КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Период домонгольский
1. Городские (иначе: «мирские», «ктиторские») монастыри. Своим возникновением они обязаны почину посторонних тиц, их основывают духовные владыки, князья, бояре, богатые люди, иногда городская община, все население города сообща. Основывались такие монастыри ради спасения души; на них смотрели, как на богоугодное дело; к тому же иметь свой монастырь льстило честолюбию людей. Строители монастыря бли в то же время и его ктиторами: брали на себя заботу о его содержании. Городские монастыри строились главным образом, в Киеве и Новгороде — здесь легче всего находились средства на такое дело. В XI ст. таких монастырей насчитывалось около 20, почти все на юге (Выдубицкий и др.), в XII ст. — до 50, почти все на севере (Антониев, Юрьев, Хутынский; два монастыря, построенных в Полоцке прп. Ефросиньей, и др.). 2. Киево-Печерский монастырь. Среди всех этих «городских» монастырей, можно сказать, единственных на Руси в домонгольский период, ярко выделяется, тоже единственный в своем роде, монастырь Киево-Печерский. Почин ему дала не посторонняя мысль; воздвигли его не посторонние руки. Никто не звал Антония и Феодосия Печер-ских селиться в темных и сырых подземельях под Киевом — они сами избрали себе эти места движимые неодолимой потребностью, Курс Русской истории. Глава четвертая 277 \ лутем уединения и добровольно наложенных на себя лишений, утолить \ снедавший их духовный голод. Эта возвышенная цель сразу выделила : Монастырь из ряда других, тем более, что он, как сказано, был тогда единственным в этом роде. Конечно, и другие монастыри «предавали Ьебя Богу», не отказывали в духозной пище тем, кто обращался за £ею; но ни один из них не сумел подняться до такой высоты, на рсоторую вознесли свою обитель киевские пещерники. «Пещера» не $аглушила в них чувства общественной солидарности с внешним |0фом. Феодосии постоянно наставляет свою братью: «молитесь за ||Ирян; будьте их учителями и пастырями, заступниками и печальниками; благотворите им; не будьте стяжательны, а что имеете, тратьте jpa пользу ближнего». Инокам наказывалось отстаивать правду, не устанавливаться пред обличением сильных мира сего, хлопотать перед князьями за осужденных, миротворить в княжеских усобицах. * Пусть Киево-Печерский монастырь далеко не во всем оказывался #а высоте Феодосиева идеала — строгий устав, введенный им по йбразцу Студийского монастыря, продержался недолго: коммунисти ческая идея отрицания собственности не привилась в нем; уже вскоре росле Феодосия постригавшиеся, если приходили с деньгами, начали уставлять их при себе, как свою частную собственность; в монастыре йали различать богатых от бедных и даже за взаимные услуги брали Друг с друга плату... таким образом истинное общинножитие не утвердилось в Киевских пещерах, как, впрочем, не утвердилось оно |игде на Руси, — однако выношенная Феодосием идея самоусовершенствования и бескорыстного духовного служения миру не замерла | основанной им обители и после его смерти, надолго обеспечив ей Ъ общественной жизни значение большой моральной силы. Недаром Мономах со Святополком, зовя Олега Черниговского мириться, говорят ему: «пойди Киеву, да поряд положим о Русьстей земле пред Йископы и пред игумены и пред мужи отец наших». к\ Вообще, Киево-Печерский монастырь более, чем какой иной за это Шремя, явился кафедрой христианского учения, воспитательной шко лою, рассадником просвещения, благотворительным учреждением. Он тл своих проповедников и мучеников на далеком Севере, еще не тро-
том светом христианства; стал средоточием умственной жизни молото христианского общества; и, завоевав себе высокое и авторитетное Йоложение в древнерусском обществе, вырос в своего рода палладиум Православия. Здесь было положено начало книжному просвещению; ВДесь появились первые церковные писатели и первая история России Примечание. Студийский монастырь — один из мо- 278 Е. Ф. Шмурло П. Время татарского ига. 1. Пустынные монастыри (т. е. основанные в безлюдной глуши в пустынных местах). Батыево нашествие и гнет татарского ига значительно изменили психологию монашествующих. 1) город перестал давать прежнюю защиту, а главное, 2) мир слишком «погряз во зле»-в нем трудно было сохранить душевное равновесие, трудно самому не погрязнуть. Освободиться от слабостей человеческих; сбросить с себя цепи, что приковывают нас к преходящим радостям земной жизни, — для этого следует удалиться в пустыню: там легче выковать свой характер, стать выносливым; легче духовно возвыситься и приблизиться к Богу. Тяжелый физический труд, лишения, низведение своих потребностей до минимума (жилье — простая келья, а то и землянка, иногда даже дупло в дереве; пища — сухой хлеб, коренья и вода) — первый необходимый шаг к тому, предварительная школа. Это совсем не отречение от мира, но подготовка к предстоящей работе в миру и для мира. Конечная цель всегда — дело общественное Спасти несколько душ — заслуга неизмеримо большая, нежели спасти одну только свою, тем более, что, спасая других, спасешь и самого себя. Поэтому когда слава о трудовой жизни и добровольно принятых л и ш е н и я х, в ы з ы в а я преклонение перед редкостной силою духа, с о -здавала иноку учеников и последователей, то он не только не отвергал их, но принимал, как желанных гостей. Пустынные монастыри воздвигались самими монахами, по собственному почину, для самих себя, своим трудом и усилиями, разве что, самое большее, еще доброхотными даяниями усердствующих мирян. Содержался такой монастырь собственным трудом Местом ему был не город, даже не окрестности города, а глухие леса, уединенные озера, зачастую непролазная чаща, дебри и болота. Например, к келье Сергия Радонежского первые 15 лет не было иного проезда, кроме глухой тропы; Савватий и Зосима поселились на необитаемом острове Соловецком и т. д. Особенно много стало возникать таких монастырей со второй половины XIV века. 2. Как возникли пустынные монастыри? Вокруг одинокой кельи пустынника братия ставила свои кельи, совместно воздвигалась церковь, совместно расчищался ближний лес; иноки, следуя примеру своего учителя, тоже закалялись в вере, совершенствовались духовно. У местных духовных властей испрашивалось разрешение на основание монастыря, а у местного князя выхлопатывалось право на пользование окрестными угодьями, лесными и водяными, право звать и садить с этою целью на землю крестьян. Обилие свободных земель не вызывало затруднений в исполнении просьбы; и вот появлялись новые люди, ставились починки и выселки, глухой пустынный край оживал и заселялся. С течением времени починки превращались в большие селения, даже города. Так, города Кириллов (на Белоозере), Калязин, ч Курс Русской истории. Глава четвертая 279 Цетлуга, Кашин, Варнавин, Устюг обязаны своим происхождением монастырям, около которых поселялись их первые насельники. Бла-дечестивые люди наделяли еще от себя иноков земельными угодьями, <уак что иной монастырь превращался в очень богатого собственника. Сильный толчок развитию монастырей дал Сергий Радонежский, jjo словам летописца, он был «начальник и учитель (т. е инициатор и фбразец) всем монастырям, иже в Руси» Около 1340 г. он основал свою Аустыньку на месте будущей знаменитой Троице-Сергиевой Лавры, а $отом он же и его ученики основали десятки других монастырей Тяжести татарского ига, нестроения общественной жизни, несправедливости, неразлучные с княжескими усобицами, — весь этот духовный и материальный гнет развили в людях набожность; для многих религия |влялась единственным утешением и нравственной поддержкою; выби тые злой судьбою из привычной колеи, они искали в ней прибежища, и стоило им услышать, что где-то в глухих дебрях забрезжил духовный |веточ, как они с легким сердцем покидали опостылевший «мир», радостно спеша на приветливый огонек в надежде отогреть подле него
oio усталую душу и осветить им свои потемки. графически монастыри возникали и росли в направлении к Белому $орю, к Ледовитому океану, к Уралу; они проникали в леса воло годские, костромские, ставились по рекам, на берегу озер, на озерных Островах (реки Шексна, Вычегда, Нурма, Двина, озера Ладожское, фелоозеро, Кубенское). За иноком шел сюда пахарь-земледелец, про-Шышленник, торговец. Монастырская колонизация вела за собой ко лонизацию крестьянскую, давая ей точку опоры. «Куда шли монахи, отда же направлялось и крестьянское население; перед теми и другими ареала одна дорога — в привольные пустыри севера и северо-востока, Ще крестьянин мог на просторе производить свою паль, росчисть Щкого леса под пашню, а монах совершать свое безмолвие. Не всегда
»KHo указать, где которое из обоих движений шло впереди другого,
результате монастырская колонизация выросла в большое государст-нное дело: она стала важным фактором в той великой исторической боте, какая выпала на долю русского народа: ввести в строй государственной жизни новые обширные области, населенные некультурными, нехристианскими племенами (финнами), содействовать их об-юсению и приобщить к общеевропейской культуре. % 5. Монашество — рассадник христианства. Появление монастыри на языческом Севере сопровождалось насаждением там христи-рства среди местных финских племен (чудь, лопари, вогулы, зыряне), жесь особенно следует выделить деятельность Стефана Пермского. Рбладая по тому времени большим образованием, Стефан не только Е. Ф. Шмурло крестил пермских зырян, но еще изобрел для них азбуку, перевел на зырянский язык необходимые богослужебные книги со славянского языка, при помощи греческого текста. Сколько раз грозила ему смерть от язычников — он обезоруживал их своим бесстрашием, силою духа-низвергал их идолов и на месте капищ воздвигал церкви (ум 1396 г.). б. Сергий Радонежский — основатель монастырей. С Сергия Радонежского (1314— 1392), с построения им в лесу деревянной церковки св Троицы (ок. 1340 г.), начинается в Северной Руси быстрое нарастание монастырей, причем первые монастыри основывает он сам или его ученики Основано было монастырей: Последний период характеризуется постепенной заменою пустынного, «особножитного» типа типом «общежитным», — и это под влиянием никого иного, как Сергия Радонежского. Последнее в деятельности Преподобного может показаться противоречием* ведь он сам начал свой подвиг с пустынножития Можно думать, что самое начало пустынножития на русском севере положено именно им; да и позже, чуть ли не все известные основатели монастырей руководились его примером и, прежде чем воздвигать обитель, более или менее подолгу подвизались именно в пустыни. Вообще воздвигать монастыри после Сергия, если не непременно в лесной или болотной глуши, то все же не в городах и не вблизи человеческого жилья, стало своего рода нравственною обязанностью и признаком правильного понимания целей монастырской жизни. И вот тот же Сергий переходит на общежитие, старается утвердить его не только в своем первоначальном, Троицком, монастыре, но и в других, основанных как им самим, так и его учениками. Противоречие в данном случае, однако, лишь кажущееся, в действительности перед нами два последовательных момента: «пустыня», по мысли Сергия, должна была служить подготовительным этапом, предварительною школою, в которой инок готовил и изощрял свои силы, необходимые для предстоящего трудного подвига. К тому же существовало еще и другое побуждение, в силу которого прп. Сергий не захотел остановиться на пустынножитии, как на окончательной форме: «пустынька», особенно если слава основателя выдвигала ее из ряда других, становилась с течением времени не монастырем, а монастырским городком, переставала быть уединенною ке-лею, затерянной в дремучем лесу, среди труднопроходимых болот, где инок мог вести, действительно, одинокую жизнь, лицом к лйДУ Курс Русской истории. Глава четвертая С природою, и где вдали от мирских соблазнов мог чувствовать себя вс е г о ближе к Престолу Божию. Пройдя начальную стадию своего развития, такая «пустынька» превращалась, зачастую непроизвольно, 3 населенное место, где иноки соприкасались друг с другом на почве интересов не только духовных, божеских, но и грубо материальных, И де уйти от «мира», ввиду этого, не всегда было возможно и посильно слабому человеку.
Ревность прп. Сергия требовала полного отречения от всего «мир-СЖЮ, отказа от собственности, отречения от личности, поскольку пос-ледняя могла мешать общему благу; общий труд он делал обязатель ным; он хотел индивидуальную волю и стремления поглотить волею и стремлениями коллективными; хотел, в меру возможного, уберечь бра тию от всего того, что влекло ее на путь эгоизма и себялюбивых забот Самое первенство игумена перед братиею Сергий видел не в пользова нии большими правами и привилегиями, а в несении больших обязанностей. Все это было недостижимо там, где монастырь «особножитно- П)» типа представлял из себя не столько компактную общину, сколько йеханическое собрание отдельных келий, лишь внешне объединенных о д на с другою. И можно ли было провести уничтожение собственности гам, где игумен пользовался более и л и менее привилегированным положением, получал половину доходов, а если к тому же монастырь был из богатых, то и жил настоящим помещиком? Реформа Сергия Радонежского явилась повторением попытки Фе-Печерского, и с тем же отрицательным результатом. Правда, * го пример и наставления, высокий авторитет имени вызвали всюду Подражание, и вскоре почти все вновь возникавшие монастыри стали Устраиваться по общежитному типу. Однако уже в ближайшее время Сказалось, что успех преподобного был чисто внешний: форма оста лась, но содержание стало выдыхаться. Те же причины, что свели te н е т реформу Феодосия, действовали и здесь: коммунизм, даже в Христианской, облагороженной форме, противоречит человеческой Арироде, а подавить в себе проявления грубого эгоизма посильно Только избранным натурам, т. е. весьма и весьма немногим. Идеал Сергия столкнулся с жизнью, и жизнь превозмогла Но если реформа социальная (отказ от права на собственность) потерпела кру шение, зато вечные идеалы правды, добра, любви, смирения и самопожертвования, в ту же жизнь словом и делом проводимые Сергием, на-&егда остались для русского инока верною путеводною звездою. Эта Ьезда для многих являлась поддержкою в борьбе со «злом сего мира», тойSclIB. на истинном пути, многих не допустила сбиться с него Без звезды — кто знает! — во что окончательно вылился бы русский •Монастырь, как одна из форм человеческого общежития. 7. Военное значение обще житных монастырей. С течением вре- $*Ни иные монастыри выросл и в настоящи е крепости и, как таковые, Ус л уж л и большую службу государству: о б их высоки е и прочные 282 Е. Ф. Шмурло стены разбивались неприятельские рати; они давали убежище окрестному населению. Таковы монастыри: Изборский на ливонской границе Соловецкий на Белом море, Кирилло-Белозерский, Троице-Сер! гиев. 8. Благотворительная деятельность общежитных монастырей Они воздвигали больницы, богадельни, гостиницы; помогали бедным неимущим; содействовали в отыскании работы; в голодные годы кормили окрестное население. 9. Просветительная деятельность общежитных монастырей В ту пору монастыри были настоящими центрами просвещения. «Вступая в монастырь, человек чувствовал себя в особом мире, - мире книжном, где почитание книжное было специальностью и вместе подвигом, где все говорили от Писания; и на трапезе, и в церкви, и в кельях предлагались благочестивые чтения; где, наконец, в обширных размерах производилась переписка всякого рода книг. Кто хотел учиться, мог найти в монастыре и лучших учителей, и богатую библиотеку. В монастыри шли и князья, и простые люди для духовной беседы, для утверждения во благочестии. Кроме устных наставлений, оттуда выходили учительные послания к разным лицам, которые передавались из рук в руки и распространялись в множестве списков» (Знаменский). Таковы в особенности монастыри: Киево-Печерский, Тро-ице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий (просветительное значение последних трех проявилось главным образом в следующую эпоху). 10. Сергий Радонежский и Феодосии Печерский (два монашеских 1) На том и на другом лежит печать основоположничества От каждого из них пошла своя линия: Киево-Печерский монастырь стал рассадником монастырей Южной Руси в домонгольский период, по почину прп. Сергия пошли монастыри северные. 2) Оба они положили начало общинножитным монастырям один на юге, другой на севере. 3) В своих «пещерах» Феодосии заложил те начала, которые При всем несомненном сходстве есть, однако, и разница, тоже немаловажная. 1) Феодосии еще напоминает Византию; самый устав, введенный им, произведение иноземное; Сергий, наоборот, явление чисто русское, самобытное. 2) По духу, по пафосу, с каким он проходит свой подвижнический путь, Феодосию более сродни не Сергий, а Франциск Ассизский Тот
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |