Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс Русской истории. Дополнения. 40. Золотая панагия складень, 1456 г , работа русского мастера Двраамия (Сергиева Лавра)






40. Золотая панагия складень, 1456 г, работа русского мастера
Двраамия (Сергиева Лавра).

Стоит сравнить эти две последние вещи с окладом евангелия 1392 г. (см. выше № 36), «гдетак грубы по своей зернистости нити скани и так робки еще и х без нужды измельченные извивы, чтоб донять, как сильно развилось русское искусство скани» за последние 50 — 60 лет. «Красота пропорции потира, подлинно-артистическая скромность в украшениях, каксе-то особое, хочется сказать „класси­ческое" благородство форм —:тавят его почти вне общего уровня русского мастерства эпохи»- (Никольский).

41. Шапка Мономахова — гамятник византийский, «который был
выполнен не в Константинополе или в Малой Азии, или на Кавказе,
или в Херсонесе (Таврическом),словом, в местности, где византийское
искусство в XI — X I I вв. соприкасалось с р а з в и т ы м арабским орнамен­
том. Мономахову шапку, по деталям техники, необходимо относить к
XII веку» (Кондаков). — Впрочем, другие ученые считают шапку про­
изведением чисто восточным (египетский султан Калавун прислал де ее
Узбеку, хану Золотой Орды (XIV в); позже, при падении Золотой
Орды, она попала в число добычи московским великим князьям)
Верхнее полушарие шапки и кре.т, что венчает ее — прибавка поздней­
шая, равно и мех по нижнему краю (Филимонов). — Третье толкова­
ние, более раннее: как царская (императорская) корона, шапка из Ви­
зантии не могла быть прислана)же по одному тому, что не имела ниче­
го общего с коронами византийскими; греческие императоры
обыкновенно носили диадемы: о1ручи или же повязки, унизанные жем­
чугом и каменьями, с подвесками, которые спускались с висков на ще­
ки; шапка же Мономахова есть именно шапка: тулья с меховой опуш­
кой, убор чисто русский, служивший и ранее головным убором. Неда­
ром «вещь эту ни в XIV, ни в XV веке не называли царским венцом, а
называли просто Золотою шапюю. По всей вероятности, знаменитая
Мономахова шапка есть не что гное, как чисто русская — великокня­
жеская корона, да она и употреблена была Иоанном III для венчания
Дмитрия Ивановича не на ц а р с т ю, а на в е л и к о е княжение, царским ж е
венцом сделалась она уже с венчшия Иоанна Грозного, а не ранее. Она
Чрезвычайно похожа на шапку сз. князя, изображенного на Рязанских
бармах, с которою сходствуют отчасти шапки Бориса и Глеба на окладе
Мстиславова евангелия; есть также в ней немало общего с шапкою Яро­
слава Владимировича Новгородс<ого» (Прозоровский).

Церкви.

1. Церковь св. Василия в Киеве, на холме, где раньше стоял идол Перуна. Это первая церковь, псггавленная Владимиром по принятии ^Христианства, и в этом все ее историческое значение. Сохранилась только алтарная часть. Н ы н е на ее месте Трехсвятительская церковь


320


Е. Ф. Шмурло


2. Десятинная церковь в Киеве, 989 — 996 гг., была украшена
мозаикою и стенною живописью (фресками) Сохранился один только
фундамент, да и тот закрыт позднейшею перестройкой. После татар­
ского разгрома возобновлена киевским митрополитом Петром Могилою
в 1635 г.

Примечание. Тогда же, в 1639 г., здесь были найде­ны мощи похороненного в Десятинной церкви Владимира Святого, строителя церкви Часть мощей ныне хранится* глава — в Печерском монастыре, что под Киевом; ручная кость -в Софийском киевском соборе, челюсть гла­вы — в московском Успенском соборе

3. Храм св. Василия Великого в Овруче, уездном городе Волынской
губ., построен, по преданию, Владимиром Святым. Одни развалины

4. Пречистенский собор в городе Холме] построен Владимиром Святым в 1001 г.; находящаяся в нем икона Божией Матери кисти евангелиста Луки, по преданию, привезена была Владимиром из Корсуня: в 1261 г. татары, будто бы, забросили эту икону, а 100 лет спустя она была найдена под слоем щебня.

5. Софийский собор в Киеве, 13-главый, обилует фресками и мозаикой; заложен в 1037 г., в честь Софии, Премудрости Божией. Его строили если не по образцу, то по примеру Софии константино­польской. За последнее время (1921) выяснилось, что архитектурная конструкция храма велась в двух направлениях: парусными сводами покрыт весь нижний этаж, северная же, западная и южная стороны окружены были поясом подпружных, косых арок, для упора верти­кальных стен — это так называемый Сирийский расчлененный свод. «Откуда бы ни пришли в Киев зодчие св. Софии, своими конструк­тивными приемами они обнаружили свою сирийскую архитектурную школу». Этот «расчлененный свод родился на Иране и еще в первые века нашей эры получил широкое распространение по всей Сирии и, главным образом, в Заиорданской области, откуда был, пока неведомо, какими путями, занесен в Киевску Русь» (Базилевич). — Для Киева Софийский собор стал центром религиозного культа, его гордостью и славой, выражением его Я. Самые отрадные и самые тяжелые моменты общественной жизни киевлян связаны были с «Святою Со­фией», которая стала местной святыней по преимуществу.

Примечание. Такой же смысл и значение местной городской святыни получили кафедральные соборы и во многих других городах Древней Руси; таковы, например, Софийский собор в Новгороде, Троицкий собор в Пскове, Успен­ские соборы во Владимире и в Москве





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.