Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и образование Русского государства 409




ных пап за время от I до VII в. (до Григория Великого). В числе разных постановлений, писем сюда внесена и грамота — «Дар Константина». Декреталии объявились в 836 г.; папа Николай I (858 — 867) принял их за руководство, и с тех пор они получили значение канонических, т. е. обязательных для верующего и непререкаемых постановлений римской Церкви. Вот главнейшие из их положений: 1) ни один поместный собор не может законно собраться без разрешения папы; 2) окончательный суд над епископом, последнее решающее слово принадлежит одному папе; 3) право открывать новые епархии, равно и основывать митропо­лии, тоже принадлежит одному папе.

Происхождение Декреталий надлежащим образом не выяснено. Одни приписывают их Исидору Меркатору, монаху из Майнца; другие полагают, что источник их происхождения следует искать в галли­канском (французском) духовенстве: желая де обеспечить себя от притязаний светской власти (франкских королей), последнее задумало приписать римскому епископу права, опираясь на которые, духовен­ство могло бы легче отстаивать свое положение и интересы.

Ложные, Декреталии не были, однако, подложными; по крайней мере, в течение всех средних веков они признавались всем католи­ческим миром за действительные; в их достоверность верила не только простая толпа или не только те, кому, по честолюбивым мотивам, выгодно было считать их за действительные, но и ученые-богословы, как, например, знаменитый канонист Грациан (см. ниже) или Фома Аквинский, этот еще более знаменитый учитель римской Церкви. Подложность Декреталий (а вместе с ними и Константинова «Вена») выяснилась лишь в XV веке, в эпоху гуманизма и классического возрождения, с нарождением научной критики и новых материалов (греческих рукописей) для суждения. Серьезный удар Декреталиям нанес Кальвин (1509—1564), а «Дару Константина» — еще раньше Лоренцо Валла (1407—1457), доказавший его подложность в сочи­нении «De falso credita et ementita Constantini donatione declamatio». Восточная Церковь никогда не признавала подлинность Декреталий, так как они расходились с постановлениями Вселенских соборов, Католический же мир считал их действительными, несмотря на эти противоречия, потому что по духу, по своему направлению, они вполне подходили к воззрениям средневекового общества Западной Европы, к его представлениям о власти папы. И если Декреталии Давали точку опоры этому взгляду, то и самая авторитетность их, Может быть, еще в большей степени зависела от их согласованности с этими воззрениями.

6. ПАПА Н И К О Л А Й I (858 — 867) широко использовал и «Вено», и Декреталии, найдя в них точку опоры в борьбе своей с констан­тинопольским патриархом. Он особенно выдвинул следующее поло­жение: по праву вселенского судии, папа судит всех, но сам ничьему сУДу не подлежит. Анафема тому, кто не подчинится суду папы. Этот


410


Е. Ф. Шмурло


тезис Николай применил на деле, позвав на свой суд константино­польских патриархов Фотия и Игнатия и лишив равенского экзарха независимости. Со времени Николая I постепенно создается фикция: папство есть установление божественное, издавна вселенскою церко-вию признававшееся.

7. ПАПА ГРИГОРИЙ VII (1073-1085). В области церковной
жизни он учил: «Римская церковь никогда не заблуждалась и не
будет заблуждаться во веки веков» (Корелин). «Благодать св. Петра
уничтожает человеческую свободу папы: он волей-неволей становится
святым; от него отнимается возможность погрешать в области догмата.
Вследствие возведения на апостольский престол он не может не стать
лучше: он приобретает святость ex office; и, что важнее всего, — в
сфере догмата он становится непогрешимым автоматом благодаря св.
Петру» (Трубецкой).

Вот еще несколько его положений: «1) правильно избранный папа свят и непогрешим; 2) один он правильно называется вселенским;

3) без его позволения никакой собор не может называться вселенским;

4) без его свидетельства ни одна книга не может быть издана в свет и считаться правильною; 5) его суда никто не может отринуть, а он один может отвергнуть всякий суд; 6) судить его самого никто не может; 7) все важные дела церковные подлежат его решению; 8) епи­скопов он может низлагать и переводить с одного места на другое без собора» (Лебедев).

В области политической жизни: 1) инвеститура (возложение на епископа перстня, в знак его епископского достоинства) принадлежит папе, а не императору; 2) папа может отлучать недостойных государей от Церкви; 3) отлученных низвергать с престола; 4) разрешать поддан­ных от присяги такому государю; 5) поднимать подданных против них, призывать к бунту против такого, отлученного от Церкви государя.

8. БОЛОНСКАЯ ШКОЛА ЮРИСТОВ XII века выработала целую
стройную систему церковного права, придав юридическую силу тому,
что уже существовало в действительности. Наиболее известный пред­
ставитель ее, знаменитый канонист Грациан в своем сочинении «De-
сreturn» (1159) доказывал, что: 1) папа выше закона; 2) что могущество
папы — это бездонное море, mare magnum, в котором тонут все права
остальных; 3) что папа имеет право не только бичевать злых (ере­
тиков), но и казнить их.

9. ПАПА ИННОКЕНТИЙ III (1198-1216) поднял величие и
значение папства до его апогея. Император Отгон IV, короли Кас­
тилии, Арагона, Сицилии, Венгрии признавали себя его ленниками;
французский король Филипп-Август поплатился интердиктом (отлу­
чением от Церкви) за развод свой с женою-королевою. Обаяние своей
власти Иннокентий распространил и на Восток — православный и
языческий (завоевание Константинополя крестоносцами и основанием
Латинской империи; образование Ливонского ордена). Он утверждал:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.