Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реалистичность, уровень ожиданий и психическое здоровье




НАСТОЙЧИВОСТЬ И УРОВЕНЬ ОЖИДАНИЙ

 

В зал переговоров партнеры входят с опреде­ленным уровнем ожиданий и уточняют свои цели в соответствии с успехом или неудачей. Они подни­мают свои ставки, если выигрывают, или снижают их, если потерпели поражение. Линия поведения наиболее настойчивых и упорных отличается от стандартной.

Эксперименты показывают, что ориентирован­ные на успех люди не всегда бывают настойчивы и

упорны. Если задача кажется им простой, они бы­стро теряют к ней интерес. Однако они проявляют настойчивость и упорство, если сначала казалось, что справиться с этой задачей ничего не стоит, а потом выяснялось, что она с трудом поддается ре­шению. Неожиданное препятствие вдохновляет их, и они всеми силами стараются его преодолеть.

Боящиеся поражения люди проявляют упорст­во, если шансы на успех очень велики или очень малы. Они менее настойчивы в ситуациях, когда вероятность успеха находится где-то посередине-

В наших экспериментах сильные партнеры не использовали 'слабость оппонентов. Объяснение этому можно обнаружить в теории Аткинсона. Аткинсон предполагает, что ориентированная на ус­пех сторона теряет интерес к задаче, как только по­нимает, что успех обеспечен. Обзор данных об уступках показывает: чем уступчивее были слабые оппоненты, тем быстрее сильные и умелые теряли к ним интерес.

Видимо, такая же ситуация возникает ив спор­те, когда лидера побеждает третьесортная команда. После того как лидирующая команда в жестоких баталиях одерживает победу над очень сильными противниками пять-шесть раз, она по жребию иг­рает с противником, победа на которым считается

само собой разумеющейся. Поэтому команда вы­ходит на поле без серьезной тренировки и начина­ет играть лениво. И вдруг оказывается, что она уже отстала, не может быстро мобилизоваться и выиграть.

Эксперименты Аткинсона указывают на то, что упорство, ожидания и риск взаимосвязаны. Это дает пищу для размышлений руководителям пере­говоров. Умелые участники теряют интерес к зада­че, когда вероятность успеха мала. Они сдаются быстрее, чем их менее одаренные соперники. В на­шем эксперименте такие участники, сталкиваясь с оппонентами, имеющими более сильную пози­цию, впадали в пессимизм, их уровень, ожиданий снижался, и они не добивались успеха.

 

Хорошо иметь высокий уровень ожиданий, но очень плохо, если он настолько высок, что ожидания становятся нереалистичными. В психиатри­ческих лечебницах часто встречаются больные, уровни ожидания которых намного превосходят их возможности.

Психическое здоровье человека тесно связано с

его самооценкой. С самооценкой связана и тен­денция как можно выше поднимать планку своих надежд. Уровень ожиданий человека определяется его способностями и прошлыми победами и пора­жениями.

Обычно психически здоровые люди стремятся видеть себя в благоприятном свете. Они правильно оценивают свои поступки и свое место в реальной жизни и знают, как удовлетворять свои потребнос­ти. Эти люди ставят перед собой задачи, соответст­вующие их возможностям и соответствующие тре­бованиям окружающего мира.

Один исследователь предложил следующую классификацию своих испытуемых. Он разделил их на три группы: нормальную, невротическую и психопатическую. В тесте на уровень ожиданий было предложено загнать шар в желоб и далее в одну из луз, расположенных вдоль желоба. Попа­дание в разные лузы оценивалось разным количе­ством очков. Испытуемому давалась возможность решить самому, куда стараться загнать мяч: в лузу, за которую давалось много очков, но попасть в ко­торую было почти невозможно, или в «дешевую» лузу, попасть в которую очень легко. Во второй ва­риант опыта был внесен элемент неопределеннос­ти. В конструкцию были вмонтированы магниты,

которые изменяли направление движения шаров и приводили к непредсказуемым результатам.

Экспериментатор обнаружил, что самые реаль­ные цели лучше других ставили приспособленные к жизни люди. Плохо приспособленных привлека­ли цели, достичь которых было очень трудно; этих людей не смущало, что у них почти нет шансов по­пасть в лузу. Невротики выбирали цели менее реа­листичные, чем цели нормальных людей, но более реальные, чем цели психопатов.

Все три группы реагировали на неудачи одина­ково — их поведение становилось менее реалис­тичным. Однако сильнее всего неудача влияла на невротиков. Результаты этого эксперимента совпа­дают с данными других исследований и показыва­ют, что люди с низкой самооценкой ведут себя не­адекватно чаще, чем люди, которые оценивают себя положительно.

Есть основания считать, что реакция людей с устойчивой психикой на удачи и неудачи очень ти­пична, они соответственно ставят перед собой бо­лее сложные задачи или упрощают их. Люди с не­устойчивой психикой ведут себя нереалистично;

иногда после серьезной неудачи они без всяких оснований.увеличивают свои запросы или, наоборот, снижают их после того, как достигли успеха. В лю-

бом случае за столом переговоров психическая ус­тойчивость проявляется в умении ставить перед собой реальные задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.