Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс Русской истории. Дополнения. цонастыря. Монахи прекрасные хозяева, подчинили себе суровую Неверную природу





325


цонастыря. Монахи прекрасные хозяева, подчинили себе суровую Неверную природу. Скиты и подвижническая жизнь. Трудовая и строго цонастырская жизнь разнесли далеко славу о Валаамском монастыре 0 создали ему громкое имя в массе народной.

8. Троице-Сергиев (с 1744 г. Троицкая Лавра), основан около J340 г. преподобным Сергием Радонежским. О культурном значении монастыря достаточно говорилось выше; о его роли в Смутное время, р начале XVII ст., см. во втором томе настоящего Курса,

9. Чудов, в Московском Кремле, основан в 1365 г. митрополитом, в память чуда в Хонех (6 сентября) архангела Михаила, — ga месте, где раньше стоял конюшенный двор татарских ханов, место цодарено было Алексею ханшею Тайдулою в благодарность за исце­ ление от слепоты. «Один из самых крупных по своему литературному рачению в Древней Руси» (Сперанский). Богатое собрание ценных рукописей, литературные занятия живших в нем лиц (например, |4аксим Грек) сделали из Чудова монастыря один из просветительных центров России в московское время (XVI —XVII вв.). Патриарх Фи- царет основал в нем Патриаршую школу; при Никоне чудовские Монахи принимали деятельное участие в переводе книг Св. Писания 8 в исправлении богослужебных книг по греческим подлинникам. Одно время здесь жил Гришка Отрепьев. Здесь крестили Петра реликого и императора Александра II (оба они родились в Москве)

10. Симонов, под Москвою, основан около 1370 г. св. Феодором,
Племянником Сергия Радонежского, по мысли последнего Прочные
стены превращали монастырь в сильную крепость и позволяли ему
додерживать в XV и в XVI вв. нападения врагов («Бедня Лиза»

Карамзина). Разрушен дотла большевиками в 1930 г.

11. Вознесенский женский, в Московском Кремле, основан 1393 г. Великой княгинею Евдокией, вдовою Дмитрия Донского. Вплоть до XVIII столетия здесь погребали великих княгинь и княжон, цариц и Даревен. Здесь жила Мария Нагая (инокиня Марфа), мать царевича Дмитрия; также Марина Мнишек по приезде из Польши, до дня бракосочетания с Лже-Димитрием.

12. Сретенский, в Москве, основан 1395 г. великим князем Васили­ ем I на том месте, где город встретил чудотворную икону Божией Мате- |И, принесенную из Владимира. В день встречи Тамерлан, шедший РЫло на Москву, повернул обратно в Степь — икона спасла москов­ скую столицу. Эта икона есть именно та, что была вывезена Андреем боголюбским из Киева и «остановилась» на пути во Владимир.

13. Кирилло-Белозерский, у Сиверского озера, близ Белоозера,
Новгородской губернии, основан в 1397 г. прп. Кириллом Белозерским
}УМ. 1427 г.). Обнесен высокими крепостными стенами, свыше версты
'585 саж.) длиною. Место заточения князя Вассиана Патрикеева и пат­
Риарха Никона. Монахам этого монастыря писал Иван Грозный свое
известное обличительное послание. В Заволжском крае монастырь


326


Е. Ф. Шмурло


«имел приблизительно то же значение, какое в своих местах монастыри Печерский и Троице-Сергиев. В нем и в отшельничьих кельях бело-озерских лесов выросло то новое направление, которое носит имя за­волжского, — направление созерцательное, поставившее для монаше­ства новые задачи, по-своему понимавшие его идеалы» (Смирнов) В XV —XVI вв. Кирилло-Белозерский монастырь «стоял во главе об­щественно-литературного течения Заволжских Старцев, этих аске­тов-рационалистов. Монастырь этот сыграл очень важную роль в нашей истории (Сперанский). Подобно Чудову и Троице-Сергиеву мо­настырям, иноки Кирилло-Белозерского монастыря всегда питали на­клонность к научным литературным занятиям. Большое и ценное со­брание рукописей; в 1859 г. оно передано (1355 номеров) в СПб Ду­ховную Академию. Кроме того: богатое собрание древнего церковного художественного шитья (пелены, плащаницы). «Каждым воздухом, каждой плащаницей отсюда был бы горд любой европейский музей» (Муратов).

14. Ферапонтов, недалеко от Кирилло-Белозерского, основан в 1398 г. преподобным Ферапонтом. Знаменит своими фресками, работы иконника Дионисия (1500 г.). В 1667 — 1676 гт. здесь жил в заточении патриарх Никон.

15. Саввин-Сторожевский, Звенигородского уезда, Московской губернии, основан в 1398 г. преподобным Саввою, учеником Сергия Радонежского (ум. 1406 г.). Излюбленный монастырь царя Алексея Михайловича, его монастырь. Царь не жалел средств, чтобы поставить его, по богатству и блеску, на уровень знаменитой обители Сергия Радонежского. Он зачастую ездил туда с семьею на поклонение мощам св. Саввы; после Алексея монастырь ревностно посещался царем Федором; нередко бывал там в молодые годы и Петр Великий

16. Ипатьевский, под Костромою; впервые упоминается в 1421 г., по преданию же, его основал Мурза Чета, предок Бориса Годунова (значит, после 1330 г.). Связан с историей двух фамилий: Годуновых и Романовых. Михаил, родоначальник династии Романовых, жил здесь со своей матерью, когда в Москве происходило избрание его на царст­во. Богатые вклады; лицевая Псалтирь Годунова, 1594 г Монастырь сохранил древних икон более, чем даже Успенский собор в Москве

17. Соловецкий, на Белом море, основан 1429 — 1436 гг, трудами преподобных Германа, Савватия и Зосимы. Трудолюбие и аскетизм — навсегда стали характерными чертами Соловецкого монастыря. Заме­чательна его культурно-колонизаторская деятельность. Еще более, чем Валаам, он представил собою яркий пример трудового, деловитого хо­зяйства. Земельные угодья, рыбные ловли обогатили монастырь, а про' изводство, на широкую ногу, собственными руками всего, что необхо­димо в домашнем обиходе, заведение собственных мастерских и заво­дов (свои лесопильни, мельницы, кузницы, смолокурни, столярные, слесарные, салотопни, своя одежда, обувь, посуда) вносили культуру





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.