Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и образование Русского государства 421




волость, причем первое слово употреблялось нередко также и для обозначения всех отдельных русских княжеств вместе, как единого целого, в противоположность нерусским, иноземным государствам, с прибавлением к слову „земля" эпитета „русская". Но, если слово земля употреблялось для обозначения всех отдельных княжеств в совокупности, то оно обозначало нередко и отдельное княжество-го­сударство. В значении слова „государство" являлось затем и слово „волость" (или „власть"). Волости, как отдельные государства-кня­жества, состояли из городов и пригородов. Волости, понимаемые в смысле территориального целого, или государства, позднее называются нередко княжениями». Останавливаясь на спорном вопросе о значении терминов «земля» и «волость», — «о том, какой из этих двух терминов чаще употреблялся в данном значении, т. е. обозначалось ли госу­дарство больше словом „земля", как думает проф. Вл.-Буданов, или словом „волость", как думает проф. Сергеевич», — Филиппов до­бавляет: «важны, однако, не эти трудно доказуемые утверждения, а то, что оба термина употреблялись, действительно, для обозначения понятия государства, хотя иногда так обозначались и части его».

Самоквасов. Древнее русское право. М., 1903. С. 122 (тоже: Курс истории русского права. Изд. 3-е. М., 1908. С. 128). «Племенное славя­но-русское государство-княжение заключало в себе три формы обще­жития, автономные по внутренним своим делам и связанные последова­тельною подчиненностью политическому центру государства по внеш­ним делам город — городскую общину, волость — союз городских общин и землю — союз волостей. Городскую общину составлял союз лиц и семейств, живших в укрепленном поселении, владевших своим участком земли и управлявшихся своим вечем и своим князем — ста­рейшиною — старшиною. Волость составляла группа городских общин, имевшая область, свое вече и своего князя. Власть волости по­мещалась в старейшем ее городе. Решения волостной власти были обя­зательны для всех городских общин, составлявших волость. Землю со­ставляла группа волостей, владевших общею территориею и связанных общим подчинением власти веча и князя старейшего города земли».

№ 19. Кто такие были огнищане? (к стр. 107)

Ответы на этот вопрос даются разные, нередко противоречивые один другому. За убийство огнищанина Русская Правда наказывала наивысшим штрафом в 80 гривен. Русская Правда впервые издана Шлецером в 1767 году по списку, найденному Татищевым.

Карамзин. История Государства Российского. Т. II, прим. 67: «Огнищанами именовались вообще люди нарочитые, граждане перво­степенные. Имя огнищан произошло в глубокой древности от слова огнище, или очаг, знаменовало граждан домовитых и, наконец, обра­тилось в название житьих людей». Там же: «Издатели „Правды"


422


Е. Ф. Шмурло


сравнивают огнищан с нынешними однодворцами и толкуют, что сие имя принадлежало свободным людям, которые имели собственные земли в деревнях, нанимали работников, не платили податей и могли избирать добровольно всякое иное состояние. Слова, написанные един­ственно из головы!»

Соловьев. История России. Т. I. С. 220: Огнищанин противопо­лагался смерду; тиун огнищный означал смотрителя за огнищем, или домом княжеским, огнищанин же — «человека, который живет при огнище княжеском, домочадца княжеского, человека близкого к князю, его думца, боярина, в переводе на наши понятия, придворного чело­века». «Эти-то домочадцы или огнищане княжеские имели то пре­имущество пред остальным народонаселением, что за их голову убийца платил двойную пеню, или виру, именно 80 гривен вместо 40». И тут же, прим. 351: «У западных славян огнищанин означал отпущенника (libertus), следовательно, в обширном смысле это слово означало первоначально домочадца, но не раба, а свободного, какими именно были древние отпущенники, находившиеся в тесной связи с домом прежнего господина, и однако переставшие быть рабами».

В. Мстиславский. Огнищанин и княжь муж, или следы быта древних славянских князей в Русской Правде. Чтения. I860? IV. Это «древняя аристократия»; они стояли выше бояр, составляли своего рода привилегированную касту. Огнищанин происходит от слова ог­нище, хранилище или вместилище огня; огонь же был символом божества. Огнищане «были потомками древних князей славянских, владык народа, молившихся огню» (с. 14, 28, 31—35).

Мрочек-Дроздовский. Исследования о Русской Правде. Дополне­ния ко Второму выпуску. М., 1886 (из «Чтений», 1886, кн. I). С. 117 — 135: «Огнищане — земские бояре«. Огнищанин — землевла­делец-собственник, хозяин своего огнища. С течением времени этим именем стали обозначать лишь крупных землевладельцев» (с. 120, 122). См. здесь же краткие указания на толкование слова огнищанин Погодиным, Эверсом, Рейцом, Каченовским, Поповым, Беляевым, Мстиславским и Ланге.

Ключевский. Подушная подать и отмена холопства в России: первоначально в Русской мысли, 1886, No 5, 7, 9, 10; перепеч. в «Опытах и Исследованиях», изд. 1-е. М., 1913. С. 365; изд. 2-е. СПб., 1918. С. 316: «Термин огнище, которому древний славянский переводчик слов Григория Богослова придал производное значение челяди, собственно означал пастбище, точнее, стоянку пастухов на пастбище. Огневщина — древнейшее русское название сельской челя­ди, которое вместе с огнищанином, термином, ему родственным эти­мологически, успело уже обветшать ко времени составления Русской Правды». — Он же. Курс русской истории. Т. I. С. 196: «В древних памятниках славяно-русской письменности слово огнище является со значением челяди; следовательно, огнищане были рабовладельцы.


\ Возникновение и образование Русского государства 423

Можно думать, что так назывался до князей высший класс населения в больших торговых городах Руси, торговавший преимущественно рабами». И еще: «Привилегированный купец-огнищанин и витязь-княж муж X в. превратился в боярина, как называется на языке Русской Правды привилегированный землевладелец» (Т. I. С, 336). По договору Владимира Святого с волжскими болгарами (1006 г.), изложенному Татищевым, болгарским купцам запрещено было «ездить по русским селам и продавать товары огневтине и смердине». Смер-дина — свободные крестьяне, жившие на княжеских или государст­венных землях, огневтина — рабочее население частно-владельческих земель без различия челяди и наймитов» (Т. I. С. 337). — Он же. История сословий в России. М., 1913. С. 47: В обозначении приви­легированного класса рабовладельцев Русскою Правдою огнищанами «надобно видеть ее воспоминание о том времени, когда такое поло­жение создавалось условием экономическим, а не политическим, не службою князю, а рабовладением, точнее говоря, когда рабовладение служило самой характерной особенностью господствующего класса».

Сергеевич. Древности русского права. Т. I. СПб., 1890. С. 351: Тивун огнищный был, «надо думать«, домовым княжеским тивуном. «Огнище означает очаг, слово это могло употребляться для обозна­чения целого дома, подобно тому, как слово «дым» употреблялось для обозначения целого двора».

Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. Изд. 5-е. Киев, 1907. С. 29: Огнищане первоначально были общим названием для старшей дружины; к ним, по положению, приравнивались кня­жеские тиуны, подъездные и конюшие; «впоследствии за ними ут­вердилось название княжих мужей] но в то же время они именовались и боярами. Это последнее название утвердилось окончательно после слияния земских бояр с дружинными».

С. Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Изд. 10-е. СПб., 1917. С. 97 — 98: «С т а р ы е ученые считали их д о м о в л а д е л ь ц а м и или землевладельцами, производя термин от слова огнище (в областных говорах оно означает очаг или пашню на изгари, т. е. на месте сожженного леса); Владимирский-Буданов говорит в своем «Обзоре ист. р. права», что старшие дружинники именовались сначала «ог­нищанами», но тут же прибавляет, что чешский памятник Mater verborum толкует слово огнищанин как вольноотпущенный» (libertus, cui post servitium accedit libertas); видимое противоречие автор думает скрыть тем соображением, что старшие дружинники могли происхо­ дить из младших, невольных слуг князя. Слово огнище в древности значило, действительно, раб, челядь; в таком смысле встречается оно в древнем, XI веке, переводе Слов Григория Богослова; поэтому Некоторые исследователи (Ключевский) в огнищанах видят рабовла­дельцев, иначе говоря, богатых людей в ту древнейшую пору жизни общества, когда не земля, а рабы были главным видом собственности


424


Е. Ф. Шмурло


Если же обратить внимание на статьи пространной Русской Правды, которые вместо «огнищанина» краткой Русской Правды, говорят о «княжом муже» или «тиуне огнищном», то можно огнищанина счесть именно за князя мужа, в частности, за тиуна, заведывающего кня­жескими холопами, т. е. за лицо, предшествующее позднейшим двор-ским или дворецким. Положение последних было очень высоко при княжеских дворах, и в то же время они могли быть сами холопами. В Новгороде же, как кажется, огнищанами звали не одних дворецких, а весь княжеский двор (позднее дворяне). Так, стало быть, возможно принимать огнищан за знатных княжеских мужей; но сомнительно, чтобы огнищане были высшим классом земского общества».

Дьяконов. Очерки общественного и государственного строя Древ­ней Руси. Изд. 4-е. СПб., 1912. С. 75: «Огнище», как позднее «печище» в древности означало домашний очаг, как символ хозяйства. «Поэтому огнищанином мог называться домохозяин и домочадец. Судя по договору 1006 г. (см. выше), „огневщина" обозначала „домашнюю челядь, как необходимую принадлежность всякого крупного хозяйст­ва"». Вот почему исторические памятники XI —XIII вв. «называют огнищанами только крупных домохозяев».

Пресняков. Княжое право в Древней Руси. СПб., 1909. С. 230 — 231: «Параллелизм в употреблении нашими источниками выражений: огнищанин — княж муж, огнищане и гриди — бояре и гриди, доста­точно освещает значение первого из этих слов как члена дружины. Не должно бы быть и колебаний относительно этимологии слова: этимологический (и социальный) близнец северно-германского hird-mann'a, огнищанин — член огнища, дома своего вождя. Латинский перевод этого термина был бы: familiaris, domesticus. Он мог бы применяться ко всей дружине; но с ним стал рядом заимствованный и родственный по смыслу термин — гридь. Огнищане — слово, став­шее специально означать высший, ближайший к князю слой дружин­ников старших. Но и это явление вторичное. В Русской Правде видим значение огнищанина как вообще княжого мужа. Едва ли будет оши­бочным предположение, что оба термина, туземный и пришлый, пер­воначально чередовались и были равносильны». Ср. С. 265.

Павлов-Сильванский. Феодализм в удельной Руси (Сочинения Т. III). СПб., 1910. С. 453 — 466: «Кроме первоначального значения слова очаг, слово огнище употреблялось также в производном условном смысле для обозначения челяди, людей, принадлежащих к чужому очагу, — к чужому хозяйству; к чужому дому». В переводе слова Григория Богослова греческое слово «раб» переведено словом «огни­ще»; из этого, однако, не следует, что слово «огнище» означает раба, «потому что для обозначения рабов мы имеем термины, хорошо известные из Русской Правды: челядь, холоп, раб, а в этом переводе названа огнищем челядь, подобно тому, как придворные люди назы­вались и называются двором». «Слово огнище — очаг имело также





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.