![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и образование Русского государства 431 2 страница
442 Е. Ф. Шмурло половцев, Южная Русь знала еще и «своих поганых»; это были торки-узы, печенеги, берендеи, известные под общим собирательным именем черных клобуков, они были поселены на южной окраине Киевского княжества, в Поросьи (по реке Роси). Прекрасные кавалеристы, они были тесно связаны с интересами Киевского княжества и обычно оказывали киевским князьям военную поддержку. «Борьба за Киев велась между Приднепровьем правым и левым, между князьями суздальской, черниговской, северской Руси и волынскими, и смоленскими князьями, в обладании которых преимущественно был Киев. В правобережье для этой борьбы существовала замечательно удобная и количественно большая военная сила черных клобуков, которой киевские князья очень широко и пользовались. Левобережье же не могло из собственных сил противопоставить что-либо равноценное этим тюркским вспомогательным войскам. Отсюда — обращение левобережных претендентов в степи, к «диким» половцам, единственно равной черным клобукам военной силе на тогдашнем политическом горизонте левобережной Руси. Быть может, поэтому, в самом наличии киевских черноклобуцких населений и был корень того зла, которым так страдала Древняя Русь: навод половцев в междоусобных войнах. Может быть, в черных клобуках и разгадка того удивлявшего нас всегда отсутствия патриотизма русских князей, в особенности черниговских Ольговичей, так часто прибегавших к помощи ненавистных половцев» (с. 105). № 23. Допустимо ли массовое переселение приднепровской Руси на север в XII и XIII вв.? (к стр. 124) Вопрос этот можно формулировать еще в такой форме: «Было ли население Киевской Руси таким же «великорусским», каким мы знаем его в Северо-Восточной Руси?» Вопрос о «великорусскости«населения Южной Руси был впервые поставлен Погодиным. Опираясь на шаткие филологические данные (якобы на отсутствие в летописях киевского периода признаков «малороссийского» языка), он создал гипотезу о массовом переселении «великорусского» населения с Юга на Север. «После татар они (жители Юга) отодвинулись на север, да и до тех пор они распространялись беспрестанно на север вместе с князьями»; малороссы же первоначально жили в Карпатах и на Волыни и заняли Киевский юг («Киевскую губернию») уже после татар (Исследования, Замечания и Лекции о русской истории. Т. VII. М., 1856. С. 425, 426; и Известия Акад. Наук. («Записка о древнем языке русском»). Кому недоступна книга Погодина, тот может ознакомиться с его гипотезой по изложению Пыпина, История русской этнографии. Т. III, гл. X («Спор между южанами и северянами»). С. 319 — 324; тут же и литература вопроса: Возникновение и образование Русского государства 443 полемические статьи Максимовича (против) и Лавровского (в защиту погодинской теории). Исторические данные Погодина нашли поддержку в филологических толкованиях А. И. Соболевского: 1) «Как говорили в Киеве в XIV —XV в.?» (Чтения в Общ. Нестора-Летописца, т. II, 1883 г.); 2) «Очерки из истории русского языка» (Киев. Унив. Изв. 1883— 1884 и отд. 1884); 3) Лекции по истории русского я з ы к а. Киев, 1888 и др. Противники Соболевского: Ягич, Антонович (Монографии), Мо-чульский, Ал. Колесса, Грушевский (Очерк истории Киевской земли. Киев, 1891. С. 427 — 443, и Истор1я Украши — Руси. Т. III, изд. 2-е (1905). С. 143 — 154). С резкой критикой выступил проф. Крымский: «Филология и погодинская гипотеза. Дает ли филология малейшие основания поддерживать гипотезу г. Погодина и г. Соболевского о галиц-ко-волынском происхождении малоруссов?» (Киевская Старина, 1898, №№ б, 9; 1899, №№ 1, б, 9; не закончено). Акад. Шахматов первоначально стоял на стороне Погодина и Соболевского, но позже, частично, уступил мнению их противников. См. еще Ир. Житецкий, Смена народностей в Южной России. Историко-этнографич. заметки. Киевская Старина, 1883, №№ 5, 6; 1884, №№ 8,9,11 (статья не закончена). Более подробные указания на литературу см. у Грушевского, Киевская Русь. СПб., 1911. С. 468 — 473; а также его же, Истор1я Украши —Руси. Т. I, изд. 3-е (1913). С. 551 —556, где обстоятельно изложена история самого спора (указана и вся относящаяся сюда литература); тут же и оценка мнений Ягича и Шахматова о принадлежности племени северян к великорусской группе: это, по мнению Грушевского, не более, как уступка старой погодинской теории. Ключевский. Курс русской истории (Т. 1, лекция 16-я, вторая ее половина) изложил свою гипотезу заселения Ростовской области из Приднепровья в духе Погодина. Спицын ставит себя в ряды «решительных противников» ее, находя положения Ключевского «или спорными или неприемлемыми» (Историко-археологические разыскания. Ж. М. Н. Пр., 1909, январь. С. 91). Самую теорию Ключевского он так формулирует (с. 91): «1) В X —XI в. русское население Приднепровья было значительным; 2) к середине XII в. Приднепровье сильно запустело; 3) переселение из Киевской области направилось главным образом на север, и лишь отчасти на запад». Спицын же полагает: 1. Ничем не доказано, что население Приднепровья было значительным (с. 91). 2. Ссылка на семь черниговских городов, в которых, по словам современника, жили «только псари да половцы», теряет свою убедительность, «если принять во внимание, что на Руси всегда бывало множество бедных городов, имевших лишь административное значение». Речь идет о неторговых городах: оттого они и «бедны» (с. 92). / \ 444 Е. Ф. Шмурло 3. «Ссылка на Русскую Правду для доказательства тяжелого 4. «Опасность от кочевников — это величина реальная. Несомнен 5. «Возможность передвижения приднепровского населения на далекий север совершенно недопустима. От благодатного чернозема к глине и песку, требующим удобрения! От степи к лесу, от тепла в холод, от хороших урожаев к малым! От поля к коню, от хаты к избе, от больших селений к починкам, от легкой работы к упорному труду! Борьба с лесом столь тяжела, что прочно садится в лесу на пашне только третья смена населения». Да, наконец, если бежать, то зачем непременно «за тридевять земель, когда под боком были черниговские и курские, и орловские (леса)? потеснить вятичей ничего не стоило. Но именно в лес население Приднепровья не могло пожелать идти, раз была полная возможность передвинуться в район того же родного, степного быта, — на запад, в Галич, к старой родине. Сюда-то, в степь, к ближайшим родичам, и бросилось население Киевской области в татарский разгром» (с. 95 — 96). 6. Ключевский хочет опереться на «названия населенных мест Суздальской области, тождественные с киевскими и вообще южнорусскими; но ведь это названия правительственные, княжеские, а не народные. Князья были южнорусского происхождения, чем без всякого затруднения и объясняются южнорусские названия некоторых городов и урочищ Суздальского края» (с. 96).
7. Коли южнорусские былины сохранились на севере России, то они вообще распевались безразлично на юге, на севере, на западе и востоке, на севере же они «нашли для себя весьма благоприятную почву — длинные зимние вечера, а южное население быстро их растеряло, под впечатлением иных событий, иных героев» (с. 96 — 97). 8. Ссылка на то, что раньше, в X веке, св. Глеб идет из Киева в Муром окольным путем, через Смоленск, Владимир же Мономах, Юрий и Андрей ходили туда прямиком лесами вятичей и что, значит, «какое-то движение» расчистило им перед этим путь «сквозь непроходимые леса», теряет свое значение потому, что последние три князя Возникновение и образование Русского государства 445 проходили через враждебные земли вятичей «лишь потому, что это были военные походы, не признающие никаких препятствий на пути» (с. 97). 9. Вообще, «теория южно-русского происхождения основного ядра Суздальской Руси, столь рельефно изложенная в последнее время ее сильнейшим защитником, — красивое и призрачное здание. Секрет начала удивительного роста и усиления этой Руси еще не уловлен» (с. 98). № 24. На какой ступени культурного развития находился Суздальский край перед приходом туда Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского? (к стр. 135) Вопрос этот обычно решался так, как решали его Соловьев и Кавелин: степень культуры Суздальского края в середине XII ст. была весьма невысокою. Однако за последнее время в исторической литературе высказаны мнения, резко расходящиеся с этим взглядом. Соловьев. Об отношениях Новгорода к великим князьям. М, 1846. С. 17: «В этой суровой и почти дикой стране возвышался только один древний город, упоминаемый летописцем еще до прихода варягов: то был Ростов Великий. Скоро начали возникать около него города новые: сын Мономаха, Юрий, особенно прославил себя, как строитель неутомимый». То же, почти дословно, повторено и в Истории России. Т. II. С. 233: вариант лишь в первых словах: «в этой суровой и редко населенной стране...» вместо «почти дикой». Ключевский. Курс русской истории. Т. I. С. 429: В Суздальском крае князья, в противоположность Югу, сами все строили и создавали; здесь они являлись не продолжателями начатого дела, а его творцами. «Здесь, особенно за Волгой, садясь на удел, первый князь его обыкновенно находил в своем владении не готовое общество, которым предстояло ему править, а пустыню, которая только что начинала заселяться, в которой все надо было завести и устроить, чтобы создать в ней общество. Край оживал на глазах своего князя: глухие дебри расчищались, пришлые люди селились на «новях», заводили новые поселки и промысловые доходы прилипали в княжескую казну. Всем этим руководил князь, все это он считал делом рук своих, своим личным созданием». Пресняков. Образование Великорусского государства. СПб., 1918. С. 32 — 3 5, в о з р а ж а я Соловьеву и Ключевскому, ссылается на существование в Суздальском крае боярства и каменного церковного строительства: 446 Е. Ф. Шмурло 1. Уже при Юрии Долгоруком выступает сильное боярство в 2. «Еще Владимир Мономах построил церковь св. Спаса во Вла К этому же, «анти-Соловьевскому» взгляду, опираясь на данные, обычно по этому вопросу не привлекавшиеся — зодчество и живопись, — примыкает Игорь Грабарь: Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1916—1925 гг. («Вопросы реставрации. Сборник Центр. Госуд. Реставрац. мастерских». М., 1926): «Мы ничего не знаем о культурном облике древнейшей Ростовско-Суздальской земли, но в XII веке, когда административный центр был перенесен во Владимир, мы застаем здесь столь высокую культуру, что есть все основания видеть в ней результат длительного, по меньшей мере полуторавекового цветущего периода, мало вяжущегося с обычным Возникновение и образование Русского государства 447 представлением о начале русской государственности. Если придерживаться общепринятой схемы построения истории русской жизни отдаленнейших времен, то оказывается, что Андрей Боголюбский, уйдя против воли отца в 1154 г. в Суздаль, насадил здесь на пустынном месте первые семена вывезенной им из Киева культуры, сразу же, через несколько лет давшие столь замечательные плоды, как Успенский собор • во Владимире, п а л а т ы в Боголюбове и П о к р о в на Н е р л и там ж е. Такие совершенные создания человеческого гения, не похожие ни на что на I свете, не возникают вдруг, из ничего, и не могут быть механически I перевозимы из одного места в другое. Кроме того, неужели можно до-I пустить, что в течение тех трех столетий, которые протекли со времени I первого известия об отдаче Рюриком Ростова «одному из его мужей» I (862) до построения Успенского собора (1158 г.), здесь, действитель-к н о, была пустыня? Конечно, нет. Московские князья уже рано стали \ подумывать о «Третьем Риме», муссируя легенду о преемственности I Москвы через Киев и Владимир, почему летописные своды были подвергнуты соответствующей переработке, в результате которой навеки I погибли хранившиеся в них драгоценные сведения. Едва ли можно сомневаться в том, что к моменту прихода в Суздальскую землю Андрея Боголюбского здесь не только была уже подготовлена почва для принятия привезенных зерен, но навряд ли была даже особенная нужда в этих завозных злаках, и во всяком случае, если они на самом деле были привезены, то подверглись основательной переработке, быстро ассимилировались и совершенно претворились в местной, как-никак трехвековой культуре» (с. 4 9). «Если в конце X века в Ростове стоял уже храм, то в нем были, конечно, и иконы. Какие? Разумеется, привозные — из Киева, быть может, из Корсуня и Константинополя. Но можно ли допустить, чтобы в течение 150 лет, до появления в Суздале Андрея Боголюбского, вновь строившиеся церкви украшались только привозными иконами? Едва ли это допустимо: при Андрее во Владимире уже были обширные мастерские, обслуживавшие работы по художественному украшению строившихся им церквей, выросшие, несомненно, на почве, достаточно уже подготовленной предшествующими веками» (50). ' № 25. Существовали ли в Киевской Руси положительные данные для создания там государственности? (к стр. 153) Что мешало образоваться в Киевской Руси прочному ядру государственности — это в русской историографии обозначено и выделено Достаточно ярко и определенно: 1) постоянные усобицы князей; I 2) Киев — вечное яблоко раздора; 3) соседство со Степью и бессилие Противостоять ее натиску; 4) обусловленный этим бессилием отлив Населения в другие более спокойные области; 5) близкое соседство с 448 Е. Ф. Шмурло Венгрией и Польшею: хотя и не в такой степени пагубное, как соседство со Степью, оно также мешало упрочить и выходить молодые ростки государственного порядка; наконец, 6) крестовые походы и Латинская империя, открывшие товарам с Востока и из Западной Европы новые транзитные пути и тем сильно подорвавшие торговое значение Киева и его экономическое благосостояние. Таковы явления отрицательные, такова помеха. Но значит ли это, что, не будь помехи, государственность выросла бы и окрепла в Киевской Руси? Ведь одного отсутствия отрицательных явлений еще недостаточно — для созидательной работы необходима наличность еще и положительных факторов. Имелись ли они налицо? На этот вопрос Забелин готов ответить отрицательно. Дружинный элемент (говорит он) был непригоден для развития единовластия, а между тем он-то на юге и давал тон всей жизни. Государственность окрепла на Северо-Востоке Русской земли, где основу жизни дала не бродячая дружина, а оседлый посад. «Господствующею силою древнерусской и собственно южнорусской политической жизни было боярство, называемое в то время дружиною. Для его целей единовластие, единодержавие было противно, ибо цели дружины и ее вождей, разновласт-ных князей, заключались в добывании княжеских столов и боярских волостей». Вот почему «впоследствии, когда ход истории потребовал так или иначе создать государство, в Южной Руси не нашлось основания, в ней не оказалось народа, т. е. той промышленной по преимуществу городской простонародной среды, без которой, как дом без четырех углов, государство не ставится» (Взгляд на развитие московского единодержавия. Историч. Вестник, 1881, апрель. С. 763 — 764). Ту же мысль, но гораздо бледнее и не так заостренно, высказывает и Костомаров: «Развитие личного произвола, свобода, неопределенность форм — были отличительными чертами южнорусского общества в древние периоды, и так оно явилось впоследствии. С этим вместе соединялось непостоянство, недостаток ясной цели, порывчатость движения, стремление к созданию и какое-то разложение недосозданного, все, что неминуемо вытекало из перевеса личности над общинностью. В натуре южнорусской не было ничего насилующего, нивелирующего, не было политики, не было холодной расчетливости, твердости на пути к предназначенной цели» (Две народности. Историч. монографии. Т. I. С. 69-70). № 26. Кому принадлежит почин в сближении на почве унии: Даниилу Галицкому или папе Иннокентию IV? (к стр. 175) 1. Признавая справедливыми слова Плано Карпини о том, что, возвращаясь от хана Гаюка в Киев, он и его спутники получили от братьев Романовичей (Даниила и Василька) и духовенства заявление о готов- Возникновение и образование Русского государства 449 ности их «принять св. отца главою их церкви, подтверждая все сказанное ими о том прежде чрез особенного посла, бывшего у папы», Карамзин тем самым implicite инициативу сношений приписывает Даниилу. «Даниил с горестию видел слабость России, уныние князей и народа, не мог надеяться на их содействие и долженствовал искать способов вне отечества«. Он «обратил глаза на Запад, где Рим был душою и средоточием всех государственных д в и ж е н и й». Но сама уния б ы л а д л я него личиной. Убедившись в ее бесполезности, Даниил не затруднился сбросить ее с себя, смеясь «над злобою папы и строго наблюдая уставы греческой Церкви, доказал, что мнимое присоединение его к Латинской было одною государственною хитростью» (ИГР, IV, с. 51 —54). 2. О побуждениях Даниила Соловьев, по существу, говорит то же, что и Карамзин: сломить могущество татар с одними силами Галича нечего было и думать: «отбросить их в степи можно было только с помощью новых крестовых походов, с помощью союза всей Европы, или, по крайней мере, всей восточной ее половины. Но о крестовом союзе католических государств нельзя было думать без главы римской Церкви, от которого должно было изойти первое, самое сильное побуждение; князь русский мог быть принят в этот союз только в качестве сына римской Церкви — и вот Даниил завязал сношения с папою Иннокентием IV о соединении Церквей» (История России. Т. III. С. 210). 3. Того же взгляда держится и Костомаров: чтобы обеспечить себе успех в борьбе с татарами, которую он замышлял, Даниилу необходимо было сойтись «с такою центральною силою, которая двигала всем западным миром. Такою центральною силою казался ему папа. Постоянные и долгие сношения с западными католическими государями неизбежно должны были внушить ему высокое мнение о могуществе духовного римского престола... Данило изъявил желание отдать себя под покровительство св. Петра, чтобы идти под благословением Римского престола, вместе с западным христианством, на монголов». Русская История в жизнеописаниях, вып. 1, с. 146 (СПб., 1873). 4. Иной оттенок у Иловайского: первый шаг к сближению сделан был не с русской стороны, однако папа, по существу, лишь предупредил Даниила. Так, думается, следует понимать слова автора: «Родство и тесное сближение с западными соседями, т. е. угорскими и польскими государями, частое их посещение с самого детства, большую часть которого Даниил провел при их дворах, — все это не могло остаться без влияния на его отношения к католической пропаганде». Унижение, испытанное в Орде; тяжелые дани, наложенные на его землю, должны были усилить симпатии Даниила к Западу. «Только отсюда стал он ожидать помощи своему намерению свергнуть постыдное иго. Особенно с той поры, когда попытка его зятя Андрея Всеволодовича Суздальского была подавлена, и восточная Русь еще 450 Е. Ф. Шмурло глубже впала в татарское рабство, Даниил сделался еще более доступен мысли о церковном подчинении папе, который по отношениям и понятиям того времени только один мог подвигнуть европейских государей и рыцарство на новые крестовые походы против восточных варваров». И на папскую грамоту, посланную ему с Плано Карпини, Даниил не замедлил откликнуться, отправив «послом в Рим (Лион?) одного из русских игуменов для переговоров о борьбе с татарами и единении Церквей». Впоследствии, не видя практической пользы от унии, Даниил порвал с нею. «Тщетно Александр IV посылал ему укорительные грамоты и отечески увещевал возвратиться под сень Апостольского престола. Очевидно, вся эта затея об унии со стороны Даниила была только делом ловкой политики, и едва ли он относился к ней серьезно» (История России, ч. I, М., 1880. С. 463, 466). 5. Дашкевич инициативу сношений определенно приписывает папе, не Даниилу. «Русские историки (говорит он) вслед за польскими повторяют, что почин переговоров принадлежал Даниилу, и одни готовы заподозрить Даниила в некотором легкомыслии и недальновидности (Соловьев, Ист. P. III, изд. 3-е. С. 216), а другие, признавая величие Даниилова замысла (Карамзин, т. IV, гл. I) восхваляют хитрость его политики. Эту хитрость выдвигает на вид в особенности статья К. Т. Мурковского: «Даниил Романович Галицкий в сношении с Римом», помещенная в «Киев. Епарх. Ведом.», 1873 г... Толки об инициативе Даниила в переговорах с папою повторяет А. С. Петрушевич, «готовый, подобно польским историкам, считать началом сношений русского князя с папой появление русского посла на Лионском соборе». Между тем «не Даниил был искателем унии: почин в переговорах о ней принадлежал папе и католическим монахам, поселившим в русском князе несбыточную мечту о всеобщем католическом ополчении против татар Согласившись затем на признание вселенского значения римского епископа, Даниил никогда не думал о пожертвовании самостоятель-ностию русской Церкви и не прибегал к хитрости» (Первая уния Юго-Западной Руси с католичеством. Киев, 1884. С. 10—12). I. Архиепископ Петр на Лионском соборе не был посланцем Даниила; мы даже не знаем, где, собственно, находилась его епархия, и имел ли он вообще таковую. Всего скорее он был «за пределами господства дома Владимира» и не имел никакого отношения к переговорам Даниила с папою» (с. 16, 19). П. «Идея посылки миссии к татарам возникла независимо от переговоров с Даниилом — под влиянием постоянно доходивших до папы вестей о произведенных татарами опустошениях и о новых их замыслах. Иннокентий IV во все время своего правления заботился об отстранении опасности и тотчас же по вступлении на папский престол побуждал немцев к крестовому походу против татар в защиту Венгрии» (с. 19).
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |