КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационная структура МИД РБ 1 страница
Цели и задачи государственного регулирования торговли в Республике Беларусь Вопрос о регулировании торговли в условиях рыночных отношений воспринимается в мировой практике неоднозначно. Так, известный экономист А. Смит считал, что ни одно правительство или группа людей не могут организовать торговлю лучше, чем это сделает рынок, в котором аккумулированы находчивость и знания миллионов людей. Такой же позиции придерживался известный монетарист М. Фридмен, выступавший против государственного вмешательства в стихийную рыночную экономику. В то же время ряд виднейших ученых считают залогом эффективного развития экономики ее государственное регулирование. Например, канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард выдвинул и применил на практике идею государственного регулирования во всех сферах общества, и прежде всего в области экономики. Создатель «шведской модели социализма», лауреат нобелевской премии Г.К. Мюрдаль утверждал, что вмешательство государства преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику. Несмотря на различные точки зрения по поводу государственного регулирования торговли, этот процесс, в той или иной степени, осуществляется во всех странах. Государственное регулирование представляет собой систему мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Это типовые меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, применяемые государственными органами управления. Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования. Система государственного регулирования торговли включает цели, задачи, принципы, функции, методы и формы. Цели подразделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели государственного регулирования – обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды. Тактические цели – формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и в целом экономический рост страны. Основными целями государственного регулирования торговли являются: обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности; · создание единого правового поля для предприятий и физических лиц всех форм собственности, чтобы все выполняли единые «правила игры»; · защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, одновременно все торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, обязаны выполнять Законы Республики Беларусь «О защите прав потребителя» и «О торговле»; · обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечения монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами; · регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления. Задачами государственного регулирования являются поддержание стабильности потребительского рынка и обеспечение его социальной направленности. Основные задачи государственного регулирования торговой деятельности следующие: а) установление правил торговли, обязательных для всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют торговую деятельность на территории республики. Единство норм и правил обеспечивает условия для конкуренции и обслуживания населения на высоком уровне; б) создание условий, благоприятствующих продовольственной безопасности страны. Государство стимулирует собственного производителя и разрабатывает меры по защите отечественного рынка; в) проведение государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для торговли согласно требованиям перспективного развития сферы торгового обслуживания; г) стимулирование торговой деятельности при помощи государственного субсидирования, предоставления льготного налогообложения и других мер, способствующих гармоническому развитию всех направлений торгового обслуживания населения; д) сбор информации, разработка прогнозов поведения потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовлетворения потребности населения в товарах и услугах на современном этапе и на перспективу; е) государственное инспектирование качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми предприятиями и физическими лицами независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Органы государственного управления должны осуществлять контроль за правилами торговли и качеством реализуемых товаров и услуг с тем чтобы обеспечить безопасность населения (включая экологическую), гарантировать получение добротных товаров и услуг. Принципами государственного регулирования являются законность, гибкость, системность, оперативность, рациональность, ответственность, эффективность и децентрализация управления. В государственном регулировании торговли в Республике Беларусь важны следующие основные принципы: · равенства прав субъектов торговли; · исключение неправомерного вмешательства государственных органов в их деятельность; · соблюдение законодательства; · приоритет экономических методов; · обеспечение условий для реализации права свободы выбора торгового партнера и товара; · ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создании равных условий для развития свободной конкуренции; · защите государством прав и законных интересов субъектов торговли и потребителей. Государственное регулирование основано на общих и частных функциях. К общим функциям относятся планирование, организация, мотивация и контроль. Государственное регулирование торговли осуществляется на основе применения прямых и косвенных методов регулирования. Методы прямого воздействия осуществляются на основе применения средств административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия основываются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Методы косвенного воздействия реализуются только экономическими средствами. Основными формами государственного регулирования торговли являются: институциональная, программная, денежно-кредитная, налоговая и лицензирование. Институциональная форма регулирования проявляется в ходе совершенствования экономических институтов, выступающих как регуляторы, инструменты экономических форм (государственный заказ, социальный заказ, коммерческий заказ). Программная форма регулирования рассматривается как прогноз социально-экономического развития страны (программы развития торговли, программы приватизации). Денежно-кредитная форма регулирования подразумевает анализ состояния и прогноз развития экономики страны с определением основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики, к которым, в частности, относятся кредиты, изменения учетной ставки (льготное кредитование, льготное налогообложение, отсрочка налогового платежа). Налоговое регулирование осуществляется при помощи налоговых ставок и налоговых льгот. Лицензирование выступает в форме получения от государственных органов разрешения на ведение торговой деятельности. Основные инструменты государственного регулирования торговли: · сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и гигиеническая регистрация товаров; · лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; · стимулирование торговли с помощью государственных закупок, субсидирования, льготного налогообложения и иных форм экономического регулирования; · сбор, обработка и предоставление информации о прогнозируемой потребности в товарах на текущий и перспективный периоды; · формирование товарных ресурсов; · государственный контроль в области торговли и применение предусмотренных законодательством мер ответственности за нарушение законодательства о торговле. Развитие торговой деятельности в Беларуси основывается нормах на Конституции и Гражданского кодекса страны, Законах Республики Беларусь «О торговле», «О защите прав потребителей», «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» и ряде других законодательных актов. Координацию этого процесса осуществляют Совет Министров Республики Беларусь и ряд министерств и ведомств, в функции которых входит: · создание условий для эффективной работы; · поддержание инвестиционной деятельности; · привлечение юридических и физических лиц к реализации государственных целевых программ и законов; · проведение демонополизации торговли; · поддержка предпринимательства; · формирование стабилизационных фондов товаров; · осуществление приватизации предприятий торговли; · развитие экономически малоэффективных торговых зон; · обеспечение создания отраслевых и территориальных ассоциаций и других общественных организаций; · стимулирование развития торговли через государственные заказы, субсидии. Основная нагрузка при определении перспектив развития торговли в стране приходится на республиканские министерства: экономики, торговли, иностранных дел и на Белкоопсоюз.
3. Министерство экономики – орган государственного регулирования торговли Министерство экономики РБ (Минэкономики) осуществляет регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной социально-экономической политики (организационная структура Министерства экономики представлена на схеме). Основными задачами Минэкономики в области государственного регулирования торговли являются: - разработка научно-обоснованных концепций, государственных программ и прогнозов социально-экономического развития РБ на долго-, средне-, краткосрочную перспективу в целом по республике и по отраслям экономики; - разработка мер, стимулирующих рациональное использование ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала РБ; - разработка и реализация государственной политики в области поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции; - разработка и осуществление мер по укреплению экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ; В соответствии с основными задачами Министерство осуществляет следующие функции: - разрабатывает и реализует меры по обеспечению устойчивого экономического роста, обеспечивает подготовку концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития республики; - разрабатывает и реализует принципы либерализации и функционирования рыночной системы хозяйствования, структурной перестройки экономики, поддержки и развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды хозяйствования, свободного ценообразования; - проводит экономические экспертизы проектов решений и соглашений по вопросам международного технического сотрудничества, иностранным инвестициям и кредитам; - осуществляет регулирование и организацию контроля за ценообразованием; - осуществляет методическое обеспечение формирования заказа на поставку продукции, выполнение работ для государственных нужд; - участвует в разработке основных направлений внешнеэкономической политики, подготавливает прогнозы и программы развития внешнеэкономической деятельности, составляет прогнозы торговых и платежных балансов; - готовит предложения по формированию экспортно-импортной политики государства; - разрабатывает предложения по развитию интеграционных процессов с государствами-участниками СНГ, по развитию взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами; - ведет Реестр имущества, находящегося в республиканской собственности, осуществляет контроль и анализ эффективности использования находящегося в республиканской собственности зданий и сооружений; - принимает решения о преобразовании республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества; - разрабатывает предложения, программы государственной поддержки предпринимательства и осуществляет реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства, развитию конкуренции; - осуществляет государственный контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; - рассматривает материалы о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о предпринимательстве; - осуществляет меры по предупреждению экономической несостоятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей; - контролирует выполнение экономических программ, прогнозов и решений по социально-экономическим проблемам; - осуществляет мониторинг структурных преобразований системы органов государственного управления. Организационная структура Министерства экономики Республики Беларусь
4. Министерство иностранных дел Республики Беларусь – как орган государственного регулирования торговли МИД РБ выполняет определенные задачи по государственному регулированию торговли. Перед МИД РБ в области государственного регулирования торговли стоят следующие задачи: - координация внешнеэкономической деятельности в РБ; - разработка предложений по вопросам внешнеэкономической деятельности в РБ; - сбор и анализ информации по вопросам внешнеэкономической деятельности; - планирование внешнеэкономической деятельности; - координация работы по присоединению РБ ко Всемирной торговой организации; - разработка и реализация программы социально-экономического развития в части внешнеэкономической деятельности; - создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках; - оказание содействия в развитии инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики; В соответствии с поставленными задачами МИД РБ выполняет следующие основные функции в области регулирования торговли: - координирует работу республиканских фондов государственного управления по присоединению РБ к Всемирной торговой организации; - анализирует структуру и эффективность внешней торговли в стране; - осуществляет мониторинг реализации национальных программ развития экспорта, разрабатывает мероприятия по созданию условий развития экспорта; - анализирует и разрабатывает торговый и платежный балансы; - разрабатывает предложения по совершенствованию мер регулирования внешнеэкономической деятельности; - координирует взаимодействие уполномоченных государственных органов РБ в области экспортного контроля; - обеспечивает оформление, ведет учет и контролирует исполнение выданных лицензий, импортных сертификатов, связанных с экспортом (импортом) специфических товаров (работ, услуг); - готовит предложения о составе и функциях совместных двусторонних комиссий по вопросам торгово-экономического сотрудничества; - оказывает содействие национальным агентствам, центрам и обществам, занимающимся вопросами привлечения иностранных инвестиций, а также развития торговых связей; - участвует в антидемпинговых расследованиях в отношении товаров (работ, услуг); -осуществляет координацию деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты.
5. Министерство торговли Республики Беларусь – как орган государственного регулирования торговли Основным органом государственного управления и регулирования торговли является МТ РБ. Совет Министров РБ делегировал полномочия МТ РБ по развитию торговли на территории Республики, не зависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Минторг проводит государственную политику в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, координирует деятельность в этих сферах других органов государственного управления, координирует выставочно-ярмарочную деятельность, создание товаропроводящей сети за рубежом, внешнеторговую деятельность, нетарифное регулирование и рекламную деятельность. В подчинении Минторага находится 17 юридических лиц негосударственной формы собственности, часть акций которых принадлежит Республике Беларусь (см. приложение) и 12 государственных организаций (см. приложение). Полномочия МТ РБ в области управления торговлей закреплены Законом РБ «О торговле». К основным полномочиям МТ РБ относятся: · принятие, в пределах компетенции, нормативных правовых актов в области торговли; · разработка долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли; · координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в области торговли; · ведение торгового реестра; · формирование товарных ресурсов; · обобщение опыта применения законодательства о торговле и разработка предложений по его усовершенствованию; · осуществление контроля за сферой торговли; · применение к субъектам торговли мер ответственности в случае нарушения правил торговли; · проведение мониторинга коньюктуры внутренней и внешней торговли. Реализация полномочий осуществляется аппаратом МТ и подведомственным или структурным подразделениями в областях и городах республики. В масштабах Республики управление торговлей осуществляет аппарат МТ РБ, в состав которого входит 7 управлений и два отдела (см. схему).
Схема 2. Организационная структура аппарата Министерства торговли РБ (схема 2).
Каждое управление и отдел выполняет специфические функции, способствующие реализации стратегий развития торговли в республике.
Основными функциями управления организации торговли и услуг являются: · осуществление государственного регулирования торговой деятельности предприятий всех форм собственности; · разработка концепций развития торговли; · работа по совершенствованию организационных форм управления торговлей; · защита прав потребителей в сфере торговли; · участие в разработке республиканских программ развития торговли, совершенствовании организационных структур управления, разработке новых организационно-правовых форм в торговле и т.д.; · разработка основных правил ведения различий торговли, предложения по совершенствованию форм и методов продажи, нормативных актов по лицензированию торговой деятельности; Основными функциями управления организации потребительского рынка продовольственных товаров являются: · организация маркетинговых исследований; · разрабатывает нормы рационального потребления продовольственных товаров; · принимает участие в разработке проектов плана производства товаров; · организует, совместно с соответствующими министерствами и ведомствами, проведение республиканских ярмарок по оптовой продаже; · организует работу по контролю за качеством продовольственных товаров; · ведет статистическую отчетность по поставкам продовольственных товаров; · организует работу по составлению предварительных заявок на потребность и производство товаров; · разрабатывает товарные балансы по номенклатуре, анализирует их выполнение; · организует товароснабжение различной торговой сети и осуществляет контроль за наличием товаров достаточного ассортимента; · участвует в разработке плана закладки товаров в госрезерв; · дает заключение по проектам правил розничной торговли отдельными продовольственными товарами.
Основными функциями управления финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля являются: · методическое руководство в области бухгалтерского учета, отчетности, контроля, налогообложения, кредитования; · проведение экономического анализа и составление прогноза финансового показателя, а также разработка предложений по финансовому и ценовому регулированию деятельности субъектов хозяйствования; · разработка положений об использовании инвестиционных, специальных, межотраслевых и других фондов; · разработка предложенийпо совершенствованию налогового законодательства, бухгалтерская отчетность, финансовой и ценовой политики; · анализирует бухгалтерскую отчетность поперечень, утвержденному Минфином и составляет сводную отчетность по видам деятельности; · организует на предприятиях государственной собственности проведение переоценоктоваров народного потребления; · проводит комплексные ревизии финансово-финансовой деятельности подведомственных организаций; · разрабатывает положения, инструкции и другие документы по регулированию финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли; · обеспечивают подведомственные предприятия и организации бланками учетной и отчетной документации, а также указаниями и инструкциями по бухгалтерскому учету, отчетности, контроль, вопросам финансов и цен; · контролирует сохранность государственного имущества, переданного министерством в аренду, и ведет учет расчетов с арендаторами;
К основным функциям управления экономики торговли и развития рыночных отношений относится: · изучение показателей развития народного хозяйства республики и балансов денежных расчетов и доходов населения, используемых для обоснования прогнозов развития торговли; · разработка долгосрочных, текущих и целевых программразвитияторговли; · разработка методов проведения экономического анализа деятельности торговых предприятий всех форм собственности; · подготовка методических указаний по применению законодательных актовРБ, по вопросам организации нормирования, оплаты труда и материального стимулирования для предприятий торговли; · разработка предложений и рекомендаций по развитию рыночных отношений в торговле; · разработка программы разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности; · подготовка материалов поразвитию торговли для Правительства.
Основные функции управления организации потребительского рынка непродавольственных товаров являются: · участие в подготовке проектов республиканских программ развития и совершенствования торговли; · организация маркетинговых исследований; · формирует, совместно с промышленными предприятиями и субъектами хозяйствования ассортиментную политику непродовольственных товаров; · проводит протекционистскую политику по продвижению на рынок республики товаров отечественного производства; · организует контроль за соблюдением требований по качеству и безопасности реализуемых товаров; · организует оперативный контроль за выполнением поставок товаров по договорам с промышленность республики ипо завозу из-за пределов; · осуществляет руководство и координацию работы оптового звена по формированию заявок и заказов предприятиями промышленности; · участвует в проверках торговых предприятий всех форм собственности и оказывает методологическую и консультативную помощь; · разрабатывает предложения „по нормализации и организации бесперебойной торговли непродовольственными товарамипервой необходимости.
Основными функциями управления внешней деятельности является: · участие в разработке нормативной базы по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности торговых предприятий и организаций; · поиск потенциальных партнеров за рубежом; · разработка долгосрочных программ сотрудничества с зарубежными партнерами; · организация работы зарубежных выставок, семинаров, симпозиумов и конгрессов.
Основными функциями управления нормативно-правового обеспечения, кадровой работы являются: · проведение государственной кадровой политики в отрасли; · участие в подборе и расстановке руководителей, должности которых включены в кадровый регистр МТ РБ; · формирование резерва кадров и организация его обучения; · координация работы по подготовке и переподготовке кадров для отрасли; · организация проведения аттестаций руководителей организаций и предприятий, находящихся в ведении МТ РБ; · обобщение практики применения законодательства РБ, регулирующего торговую деятельность и разработка предложений по его совершенствованию; · участие в разработке правил, норм и других нормативных актов, регламентирующих торгово-производственную деятельность; · рассмотрение жалоб и заявлений трудящихся; · разработка планов по гражданской обороне; · организация делопроизводства; · содержание и организация ремонта служебных помещений и технических средств.
Основными функциями отдела технического и информационного обеспечения являются: · формирование государственных заказов, подготовка долгосрочных и текущих научно-технических программ концепций и прогнозов развития торговли. · методическое руководство по внедрению новых технологий, инвестиций и материально-техническому обеспечению торговли; · разработка основных направлений по вопросам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования; · оказание методической помощи при организации обучения по вопросам охраны труда; · планирование развития материально-технической базы за счет республиканских бюджетных средств; · формирование единой технической политики развития материально-технической базы торговли; · разработка типовых инструкций по охране труда; · участие в разработке программ социального развития торговли; · организация поставок торгово-технического оборудования для предприятий отрасли; разработка предложений по организации финансирования научных исследований, проектно-технических и конструкторских работ для отрасли; · контроль за соблюдением правил охраны труда на предприятиях и организациях торговли.
Основными функциями отдела организации общественного питания являются: · разрабатывает приоритетныенаправленияразвития общественного питания в республике; · участвует в разработках долгосрочных целевых и текущих программ, концепций, прогнозов развития общественного питания; · разрабатывает концепции развития специализации и типизации сети предприятий общественного питания; · разрабатывает рекомендации по внедрениюпрогрессивных форм и методов обслуживания; · участвует в разработке рационов питания с учетом физиологических потребностей; · участвует в формировании системы технологического контроля; · проводит аттестацию технологических и санитарно-пищевых лабораторий, предприятий и других структур общественного питания; · осуществляет присвоение предприятиям общественного питания категорий «супер-люкс», «люкс» и «высшая»и при необходимости вносит предложенияпо изъятию лицензий; · осуществляет контроль за соблюдением норм и правил торговли, требований к качеству и безопасности реализуемой продукции общественного питания; · осуществляет методическое руководство территориальными органами управления и государственного регулирования торговли повопросамобщественного питания.
Основными задачами управления защиты прав потребителя и контроля за рекламой являются: 1. Формирование и проведение государственной политики в сфере торговля, бытового обслуживания и иных услуг, оказываемых населению, обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей, контроля за рекламной деятельностью; 2. Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего в области защиты прав потребителей и рекламы. 4. В соответствии с основными задачами управление выполняет следующие функции:
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |