КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кто меняет, и тех, кто не меняет свою точку зрения
ПОНИМАНИЕ, ПРИНЯТИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ
Изменения (мнений, решений, позиций и т. д.) могут произойти, только если сообщение понято и принято. Принятие подразумевает, что человек считает информацию относящейся к делу и одобряет ее. То есть слушатель, от которого ждут изменений, должен обладать достаточным умом, чтобы понять сообщение, и мотивацией, которая предрасполагает к тому, чтобы его принять. Многие не понимают, откуда берутся люди, которым можно продать практически все что угодно. Психологи объясняют, что это тип людей, имеющих достаточные способности для понимания и оценки, но обладающих чрезмерно развитым зрительным воображением. Они сразу же представляют себя с новой вещью в руках и не могут удержаться от покупки. Агенты по продаже пылесосов знают, что некоторых покупателей неудержимо влечет к тому, чтобы купить дорогой пылесос с приспособлениями, которыми они никогда не будут пользоваться. Одна из целей переговоров заключается в том, чтобы оказать влияние на оппонента и убедить его отказаться от своей точки зрения в пользу точки зрения противоположной стороны. Конечно, нас не может удовлетворить только изменение мнения, эмоциональное отношение или восприятие оппонента. Тем не менее эти факторы достаточно важны и являются необходимой предпосылкой к изменению поведения. Люди стремятся совершать поступки, соответствующие их представлениям и мнениям. Мы рассмотрели элементы, из которых состоит процесс убеждения. Теперь у нас появилось больше возможностей разобраться в личностных различиях между теми, кто изменяет свои мнения, и теми, кто этого никогда Не делает. Умело преподнесенное сообщение может изменить точку зрения даже самых закоренелых упрямцев, которые упорно придерживаются только своего мнения. Напротив, достаточно небольшого давления, чтобы вынудить доверчивых людей изменить свою позицию.
ЛИЧНОСТНЫЕ характеристики тех, Одни из нас доверчивы, другие — нет. Некоторые мои сослуживцы кивком головы одобряют практически все, что им говорят. Есть люди, которые не могут удержаться от покупки. Одни считают себя демократами сегодня, республиканцами завтра и вновь демократами послезавтра, не руководствуясь при этом ничем, кроме политических заявлений, которыеим довелось услышать. Если вам повезет и вашим оппонентом на переговорах окажется доверчивый человек, благодарите судьбу и выигрывайте.. Чем отличаются люди, легко меняющие свое мнение, — «чейнджеры» («changers»), — от тех, icto его не меняет — «нончейнджеров» («Qonchangeis»)? Возможно, решающие отличия проявляются в самооценке. Людям с высокой самооценкой гораздо сложней отказаться от своего мнения, чем людям с низкой самооценкой. Личности с высокой самооценкой пытаются влиять на других, отвергают всякое влияние на себя и убеждены, что они обладают большим влиянием, чем те, кто видит себя в худшем свете. Многочисленные исследования подтверждают, что люди, обладающие невысокой самооценкой» гораздо легче поддаются убеждению, не занимаются самоутверждением и под давлением начинают ощущать свою неполноценность. Соотношение самооценки и силы убеждения я наблюдал, когда работал под началом одного человека. Когда я встретился с ним впервые, его только что повысили в должности, назначив вице-прези- дентом, и он был в панике. Его предшественник на этой должности работал исключительно хорошо, и оказалось, что именно из-за этого новому вице-президенту было особенно трудно. Сначала новый вице-президент внимательно относился ко всем советам. Он выслушивал старых друзей и сотрудников, и часто многие его решения основывались на советах этих доброжелательных людей. Почти год я работал вдалеке от нового вице-президента, и мы потеряли связь друг с другом. Однако до меня доносились слухи, что он все больше завоевывает признание у высшего начальства. Когда мы встретились вновь, перемена, происшедшая с ним, сразу бросилась мне в глаза. Дело было не в том, что он хорошо выглядел, был одет лучше, чем прежде, и ремонт в его офисе был сделан со вкусом. Все это, вместе взятое, как бы символизировало что-то другое, суть чего стала мне ясна после одной его реплики. Он сказал: «Знаете, эта должность помогла мне осознать, что я могу работать лучше, чем многие из тех, кто дает мне советы. Мне потребовался год, чтобы понять, что именно я получил эту должность, так как я могу лучше многих с ней справиться». Я ушел, не дав ему ни одного совета. Надо было произойти событиям в бухте Кочи- нос, чтобы президент Джон Ф.Кеннеди получил аналогичный урок. Самооценка теснейшим образом связана со способностью убеждать. Но имеется еще целый ряд не менее существенных факторов. Два исследователя провели серию экспериментов. На основании психологических тестов они разделили согласившихся принять участие в эксперименте людей на две группы: чейнджеров и нон-чейнджеров. Участникам эксперимента была предложена серия из семи тестов, с помощью которых можно было попытаться определить их личностные различия. В ходе первого эксперимента испытуемых вместе с ассистентами исследователя помещали в темного комнату. Луч света направляли на стену, а затем начинали его передвигать. Задача состояла в том, чтобы охарактеризовать движение луча. Ассистент пытался повлиять на оценки испытуемых. В отличие от чейнджеров нончейнджеры оценивали характер движения луча света, опираясь исключительно на собственные суждения. В экспериментах, исследующих ориентацию и способность к обнаружению на рисунках скрытых фигур, чейнджеры гораздо слабее, чем нончейнджеры, реагировали на малозаметные изменения в окружающем мире и зрительно воспринимаемом пространстве. Далее испытуемым было предложено ответить на три серии вопросов. В первой серии выяснялось, у кого из испытуемых сознание ориентировано на внутренний мир, а у кого — на внешний, Выяснилось, что чейнджерам остро необходимы одобрение окружающих, безопасность и согласованность с внешним миром, в то время как для нончейнджеров важнее всего самовыражение, творческие устремления и достижение цеди. Чейнджеры концентрируют свои мысли на людях, а нончейнджеров гораздо больше интересуют идеи и принципы. Во второй серии была сделана попытка определить, присущ ли испытуемым авторитаризм. Чейнджеры сурово осуждали тех, кто отступал от общепринятых норм, восхищались власть имущими, и у них явно прослеживалась тенденция не воспринимать новые идеи. Нончейнджеры лучше воспринимали все новое, и власть как таковая не восхищала их. С помощью третьей серии вопросов исследователи нашли подтверждение тому, что нончейнджеры имеют более высокое мнение о себе, чем чейнджеры. Еще две серии тестов исследовали уровни воображения испытуемых. Рисуя людей в одном из тестов, чейнджеры рисовали слабые, безвольные мужские фигурки с невыраженными половыми признаками. На рисунках нончейнджеров муж- ские фигуры выглядели более сильными и имели явные признаки пола. После проведения теста Роршаха обнаружилось, что чейнджеры лишены воображения, не критичны по отношению к себе и к другим и обладают пассивным самовосприятием. Напротив, нончейнджеры самоуверенны, склонны к оценочным мнениям и мыслят аналитически и творчески. Предрасположение к способности легко поддаваться влиянию проявляется еще в двух характеристиках- Во-первых, это сильная потребность в одобрении окружающих; во-вторых, отсутствие способности переносить неопределенность и двусмысленность. Исследования показывают, что обладающие этой способностью люди имеют тенденцию противостоять попыткам убеждать их. Парадоксально, но люди с невысоким интеллектуальным уровнем часто не реагируют на попытки в чем-то убедить их, так как они не в состоянии понять, о чем идет речь. На основании этих и ряда других исследований мы можем сделать вывод, что личностные характеристики нончейнджеров — это прежде всего высокая самооценка, ориентация на внутренний мир» способность переносить состояние неопределенности, самоуверенность, отсутствие авторитаризма и низкий уровень тревожности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Всестороннее планирование переговорного процесса непременно должно включать и систематическое планирование процесса убеждения. Известно, что у некоторых людей сила убеждения связана со свойственной им интуицией. В то же время для большинства из нас самый надежный путь к успеху заключается в том, что мы хорошо владеем материалом, знаем, чего хотим, и последовательно продумываем, что именно надо делать для достижения желаемого. Модель убеждения была сконструирована как вспомогательное средство для тех, у кого интуиция далека от совершенства. В старинном румынском проклятии говорится: «Чтобы ты знал, какой ты умный, а другие не знали». В результате проведенного нами анализа мы пришли к выводу, что смысл искусства убеждения состоит в умении своими словами и действиями заставить других захотеть поступать в соответствии с вашими желаниями. Изложенные в этой главе соображения не могут гарантировать успеха: нельзя быть уверенным, что ваши идеи будут восприняты оппонентами. Однако в случаях, когда инструменты убеждения не используются, дела могут пойти хуже, чем без них. ПРИВИВКИ ПРОТИВ ВЛИЯНИЯ
Это очень зловредное животное: когда на него нападают, оно защищается. Неизвестный автор
Можно ли выработать иммунитет против влияний? Результаты целой серии хитроумных экспериментов привели психолога Вильяма Дж. Макгира к выводу, что можно. Биолог добивается выработки иммунитета, вводя в организм пациента ослабленный вирус; в ' дальнейшем он может противостоять атаке настоящего вируса. Макгир рассуждал, что он может предложить различные линии поведения для защиты от внешнего влияния и затем проследить, какая именно защита оказалась самой эффективной. План его был очень прост: 1) найти простыe утверждения, в которые все верят; 2) предложить убедительные доводы в защиту этих утверждений человеку, который в них верит; 3) предложить убедительные возражения против этих утверждений; 4) измерить степень изменения мнений. Не так просто сформулировать утверждения, которые ни у кого не вызывают сомнений. Существуют утверждения, справедливость которых настолько очевидна, что большая часть людей воспринимает их как нечто само собой разумеющееся. Среди них встречаются такие трюизмы, как: «Если есть возможность, надо чистить зубы после каждого приема пищи»; «Психические заболевания не заразны» или «Необходимо ежегодно проходить флюорографию, чтобы распознать туберкулез на ранней стадии». Макгир подготовил эксперимент, в котором последовательно и систематически оспаривались эти трюизмы. Испытуемые были разделены на три группы. Первой группе было предложено сформулировать аргументы в защиту некоего утверждения. Вторая группа должна была привести не менее убедительные возражения против этого же утверждения. Задание третьей группе было «двойным»: объединить аргументацию в «защиту» утверждения и «против» него. После предварительной подготовки была проведена дискуссия, во время которой каждое ут- верждение оспаривалось с помощью убедительных контраргументов, и далее были оценены степени изменения мнений в каждой группе. Вот что выяснил Макгир: 1) Двойной вариант, предложенный третьей группе, оказался самым эффективным. Убежденность в справедливости своего мнения усиливается, если: а) человек приводит аргументы в защиту утверждения и б) отвергает аргументы своих оппонентов. 2) На втором месте оказалась вторая группа. Когда защитник утверждения разбивает аргументацию своего оппонента, у него вырабатывается иммунитет к изменению мнения. 3) Наименее успешно защищали свое мнение члены первой группы, которые ограничивались приведением доводов в защиту своих утверждений, не учитывая мнения противников. 4) Если удается убедить человека, что он принимал активное участие в формировании мнения, он будет защищать его значительно эффективнее. 5)Чем больше аргументов приводится в защиту утверждения, тем успешнее идет выработка иммунитета против изменения мнения. 6) Иммунитет к внешнему влиянию проявлялся не сразу же после эксперимента, а через несколько дней. При биологической иммунизации также проходит несколько дней, прежде чем вакцина даст эффект. Очевидно, требуется определенное время, чтобы «переварить» и освоить аргументы. Из исследований Макгира следует, что одни способы формирования сопротивляемости эффективнее других и что любое сопротивление всегда лучше его полного отсутствия. Для тех, кто хочет вести переговоры с позиций силы, выводы ясны: делайте себе прививку или расплачивайтесь за то, что отказались ее сделать. ЛИЧНОСТЬ. «ВСТРОЕННЫЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ»
Личностные характеристики непосредственно связаны со способностью человека поддаваться или не поддаваться убеждению. Высокая самооценка и активный характер служат, вероятно, лучшими «встроенными» защитниками личности. Если человек знает себе цену, хорошо понимает, что он собой представляет,"что ему нужно и какие у него имеются возможности, не так просто убедить его отказаться от намеченной цели. В сопротивляемости давлению извне важную роль играет разумное, рациональное начало в человеке. Однако предсказать, в какую сторону оно подействует подчас невозможно. Люди, обладающие высоким интеллектом, способны оценить предложения оппонента еще до того» как они выслушают его аргументацию. Однако если эта аргументация достаточно убедительна, она может привести к изменению мнения нежелательном направлении. Способность противостоять чужому мнению зависит и от того, насколько сильно подвержен человек необоснованным тревогам. Человек, которому свойственны такие переживания, отвергает новую информацию, если ему кажется, что она представляет опасность для него. Конечно, почти все люди пытаются не воспринимать «плохую» информацию, но те, кто имеет привычку тревожиться по всякому поводу, видят опасность повсюду. Я знаю одного бухгалтера, который настаивал на том, чтобы в контракт с мастерами, ремонтировавшими его дом, были включены все виды работ до мельчайших подробностей. Он был не в состоянии верить чему бы то ни было, не зафиксированному на бумаге. Зная мотивацию поступков человека, можно предсказать, как именно будет проявляться его сопротивление давлению. Мотивация выступает в роли «встроенного предохранителя». Бели у человека имеются очень серьезные причины стремиться к достижению поставленной цели, маловероятно, что он будет в состоянии отказаться от нее. Однако всегда есть опасность, что, стремясь оптимальным путем достигнуть цели, такой человек упустит реальную возможность компромисса, Таким образом, мы можем сделать вывод, что основные свойства, способствующие сопротивляемости, это — уверенность в себе, агрессивность, мотивированность поступков и очень часто высокий уровень интеллекта. Напротив, легчен всего поддаются давлению люди, для которых характерны зависимость, нерешительность, тревожность, социальная незащищенность, повышенная чувствительность, ощущение своей неполноценности и недостаток уверенности в себе.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |