КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Курс Русской истории. Дополнения. Курс Русской истории. Дополнения 315
К Курс Русской истории. Дополнения 315 Б. После 862 года. 4. Пара турьих рогов, оправленных в серебро, с орнаментом, 5. Златники и серебренники Владимира Великого, который первый начал чеканить на Руси золотую и серебряную монету; на них изображены, лик Спасителя, портрет (голова) самого Владимира и над пись: «Владимир на столе» (Эрмитаж). 6. «Ярославле сребро» — монета времени Ярослава Мудрого (изображение Георгия Победоносца и надпись: «Ярославле сребро». Два экземпляра в коллекциях графов Строганова и Мусина-Пушкина (ка жется, есть еще третий в Стокгольме). Примечание. Первые русские монетчики руководились византийскими образцами, но не копировали их рабски, а наносили на штемпеля «такие изображения и своеобразные штрихи, которые резко отличают наши монеты и от византийских, и от многочисленных подражаний византийскому типу у соседних народов» (Кондаков). 7. Златые врата в Киеве. По преданию, Ярослав Мудрый, воздвигая каменные стены вокруг Киева, построил в них Золотые Врата по образцу Царьградских, на которых некогда Олег повесил свой щит. Ворота стали символом бытия и благоденствия Киева. Басня, будто польский король Болеслав Храбрый, при победоносном въезде в Киев в 1018 г., ударил по ним своею саблею, оставив на них след-щербину (зазубрину), несообразна уже в силу одной хронологии-в 1018 г. Ворот еще не существовало. Остатки Ворот сохранились, И ныне огорожены железною решеткою. 8. Гробница Ярослава Мудрого в Софийском соборе (Киев), с греческою надписью на ней: 0. X. в. П. (свет Христов просвещает всех) и IX. ХС. Nucct (Иисус Христос побеждает). 9. «Ана Ръина» (что значит: Анна Рейна, т. е. regina, королева) — Подлинная (собственноручная) подпись королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого, вдовы французского короля Генриха I (ум. в 1060 г.), Ва латинской грамоте, данной аббатству Сан-Крепи в 1063 г. В это Время Анна была женою, вторым браком, Рудольфа, графа де Крепи (Сгеру). Нынешний город Крепи лежит к северу от Парижа, на пути в Суассон (Париж. Bibliotheque Nationale). 316 Е. Ф. Шмурло 10. Тмутараканский камень — запись, в 2 строки, князя Глеба Святославича, внука Ярослава Мудрого, на камне в одну сажень слишком длиною; определение ширины Керченского пролива, изме ренной по льду, между Тмутараканью и Керчью в 1068 г. (окончания обеих строк отбиты или вообще стерлись): В лето 6576 ини. 6. Глеб князь мерил мо(ре) по леду со Тьмутороканя до Кърчева 10 ООО и 4000 саже(нь) (Эрмитаж) 11 Рязанские бармы — нагрудные украшения: подвески, медаль оны, образок тельник, дутые бусы; большая часть их местной, ря занской работы (Эрмитаж?). 12. Мощи св. великомученицы Варвары; их привезла в Киев гречанка Варвара, жена вел. князя Святополка II (Киев, Михайловский монастырь). 13. Черниговская гривна (названная так по месту нахождения); носилась на шее; XI века (конец его?) (Эрмитаж). Изображение см Древности Российского Государства. I, № 23.
14. Шелковая синяя шапочка, опушенная горностаем, с нашитыми крестами и серафимами; ее носил новгородский архиепископ Никита (ум. 1108 г.) (Новгород. Ризница Софийского собора). Изображение: Древности Российского Государства. I, № 99. 15. Двинские или Борисовы камни, числом четыре, размером от 2 до 5 сажень в обхвате, до 1 сажени вышины; на каждом камне вырезаны крест и надпись: «Господи, помози рабу соему Борису», лежат в реке Двине, близ Полоцка и Десны (один, меньших размеров, перенесен в Москву, в Исторический музей). Назначение этих камней точно не выяснено. «Борис» — по всей вероятности, полоцкий князь Борис Всеславич (ум. 1128 г.).
16. Меч князя Всеволода Гавриила (ум 1138 г.), фряжской работы, с гербами и с латинскою надписью: «Нопогет meum пепипо (sic! вместо классически правильного: nemini) dabo», т. е «чести своей никому не отдам» (Псков. Троицкий собор. Лежит на раке с мощами князя Всеволода). 17. Фелонь (риза-безрукавка; употреблялась при богослужении) прп. Антония Римлянина (ум. 1147 г.), из белой шелковой крещатой материи, с орнаментальными, на пурпурных галунах, подобиями араб ских надписей и с великолепными разводами сложного рисунка «Это одна из наиболее любопытных тканей XII в., сохранившихся в Европе» (Кондаков). (Антониев монастырь под Новгородом). 18. Чара черниговского князя Владимира Давидовича, серебряная, позолоченная, половины XII в. (Эрмитаж). 19. Крест прп. Евфросинии Полоцкой, 1161 г. — «одно из ред чайших, по драгоценности и высоте технического искусства, произ ведений древнерусского мастерства, воспользовавшегося предметами 317 И средствами византийского художества» (Кондаков); богато украшен драгоценными камнями; по образцу византийских эмалей (Полоцк Спасский монастырь). 20. Рогволодов (иначе: Борисов) Камень, плоский, необтесанный 21. Княжеская женская диадема, из 7 золотых створок с цветными эмалевыми иконками на них и с золотыми подвесками, русской работы конца XII в.; найдена в Киевском кладе 1889 г. (Эрмитаж). 22. Корсунские врата, главные входные (западные) двери в Со фийском соборе, в Новгороде: на деревянной основе набиты дощечки из листовой меди с изображением 48 сцен из Св. Писания с объяснительными надписями по латыни (надписи славянские — позднейшие), немецкой работы конца XII в.; образчик северного романского стиля. 23. Сигтунские врата, боковые, там же; итало-византийской работы, с орнаментом; попали в Новгород, вероятно, из города Сигтуна (в Швеции); XII века. 24. Шлем князя Ярослава, сына Всеволода III, потерянный им на поле брани в день Липецкой битвы (1216); найден там же в 1808 г (Москва, Оружейная палата). 25. Шлем Александра Невского (Оружейная палата). 26. Меч князя Довмонта, работы западноевропейского мастера Примечание. Меч Довмонта короткий, а меч Всеволода-Гавриила (см. выше № 16) длинный. Некоторые думают, что мечи перемешаны что длинный — Довмонтов, а короткий принадлежал Гавриилу. 27. Оклад Евангелия Симеона Гордого, 1344 г. (лицевые изобра 318 Е. Ф. Шмурло 28. Деревянный резной крест 1359 г. — типичный образчик хо рошего древнерусского резного дела (Новгород, церковь св Флора и Лавра). 29. Служебник — экземпляр, по которому Сергий Радонежский отправлял церковную службу (Москва, Синодальная библиотека) 30. Потир и дискос, служившие Сергию Радонежскому при бо гослужении, деревянные, покрыты красною краскою, с изображениями и надписями (Ризница Троицкой Лавры). 31. Схима, которую носил Сергий Радонежский (Ризница Троицкой Лавры). 32. Крест, которым прп. Сергий Радонежский благословил Дмит рия Донского перед отправлением его на битву с Мамаем (Киев. Музей Духовной Академии). 33. Знамя, бывшее при Дмитрии Донском в день битвы с татарами на Куликовом поле, в 1380 г. (Москва. Оружейная палата) 34. Посох Стефана Пермского (Пермь. Кафедральный собор) Стефан ум. в 1396 г. 35. Росписной холщевый саккос, по преданию, принадлежал Сте фану Пермскому. По бокам покрыт живописью; кажется, это единственный памятник подобного рода (Сольвычегодск; соборная ризница). 36. Серебряный оклад на «Евангелии боярина Кошки» 1392 г, ценный памятник русского ювелирного дела (финифть и филигрань) (Сергиева Лавра). 37. Саккос митрополита Фотия. Саккос — риза, верхнее облачение; его надевали во время богослужения. В Древней Руси он был принадлежностью исключительно одних митрополитов и патриархов. Ввел его в употребление вышеназванный митрополит Фотий (1409—1431). На его саккосе вышиты изображения святых и портреты: великого князя Василия I и его жены, Софьи Витовтовны, их зятя, императора Иоанна Палеолога, и его жены Анны, их дочери и самого Фотия Работа, кажется, греческая. Василий I женился в 1390 г.; Иоанн VIII Палео-лог (тот самый, что принял во Флоренции в 1489 г. унию с римскою Церковью) воцарился в 1425 г. (Москва. Патриаршая ризница) -Когда сделан был саккос? Воцарение Иоанна совпало со смертью Василия (1425); Анна вышла замуж в 1414 г. и уже через 3 года умерла 38. Соборное постановление о Флорентийской унии, 6 июля 1439 г., за собственноручными подписями папы Евгения IV, греческого императора Иоанна VIII Палеолога, русского митрополита Исидора и других участников собора. Единственная славянская подпись — спутника митрополита Исидора: «смиреный епископ Аврамие суж-дальскый подписую»; подлинник (Флоренция. Лаврентьевская Биб лиотека). 39. Потир с порфировою чашей, 1449 г., работа русского мастера Ивана Фомина (Сергиева Лавра).
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |