Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




CОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 5
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ ………………..……......... 9
  1.1 Основные положения атомно-молекулярной теории …...…...…...….. 9
  1.2 Химический эквивалент …....….………………………………..……. 15
  1.3 Степень окисления ………………………………………..…………... 23
  1.4 Химические реакции. Уравнения химических реакций ………......... 27
  1.5 Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения …………………………………………..……….………. 34  
2. КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ……………...………... 36
  2.1 Оксиды …………………………………………….………............... 37
  2.1.1 Основные оксиды ………………………………….………….……... 38
  2.1.2 Кислотные оксиды …………………………..………….……..……. 40
  2.1.3 Амфотерные оксиды ……………………………………...………… 42
  2.2 Гидроксиды………………………………………………………… 43
  2.2.1 Основания ………………………………………………………......... 43
  2.2.2 Кислородные кислоты ……………………………………...………. 48
  2.2.3 Амфотерные гидроксиды …………………………….…………….. 56
  2.3 Соли….................................................................................................. 58
  2.3.1 Средние (или нормальные) соли …………………….…………........ 59
  2.3.2 Кислые соли …………………………………………..……………… 63
  2.3.3 Основные соли …………………………………….…………………. 65
  2.3.4 Двойные соли ………………………………………………………… 68
  2.3.5 Смешанные соли ………………………………….……………......... 69
  2.3.6 Комплексные соли …………………………………………………… 70
  2.4 Бинарные соединения ……………………………….…………….. 72
  2.5 Генетическая связь между классами неорганических соединений.73
  2.6 Лабораторные работы ……………………..………………………... 75  
  2.6.1 Техника безопасности и основные требования при работе в химической лаборатории …………………………………………….75  
  2.6.2 Вопросы для повторения основных понятий и определений...….. 78
  2.6.3 Получение оксидов и определение их свойств………..………...… 81
  2.6.4 Получение амфотерных гидроксидов и определение их свойств.. 84
  2.6.5 Получение солей и их свойства ……………………………………. 86
  2.6.6 Вопросы и задачи для практического занятия.………………..….. 89
  2.7 Вопросы и задачи для самостоятельной работы …….……………. 92
  2.8 Входной тестовый контроль..……………………………………….. 97
  2.9 Задания для контрольной работы ……………………………….... 105
ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ…………….……………………………... 109
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………….…. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …….....………………… 111
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.………... 112
Растворимость солей и оснований в воде при 25оС ………………….……... 113
Ряд стандартных электродных потенциалов (ряд активности металлов) …. 114
Меры первой помощи при возможных несчастных случаях при выполнении лабораторной работы …………………………………………………………. 115  
Термины и определения в химии ….…………………………………………. 116
         

 

 

 

Данное учебное пособие представляет собой часть разрабатываемого авторами учебно-методического комплекса по Химии для студентов, изучающих неорганическую и общую химию в аграрном вузе.

Цель настоящего пособия – помочь студентам, изучающим курс неорганической и общей химии, подготовится к контрольным, самостоятельным, домашним работам, к тестированию, зачетам и экзаменам.

Химия является одной из основных естественнонаучных дисциплин, и ее законы применяются повсеместно. Мы сталкиваемся с их проявлениями в технике и окружающем нас быту. В процессе изучения химии у студентов формируется диалектико-материалистическое мировоззрение, вырабатывается научный взгляд на мир в целом. Знание химии необходимо для плодотворной творческой деятельности студента любой специальности. Изучение химии позволяет получить современное научное представление о материи и формах ее движения, веществе как одном из видов движущейся материи, механизме превращения химических соединений, свойствах и применении химических веществ и процессов в современном народном хозяйстве. Химические процессы, а также новые химические препараты и вещества все шире используются в нашей повседневной жизни.

Таким образом, не существует практически ни одного технологического процесса, в котором бы не применялись операции, основанные на химических законах и явлениях. В век научно-технической революции постоянно разрабатываются новые технологии, все более широко используются новые материалы со свойствами, ранее недоступными. Знание химии необходимо для успешного изучения общенаучных и специальных дисциплин.

В данном учебном пособии, из большого числа химических законов и явлений, приведены лишь некоторые из них, а именно те, которые наиболее часто встречаются агрономам и специалистам различного профиля, работающим в таких отраслях народного хозяйства, как пищевая промышленность, энергетика, ветеринария, зоотехния, механизация и электрификация сельского хозяйства, лесное дело и др.

После освоения теоретических представлений студент может переходить к рассмотрению примеров типовых заданий. Полезно попытаться сначала самостоятельно справиться с ними, не заглядывая в решение, а затем уже сопоставить свое решение с приведенным в пособии. Для самопроверки усвоения изучаемого материала приводятся контрольные вопросы и задачи.

Если с первого раза с решением задач студенту справится, не удается, ему необходимо еще раз обратится к учебнику, к другим пособиям или прибегнуть к консультации преподавателя.

В конце настоящего пособия в Приложении приведены некоторые справочные материалы – Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (приложение А); таблица растворимости солей и оснований (приложение Б); ряд стандартных электродных потенциалов (ряд активности металлов) (приложение В); меры первой помощи при возможных несчастных случаях при выполнении лабораторной работы (приложение Г); термины и определения в химии (приложение Д).

Учебная дисциплина «ХИМИЯ» входит в базовую часть цикла математических и естественнонаучных дисциплин, включенных в учебный план подготовки бакалавров.

Цель дисциплины — развитие химического и экологического мышления студентов, формирование естественнонаучных представлений о веществах и химических процессах в природе и сельскохозяйственном производстве.

Задачами дисциплины являются:

− изучить основы химии как общеобразовательной дисциплины;

− привить студентам знания по теоретическим основам химии и свойствам важнейших биогенных и токсичных химических элементов и образуемых ими простых и сложных неорганических веществ;

− научить студентов предсказывать возможность и направление протекания химических реакций;

− устанавливать взаимосвязи между строением вещества и его химическими свойствами;

− пользоваться современной химической терминологией;

− создать успешное освоение последующих химических, общебиологических и специальных дисциплин и для ориентировки в свойствах неорганических соединений, применяемых в сельском хозяйстве;

В процессе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:

Таблица 1 – Перечень общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций

Номер /индекс компетенции В результате изучения дисциплины «ХИМИЯ» обучающиеся должны:
Знать (знание и понимание) Уметь(интеллектуальные навыки) Владеть(интеллектуальные навыки)
ОК – 1 химическую символику,знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций применять основы классификации неорганических соединений, их использование в сельском производстве новыми знаниями (умение работать с учебной, научной и справочной литературой; развитие творческого и теоретического мышления; представление об экспериментальных исследованиях и способах обработки полученных результатов)
ОК – 2 определять валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам соединений характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений оценивать возможные отрицательные последствия на окружающую среду с производственной деятельности, связанной с использованием экологически опасных веществ или образующихся в процессе производства в количествах, превышающих предельно-допустимые концентрации (ПДК)
ОК – 5 изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре идентифицировать технические материалы, используемые в сельскохозяйственном производстве (минеральные удобрения, средства защиты растений и др.), и природные объекты (почва, вода, растительная продукция)   прочными знаниями по учебной модульной дисциплине, необходимых для успешного освоения последующих химических, общебиологических и специальных дисциплин и для ориентировки в свойствах неорганических соединений, применяемых в сельском хозяйстве
ОК – 6 применять общие законы химии, предсказывать возможность и направление протекания реакций пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, химической посудой и измерительными приборами расчетами с использованием основных понятий химии, закона действующих масс, способами выражения концентрации, необходимых для приготовления растворов заданного состава
ОК – 7 выработка умений, приемов и качеств, необходимых для формирования – бакалавра производить вычисления с использованием основных понятий химии и законов стехиометрии, понятий водородный и гидроксильный показатель и ионное произведение воды знаниями по теоретическим основам химии и свойствам важнейших биогенных и токсичных химических элементов и образуемых ими простых и сложных неорганических веществ
ОК –11 основные законы химии и их практическое применение составлять уравнения реакций гидролиза, окисления-восстановления, образования и диссоциации комплексных соединений, вычислять электродвижущую силу реакции, измерять плотность и рН растворов пользоваться современной химической терминологией
ПК – 1 общие закономерности протекания химических процессов природного и производственного характера (основы химической кинетики, химического равновесия, окислительно-восстановительные реакции) применять теоретические основы и навыки аналитических операций, необходимых в практике анализа минеральных удобрений, почв, природных вод, пестицидов современной химической терминологией в области неорганической и аналитической химии, основными навыками обращения с лабораторным оборудованием и посудой

 

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ

В ходе своего развития химия как наука сформировала целую систему основных понятий и законов, без четкого овладения которыми успешное изучение химии невозможно.

Основополагающими понятиями химии являются: атом, молекула, химический элемент, вещество, атомная масса, молекулярная масса, моль, химическая реакция.

На понятиях «атом» и «молекула» основано атомно-молекулярное учение, являющееся фундаментом современных представлений о веществе – главном объекте изучения в химии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.