КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники силы позиции
Девять источников имеют значение для установления общего баланса сил оппонентов. Это: 1. баланс вознаграждений. Вознаграждения могут быть как материальными, так и нематериальными. Деньги, собственность, права и привиле- гии — вознаграждения материальные. Финансовые вознаграждения не обязательно выражаются в доходах, они могут быть результатом достижения целей, связанных с движением наличности, ликвидностью, частичной конверсией зафиксированных цен, стабильностью специализированной продукции или целевым возвратом инвестиций. Могут быть также вознаграждения долговременного характера, такие, как расширение рынка или завоевание новых каналов сбыта. Нематериальные вознаграждения предоставляют не менее значимые основания укрепления силы позиции. Среди них положительные эмоции, связанные с безопасностью, любовью, чувством собственного достоинства и самореализацией. Для коммерческого директора уверенность в том, что он по праву занимает свое место, может оказаться гораздо важнее, чем доходы, полученные от продажи товаров. Несмотря на то, что проблема вознаграждений часто имеет решающее значение в балансе сил, обычно эта проблема анализируется поверхностно. Не проводился и тщательный анализ, который помог бы разобраться в скрытых факторах структуры вознаграждений оппонента. Имеет смысл пы- таться проводить качественный анализ структуры вознаграждений соперника, невзирая на сложность этой работы. 2. баланс НАКАЗАНИЯ И НЕВОЗНАГРАЖДБНИЯ. С самого раннего детства мы знаем, что родители могут наказать и похвалить нас. Продавцы могут наказать покупателей тем, что введут их начальство в заблуждение или будут изматывать их, внося несущественные изменения в условия сделки. Покупатели могут наказать продавцов, пригрозив, что уберут свое имя из списка постоянных клиентов или откажутся от товара из-за мелких изъянов, которые могут проявиться позже. Интересной формой наказания, в результате которой обе стороны остаются в неопределенном положении, является создание тупиковой ситуации. Как правило, во время деловых переговоров стороны встречаются скорее с возможностью потерять что-то желаемое, а не с прямым наказанием. Продавец, который может потерять постоянного клиента, и покупатель, которому отказывает в товарах нужный поставщик, бывают вынуждены соглашаться с условиями противной стороны. Я присутствовал на переговорах, основным объектом обсуждения на которых были не цена и не уточнение списка товаров и способов их доставки. Обсуждалось, каким способом уговорить поставщиков, уломать их и любым способом заставить их принять заказ. В благоприятные времена пользующиеся хорошей репутацией поставщики имеют возможность выбирать клиентов и принимать окончательные решения, руководствуясь не только критерием выгоды. В такой ситуации возможности покупателя манипулировать невознаграждением сводятся к минимуму. Наказание и невознаграждение могут быть как материальными, так и нематериальными. Когда не удается заключить коллективный договор и начинается забастовка, обе стороны несут значительные материальные убытки. Психологическое наказание состоит в создании напряжения, неопределенности, что приводит оппонента к потере уверенности в себе за столом переговоров. Умение наказывать или отменять вознаграждение идет рука об руку со стремлением повлиять на ситуацию. 3. баланс законности. Никакой другой источник власти не действует так завораживающе, как законность. Мы настолько привыкли уважать власть собственности, традиций. Договоров и законов, что даже не выясняем, применимы ли они в изменившихся условиях. Законность является символом и источником силы позиции. Для покупателя правомочность его действий подтверждается законами, инструкциями, регулирующими актами или деятельностью таких организаций, как комиссия, следящая за добросовестным, честным ведением торговых операций. Правительство дает возможность оказывать влияние с помощью выборов, опросов общественного мнения и расследований конгресса. Продавец может расширить законность своих действий с помощью рекламы, рассчитанной на популяризацию фирмы, организации торговых ассоциаций и политического давления. И право продавца на законную прибыль, и право покупателя на нормальную цену товара коренятся глубоко в нашей культуре. 4. баланс обязательности. Обязательность, лояльность и дружба являются необходимым составляющим позиции. Родители детей-подростков знают, что сила родительского авторитета зависит от товарищеских отношений с ребенком гораздо больше, чем от системы материальных поощре- ний. Менеджеры могут подтвердить, что нередко посредственный служащий, преданный интересам компании, работает гораздо эффективнее, чем талантливый, но менее заинтересованный. В браке сторона, которая больше заботится о сохранении отношений, теряет силу позиции. То же самое можно наблюдать в мире дипломатии и коммерции. Агенты по снабжению давно осознали, что и покупатель, и продавец должны одинаково аккуратно соблюдать долгосрочные обязательства, если они стремятся к сохранению удовлетворяющих обе стороны деловых отношений. 5. баланс осведомленности. Осведомленность и контроль за информацией — важные элементы силы позиции.Чем больше известно о целях оппонента и его позиции на переговорах, тем сильней позиция другой стороны. Источником силы является знание продукта, рыночной ситуации, законов и регулирующих правил. Глубокое понимание теории и практики профессиональных переговоров — также существенный компонент силы. 6. баланс конкурентоспособности. Конкурентоспособность оказывает заметное влияние на переговорный процесс. Продавец, у которого есть возможность загрузить свое предприятие другим заказом, или покупатель, у которого в распоряжении несколько источников снабжения, оказываются в выигрышной позиции. Соревнование можно организовать разными способами. Например, покупатель вводит в переговоры элемент напряженности, объявив во время переговоров, что у него имеются дополнительные возможности, что фирма может изготовить продукт сама, а не покупать его, или что она может -привлечь изготовляющих аналогичную продукцию промышленников. В отдельных случаях можно изменить конструкцию конечного изделия, чтобы избавиться от диктата эксплуататорски настроенного продавца. Процесс активизируется, если поставщикам предоставляются дополнительные фонды, оборудование и инструментарий, а также расширенная информация о продукте. У продавца есть возможность усилить свои позиции, продемонстрировав уникальные сведения о продукте. Он может скупить другие компании. Это улучшит каналы распределения и ликвидирует зависимость продавца от покупателя и от сезонных колебаний. Последнее, но не менее важное: можно улучшить позицию с помощью простейшего действия — выбора для переговоров представителей, которые любят соревноваться, увлекаются борьбой и имеют сильнейшее желание победить. 7. БАЛАНС НЕУВЕРЕННОСТИ И СМЕЛОСТИ. Человечество очень дорожит безопасностью. Все мы стремимся избежать риска, если это возможно. Человек, которого не пугает дополнительная неопределенность, касающаяся вознаграждения или наказания, увеличивает свою силу позиции. Неуверенность может быть основана скорее на страхе и предубеждении, чем на рациональных мотивах. У меня есть два друга, оба опытные адвокаты, годовой доход которых за десять лет вырос с 75 тыс. долларов до 225 тыс. долларов. Один из них всегда боится, что в будущем году бизнес будет гораздо хуже и доход упадет до 75 тыс. долларов. Другой, напротив, твердо уверен в своем будущем и обычно запрашивает более высокие гонорары. Люди по-разному оценивают ситуацию и степень риска, даже когда располагают одинаковой информацией. Например, цена, которая может показаться спекулятивной человеку, пережившему годы депрессии, представляется умеренной человеку молодому. Одни рискованные ситуации предсказуемы, другие — нет. Владелец автомобильного салона считает допустимым брак в пределах десяти процентов общей стоимости машин. Прошлый опыт позволяет ему сделать разумные оценки с учетом скидок на брак. С другой стороны, ему не дано предвидеть, что внутренняя структура какой-то одной партии металла более пориста, чем обычно, и не соответствует стандартным нормам. Можно создать положение неопределенности, рискуя как на личном уровне, так и на уровне корпорации. Тупиковая ситуация, создавшаяся во время переговоров, может привести к тому, что опытный человек теряет свою репутацию. Риск может быть повышен, если ввести в переговоры ситуацию, при которой ни знания, ни способности не помогут овладеть ею. Смелость играет важную роль в принятии решений об уступках, о том, стоит ли отстаивать свои условия или стремиться к созданию тупиковой ситуации. Менеджер страховой компании никогда не может быть уверен, что, предложив клиенту очень маленькое возмещение за полученную травму, он не будет втянут в дорогостоящий судебный процесс. И наоборот, заявитель может только надеять- ся, что окончательное решение в его пользу подтвердит, что, йе соглашаясь на первоначальное предложение, он был прав. Чтобы выдерживать ситуацию неопределенности, надо иметь мужество, и мы по-разному реагируем на нее. 8. баланс времени И усилий. Время и терпение — важные элементы силы. В ситуации, когда одна сторона больше связана временными ограничениями у оппонента возникают дополнительные возможности. Именно поэтому агенты по снабжению придают очень большое значение срокам исполнения сделок и системам раннего предупреждения. Покупка, продажа, переговоры — достаточно тяжелая работа, и желание работать укрепляет позицию. Пожалуй, самая тяжелая часть работы, которую нам приходится выполнять, связана с планированием и тупиковыми ситуациями. И того и другого можно избежать, отказавшись от планирования и настроившись на заключение соглашения. Сторона, нацеленная на трудности, получает большие возможности. Некоторые люди просто ленивы и поэтому упускают этот важный источник силы и власти. 9. баланс МАСТЕРСТВА ВВДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ. Умение вести переговоры само по себе является элементом силы позиции. На самом деле эта книга посвящена именно мастерству ведения переговоров. Умение планировать, убеждать, манипулировать ощущениями, использовать ошибки, анализировать возможности и оптимальные варианты принятия решений, подбирать эффективно работающих сотрудников и понимать теорию и анатомию переговорного процесса — все это, вместе взятое, составляет силу позиции как для покупателя, так и для продавца. Может ли кто-нибудь позволить себе отказаться от этого источника силы?
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |