бесполезных идей и абстракций; «главное не знания, а методы их приобретения».

 

III направление – неотомизм – рассматривает жизнь как путь, предопределенный свыше, пройти его наиболее эффективным образом может и должно помочь воспитание. Характерным документом этого направления явилась папская энциклика (обращение к верующим) 1953 года, в которой Лев XIII заявил: «XX век – век науки, которая одна за другой открывает все новые двери. И за каждой открывшейся дверью мы видим Бога"

Представители: Ф.Вильгельм Ферстер (1869 – 1956 гг.), немецкий педагог, Мартин Бубер (1878 – 1965 гг.), еврейский религиозный философ, видели в человеке «трагическое двойственное существо», за которое борются Бог и дьявол, наделившие его добром и злом соответственно. Воспитание – путь к освобождению от дьявола, к формированию духовности.

Жан Маритен (1882 – 1973 гг.) – французский философ, ведущий представитель неотомизма. Основная цель воспитания: «Христианская человечность» - это единственный путь сохранения человечества и культуры. Предостерегал от чрезмерного увлечения новыми педагогическими технологиями. Он доказывал ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений; резко критикуя падение нравственных устоев в современном мире, указывал на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Ж.Маритен утверждал: «Человек двойственен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Этот мир Бога, сотворенный для вечной жизни».

Неотомисты обвиняли школу в излишней рациональности, забвении «досознательного», в котором и есть источник любви, добра, счастья, свободы и смысла жизни. По их мнению, система обучения и воспитания должна развивать «досознательные» стремления человека приблизиться к Богу.

 

IV направление – экзистенционализм – оно оказало заметное влияние на педагогическую мысль XX века. Характерная мысль философии экзистенционализма: наше время проходит под знаком трагического выбора между бессмысленностью жизни и самоубийством. Самоубийством покончил жизнь один из лидеров этого направления Нобелевский лауреат по литературе, французский философ, писатель и педагог Жан-Поль Сартр. Трагически погиб другой Нобелевский лауреат, французский писатель Альберт Камю (1913 – 1960 гг.). Представители экзистенционализма утверждали, что «человек есть лишь то, что сам из себя делает». Основное понятие – существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Объективный мир существует только благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.

Немецкие экзистенциалисты Карл Ясперс (1883 – 1969 г.) и Мартин Хайдеггер (1889 – 1916 г.) – по их мнению, «забота», «страх», «тревога» определяют «бытие – в мире»; лишь чувствуя себя в состоянии крайнего напряжения, человек способен видеть значимость и наполненность каждого момента жизни, стать творцом.

Мартин Хайдеггер, увлеченный возрождением немецкого языка и культуры, фактически поддержал фашизм, при котором оставался ректором университета, занимал посты в системе образования.

 

V направление – представители социальной педагогики главным источником педагогической науки и практики считали социально-историческое знание. На рубеже XIX – XX века наиболее известные Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Дильтей, Пауль Наторп; их идеи и размышления о проблеме выбора человеком места на социальной лестнице и воспитании как подготовке к этому месту продолжил Эдвард Шпрангер (1882 – 1963 гг) – немецкий педагог, психолог, представитель философии жизни, утверждавший, что в воспитании надо ориентироваться на различные типы личности. В основе типологии лежат психологические и ценностные установки – это и есть главный критерий при определении путей воспитания. Э. Шпрангер предложил шесть вариантов типологии человека:

- экономический (склонность к хозяйственной деятельности);

- теоретический (стремление к научной деятельности);

- эстетический (тяга к искусству);

- социальный (ярко выраженный альтруист);

- политический (человек, рвущийся к власти);

- религиозный.

 

VI направление Сторонники идей свободного воспитания: немецкий педагог Фриц Гансберг (1871 – 1950 гг) выступал с критикой устройства немецкой школы за жестко регламентированный учебный процесс, не позволяющий ни ученику, ни учителю проявить «творческую самостоятельность». Свои взгляды изложил в двух основных трудах «Творческая работа в школе» и «Педагогика».

Другим сторонником свободного воспитания является австрийско-немецкий философ-мистик, педагог, основоположник антропософии – Рудольф Штайнер (Штейнер) (1861 – 1925 гг.) – его концепция воспитания нашла сегодня воплощение в Вальдорфской педагогике и школе. 1-ую Вальдорфскую школу он открыл в 1919 году в Шутгарте (Германия) в местечке «Вальдорф-Астория». Школа, основываясь на началах самоуправления, придерживалась «ритмов и циклов» детской жизни. В его «антропологизме» ведущей является идея глубокого познания человека, формирование гуманистической личности – это отражается в его работе «Курс народной педагогики». Сегодня вальдорфские школы считаются лучшими в странах Западной Европы (например, в Германии – 164 школы) – в них осваиваются такие педагогические и методико-фактические пути, которые положительно отличают их от путей массовой государственной школы. В России (на 2001 г.) насчитывалось 26 вальдорфских школ; 59 – детских садов; 79 групп в детских садах.

VII направление в 1950 – 60-х гг – современный бихевиоризм, его методологическую основу составляют теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концепции.

Берес Федерик Скиннер (1904 – 1990) американский психолог, лидер современного бихевиоризма, делая упор на идентичности поведения человека и животных, развил теории линейно-программированного обучения, оперантного научения. На учащегося в процессе обучения оказывают воздействие различные стимулы, поддерживающие его активность. Сам процесс учения представлен в виде подробно разветвленного плана-программы, в которой предусматривается различные варианты вопросов и ответов учителя и ученика. С программированным обучением тесно связана алгоритмизация процесса обучения, имеющая в основе, как программирование, так и кибернетический подход.

· Ряд философов и теоретиков образования, основываясь на теориипсихоанализа (З.Фрейд, К.Юнг, М.Адлер, Э.Фромм), требовали учитывать в воспитательном процессе взросление личности. Воспитание как выход из состояния детства должно делать человека хозяином собственной судьбы, вести к самоосвобождению.

· Представители: Ален (Эмиль) Шартье (1868-1951г.г.) – французский теоретик воспитания; Овид Декроли (1871-1932 г.г.) – бельгийский педагог; в 1907 г. в Брюсселе открыл «Школу для жизни» (Эрмитаж).

Советовали изучать ребенка «краешком глаза» (А.Шартье); педагогика должна способствовать осознанию ребенком своего «Я», познанию реальной среды обитания, где предстоит себя раскрыть (О.Декроли).

* Наиболее влиятельной в последние десятилетия XX века является гуманистическая педагогика – это направление, опирающееся на учет индивидуальных способностей и интересов ребенка, идею его разностороннего развития и формирования личности.

Представители гуманистического направления в педагогике – известные западные ученые: К.Роджерс, Дж. Браун, К. Паттерсон, А.Маслоу, Ш.Бюллер и другие.

Абрахам Маслоу (1908 – 1979г.г) – американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Свой подход назвал «теорией третьей силы», т.е. альтернативой бихевиоризма и психоаналитизма.

Основные труды: «Мотивация и личность» (1954); «Психология бытия» (1968); «Мотивация и индивидуальность» (1970).

Основные положения гуманистического подхода в психологии и педагогике А.Маслоу:

§ Объектом изучения является «психологически здоровый человек» и его положительные качества: здоровье, доброта, нормальное развитие, стремление к раскрытию своего творческого потенциала.

§ Люди – свободно мыслящие субъекты, способные самостоятельно определить свое личностное становление и развитие. Большинство людей обладают способностью к самоактуализации, но лишь у 1% она в какой-то степени реализуется.

§ Нет никакого «среднего» типа среди людей. Каждая личность уникальна. Необходимо исследовать индивидуальность, личностные особенности, мотивацию деятельности, поскольку «у людей есть собственные мотивы, побудительные стимулы к развитию их неповторимого внутреннего мира, к его полной реализации».

Карл Роджерс (1902-1987г.г.) – американский психолог, соратник А.Маслоу в разработке гуманистической психологии и адаптации ее положений в педагогике.

Основные труды: «Взгляд на психотерапию. Становление человека».

Рассматривал механизмы реализации гуманистической педагогики:

§ Конгруэнтность позиций воспитателя и учителя, с одной стороны, и воспитанника, ученика – с другой. В педагогическом взаимодействии настрой воспитателя на актуальное состояние воспитанника.

§ «Принятие» или «безусловное положительное отношение» является ключевым понятием в новом педагогическом подходе; «…я нахожу, что помогаю другому стать человеком, когда я могу принимать другого. Это – значит принимать его чувства, отношения, верования, являющиеся действительно частью его самого».

§ Учение – это не усвоение знаний, а изменение чувственно-когнитивного опыта ученика. Этот опыт передать невозможно, он у всех разный. Только в случае самообучения происходит научение: ученик становиться ответственным, независимым, творческим, опирающимся на самого себя; главным критерием является самокритика и самооценка, оценка других – второстепенна.

§ Задача учителя – предоставить ученику все возможные средства для самообучения, а самому – выступать в роли консультанта, партнера по дискуссии и т.д.

§ Жизнь личности направлена на поиск подлинной и полной смысла жизни. Избегать свободы и ответственности – значит не жить полной жизнью.

Своим путем к гуманистическим идеям и выводам пришел Эрих Фромм (1900- 1980г.г.) – американский философ – психолог. Начал он с психоанализа, посвятив ему работы «Бегство от свободы» (1914г.), «Из плена иллюзий» (1962г.).

В 1976 г. выходит его основной труд «Иметь или быть?».

§ Причины агрессивности не только на индивидуальном, но и государственном уровне Э.Фромм видит, прежде всего, в «больном обществе». Автор доказывал, что не случайно во главе тоталитарных режимов находились люди, представляющие «клинические случаи некрофилии» (любви к смерти).

§ Затем Э.Фромм рассматривает болезнь «общества массового потребления», в котором даже образование расценивается как товар – как средство вложения капитала.

§ Э.Фромм открыто признал себя последователем К. Маркса и развивал критику капитализма с его «порабощающими, нечеловеческими» потребностями, вооружившегося теперь средствами рекламы и массмедиа.

§ На пути к самореализации человек должен иметь «внутренний стержень». Такая возможность достигается гуманистическим образованием, воспитанием гуманистической этики, уважения к людям и к самому себе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.