Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс Русской истории. Дополнения. f Духа, которая зовется любовью, и только любовью, и которая не знает ни закона справедливости, ни закона возмездия






f Духа, которая зовется любовью, и только любовью, и которая не
знает ни закона справедливости, ни закона возмездия, никаких зако­
нов, кроме закона жалости и сострадания» (Анисимов)
) 3. Благовещение. «Не позже XII века». Композиция, сдержанный

^ ритм, любовь к закругленной линии, сдержанный колорит, ценность материала, мастерство техники, тонкий вкус художника — «все до­; называет принадлежность этой иконы к той художественной среде, которая черпала свои силы еще из непосредственного соприкосновения с великой византийской культурой». Русскую кисть выдает лишь «та интимная простота и непосредственная открытость ликов, которая говорит только внутреннему чувству» (Анисимов). (Москва. Успен-• ский собор).

4. Толгская Богоматерь, XIII в. (Толгский монастырь под Яро­славлем). Воспроизведение: Кондаков. Русская икона. II, № 9

5. Святые Борис и Глеб, конца XIII —нач. XIV в. «Два князя, с поднятым крестом в правой руке и опущенным мечом в левой стоят

' в величественной спокойной позе, в цветных шапках, отороченных мехом, в кафтанах и плащах», ткань плащей красная и синяя, заткана пышным орнаментом. Яркие краски удивительно сохранились; по строгости рисунка, прекрасной технике эта икона «одно из лучших произведений иконописи» (Макаренко) (СПб. Собрание Н. П Ли­хачева).

6. Другая икона Святых Бориса и Глеба, того же времени и того же типа, с чертами лица еще не русскими, а византийскими; оба князя сидят на конях (Москва. Успенский собор в Кремле).

7. Святой Великомученик Георгий Победоносец («Чудо о змие»), на белом коне. На всем скаку, не останавливаясь, Георгий, резким поворотом в сторону змия, воткнул ему в пасть свое копье; ярко-красный плащ трепещет в воздухе легкими складками. Икона полна жизни; конь (анатомически плохо представленный) тоже повернул голову к змию, как бы активно участвуя в борьбе; тело змия все в извивах (Москва. Собрание И. С. Остроухова). Воспроизведено в красках: Кондаков. I, № 5.

8. Донская Божия Матерь, XIV в.; икона сопровождала Дмитрия Донского во время похода его на Мамая и чудотворно помогла ему одолеть врага на Куликовом поле (Москва. Кремль. Благовещенский собор).

9. Молящиеся новгородцы, 1367 г. (Новгород. Епархиальный
Музей).

10. Знамение Преосвященной Богородицы (иначе: «Битва новго­родцев с суздальцами»), конца XIV в. Вместе с предыдущей иконой это °Дин из шедевров той поры. Икона писана в память чудотворной помо-*Ци, которую другая икона, Знамения Богоматери, оказала новгород­Цам, отразив от Новгорода войска Андрея Боголюбского во время ' битвы 25 февраля 1169 г. Для новгородцев победа над суздальским


332


Е. Ф. Шмурло


князем имела смысл, аналогичный тому, что раньше для киевлян имели победоносные походы Владимира Мономаха на половцев, или позже для Москвы, победа над Мамаем, взятие Казани Иваном Грозным она содействовала выработке народного самосознания, укрепляя веру в собственные силы, служила опорой в годины бедствий. В конце XIV в легенда ожила с новой силой: отношения к Москве сильно обострились; московские князья унаследовали враждебную политику суздальских князей, и самостоятельности Новгородской республики снова стала грозить опасность, — в такой атмосфере политических переживаний была задумана и выполнена эта икона (Новгород. Епархиальный музей) Воспроизведение иконы и ее деталей (девять раскрашенных рисунков): Древности Российского Государства, вып. III; повторено, тоже в красках, в журнале «Перезвоны» (1927), № 32.

11. Чудо Св. Георгия, нач. XV в., «провинциальное письмо Нов­городской школы» (Русский музей). См. Кондаков, II, № 89

12. Смоленская Богоматерь Одигитрия, XV в. (Москва Собрание С. П. Рябушинского). См. Кондаков, I, № 7 (в красках).

13. Св. Троица (ветхозаветная), знаменитая икона работы Андрея Рублева, первоклассная жемчужина древней русской иконописи См. о ней выше (Троице-Сергиева Лавра).

 

14. Голова св. великомученика Димитрия, работа А. Рублева. Деталь иконостаса собора в Троице-Сергиевой Лавре. См.: Кондаков, II, № 54.

15. Владимирская Божия Матерь, во Владимире. Успенский собор во Владимире, лишившись в 1395 г. своей чудотворной иконы Божией Матери, вскоре возместил утрату притивнем, который счи­тается тоже чудотворным. По преданию, его писал митрополит Петр еще в бытность свою настоятелем Ратского монастыря на Волыни Есть ли эта икона копия или оригинальное произведение, остается пока вопросом. Во всяком случае, если и в самом деле художник копировал, то он дал не столько «копию», сколько вольный пересказ оригинала; причем работа его значительно позднее эпохи митрополита Петра: стиль ее чисто Рублевский. «Здесь все, сверху донизу, от Рублева: холодный, голубоватый общий тон; характер рисунка; черты лица с типичной для Рублева легкой горбинкой носа; изящные руки; прекрасный силуэт всей композиции; ритм линий и гармония красок». Художник замечательно задушевно и пленительно передал „чарующую песнь материнства". Рисовал эту икону Рублев, вероятно, в 1408 г, будучи во Владимире, что близко совпадает и со временем появления „копии" в соборе» (Грабарь).

16. Поясные иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла,
из собора «Успения на Городе», что в Звенигороде; сильно пострадав­
шие (их нашли в сарае под грудою досок). «Сейчас, когда они висят на
стене большого иконного зала Исторического музея, рядом с ними все
тускнеет и мельчает, даже наиболее сильные и известнейшие из памят-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.