Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная структура МИД РБ 1 страница




Цели и задачи государственного регулирования торговли в Республике Беларусь

Вопрос о регулировании торговли в условиях рыночных отношений воспринимается в мировой практике неоднозначно. Так, известный экономист А. Смит считал, что ни одно правительство или группа людей не могут организовать торговлю лучше, чем это сделает рынок, в котором аккумулированы находчивость и знания миллионов людей. Такой же позиции придерживался известный монетарист М. Фридмен, выступавший против государственного вмешательства в стихийную рыночную экономику. В то же время ряд виднейших ученых считают залогом эффективного развития экономики ее государственное регулирование. Например, канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард выдвинул и применил на практике идею государственного регулирования во всех сферах общества, и прежде всего в области экономики. Создатель «шведской модели социализма», лауреат нобелевской премии Г.К. Мюрдаль утверждал, что вмешательство государства преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику.

Несмотря на различные точки зрения по поводу государственного регулирования торговли, этот процесс, в той или иной степени, осуществляется во всех странах.

Государственное регулирование представляет собой систему мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Это типовые меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, применяемые государственными органами управления. Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования.

Система государственного регулирования торговли включает цели, задачи, принципы, функции, методы и формы.

Цели подразделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели государственного регулирования обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды. Тактические цели формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и в целом экономический рост страны.

Основными целями государственного регулирования торговли являются:

обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;

· создание единого правового поля для предприятий и физических лиц всех форм собственности, чтобы все выполняли единые «правила игры»;

· защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, одновременно все торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, обязаны выполнять Законы Республики Беларусь «О защите прав потребителя» и «О торговле»;

· обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечения монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами;

· регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.

Задачами государственного регулирования являются поддержание стабильности потребительского рынка и обеспечение его социальной направленности.

Основные задачи государственного регулирования торговой деятельности следующие:

а) установление правил торговли, обязательных для всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют торговую деятельность на территории республики. Единство норм и правил обеспечивает условия для конкуренции и обслуживания населения на высоком уровне;

б) создание условий, благоприятствующих продовольственной безопасности страны. Государство стимулирует собственного производителя и разрабатывает меры по защите отечественного рынка;

в) проведение государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для торговли согласно требованиям перспективного развития сферы торгового обслуживания;

г) стимулирование торговой деятельности при помощи государственного субсидирования, предоставления льготного налогообложения и других мер, способствующих гармоническому развитию всех направлений торгового обслуживания населения;

д) сбор информации, разработка прогнозов поведения потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовлетворения потребности населения в товарах и услугах на современном этапе и на перспективу;

е) государственное инспектирование качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми предприятиями и физическими лицами независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Органы государственного управления должны осуществлять контроль за правилами торговли и качеством реализуемых товаров и услуг с тем чтобы обеспечить безопасность населения (включая экологическую), гарантировать получение добротных товаров и услуг.

Принципами государственного регулирования являются законность, гибкость, системность, оперативность, рациональность, ответственность, эффективность и децентрализация управления.

В государственном регулировании торговли в Республике Беларусь важны следующие основные принципы:

· равенства прав субъектов торговли;

· исключение неправомерного вмешательства государственных органов в их деятельность;

· соблюдение законодательства;

· приоритет экономических методов;

· обеспечение условий для реализации права свободы выбора торгового партнера и товара;

· ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создании равных условий для развития свободной конкуренции;

· защите государством прав и законных интересов субъектов торговли и потребителей.

Государственное регулирование основано на общих и частных функциях.

К общим функциям относятся планирование, организация, мотивация и контроль.

Государственное регулирование торговли осуществляется на основе применения прямых и косвенных методов регулирования.

Методы прямого воздействия осуществляются на основе применения средств административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия основываются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Методы косвенного воздействия реализуются только экономическими средствами.

Основными формами государственного регулирования торговли являются: институциональная, программная, денежно-кредитная, налоговая и лицензирование.

Институциональная форма регулирования проявляется в ходе совершенствования экономических институтов, выступающих как регуляторы, инструменты экономических форм (государственный заказ, социальный заказ, коммерческий заказ).

Программная форма регулирования рассматривается как прогноз социально-экономического развития страны (программы развития торговли, программы приватизации).

Денежно-кредитная форма регулирования подразумевает анализ состояния и прогноз развития экономики страны с определением основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики, к которым, в частности, относятся кредиты, изменения учетной ставки (льготное кредитование, льготное налогообложение, отсрочка налогового платежа).

Налоговое регулирование осуществляется при помощи налоговых ставок и налоговых льгот.

Лицензирование выступает в форме получения от государственных органов разрешения на ведение торговой деятельности.

Основные инструменты государственного регулирования торговли:

· сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и гигиеническая регистрация товаров;

· лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

· стимулирование торговли с помощью государственных закупок, субсидирования, льготного налогообложения и иных форм экономического регулирования;

· сбор, обработка и предоставление информации о прогнозируемой потребности в товарах на текущий и перспективный периоды;

· формирование товарных ресурсов;

· государственный контроль в области торговли и применение предусмотренных законодательством мер ответственности за нарушение законодательства о торговле.

Развитие торговой деятельности в Беларуси основывается нормах на Конституции и Гражданского кодекса страны, Законах Республики Беларусь «О торговле», «О защите прав потребителей», «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» и ряде других законодательных актов. Координацию этого процесса осуществляют Совет Министров Республики Беларусь и ряд министерств и ведомств, в функции которых входит:

· создание условий для эффективной работы;

· поддержание инвестиционной деятельности;

· привлечение юридических и физических лиц к реализации государственных целевых программ и законов;

· проведение демонополизации торговли;

· поддержка предпринимательства;

· формирование стабилизационных фондов товаров;

· осуществление приватизации предприятий торговли;

· развитие экономически малоэффективных торговых зон;

· обеспечение создания отраслевых и территориальных ассоциаций и других общественных организаций;

· стимулирование развития торговли через государственные заказы, субсидии.

Основная нагрузка при определении перспектив развития торговли в стране приходится на республиканские министерства: экономики, торговли, иностранных дел и на Белкоопсоюз.


 

 


3. Министерство экономики – орган государственного регулирования торговли

Министерство экономики РБ (Минэкономики) осуществляет регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной социально-экономической политики (организационная структура Министерства экономики представлена на схеме).

Основными задачами Минэкономики в области государственного регулирования торговли являются:

- разработка научно-обоснованных концепций, государственных программ и прогнозов социально-экономического развития РБ на долго-, средне-, краткосрочную перспективу в целом по республике и по отраслям экономики;

- разработка мер, стимулирующих рациональное использование ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала РБ;

- разработка и реализация государственной политики в области поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции;

- разработка и осуществление мер по укреплению экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ;

В соответствии с основными задачами Министерство осуществляет следующие функции:

- разрабатывает и реализует меры по обеспечению устойчивого экономического роста, обеспечивает подготовку концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития республики;

- разрабатывает и реализует принципы либерализации и функционирования рыночной системы хозяйствования, структурной перестройки экономики, поддержки и развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды хозяйствования, свободного ценообразования;

- проводит экономические экспертизы проектов решений и соглашений по вопросам международного технического сотрудничества, иностранным инвестициям и кредитам;

- осуществляет регулирование и организацию контроля за ценообразованием;

- осуществляет методическое обеспечение формирования заказа на поставку продукции, выполнение работ для государственных нужд;

- участвует в разработке основных направлений внешнеэкономической политики, подготавливает прогнозы и программы развития внешнеэкономической деятельности, составляет прогнозы торговых и платежных балансов;

- готовит предложения по формированию экспортно-импортной политики государства;

- разрабатывает предложения по развитию интеграционных процессов с государствами-участниками СНГ, по развитию взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами;

- ведет Реестр имущества, находящегося в республиканской собственности, осуществляет контроль и анализ эффективности использования находящегося в республиканской собственности зданий и сооружений;

- принимает решения о преобразовании республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

- разрабатывает предложения, программы государственной поддержки предпринимательства и осуществляет реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства, развитию конкуренции;

- осуществляет государственный контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

- рассматривает материалы о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о предпринимательстве;

- осуществляет меры по предупреждению экономической несостоятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;

- контролирует выполнение экономических программ, прогнозов и решений по социально-экономическим проблемам;

- осуществляет мониторинг структурных преобразований системы органов государственного управления.


Организационная структура Министерства экономики Республики Беларусь

 

 

4. Министерство иностранных дел Республики Беларусь – как орган государственного регулирования торговли

МИД РБ выполняет определенные задачи по государственному регулированию торговли.

Перед МИД РБ в области государственного регулирования торговли стоят следующие задачи:

- координация внешнеэкономической деятельности в РБ;

- разработка предложений по вопросам внешнеэкономической деятельности в РБ;

- сбор и анализ информации по вопросам внешнеэкономической деятельности;

- планирование внешнеэкономической деятельности;

- координация работы по присоединению РБ ко Всемирной торговой организации;

- разработка и реализация программы социально-экономического развития в части внешнеэкономической деятельности;

- создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

- оказание содействия в развитии инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики;

В соответствии с поставленными задачами МИД РБ выполняет следующие основные функции в области регулирования торговли:

- координирует работу республиканских фондов государственного управления по присоединению РБ к Всемирной торговой организации;

- анализирует структуру и эффективность внешней торговли в стране;

- осуществляет мониторинг реализации национальных программ развития экспорта, разрабатывает мероприятия по созданию условий развития экспорта;

- анализирует и разрабатывает торговый и платежный балансы;

- разрабатывает предложения по совершенствованию мер регулирования внешнеэкономической деятельности;

- координирует взаимодействие уполномоченных государственных органов РБ в области экспортного контроля;

- обеспечивает оформление, ведет учет и контролирует исполнение выданных лицензий, импортных сертификатов, связанных с экспортом (импортом) специфических товаров (работ, услуг);

- готовит предложения о составе и функциях совместных двусторонних комиссий по вопросам торгово-экономического сотрудничества;

- оказывает содействие национальным агентствам, центрам и обществам, занимающимся вопросами привлечения иностранных инвестиций, а также развития торговых связей;

- участвует в антидемпинговых расследованиях в отношении товаров (работ, услуг);

-осуществляет координацию деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты.


 

 

 


5. Министерство торговли Республики Беларусь – как орган государственного регулирования торговли

Основным органом государственного управления и регулирования торговли является МТ РБ. Совет Министров РБ делегировал полномочия МТ РБ по развитию торговли на территории Республики, не зависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Минторг проводит государственную политику в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, координирует деятельность в этих сферах других органов государственного управления, координирует выставочно-ярмарочную деятельность, создание товаропроводящей сети за рубежом, внешнеторговую деятельность, нетарифное регулирование и рекламную деятельность.

В подчинении Минторага находится 17 юридических лиц негосударственной формы собственности, часть акций которых принадлежит Республике Беларусь (см. приложение) и 12 государственных организаций (см. приложение).

Полномочия МТ РБ в области управления торговлей закреплены Законом РБ «О торговле».

К основным полномочиям МТ РБ относятся:

· принятие, в пределах компетенции, нормативных правовых актов в области торговли;

· разработка долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;

· координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в области торговли;

· ведение торгового реестра;

· формирование товарных ресурсов;

· обобщение опыта применения законодательства о торговле и разработка предложений по его усовершенствованию;

· осуществление контроля за сферой торговли;

· применение к субъектам торговли мер ответственности в случае нарушения правил торговли;

· проведение мониторинга коньюктуры внутренней и внешней торговли.

Реализация полномочий осуществляется аппаратом МТ и подведомственным или структурным подразделениями в областях и городах республики.

В масштабах Республики управление торговлей осуществляет аппарат МТ РБ, в состав которого входит 7 управлений и два отдела (см. схему).

 

 

 


Схема 2. Организационная структура аппарата Министерства торговли РБ (схема 2).

 

Каждое управление и отдел выполняет специфические функции, способствующие реализации стратегий развития торговли в республике.

 

Основными функциями управления организации торговли и услуг являются:

· осуществление государственного регулирования торговой деятельности предприятий всех форм собственности;

· разработка концепций развития торговли;

· работа по совершенствованию организационных форм управления торговлей;

· защита прав потребителей в сфере торговли;

· участие в разработке республиканских программ развития торговли, совершенствовании организационных структур управления, разработке новых организационно-правовых форм в торговле и т.д.;

· разработка основных правил ведения различий торговли, предложения по совершенствованию форм и методов продажи, нормативных актов по лицензированию торговой деятельности;

Основными функциями управления организации потребительского рынка продовольственных товаров являются:

· организация маркетинговых исследований;

· разрабатывает нормы рационального потребления продовольственных товаров;

· принимает участие в разработке проектов плана производства товаров;

· организует, совместно с соответствующими министерствами и ведомствами, проведение республиканских ярмарок по оптовой продаже;

· организует работу по контролю за качеством продовольственных товаров;

· ведет статистическую отчетность по поставкам продовольственных товаров;

· организует работу по составлению предварительных заявок на потребность и производство товаров;

· разрабатывает товарные балансы по номенклатуре, анализирует их выполнение;

· организует товароснабжение различной торговой сети и осуществляет контроль за наличием товаров достаточного ассортимента;

· участвует в разработке плана закладки товаров в госрезерв;

· дает заключение по проектам правил розничной торговли отдельными продовольственными товарами.

 

Основными функциями управления финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля являются:

· методическое руководство в области бухгалтерского учета, отчетности, контроля, налогообложения, кредитования;

· проведение экономического анализа и составление прогноза финансового показателя, а также разработка предложений по финансовому и ценовому регулированию деятельности субъектов хозяйствования;

· разработка положений об использовании инвестиционных, специальных, межотраслевых и других фондов;

· разработка предложенийпо совершенствованию налогового законодательства, бухгалтерская отчетность, финансовой и ценовой политики;

· анализирует бухгалтерскую отчетность поперечень, утвержденному Минфином и составляет сводную отчетность по видам деятельности;

· организует на предприятиях государственной собственности проведение переоценоктоваров народного потребления;

· проводит комплексные ревизии финансово-финансовой деятельности подведомственных организаций;

· разрабатывает положения, инструкции и другие документы по регулированию финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли;

· обеспечивают подведомственные предприятия и организации бланками учетной и отчетной документации, а также указаниями и инструкциями по бухгалтерскому учету, отчетности, контроль, вопросам финансов и цен;

· контролирует сохранность государственного имущества, переданного министерством в аренду, и ведет учет расчетов с арендаторами;

 

К основным функциям управления экономики торговли и развития рыночных отношений относится:

· изучение показателей развития народного хозяйства республики и балансов денежных расчетов и доходов населения, используемых для обоснования прогнозов развития торговли;

· разработка долгосрочных, текущих и целевых программразвитияторговли;

· разработка методов проведения экономического анализа деятельности торговых предприятий всех форм собственности;

· подготовка методических указаний по применению законодательных актовРБ, по вопросам организации нормирования, оплаты труда и материального стимулирования для предприятий торговли;

· разработка предложений и рекомендаций по развитию рыночных отношений в торговле;

· разработка программы разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности;

· подготовка материалов поразвитию торговли для Правительства.

 

Основные функции управления организации потребительского рынка непродавольственных товаров являются:

· участие в подготовке проектов республиканских программ развития и совершенствования торговли;

· организация маркетинговых исследований;

· формирует, совместно с промышленными предприятиями и субъектами хозяйствования ассортиментную политику непродовольственных товаров;

· проводит протекционистскую политику по продвижению на рынок республики товаров отечественного производства;

· организует контроль за соблюдением требований по качеству и безопасности реализуемых товаров;

· организует оперативный контроль за выполнением поставок товаров по договорам с промышленность республики ипо завозу из-за пределов;

· осуществляет руководство и координацию работы оптового звена по формированию заявок и заказов предприятиями промышленности;

· участвует в проверках торговых предприятий всех форм собственности и оказывает методологическую и консультативную помощь;

· разрабатывает предложения „по нормализации и организации бесперебойной торговли непродовольственными товарамипервой необходимости.

 

Основными функциями управления внешней деятельности является:

· участие в разработке нормативной базы по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности торговых предприятий и организаций;

· поиск потенциальных партнеров за рубежом;

· разработка долгосрочных программ сотрудничества с зарубежными партнерами;

· организация работы зарубежных выставок, семинаров, симпозиумов и конгрессов.

 

Основными функциями управления нормативно-правового обеспечения, кадровой работы являются:

· проведение государственной кадровой политики в отрасли;

· участие в подборе и расстановке руководителей, должности которых включены в кадровый регистр МТ РБ;

· формирование резерва кадров и организация его обучения;

· координация работы по подготовке и переподготовке кадров для отрасли;

· организация проведения аттестаций руководителей организаций и предприятий, находящихся в ведении МТ РБ;

· обобщение практики применения законодательства РБ, регулирующего торговую деятельность и разработка предложений по его совершенствованию;

· участие в разработке правил, норм и других нормативных актов, регламентирующих торгово-производственную деятельность;

· рассмотрение жалоб и заявлений трудящихся;

· разработка планов по гражданской обороне;

· организация делопроизводства;

· содержание и организация ремонта служебных помещений и технических средств.

 

Основными функциями отдела технического и информационного обеспечения являются:

· формирование государственных заказов, подготовка долгосрочных и текущих научно-технических программ концепций и прогнозов развития торговли.

· методическое руководство по внедрению новых технологий, инвестиций и материально-техническому обеспечению торговли;

· разработка основных направлений по вопросам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования;

· оказание методической помощи при организации обучения по вопросам охраны труда;

· планирование развития материально-технической базы за счет республиканских бюджетных средств;

· формирование единой технической политики развития материально-технической базы торговли;

· разработка типовых инструкций по охране труда;

· участие в разработке программ социального развития торговли;

· организация поставок торгово-технического оборудования для предприятий отрасли; разработка предложений по организации финансирования научных исследований, проектно-технических и конструкторских работ для отрасли;

· контроль за соблюдением правил охраны труда на предприятиях и организациях торговли.

 

Основными функциями отдела организации общественного питания являются:

· разрабатывает приоритетныенаправленияразвития общественного питания в республике;

· участвует в разработках долгосрочных целевых и текущих программ, концепций, прогнозов развития общественного питания;

· разрабатывает концепции развития специализации и типизации сети предприятий общественного питания;

· разрабатывает рекомендации по внедрениюпрогрессивных форм и методов обслуживания;

· участвует в разработке рационов питания с учетом физиологических потребностей;

· участвует в формировании системы технологического контроля;

· проводит аттестацию технологических и санитарно-пищевых лабораторий, предприятий и других структур общественного питания;

· осуществляет присвоение предприятиям общественного питания категорий «супер-люкс», «люкс» и «высшая»и при необходимости вносит предложенияпо изъятию лицензий;

· осуществляет контроль за соблюдением норм и правил торговли, требований к качеству и безопасности реализуемой продукции общественного питания;

· осуществляет методическое руководство территориальными органами управления и государственного регулирования торговли повопросамобщественного питания.

 

 

Основными задачами управления защиты прав потребителя и контроля за рекламой являются:

1. Формирование и проведение государственной политики в сфере торговля, бытового обслуживания и иных услуг, оказываемых населению, обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей, контроля за рекламной деятельностью;

2. Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего в области защиты прав потребителей и рекламы.

4. В соответствии с основными задачами управление выполняет следующие функции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.