Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и образование Русского государства 415




анафемы, обязал считать его наравне с подлинником. Однако с те­чением времени перевод оказался и был признан ошибочным, изъят из обращения и заменен другим. Очевидно, действие Сикста, как ошибочное, не могло быть «кафедральным», между тем анафема состоялась, конечно, «с кафедры».

2. Учение о Филиокве, т. е. об исхождении Духа Святого «и от Сына» (filioque) возникло в Испании в IV веке, отсюда проникло в Германию и привилось там, но не сразу. Карл Великий настаивал на внесении filioque в текст Символа веры, но встретил энергичное сопротивление со стороны папы Льва III. В целях предохранить на будущее время старую редакцию (с признанием исхождения Духа Святого только от Бога Отца) от новых посягательств на нее, папа распорядился вычеканить текст Символа веры на двух металлических таблицах и прибить последние к дверям храма. Это, однако, не помогло: другой папа, Бенедикт VIII, по настоянию другого импера­тора, Генриха II, ввел «филиоквэ» в текст (1015), и с тех пор новая редакция Символа веры вошла во всеобщее употребление в католи­ческой Церкви, стала для нее обязательною. Спрашивается: из этих двух пап кто прав, кто ошибался, потому что, очевидно, тот или другой читал и исповедовал 8-й член Символа веры неправильно?

3. Папа Евгений IV признал постановление Констанцского собора о верховенстве соборов над папами, но позже стал утверждать, что папы выше соборов — в котором из этих двух случаев он был «кафедрален», иными словами, в каком случае его «кафедральный» акт был совершен не «с кафедры»?

4. Аналогичный вопрос возникает и по поводу ордена иезуитов: папа Климент XIV в 1773 г. закрыл его «с кафедры», а папа Пий VII, действуя тоже «с кафедры», восстановил его действия в 1814 г. В одном случае существование ордена признавалось вредным, в дру­гом — восстановление его полезным и необходимым.

Православная Церковь не признает и не может признать ни гла­венства, ни непогрешимости папы в силу тех начал, какие положены в ее основание.

1. Папа не может быть видимым главою Церкви, потому что Церковь сама по себе уже есть тело Христово, а потому у нее не Может быть иной главы, как сам И. Христос.

2. Высшая духовная власть на земле принадлежит одному лишь Вселенскому собору — ему, наравне с остальными епископами, под­чинен и папа.

3. Церковь непогрешима не потому, что во главе ее стоит якобы Непогрешимый папа, через которого действует Дух Святой, а потому, что она сама по себе святая, т. е. непогрешимость ее покоится на собственной святости, отнюдь не на святости папы.


416


Е. Ф. Шмурло


ЛИТЕРАТУРА

Бесконечно громадна. Наиболее доступное: Л. Лебедев: 1) Церковь римская и византийская в их догматических и обрядовых спорах. Чтения Общ. Люб. Дух. Проев. 1875, №№ 1—3; 2) История разде­ления Церквей в IX, X и XI веках. Изд. 2-е. СПб., 1905; 3) О гла­венстве папы, или о разности православных и папистов в учении о Церкви. СПб., 1887. — Иванцов-Платонов. О римском католицизме и его отношениях к православию. М., 1870. — А. С. Павлов. Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права. Прав. Обозр. 1879, декабрь. — Мелиоранский. Разделение Ц е р к в е й. Э н ц и к л. слов. Б р о к. — Е ф р. — Конский. Папство. Там же. — А. Готлиб. Папская власть (теория). Там же, полут. 44. С. 741. — М. С. Корелин. Важнейшие моменты в истории средневе­кового папства. СПб., 1901. — Кн. Е. С. Трубецкой. Религиозно-об­щественный идеал западного христианства в XI в. Киев, 1897. - В. И. Герье: 1) Средневековое воззрение, его возникновение и идеал. Вестн. Европы. 1891, №№ 1—4; 2) Торжество теократического идеала на Западе. Папа Иннокентий III. Там же, 1892, №№ 1,2. — Свящ. И. Бускэ. Греческий раскол, перев. с фр. Париж, 1925. — Watten-bach. Geschichte des romischen Papstthums. Lpzg., 1876. — Roquin. La papaute au moyen age P., 1881. — Eicken. Geschichte und System der mittelalterlichen Weltanschauung. Gotha, 1887. — Strossmayerov Spomenik Svomu narodu (Govor biskupa Strossmayera). Zagreb, 1926 Есть русский перевод в «Православном календаре на 1927 год».

№ 17. Анна Ярославна (к стр. 100)

В личности и судьбе Ярославовой дочери Анны, жены француз­ского короля Генриха I, несмотря на обширную литературу, посвя­щенную ей, и доныне остается многое неясным. Когда она покинула Киев и приехала во Францию? Кто входил в состав французского посольства, приехавшего за ней? В котором году состоялся ее брак с королем Генрихом? Меняла ли она свое исповедание, переходила ли в католичество, или осталась православною? И поскольку вообще можно говорить для той поры о «католичестве» и «православии», как о двух несходных вероисповеданиях? При каких обстоятельствах состоялся ее вторичный брак с графом Крэпи и Валуа: был ли он добровольный или вынужденный? — На эти вопросы ответы даются неодинаковые. Старое показание, будто, вторично овдовев, Анна вер­нулась на родину и окончила свои дни в монастыре около Киева, хотя и не считается правдоподобным, но реальных доказательств, опровергающих его, и доныне еще не представлено.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.