КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и образование Русского государства 403другие на Корсунь; одни утверждали, что Владимир крестился по взятии Корсуня, другие — после взятия. Если — в Корсуне, то, конечно, греки играли при этом главную роль. И вот новоприбывшие греки воспользовались корсунской версией и постарались ее распространить и усилить». 15) Е. Ф. Шмурло. Когда и где крестился Владимир Святой? Записки Рус. Историч. Общ. в Праге, кн. I. Прага, 1927 (отд. отт Прага, 1928). В основе расходится с Шахматовым: «Корсунская легенда не миф, облеченный в историческую одежду, а, наоборот, исторический факт, изукрашенный фантастическим убором». Предложенная автором схема событий (соглашение 987 г.; поражение Варды фоки под Абидосом 13 апреля 989 г.; взятие Корсуня в конце 989 или начале 990 г.; крещение и брак весною, а крещение киевлян летом 990 г.) обладает, по его мнению, двумя существенными преимуществами: 1) «она берет дошедшие до нас данные такими, какими они дошли до нас; читает в них то, что в них написано, не прибегая к предположениям, будто такой-то источник дошел до нас в искаженном виде» и 2) то, что до сих пор понималось, как противоречие и несогласованность, освобождает от этих «противоречий». Примечание. Сравн. еще дополнительно: Макарий, архиеп. Харьковский. История христианства в России до равноап. кн. Владимира. 2-е изд. СПб., 1868: всецело принимает показания Начальной летописи, как соответствующей действительности. — А. Гаркави. По вопросу о иудейских древностях, найденных в Крыму. Ж. М. Н. Пр. 1877, № 7: в противоположность Хвольсону, отрицает их достоверность (речь идет о записи Авраама Керченского о посольстве русского князя к хазарам для испытания веры). — Иона Берхин. Еврейский документ о посольствах св. Владимира для испытания вер. Киев. Старина. 1884. Т. X, декабрь: отстаивает подлинность этого документа, оспаривая сказанное Гаркави как в Ж. М. Н. Пр. 1877, № 7, так и в Известиях Р. Археол. Общ. Т. VIII. — И. А. Линничен-ко. Современное состояние вопроса об обстоятельствах крещения Руси. Труды Киев. Дух. Акад. 1886, декабрь: своего дает мало; одно берет у Голубинского, другое у Розена; оспаривает Успенского. — С. П. Шестаков. К вопросу о месте крещения св. Владимира (по поводу исследования акад. А. А. Шахма- Е. Ф. Шмурло това). Известия археологии, истории и этнографии при Казгнск. унив. Т. XXIII (1908), вып. б. Шахматовская «гипотеза слишком удаляет нас от исторической основы легенды и тех версий ее, какие сохранились в дошедших до нас памятниках. Элемент былины, поэтического вымысла на русской почве, в создании корсунской легенды чрезмерно выдвинут автором на первый план, может быть, в некоторый ущерб исторической обстановке сказания и мотивам местного херсонского предания» (с. 325). — Грушевський. История Ук-р а ш и - Р у с и, т. I, изд. 3-е (1913). С. 5 0 0 - 5 0 1. Владимир крестился до похода на Корсунь, а самый поход вызван был проволочкою в исполнении обещания — выдачи замуж царевны А н н ы. С м. там ж е. С. 572 — 578: литература вопроса и оценка иностранных и русских источников. — Ср. еще: В. Бартольд. Новое мусульманское известие о русских. Записки Вост. отд. Р. Арх. Общ. Т. IX, вып. 1—4 (1896). С. 262 — 267 (о посольстве Владимира в Хорезм, к хорезмшаху и о принятии им мусульманской веры). — Влад. Пархоменко. Начало христианства на Руси. Полтава, 1913: принимает толкование Шахматова; ссылка на книгу епископа Кириона. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. С. 290 след.: «готов заподозрить самый факт крещения Руси Владимиром» (с. 180). — В. Тит-линов. К вопросу о начальной истории христианства на Руси. Христ. Чтение. 1913, декабрь: полемизирует с Приселковым. - Ю. А. Якубовский. Ибн-Мискавейх о походе Русов в Бердаа в 332 (944) г. (Византийский Временник. 1926. Т. XXIV). — А. В. Фло-ровский. Известия о Древней Руси арабского писателя М и с х а в е й х и, X — X I вв. и его продолжатели. (Seminarium Kondakovianum Re-cueil d'etudes I. Prague, 1927). Возникновение и образование Русского государства 405 № 15. По какому обряду вводилось христианство на Руси: по восточному или по западному? (к стр. 93) Издавна сложившееся представление о месте и времени крещения Владимира Святого, основанное на летописном рассказе (Повесть временных лет) и державшееся в науке со времен Татищева вплоть до Соловьева, Бестужева и Забелина включительно, за последнее время было сильно поколеблено в трудах Голубинского и Шахматова (см. выше: «Когда и где крестился Владимир Святой?»), Натиск на летописное повествование, однако не ограничился этим: и Голубинский, и Шахматов, утверждая, противно Повести временных лет, крещение Владимира не в Корсуне, а у себя дома, и не в 988 г, а годом раньше, не касались обряда, по которому принял Владимир новую веру. Теперь оказалось возможным утверждать, что обряд этот был латино-западный, не греко-восточный. Таково мнение Коробки: К вопросу об источниках русского христианства. Известия Акад. Наук. 1906. Т. XI, кн. 2. Вот что он говорит: 1. «В одной очень старой русской молитве встречаются, несомненно, норманнские имена святых, неизвестных в Восточной, но чтимых Западною церковью». Эти имена указывают пути, какими христианство проникало на Русь: западнославянский и скандинавский: 1) Борис и Глеб, Кирилл и Мефодий — и поныне чтимые в русской Церкви; 2) Войтех — западнославянский святой; 3) Магнус, Канут, Альбан, Олаф и Ватульф — все скандинавского происхождения. 2. Характерно, что о посольстве Ольги русские летописи совершенно умалчивают: свидетельство о нем сохранили одни лишь западные летописцы. Русскому летописцу, исповеднику восточной Церкви, неприятно было упоминать о том, что, в глазах его, бросало на Ольгу известную тень, — отсюда и молчание его о сношениях княгини с западными латинниками. 3. В словах летописца по поводу крещения Владимира в Корсуне: «Се же не сведуще право глаголют, яко крестися есть Владимир в Киеве, инии же реша: в Василёве, друзии же инако скажут» — звучит некоторое неудовольствие на существование слухов о крещении в Василёве или в Киеве. Эти слухи «как будто смущают летописца, и является предположение, не есть ли самая летописная повесть о крещении результат желания вытеснить эти слухи. Невольно напрашивается сопоставление этого факта — с фактом умолчания летописи о посольстве Ольги к Оттону. Летопись, по-видимому, скрывает нечто ей неприятное, и в обоих случаях этим неприятным является одно и то же». 4. Голубинским точно установлено, что Владимира крестили не греки; всего вероятнее, — говорит он, — христианскую веру Владимир Принял из рук местных (киевских) варягов-христиан. Но какого 406 Е. Ф. Шмурло обряда были эти последние? Обратим внимание на сагу об Олафе, конунге норвежском: креститься убедил Владимира Олаф. 5. «Греческие проповедники застали уже на Руси «варяжские» 6. Ряд показаний свидетельствует нам о сношениях Руси с римскою а) К Ярополку (ошибочно сказано: в 979 г.) приходили послы б) В 988 г. к Владимиру, по взятии им Корсуня, приходили туда в) Послы папские приходили и в 991 г «с любовию и честью» г) Приходили они и в 1000 году.1 д) Сношения с папами продолжаются и после разделения Церквей, 12. Праздник перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлен на Руси во второй половине XI в, уже по разделении церквей. Перенесение являлось празднеством для латин: они приобретали славные останки великого деятеля Церкви, но празднество печальное для греков: они теряли святые мощи. Между тем этот день празднуется русскою Церковью — кто же установил в ней это празднество? Конечно, не греки, которые, конечно, не ввели его у себя. 13. После разделения Церквей (1054) греки ведут упорную полемику с латиной; начало ей кладет уже первый киевский митрополит Леон — между тем русское духовенство остается совершенно в стороне от нее. Сама полемика была бы непонятна, не представляй «латина» реальной силы. Никоновская летопись под 994 и 1001 гг.: посольства Владимира к па2пе. — Е. Ш. Возможно, что и в 1207 г. папа отправлял посольство на Русь. — Е. Ш. Возникновение и образование Русского государства 407 14. Привить к новообращенным русским христианам ненависть к 15. Западное христианство распространялось главным образом Таковы положения Коробки; но и они не могут быть признаны последним словом по данному вопросу, тем более, что сам автор не претендует на безусловную верность своего взгляда и высказывает его лишь как гипотезу. Ср. ниже приложение No 34: «Когда, в действительности, началось отчуждение Древней Руси от римской Церкви?» См. А. И. Соболевский. Несколько редких молитв из русского сборника XIII века. Известия отд. р. яз. и сл. Рос. Акад. Наук. 1906. Т. X, кн. 4. Эти молитвы переведены с латинского; между прочим, «Молитва св. Григория Двоеслова» (т. е. римского папы Григория I Великого, 590 — 604) с о д е р ж и т слова: «тебе м о л я Господи Иисусе Христе вседержителю, да отпоустиши мне все грехы моя... и тебе моля Петре иже дръжиши ключя царствиа небеснаго, да разрешиши грехы моя на земли» (с. 72). Другая молитва, приписываемая тому же папе Григорию, сохранилась в списке XI в.: «Молитва ш збавлении и 6 блоуда и© оугашении плъти» (там же, 1906. Т. XI, кн. 2. С. 13). № 16. О примате Римского первосвященника (к стр. 95) Отметим еще некоторые факты, свидетельствующие о том, как неуклонно и последовательно росла и крепла в сознании христианского Запада идея о праве Римского первосвященника на главенство в Церкви. 1. Уже в IV веке папы Дамас и Сириций провозглашают, как правило: рукоположение во епископа действительно лишь с согласия рим- 408 Е. Ф. Шмурло ской Церкви; по рукоположении, епископы обязаны являться в Рим для получения паллия (омофора). Тогда же император Грациан (375 — 383), ревностный христианин, особым декретом признал за папами право судить епископов, сам не будучи им подсудным. Правда, в жизнь постановления эти тогда еще не вошли, но мысль была пущена в оборот и несколько позже принесла свои плоды. Византийский император Фока (еретик и нуждавшийся в поддержке пап) признал римскую Церковь главою всех Церквей, а титул «вселенского» исключительной принадлежностью римского епископа (606), так что последний, недовольный постановлениями 2-го и 4-го вселенских соборов, признавшими за ним первое место лишь по чести, теперь, действительно, получил основание претендовать и на главенство церковное. 2. Моральный авторитет пап неуклонно рос по мере того, как росли 3. Дар Пипина Короткого (пожалование Равенского экзархата папе Стефану II) положил начало светской власти пап (756). Авторитет духовный получил поддержку в авторитете светского владыки. Но реального факта духовного примата и светской власти было недостаточно — чувствовалась потребность в идейном, юридическом оправдании этого факта. Его дали так называемый Дар Константина и Исидоровы Декреталии. 4. ДАР КОНСТАНТИНА (Donatio Constantini), иначе ВЕНО КОНСТАНТИНА — это жалованная грамота, якобы выданная Константином Великим папе Сильвестру в знак своего духовного подчинения и в благодарность за исцеление от слепоты, перед тем поразившей его. В силу этой грамоты папа признан главою над всеми остальными епископами (патриархами), кафедра апостола Петра выше всех остальных. Император уступил папе Латеранский дворец, «превосходящий все дворцы в мире», город Рим, Италию и все западные страны — короче говоря, весь Запад, себе же оставил Восток, куда и перенес свою столицу: не подобает де главе империи жить там, где живет глава Церкви. Как символ светской власти над Римом, Константин передал Стефану диадему с собственной головы. 5. ИСИДОРОВЬ1, или, как их чаще и справедливее называют, ЛЖЕ-ИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ - сборник постановлений раз-
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |