КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е. Ф. Шмурло. ро-Восток, где та и другая стали развиваться, воспринимая в себя новые условия всей окружающей жизни
ро-Восток, где та и другая стали развиваться, воспринимая в себя новые условия всей окружающей жизни. «Слову» не суждено было начать новую эпоху в развитии русской литературы, но, наоборот оно явилось завершением периода предшествующего, подготовившего благоприятную среду для его появления. В данном случае литература оказалась обладающей большею жизненностью, нежели общественно-политическая жизнь: последняя клонится к упадку, первая, наоборот, находится на высоте своего развития» (Истрин). Темою сочинения послужило действительное событие: неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). «Слово» дошло до нас в списке XVI (?) века; найдено в 1795 г Впервые текст напечатан (неисправно) в 1800 г., сама же рукопись сгорела в Московском пожаре 1812 г. Таким образом, исследователям приходится опираться лишь на издание 1800 г. да еще на копию, сделанную с указанного списка для императрицы Екатерины II. Былины. Песни о богатырях и удалых людях, об их подвигах и приключениях — одно из самых ярких выражений русского народного эпоса Это тайники народной души, они вскрывают нам идеалы народа, его заветные мысли, надежды. Это, можно сказать, история народа, опоэтизированная и рассказанная им самим. Хронологически былины принадлежат одинаково и Киевской, и Татарской поре: черты и той и другой зачастую слиты в них нераздельно (например, Илья Муромец он современник Владимира Красного Солнышка и борется с татарами) Три цикла; 1. Цикл старших богатырей: Святогор, Микула Селянинович, 2. Цикл Киевский, младших богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дюк Степанович, Чурила Пленкович, Соловей Будимирович и др Их деятельность носит осмысленный и притом общественный характер, к тому же овеянный светом христианского учения. Самый любимый народный герой — Илья Муромец: он борется со злом, охотно защищает слабого; но главная его заслуга в глазах народа — борьба с кочевою Степью и с погаными татарами. 3. Цикл новгородский — и географически, и по содержанию стоит несколько обособленно от тех двух: там общерусская жизнь, общенациональные интересы; здесь — интересы местные. Две особенности новгородского быта: материальное богатство, достигнутое благодаря 213 1 оживленным торговым сношениям с Востоком и Западом, и чувство \ ^зависимости свободы, 1 и выросшее на почве вечевых порядков, породили две типичные былинные фигуры: Садко-купца, богатого гостя, и Ваську (Василия) Буслаева, удальца и повольника. произведения, навеянные татарским разгромом и игом. 1. Былина «Как перевелись богатыри на Руси» про битву на 2. «Слово о погибели Рускыя земли» — сохранился лишь небольшой отрывок — начало; десятка четыре строчек; сложилось, вероятно, под непосредственным впечатлением несчастной битвы с татарами на реке Сити (1238). Автор с любовью вспоминает прежнюю красоту и славу Русской земли и оплакивает теперешнюю ее горькую долю после нашествия Батыя; много чувства и поэтического настроения, произведение, по духу близкое к «Слову о полку Игореве» и «За-Донщине». 3. «Задонщина» — поэтическое описание Куликовской битвы, прославление победы и подвигов Дмитрия Донского, «московского чудотворца»; местами полное подражание «Слову о полку Игореве»; конца XIV в. 4. Полоняничные песни. 5. Легенда о граде Китеже. Чудесно спасенный от войск Батыя, град Китеж пропал из виду; на его месте озеро (Нижегородская губерния, Семеновский уезд). Благочестивым людям дано слышать звон его колоколов и видеть его здания и церкви. исторические повести татарского периода. Они также навеяны татарским разгромом и игом; но поэтический Цемент перемешан в них с историческим, с действительностью, благочестивый вымысел с риторикой и умилением. Е. Ф. Шмурло 1. «Повесть о Калкском побоище и о 70 храбрых», тот же сюжет 2. «Повесть об Евпатии Коловрате и о разорении Рязанской 3. Сказание о взятии Батыем города Владимира. 4. «Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде от царя Батыя». 5. «Житие Александра Невского» (см. выше) 6. «Житие Дмитрия Донского» (см выше) 7. «Сказание о Мамаевом побоище». 8. «О взятии и разорении Москвы Тохтамышем». 9. «Сказание о обретении иконы Божией Матери» («Повесть о спасении Москвы от Тамерлана»), 1395 год. Это как бы вторая глава национального эпоса о низвержении татарского ига (первая «За- донщина»). Обе эти повести, в отличие от других, более ранних, уже не местные предания, а проникнуты сознанием, что дело идет о всей Русской земле — отсюда их большая популярность среди русских читателей. Курс Русской истории. Глава четвертая 275 III. Монашество. Общие замечания. В основе монашества лежит отречение от мира, удаление от него 0 целях спасения души. Такое отречение, однако, противно человеческой природе, которая создала нас существами с инстинктом общественности (Аристотелевское ottoov 71OT]ITIKOV); кроме того, оно противоречит и учению Христа, который, по неизмеримой любви Своей 1С людям, Сам пришел в мир для спасения его и служения ему. Вот почему монашество, как институт, реально, не только идейно, отрек шийся от мира, проявилось в жизни и удержалось далеко не везде, скорее в виде исключения, чем общего правила. Монастыри с таким аскетическим направлением прочнее всего привились на греческом востоке, латинский же Запад создал тип монастырей, на знамени которых было написано служение обществу. Таковы монашеские ор дена: Бенедиктинский (VI в.), Доминиканский (XIII в.), Францис канский (XIII в.), Иезуитский (XVI в.): эти ордена не отрекаются рт мира, но, наоборот, идут к нему навстречу, стараясь спасти его, просветить и наставить. г На Руси аскетизм тоже не привился. Чувство общественности ни когда не покидало русского человека, и аскетизм в той форме, в какой он сложился в пустынях египетской Фиваиды, всегда был чужд ему. Уединенные пустыньки-монастыри, если где и возникали, то не пуска ли глубоких корней и большею частью становились простой переход ной ступенью к монашескому общежитию. Основатели этих общежи тий, отрицая, вслед за знаменитыми Отцами и Учителями Церкви Па- Зсомием Великим (ум. 348 г.), Василием Великим (ум. 379 г), Иоанном Златоустом (ум. 407 г.), частную собственность, устраивали свои монастыри на началах коммунистических. Монашеский комму низм существенно, однако, отличался от нынешнего: он не был захваче-Ным, как современный нам, и был добровольным] он исходил из горя чей любви к ближним, из желания служить ему, и если по уставу Фе дора Студита из обыденной монашеской речи самые слова «мое» и «твое» были совершенно изгнаны, осуждались, как преступные; если ^Василий Великий утверждал, что «постель, теплая одежда, обувь Должны принадлежать не тому, кто владеет ими, а тому, кто в них нуж дается», то тот же великий Отец Церкви поучал: «не одеть нагого — то Же самое, что раздеть одетого догола», ясно вскрывая этими словами истинно-христианский мотив преподанного им правила. Но именно потому, что такой христианский коммунизм предъявлял Тяжелые требования самоотречения, исходил из наличности неугасимой Собственной любви к ближнему, и еще более потому, что он шел вразрез с прирожденным человеку чувством эгоизма, противоречил бренным условиям всякой здоровой общественности, — признанию 276 Е. Ф. Шмурло за личностью права на духовную свободу (индивидуализм) и принципу собственности, — общежития этого типа быстро теряли свой первоначальный характер и в чистом виде не удержались. Даже монастыри обязанные своим возникновением таким выдающимся деятелям монашеской жизни, как Феодосии Печерский и Сергий Радонежский, не составили исключения. Жизнь оказалась сильнее предписаний В истории русских монастырей за время с 988 —по 1462 г можно отметить два периода: домонгольский и время татарского ига. Каждый из них имеет свои особенности: по месту возникновения монастырей; по мотивам, которыми руководились при их созидании; по началам, которые были положены при их устроении. 1. Домонгольский период. Монастыри возникают в городах или поблизости; притом на началах общежития, своим возникновением они обязаны почти исключительно почину мирян, реже всего почину самих монахов. 2. Вре/4Я татарского ига. Монастыри возникают большей частью в глуши, далеко от человеческого жилья, притом по почину те, кто идет туда жить. Первоначально это пустыньки («особножитные» монастыри), позже они переходят на положение общежитий («обшин-ножитные» монастыри).
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |