Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития подходов




Часть 2. Организация управления.

Вопросы для закрепления материала

Мингорисполкома

Главного управления потребительского рынка

Организационная структура

 

1. Выделите основные цели государственного регулирования торговли.

2. Выделите основные задачи государственного регулирования.

3. Дайте характеристику основных принципов государственного регулирования.

4. Определите основные функции государственного регулирования торговли.

5. Выделите основные формы государственного регулирования торговли.

6. Дайте характеристику основных функций МИД в области государственного регулирования торговли.

7. Дайте характеристику основных функций Минэкономики в области государственного регулирования торговли.

8. Выделите основные полномочия МТ РБ.

9. Определите основные полномочия Управления потребительского рынка Мингорисполкома.

10. Раскройте основные функции управления организации торговли и услуг МТ РБ.

11. Выделите основные функции Белорусской торгово-промышленной палаты РБ в области координации развития торговли.

1.Подходы к принятию решений в менеджменте.

1. История развития подходов.

2. Системный подход.

3. Ситуационный подход.

4. Процессный подход.

 

Кроме традиционного или аналитико-механистического подхода к анализу исходной позиции и поиска решения на основе реактивного поведения менеджера существуют как отдельные и по своему продуктивные другие подходы: системный, ситуационный и процессный. Каждый из них обладает собственными достоинствами. Ниже в таблице 2.1.1. кратко описывается основной вклад этих подходов в развитие науки управления, основные представители, сделавшие выдающийся вклад в разработку подхода и факторы, которые стали объективной причиной развития данных подходов.

Таблица 2.1.1.

Подходы в менеджменте и факторы их развития

Подходы Вклад в развитие науки управления Выдающиеся представители Факторы развития
Системный Общая и прикладная теория систем Кибернетика Берталанфи - 1953   Винер - 1948 Социотехнический подход формальным организациям Автоматизация
Ситуационный Динамическое окружение Социальная ответственность Организационные измерения Информационные системы Бернс - 1961 Вудворд - 1965 Томпсон - 1967 Лоуренс - 1967 Высокотехнологи-ческие продукты Космическое соперничество Рост международной торговли Социальное недовольство
Процессный Теория решений Алгоритмизация решений Исследование операций Кини, Райфа- 1968   Бир, 1945 Нехватка времени на решения Стандартизация процедуры принятия решения

Следует отметить в этой связи основные характеристики т.н. традиционного или аналитико-механистического подхода, основанного на таких принципах анализа как: от целого к частям и от более сложного к более простому. Он носит ярко выраженный дедуктивный характер, т.е. использует переход от общего к частному, нацелен на поиск частных причин сбоев и отказов, а затем и на их устранение.

Принять считать, что аналитико-механистическому подходу свойственны следующие недостатки:

· он не может дать объяснения сущности таким понятиям как организация, самосохранение, регулирование, характеризующих живые системы;

· аналитический подход непригоден для изучения систем, которые должны рассматриваться неделимыми, а свойства системы по определению не могут быть выведены из свойств ее частей.

Дж. ван Гиг систематизировал представления о аналитико-механистическом и системном подходе следующим образом (см. табл. 2.1.2.)

Таблица. 2.1.2

Сравнение характеристик систем, к которым применяется аналитико-механистический подход, с характеристиками систем, к которым применяется системный подход по Дж. ван Гигу.[14]

Свойства систем Характеристики систем, к которым применяется аналитико-механистический подход Характеристики систем, к которым применяется системный подход
Живые или неживые Неживые системы Живые системы
Открытые или замкнутые Замкнутые, с обратной связью (свойства, которыми частично обладают открытые системы) Открытые
Делимость Целое может быть разложено на составные элементы Целое является неделимым
Объединение Целое является суммой элементов Целое может означать большее. чем сумму составляющих его элементов

 

 

продолжение таблицы 2.1.2.

Взаимосвязь Слабая взаимосвязь: составные части могут быть рассмотрены изолированно Сильная взаимосвязь: составные части не могут быть рассмотрены изолированно
Сложность Простые организованные, сложные неорганизованные Сложные организованные
Основные понятия Сила и энергия Энтропия и количество информации с позиций теории информации
Энтропия и порядок Равновесие наивысшая степень неупорядоченности Системы обладают тенденцией сопротивляться неупорядоченности благодаря: 1) поступлению энергии из внешней среды, 2) обработке информации.
Цель исследования Интерес представляет прошлое (причинность) Интерес представляют последствия (целенаправленные системы)
Организация и иерархия Свойства систем более высокого уровня выводятся из свойств систем более низкого уровня Свойства организаций не могут быть получены из свойств их подсистем

 

2. Системный подход в отличие от традиционного или аналитико-механистического основывается на:

а) изучении целого и отношений целостности в противовес поэлементному (наука о системах);

б) системной философии - как переориентации миропонимания и построении системы на основе новой и потенциально полезной системной парадигмы;

в) системной технологии - поиске решений конкретных проблем, описывая их системным языком (моделирование, системный анализ, исследование операций, информатика);

Системный подход — это принцип исследования, при кото­ром рассматривается система в целом, а не ее отдельные под­системы. Его задачей является оптимизация системы в целом, а не улучшение эффективности входящих в нее подсистем. При улучшении системы ищут причины отклонений в рамках этой системы, не считая необходимым расширить эти рамки. Когда ставится цель привести систему к норме, первоначальные пред­посылки и цели, лежащие в основе проекта этой системы, под сомнение не ставятся, хотя они могут быть неверными и уста­ревшими. При системном подходе ситуация обратная, здесь планировщик выступает в роли лидера, а не ведомого. Он пересматривает проект и конфигурацию системы, пытаясь устранить законодательные и территориальные барьеры, чтобы предотвратить действие побочных эффектов.

В противоположность методологии изменений, которую называется улучшением систем, системный подход является ме­тодологией проектирования, основывающейся на следующих положениях.

1. Проблема определяется с учетом взаимосвязи с больши­ми (супер) системами, в которые входит рассматриваемая сис­тема и с которыми она связана общностью целей.

2. Цели системы обычно определяются не в рамках под­систем, а их следует рассматривать в связи с более крупными системами или системой в целом.

3. Существующие проекты следует оценивать величиной вмененных издержек или степенью отклонения системы от опти­мального проекта.

4. Оптимальный проект обычно нельзя получить путем вне­сения небольших изменений в существующие принятые формы. Он основывается на планировании, оценке и принятии таких решений, которые предполагают новые и положительные изме­нения для системы в целом.

5. Системный подход и системная парадигма основаны на таких методах рассуждений, как индукция и синтез, которые от­личаются от методов дедукции, анализа и редукции, исполь­зуемых при улучшении систем.

6. Планирование представляет собой процесс, в котором планировщик берет на себя роль лидера, а не ведомого. Пла­нировщик должен предлагать решения, которые смягчают или даже устраняют, а не усиливают нежелательные, воздействия и тенденции предыдущих проектов систем.

В большинстве случаев можно оперировать большими или высокоорганизованными сис­темами, которые включают в себя другие системы. Такие сис­темы называются общими системами и системами в целом. Оперировать ими нелегко, так как не известно, до какого предела осуществлять «декомпозицию» системы, т. е. разбивать ее на подсистемы, или до какого предела продолжать «построение», или «организацию», большой системы. В дополнении к тому, что было сделано ранее в главе 1.2. в отношении определения системы, отметим также другие определения и особенности.

* Система — это совокупность частей или компонентов, связанных между собой организационно.

* При выходе из системы части системы продолжают испытывать на себе ее влияние и претерпевают изменения.

* Совокупность частей проявляет динамическое поведение, а не остается инертной.

* Данная конкретная совокупность рассматривается с особой точки зрения.

* Под системой может пониматься естественное соединение составных ча­стей, самостоятельно существующих в природе, а также нечто абстрактное, порожденное воображением человека. Такой подход к определению понятия системы заранее предполагает существование связей между ее элементами.

Проблемы, связанные с системами, возникают также по той причине, что руководители, лица, занимающиеся планиро­ванием, аналитики не различают поня­тий улучшение систем и проектирование систем. Термин «улуч­шение» означает преобразование или изменение, которое при­ближает систему к стандартным, или нормальным, условиям работы. Понятие улучшения системы предполагает, что систе­ма уже создана и порядок ее работы установлен. При этом не подразумевается, однако, что производимые изменения будут положительными, например, с точки зрения этических норм, поскольку можно «улучшить» и работу преступного синдиката, и ра­боту школы. Поэтому вопрос о том, являются преобразования полезны­ми или вредными для общества, безусловно, очень важен.

Принято считать, что системы принадлежат метасистемам. В свою очередь, система разбивается на подсистемы. Этот ряд выглядит так как это изображено ниже на рисунке 2.1.1.

метасистема

система

подсис-

тема

 

Рис.2.1.1. Иерархия систем.

 

Ставшее общепринятым определение системы, выраженное в формальном виде, может быть представлено в статике и динамике (по Велесько С.Е.). В первом случае система s определяется как множество элементов аi и множество отношений rj, в которых находятся эти элементы. Именно эти отношения определяют эмерджентные свойства системы, в том числе функции системы.

       
 
   


S º {аi }, {rj }, аi ÎА,rj Î R (1)

 

Поскольку система функционирует в тесном взаимодействии с внешней средой, то можно говорить о поведении системы как множестве состояний системы, а переход из одного состояние в другое определяется некоторой функцией. Для данного случая формализованная запись будет иметь следующий вид:

S º ñ { х,у }, f: (х,у) ® Х, D á, х Î Х, (2)

где х =(х1,..., хn) Î Х - вектор текущего состояния системы;

у = (у1,..., уm) Î У - вектор текущего состояния окружающей среды;

f: (Х, У) ® х - функция перехода от одного состояния системы к следующему в зависимости от внутренних параметров и влияния внешних параметров;

D Í У - множество допустимых состояний системы или ограничений на них.

Тем самым учитывается двойственный характер системы как объекта, который не только имеет собственную внутреннюю структуру, но и развивающегося по определенным законам как некоторое единое целое.

Из этого следуют важные для системного подхода постулаты:

* поведение системы не может быть предсказано на основании наблюдения за ее изолированными частями;

* собственная стабильность является для системы более важным ее состоянием, чем развитие;

* самостабилизация системы возможна, если возмущения находятся в пределах диапазона их собственных корректирующих действий;

* самоорганизация как способность систем эволюционировать детерминирована степенью готовности системы к изменениям и усложнению, в результате чего возникают состояния более стойкие к возмущениям, чем предыдущие;

* отношения подчинения возникают из признания системой своей принадлежности к системе более высокого уровня.

Свойства открытых систем. Саати и Кернс [43 ] указывают на следующие свойства открытых систем (понятие открытой системы введено выше в главе 1.3.)

1.Целостность изменение одной переменной вызывают изменения всех других переменных;

2.Суммируемость изменение всей системы есть сумма отклонений ее отдельных элементов;

3.Дифференциация функциональная специализация элементов, которые не могут быть взаимозаменяемыми;

4.Механичность постепенное обособление элементов, которые сами определяют степень обособления в соответствии с своими собственными (имманентными) интересами;

5.Централизация растущая зависимость от одного из элементов системы, при котором обратное не имеет места;

6.Преобразование энергии входной поток энергии преобразуется в выходной поток;

7.Информационный вход входной поток ревалентной информации;

8.Отрицательная энтропия открытые системы способны к эволюции за счет внешних по отношению к системе источников энергии (идей);

9.Рост с течением времени увеличение числа элементов и усложнение за счет этого структуры системы;

10.Равновесие, устойчивость, динамический гомеостаз свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значения существенных переменных (характеристики проистекающие из основного качества системы) в некоторых заданных пределах;

11.Цикличность событий повторяемость событий, в результате которой системы достигают устойчивых состояний на основе обучения;

12.Странный аттрактор встроенный источник нарушений, который не может быть заранее предсказан (например, погода);

13.Завершенность назначения назначение (как необходимое условие целеустремленного поведения) имеет конечный вид за счет предвидения цели.

Практическое значение системного подхода к анализу проблем состоит в его методологической ценности. Системный подход в противовес или дополнение к традиционному анализу позволяет выйти за рамки той системы, которая имеет нерешенную проблему (см. таблицу 3.1.3..) Эффективность решения определяется способностью менеджера в объяснении поведения системы более высокого уровня, к которой принадлежит объект управления, а также его функции в этой системе. Если компромисс интересов будет найден, то это дает большие шансы устранению (снятию) проблемы как таковой.

Таблица 2.1.3..

Шаги традиционного и системного подхода к анализу ситуации

традиционный подход системный подход
1.Декомпозиция того, что предстоит объяснить 1.Идентификация целого, частью которого является интересующий нас предмет
2.Объснение поведения и свойств, взятых в отдельности 2.Объяснение поведения или свойств целого
3.Агрегирование этих объяснений в объяснение целого 3. Объяснение поведения интересующего нас предмета с точки зрения его функции в том целом, частью которого он является
от понимания частного к пониманию общего   улучшение понимание частей приходит из понимания целого снятие проблем

При улучшении систем возникающие вопросы связаны с обеспечением нормальной работы уже существующих систем. В то же время системный подход является в своей основе ме­тодологией проектирования систем, поэтому при его использо­вании ставится под сомнение сам характер данной системы, и ее роль в рамках более широкой системы. Первый вопрос, ко­торый возникает при системном подходе, — это цель существо­вания системы. Необходимо установить отношения между дан­ной системой и всеми другими системами, в которые она входит или с которыми она связана. Системный подход в дан­ном случае называют экстроспективным, так как анализ направ­лен от системы к ее окружению (наружу) в отличие от ме­тода улучшения систем, который является интроспективным — рассмотрение направлено внутрь системы. Мы уже говорили, что улучшение систем основано на аналитическом методе, когда условия работы данной системы и соответствующих элементов изучаются методами дедукции и редукции, чтобы определить причину отклонений от нормы. При системном подходе идут от частного к общему, а проект наилучшей системы определяется методами индукции и синтеза.

Системный подход — это принцип исследования, при кото­ром рассматривается система в целом, а не ее отдельные под­системы. Его задачей является оптимизация системы в целом, а не улучшение эффективности входящих в нее подсистем. При улучшении системы ищут причины отклонений в рамках этой системы, не считая необходимым расширить эти рамки. Когда ставится цель привести систему к норме, первоначальные пред­посылки и цели, лежащие в основе проекта этой системы, под сомнение не ставятся, хотя они могут быть неверными и уста­ревшими. При системном подходе ситуация обратная, здесь планировщик выступает в роли лидера, а не ведомого. Он пересматривает проект и конфигурацию системы, пытаясь устранить законодательные и территориальные барьеры, чтобы предотвратить действие побочных эффектов.

Проектирование системы в целом отличается от улучшения систем исходными посылками (табл. 2.1.4.).

Таблица 2.1.4

Сравнение двух методологий изменений: улучшения систем и проектирования систем (по Д. ван Гигу)

  Улучшение систем Проектирование систем
Условия работы системы Проект принят Проект под вопросом
Объекты исследования Субстанция, содержание, причины Структура и процесс, метод, цель и функция
Парадигма Анализ системы и подсис-тем (аналитический метод или научная парадигма) Проектирование системы в целом (системный подход или системная парадигма)
Метод рассуждений Дедукция и редукция Индукция и синтез
Выход Улучшение существующей системы Оптимизация системы в целом

продолжение таблицы 2.1.4.

 

Методика Определение причин откло-нений реальной работы от запланированной Определения различий между реальным и оптимальным проектами
Основной акцент Объяснение прежних отклонений Прогнозирование будущих результатов
Подход Интроспективный: от системы внутрь Экстроспективный: от системы наружу
Роль планировщика Ведомый: следует за существующими тенденциями Лидер: оказывает влияние на тенденции

 

В противоположность методологии изменений, которая нацелена на улучшение систем, системный подход является ме­тодологией проектирования, основывающейся на следующих положениях.

1. Проблема определяется с учетом взаимосвязи с больши­ми (супер или мета) системами, в которые входит рассматриваемая сис­тема и с которыми она связана общностью целей.

2. Цели системы обычно определяются не в рамках под­систем, а их следует рассматривать в связи с более крупными системами или системой в целом.

3. Существующие проекты следует оценивать величиной вмененных издержек или степенью отклонения системы от опти­мального проекта.

4. Оптимальный проект обычно нельзя получить путем вне­сения небольших изменений в существующие принятые формы. Он основывается на планировании, оценке и принятии таких решений, которые предполагают новые и положительные изме­нения для системы в целом.

5. Системный подход и системная парадигма основаны на таких методах рассуждений, как индукция и синтез, которые от­личаются от методов дедукции, анализа и редукции, исполь­зуемых при улучшении систем.

6. Планирование представляет собой процесс, в котором планировщик берет на себя роль лидера, а не ведомого. Пла­нировщик должен предлагать решения, которые смягчают или даже устраняют, а не усиливают нежелательные, воздействия и тенденции предыдущих проектов систем.

Пример применения: В конструкции «Человек - техника - мотивация», которую лучше изображать в форме треугольника, существует три совершенно различных элемента и три связи между ними. Различия между ними сформулированы нами в таблице 2.1.5. ниже.

Таблица 2.1.5

Различия между связями в системе с тремя элементами

А. Человек: системообразующий элемент, организованный естественным образом Связь А В: человек выбирает техно-логию, но технология требует совершенствования как человека, обладающего ею, так и самой технологии
В. Техника: технологический элемент преобразования ресурсов в продукт, требующий определенных знаний и средств на их приобретение Связь В С: Технология требует соответствующей степени мотивации с целью ее эффективного использования, а мотивация требует от технологии побуждения к действию в силу того, что технология освобождает человека от физических «сверхусилий», повышая привлекательность работы
С. Мотивация: средство активизации психологических сил человека Связь С А: Мотивация делает человека активным, а человек заботится о росте мотивации, если получает в результате этого более высокое удовлетворение (вознаграждение).

Связи, как оказывается, существенно обогащают содержание тех элементов, между которыми они возникают.

 

 

3.Ситуационный подход -применение знаний к существующим реальностям для достижения желаемых результатов. Утверждает, что руководитель может выбирать специфические приемы (которые могут значительно варьировать в зависимости от обстоятельств) для эффективного достижения целей.

Ситуация = существующая реальность;

Ситуационный подход базируется на учете особенностей ситуаций, которые в конечном итоге и определяют суть решения. Он утверждает: с точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

В качестве особенностей может выступать:

1. Новое -обнаруженное отличие ситуации 2 по сравнению с ситуацией 1;

2. Выбор какого-либо свойства, элемента, отношения и выделения его как особенного, специфического, определяющего ситуацию в целом;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.