КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и образование Русского государства 411
1) в Церкви полнота власти у одного только папы, ни у кого больше; иными словами, папа выше вселенских соборов; 2) все епископы лишь его помощники, папа может их отрешать, перемещать с одной епархии на другую, вмешиваться в дела их управления и призывать к себе на суд; 3) папа есть наместник Христа и владыка мира. 10. ФОМА АКВИНАТ (1227 — 1274), доминиканец, величайший философ Католического мира, выработал систематическое учение о главенстве папы, ставшее догматом католической Церкви. В 1323 году папа Иоанн XXII канонизировал его, не дожидаясь от его тела чудес, как того требовали правила римской Церкви, потому что каждое де его сочинение само по себе уже есть чудо (Quot scripsit, articulos tot miraculos fecit). Его главнейшие сочинения — две «Суммы»: «Summa philosophiae, de veritate fidei catholicae contra gentiles» и «Summa theologiae in tres partes distributa». Папа Лев XIII возвел Фому Аквината в доктора Церкви, а изучение его «Сумм» признал обязательным в католических школах, как образец для других богословии. Точку опоры своему учению Фома искал и нашел в Лже-Исидо-ровых Декреталиях и в сборнике искаженных (или вымышленных) свидетельств восточных соборов и отцов Церкви: Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Кирилла Александрийского, якобы признававших главенство и непогрешимость папы. Фома Аквинат учил: 1) Иисус Христос передал ап. Петру и его преемникам всю полноту своей власти, а потому не повиноваться папе — то же самое, что не повиноваться И. Христу, самому Богу; 2) не папа заимствует свой авторитет от собора, а собор его от папы; 3) папа вправе постановить новое исповедание веры (значит, изменять догматы?); 4) тот еретик, кто не подчиняется авторитету папы (Лебедев). Идея главенства Римского первосвященника в христианской Церк ви, как явление историческое, выросла и сложилась не сразу, а на протяжении целого ряда веков и не раз встречала авторитетную оппозицию. Один из отцов Церкви, св.Ириней, епископ лионский (177) утверждал, что епископы в Галлии могут быть рукополагаемы безо всякого уча-стия римского папы. Вообще вплоть до Карла Великого на Западе далеко не все признавали за папами право на верховную власть в Церкви. Блаженный Августин, епископ гиппонский (354—430), «величайший из отцов древней Церкви христианского Запада», автор знаменитого «Града Божьего» (De civitate Dei), ту жу мысль выразил еще в более резкой форме, так формулируя одно из постановлений собора Меливийского: «Кто захочет апеллировать к тем, которые находятся По ту сторону моря (т. е. в епархиях, лежащих вне Африки), тот нигде не будет принят в общение в Африке» — иными словами: Христианин африканской диэцензии, передавший свое дело на суд 412 Е. Ф. Шмурло римского епископа, будет за такой поступок отлучен от Церкви. Тот же блаженный Августин, основываясь на постановлении шестого Карфагенского собора, запретившего кому бы то ни было из епископов принимать титул «князя епископов», или «верховного епископа», настойчиво убеждал папу Целестина не принимать апелляций от африканских епископов и не посылать своих делегатов, дабы не водворять в церкви человеческую гордость. Тот же блаженный Августин: 1) Христос дал всем без различия апостолам одинаковую власть; сами же апостолы никогда не признавали Петра наместником Христа и непогрешимым учителем Церкви, никогда и сам Петр не смотрел на себя такими глазами. Но сторонники папского примата ссылаются на слова Спасителя. «И аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр; и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей» (М ф. XVI, 18), понимая их в том смысле, что Церковь, основанная ап. Петром, есть основной фундамент Церкви христианской. Августин же под «камнем» понимает не самого Петра, а его исповедание, ту сильную веру в божественность И. Христа, какая его захватила, превратив в горячего последователя божественного Учителя. Именно эта вера, это чувство названо камнем, а сам исповедник — Петром, каменным человеком, Petrus; ideo Petrus a petra, поп petra a Petra, подобно тому, как слово «христианин» произошло от слова «Христос», а не наоборот, не «Христос» от «христианина». Мысль Спасителя такая: «Не тебя, Петр-Симон, Я заложу фундаментом Своей церкви, а силу твоей веры, и на ней, на глубине, на прочности твоего чувства, которая одинаково может быть уделом всякого глубоко и сильно верующего человека, — заложу церковь». Согласно с Августином думали и св. Кирилл Александрийский, Иоанн Златоуст, Ориген, св. Василий Великий, блаженный Феодорит. В эпоху Великого Церковного Раскола Констанцский собор постановил: ему, как собору вселенскому, и потому получившему власть от И. Христа, подчинены все, не исключая папы (1414). Базельский собор подтвердил это постановление, добавив, что папа может погрешить, Церковь же никогда (1442). Приоритет собора над папою провозгласила впоследствии и галликанская Церковь, во главе которой стоял тогда знаменитый французский проповедник Боссюэт (1682). На Римском соборе 1870 года, установившем догмат о непогрешимости папы, Штроссмайер, епископ загребский, выставил такие основания против примата (опускаю то, что говорилось до него и указано выше): А. Иисус Христос не выделял Петра и совсем не думал давать ему какие-либо преимущества перед другими апостолами: а) посылая апостолов на евангельскую проповедь, Он всем им дал одинаковую власть вязать и решать; б) Петру и прочим апостолам Он прямо запретил господствовать и стремиться к господству (Лк. XXII, 25). Возникновение и образование Русского государства 413 Б. Не смотрели и апостолы на Петра, как на старшего: а) апостолы посылают Петра (вместе с Иоанном) в Самарию на проповедь Евангелия; решение исходит от всей коллегии апостольской. Такого коллегиального постановления не могло бы состояться, будь Петр, действительно, старшим; б) на вселенском соборе в Иерусалиме Петр присутствует на положении, одинаковом с другими апостолами. Будь он, действительно, папою, созвать собор надлежало бы ему; между тем собор был созван не им, а св. Иаковом; в) определения этого собора были опубликованы от имени апостолов, старейшин и братьев (Деяния Апост., XV), а не Петра; г) ни Б одном из своих посланий ап. Павел не упоминает о первенствующем положении Петра, хотя поводов к тому имел бы достаточно. В. Да и сам Петр ни в чем не проявил своего первенства: ни на соборе Иерусалимском, ни в Антиохии, ни в обоих своих посланиях. Более того: он прямо упрекал тех, кто говорил: «Мы Павловы», «мы Аполлоновы», «мы Петровы», т. е. являемся последователями преимущественно такого-то апостола или проповедника (Коринф., I, 12). Будь он главным, Петр не мог бы бросить такого упрека, по крайней мере, тем, кто называл себя «Петровыми». С вопросом о главенстве папы неразрывно связан другой вопрос — о его непогрешимости. В 1870 году католическая Церковь признала непогрешимость римского первосвященника за догмат, как один из основных канонов Церкви. Идею непогрешимости отстаивал еще Беллармин (1542 — 1621), знаменитый богослов-иезуит (главнейшие его сочинения: «Disputationes de controversiis fidei adversus hujus temporis haereticis» и «Tractatus de potestate summi pontificis in rebus temporalibus»). Папа, учил Беллармин, есть душа Церкви; без него она не более, как труп. Если папа прикажет совершить грех, то Церковь должна считать такой грех за добродетель. Но так как в действительности этого не может быть, то папа, значит, непогрешим. Он выше вселенских соборов, не подлежит ничьей юрисдикции, ибо сам есть источник церковного правосудия, а юрисдикция епископов есть лишь простая эманация его собственной. В папе, говорит Беллармин, надо различать два лица: обыкновенного смертного и вселенского пастыря. Как простой человек он может грешить, и не только в частной своей жизни, но и в вопросах веры и нравственности, т. е. может неправильно верить и совершать поступки, неприемлемые человеческой совестью и моралью; как таковой, он может в своих поступках идти наперекор Духу Святому, «пребывать в заблуждениях и неверии»; но когда он действует ex cathedra, т. е. как высший Представитель богоустановленной Церкви; когда из простого, частного лица превращается в Наместника Христа, то он становится непогреши- 414 Е. Ф. Шмурло мым: как скоро он начинает говорить, как вселенский пастырь, то тогда «Дух Божий движет его устами и непогрешительное ведение богооткро-венной истины открывается всему миру». Вот почему постановления, сделанные ex cathedra, неизменны сами по себе, и для их действительности согласие Церкви не есть безусловная необходимость. Таким образом, порочность папы, как частного человека, не мешает ему изрекать определения по действию Духа Святого. Уж на что, казалось, порочнее папы Иоанна XXIII: Констанцский собор признал его великим грешником, еретиком и беззаконником, обвинил в человекоубийстве; между тем его акт, произведенный «с кафедры» — канонизация шведской святой Бригитты, сопричисление ее к лику святых — принят римскою Церковью, несмотря на то, что незадолго перед Иоанном другой папа, Григорий XII, изгнал Бригитту из Рима, как вредную для Церкви мечтательницу. — Не имея права низлагать государей, папа, однако (учил Беллармин), вправе отнять у них их власть, передать ее другим и объявлять гражданские законы недействительными в случае, если того потребует «спасение душ христианских». Правильность догмата непогрешимости оспаривается не только православною Церковью, но и некоторыми католиками. Они указывают на невозможность допущения, чтобы Дух Святой говорил устами одного папы то, что потом или раньше отвергал устами другого, и чтобы лица явно преступные или поступавшие противно учению Церкви, были выразителями божественной воли. 1. Папа Виктор (192 г.) сперва одобрил монотеизм, а потом осудил его. Между тем и в том, и в другом случае он действовал «с кафедры» 2. Папа Марцелин (296 — 303) был идолопоклонником: приносил жертвы богине Весте. 3. Папа Либерии (358) принял арианство, лишь бы вернуться из ссылки и получить обратно кафедру, с которой он был низведен. 4. Папа Вигилий (538) купил папство у Велизария. 5. Тоже путем симонии получил свою кафедру и папа Евгений III (1 1 4 5). 6. П а п а Григорий I (5 7 8 — 590) н а з ы в а е т антихристом того, кто титулует себя «вселенским» епископом; между тем один из ближайших его преемников, папа Бонифаций (607 — 608) сам понудил императора Фоку (отцеубийцу) дать ему этот титул. 7. Этот же Бонифаций подтвердил еретическое учение Пелагия. 8. Папа Иоанн XXII (1316—1334) отвергал бессмертие души и был за то низложен на Констанцском соборе. 9. Среди пап были корыстолюбцы, кровосмесители, убийцы — неужели они могли быть наместниками И. Христа? Наместничество неразрывно связано с преемственностью действий; между тем мы видим, что один папа нередко уничтожал то, что устанавливал другой (Штроссмайер). Далее, каким мерилом можно установить, «с кафедры» или не «с кафедры» действовал папа в таких, например, случаях: 1. Папа Сикст V (1585—1590) собственноручно исправил перевод Библии, ввел его в употребление вместо прежнего и, под угрозой
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |