Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Церковная архитектура




Два типа христианских храмов.

Обыкновенно различают два типа христианских храмов- 1) За. падный — его признаки: латинский (удлиненный) крест; ряды колонн делят храм на три или на пять нефов; верх (крыша) — плоский потолок; 2) восточный — его признаки: греческий (почти квадратный) крест, вместо колонн четыре массивных столпа, они поддерживают купол. Квадратность греческого храма создает центральное место, объединяющее вокруг себя остальные части здания Наличность такого центра подчеркнута еще сильнее тем, что купол храма высится как раз над ним; в латинской же базилике он поставлен с края, не над серединою храма.

Мозаика — другая особенность храмов, возникших под восточно- греческим влиянием. Такими мозаиками особенно богаты св. София в Константинополе, св. Марк в Венеции, церкви Равенские: св. Ви­ талий, св. Аполлинарий Корабельный (in classe), св. Аполлинарий Новый; наш Киево-Софийский собор.

Основные формы русского храма, заимствованные у Византии, суть следующие четыре: 1) правильный четырехугольник, переходя­ щий в квадрат; 2) абсиды (алтарные полукружия) в восточной стене, где алтарь; 3) четыре колонны-пилястры; 4) купол на этих колоннах. Однако эти основные формы подверглись на русской почве самосто­ ятельной переработке. Выработались три архитектурных варианта: киевский, новгородский и суздальский.

Киевские храмы.

Здесь колонны, для большей прочности, заменены столпами Столпы сделали ненужными арки, служившие колоннам подпорками (контрфорсами); вместо одного купола ставилось пять куполов, даже больше; а вместо четырех столпов в иных храмах сооружали шесть столпов, самый купол не прямо на столпах, а на барабане, постав­ ленном на столпы. Главнейшие храмы этого типа'

1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове; его строил Мстислав, сын Владимира Великого (1024 — 1036). Это самая древняя из сохра­ нившихся до нашего времени построек Киевского периода

2. Софийский собор в Киеве (13 глав), 1037 г.

3. Златоверхо-Михайловский, там же, 1108 г.

4. Борисоглебский храм в Чернигове, 1120—1123 г


Курс Русской истории. Глава четвертая


287


У. Новгородские храмы.

s( Новгород стоял дальше от византийских влияний, в его архитек-|урном творчестве чувствуется уже некоторая самостоятельность -Ударом именно сдесь появился первый русский зодчий - мастер Петр. Эта архитектурная самостоятельность выросла из а) чувства Политической независимости, всегда присущей Новгороду, и 6) в рвисимости от климата, более сурового, чем на юге, и проявилась в 1рех особенностях

Ф 1. Создание шести- или восьмигранной кровли. Она не исключала изантийского шарообразного купола-главы, но и ей старалась придать юрму более удлиненную обилие выпадавшего снега вынуждало оза-Ьтиться о том, чтобы он падал на поверхности более или менее рутые, не зачеживаясь и не давя на поверхность. Купол -- ото та ! иль храма, в которую зодчий вкладывал свою основную мысль это i внтр его помыслов; если храм пятиглавый, то боковые главы всегда еныпе, ниже; их роль служебная, они окружают центральную главу,, двигаются возможно ближе к ней, но никогда не заслоняют ее,

икогда не претендуют на архитектурное равноправие л 2. Большая холодность и торжественность внешнего вида церкви I 3. Обыкновенное число алтарных абсид три; но с течением времени |се чаще и чаще восточная стена ставится лишь с одним полукружием

* «Нигде алтарные полукружия не играли такой значительной роли
общей концепции храма, как в новгородском строительстве Нов-
1, уродский храм красивее всего именно с алтарной стороны, и ни одна

feHa не производит такого нарядного зпечатления, как восточная,! Ь тя н а р я д н о с т ь эта л е ж и т не в узорах, часто совсем здесь отсутст-! |рощих, а в том изумительном искусстве, с каким зодчий облюбовал

Ьрмы трех закругленных выступов и искал прихотливых линий их

Ьлнистых изгибов» (Грабарь).

* В новгородских храмах следует различать два типа, величаво-хо­
лодный и упрощенный (приземистые церковки).

* А. Первый тип. Стены гладкие, торжественные в своей простоте
I бедности убранства, линия церковных глав могучая, обшеее впе-
жгление величавого, спокойно-холодного, серьезного и сурового Од-
•ко при всем своем величии, новгородские храмы этого типа очень
Вромны на вид; зато, может быть, именно благодаря этому отсутствию
Ьыщенности и напускной важности, они вырастают еще более в
Воем величии. «Никакой суетливости и мелочности, нет нигде мелких
у р м и ненужной назойливой орнаментации. Зодчий скуп здесь на
Pop и старается достигать впечатления только строгой логичностью
J9PM, никогда не теряющих своего конструктивного смысла и не
•рождающихся, как позже в Москве, в чисто декоративные придатки
fttepocTbi. Если он прибегает к узору, то последнему отводит очень
бромное место, видя в нем лишь средство оживлять стену, а не цель


288


Е. Ф. Шмурло


строительства». Архитектурный инстинкт подсказал новгородским зод­ чим, что дело не в узоре, не в украшении; и действительно новго­ родские храмы «действуют на нас одним чисто архитектурным оча­ рованием, одними обнаженными стенами, как действуют иные памят­ ники Египта или Ассирии».

1. Софийский собор в Новгороде, 1045—1052. 2. Собор Юрьева монастыря, 1119—1130. 3. Церковь св. Георгия в Старой Ладоге ок 1185-1190.

Б. Второй тип. Суровый климат, отсутствие в церквах печей и стекол в окнах вызвали появление упрощенного типа маленьких приземистых, низеньких церковок с узкими окнами; в них темновато' тесно, зато тепло и уютно. Кровля, по форме, — пересечение двух­ скатных крыш крестьянской деревянной избы; над местом пересече­ ния — барабан с куполом, увенчанный главою. Боковые алтарные абсиды, в других церквах обыкновенно одинаковой высоты со среднею, здесь понижаются, а с конца XIII в. и совсем исчезают: остается одна центральная. «Трудно придумать что-либо проще этого кубика с одним или тремя восточными полукружиями и с четырьмя столбами, несу­ щими на арках и парусах купольный свод» (Грабарь).

Тип такого храма вырос из «деревянных храмов» (см ниже) и представляет собою вполне самобытное русское творчество.

1. Церковь Спаса Нередицы, под Новгородом, 1198. 2 Никола на Липне, под Новгородом, 1292. 3. Спас на Ковалеве, под Новго­ родом, 1345. 4. Церковь Федора Стратилата, в Новгороде, 1380

«Удивительно чиста, нежна и певуча Новгородская архитектура. Все держится здесь лишь на одном чувстве пропорции, но оно столь совершенно, столь как-то мудро и просто, что лишь с самыми ясными и чистыми решениями Брунеллески можно было бы сравнить белые стены и „весь как на ладони" объем собора XII века в Юрьевом монастыре» (Муратов).

Суздальские храмы.

Смесь двух влияний: византийского и западноевропейского Ос­новные черты остались византийскими, т. е. такими же, как и в киевских и новгородских храмах: план квадрата; три абсиды, четыре столпа, колокольня («звонница») — особое сооружение, отдельно и независимо от церкви; зато внесены многие частности романского стиля: широкие грузные порталы полукружием; узкие окна, полу­ круглые арочки точно лентой опоясывают наружные стены, их под­ пирают колонны на фигурных подставках; наконец, украшение на­ ружных стен: стройных, изящных, нарядных.

В этой нарядности и, особено, в стройности архитектурам линий следут прежде всего искать объяснения, почему суздальский храм производит иное впечатление, чем храм новгородский В Нов­городе — простота мощных стен, много силы и энергии; там храмы


Курс Русской истории. Глава четвертая 289

точно корнями уходят в землю, ничем их не сдвинешь, узорочье на суровых, холодных стенах — если 6 оно было там — лишь осла­ било бы величие и всепокоряющую силу, столь присущую новгород­ скому храму, «убило бы красоту» его.

В Суздале иное. Здесь идеал не в силе, не в величавой простоте, а в стройности, изящности, даже в известного рода изысканности. По самой натуре своей суздальское зодчество аристократично; оно ценит тонкие пропорции, изящные линии, причудливые узорные плетения «В Суздале нет ни одного памятника приземистых, упрямых новгород­ ских пропорций: они все стройнее, все тоньше, и даже собор Юрьева Польского, казавшийся единственным исключением, сейчас (1926 г), после освобождения его от окружающих поздних пристроек и застроек, сразу вытянулся и стал по-суздальски стройным» Самое узорочье на наружных стенах суздальских храмов, при всем его обилии, не произ­ водит впечатления назойливости — оно «проникнуто чудесным чувст­ вом меры и несравненным художественным тактом», да и не узорочье является основной, характерной чертой суздальских церквей: «если бы у Дмитровского собора сколоть всю его каменную резь, он все еще оста­ вался бы прекрасным и стройным в своих певучих линиях, ибо его узорный покров только повышает его основную красоту, а не создает» (Грабарь).

1. Успенский собор во Владимире на Клязьме, 1158— 1160 2 Цер­ ковь Покрова на Нерли, 1165. 3. Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме, 1194— 1197. 4. Собор Георгия Победоносца в Юрьеве- Польском, 1230—1234, на месте прежнего, основанного в 1152 г 5. Успенский собор в Московском Кремле (первой постройки), 1324 — 1327. 6. Церковь Спаса на Бору, в Московском Кремле, 1329— 1330. 7. Архангельский собор, там же, 1332. 8. Успенский собор в Звени­ городе, конца XIV в.

Три суздальских храма: Покров на Нерли, Дмитриевский собор и собор Георгия Победоносца — 1165, 1197, 1234 — дают возможность проследить постепенное нарастание украшений наружных стен храма <На Нерли мы видим лишь немного обронных украшений, помещен­ных вверху, под архивольтами наружных арок; в Дмитриевском соборе эти обронные украшения заполняют собою всю верхнюю по­ ловину фасада, а в Юрьеве-Польском они покрывают собою уже весь фасад. Таким образом, здесь является строго последовательное раз­ витие зодчества: сперва помятники его отличаются умеренностью ук­ рашений, затем богатством их и, наконец, излишеством» (Султанов)

Деревянные храмы.

Деревянные храмы составляют своеобразную, самобытную форму Русского зодчества, сохранившуюся в Галиции и особенно на русском Севере (аналогичные церкви в Скандинавии). Впрочем, таких храмов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.