КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ФЕРНАНДЕС Доминго (см. Фернан Феликс–де–Амадор). 2 страница
Фосса придумал или был первым исполнителем многочисленных попыток октавированных флажолетов, так утверждается а его аранжировке «Увертюра молодого Анри, аранжированной для двух гитар»; для исполнения данной «находки» он предпосылает небольшую статью /Агуадо, статья 2–ая, § 185. Стр. 43. Лемуан, Париж, данное издание/. По мере того, как мы следим за шагами этого интересного гитариста, мы все больше убеждаемся в его прекрасных качествах. Очень важным представляется его «Краткое руководство», которое, по словам Агуадо, он включил в свое «Руководство» в 1820 г., которое сейчас перед нами и которое занимает заключительную часть со стр. 138 по 155 /формат 26 х 35/, где на восемнадцати страницах он ясно излагает свои теории и весьма успешно, если вспомнить об аналогичных трудах других авторов. В этом же названном «Руководстве» /1820 г./ на стр. 82. Урок 127, вторая вариация Испанских фантазий г–на Де Фосса /Сочинение 12/, данный урок–украшение из 16 тактов в ре–миноре для эффекта, который мы называем «колокольчиками» и его–то некоторые современники приписывали Тарреге. Также опубликован его опус /–5–13/, а в 1827 г. парижское издательство Рито выпустило «Руководство» Агуадо с французским текстом, переведенным с испанского Франсуа Де Фосса, и в благодарность и с признательностью Агуадо посвятил ему «Три рондо брильянте», написанное для моего друга Де Фосса и посвященные ему». ФОССА Хуан. Гитарист и композитор, проживавший в Буэнос–Айресе в конце прошлого века. Пользовался большим уважением в кругу гитаристов своего времени, таких как Алаис, Кихано, Сагрерас и т.д. О музыкальных качествах можно судить по рукописи, которая принадлежит нам; это Мазурка для одной гитары со следующим объяснением: «Компромисс на полтора часа, за который просит прощения Хуан Фосса», Интересная страница, написанная для того, чтобы можно было выкурить одну сигару: «О, богема старого Буэнос–Айреса». ФОССАТИ Лоренцо. Итальянский гитарист. Музыкальная газета «Плектр», выходящая в Милане, в номере от 15 ноября 1914 г. напечатала статью Ф.Аморосо «Терпсихора», где Фоссати показан хорошим знатоком гитары. ФРАНКО Висенте. Знаменитый испанский гитарист, уроженец Ферроля. Он сформировался на этюдах Агуадо и классических произведениях Фернандо Сора. Сочинения довольно хорошие, оригинальные произведения, чего нельзя сказать об упражнениях Тальберга, которые Франко переложил для гитары, заставив исполнять несвойственное ей. В 1858 г. жил в Гаване, опубликовал руководство для инструмента, которым занимался и которое назвал «Трактат для гитары». Об этом нам сообщает Феликс Педрель. Сориано в томе IV на стр. 216 пишет о Франко: «Когда он сделался арбитром струн, он имитировал Найю и так стал знаменит в области гитары. Его сочинения не лишены вкуса, в них преодолеваются большие трудности...» ФРАНКО Долорес. Уроженка Мадрида. Родилась 31 октября 1822 г. Совсем девочкой она начала занятия гитарой, а в 1833 г. занималась с маэстро Сьерра–де–Севилья. Позже она занялась «бельканто», обладая красивым сопрано. Умерла молодой 13 ноября 1843 г. Была женой маэстро Сальдони. ФРАНКО Хосе Мария. Композитор и гитарист. Был одним из первых авторов, по призыву Андреса Сеговии написавших сочинение для гитары. Затем за Франко последовали другие композиторы уровня Турины и Торробы, оригинальными сочинениями для нашего инструмента, значительно обогатившие литературу для гитары. Мы знаем, что был опубликован «Романс» этого автора, посвященный Андресу Сеговии и оцифрованный им, изданный в начале века издательством Хосе Б. Ромеро и сыновьями в Буэнос–Айресе. Этот романс – прекрасное произведение в тональностях ля–минор и ля–мажор. Не лишенное эмоциональности, это сочинения приятно, а в серьезности конструкции заметно перо хорошего композитора. ФРАНЦ Ганс Христиан. Гитарист и композитор. Родился в Хавельберге 19 июня 1762 г. Опубликовано собрание его сочинений: «Этюды», «Марши», «Фантазии» и др. Все сочинения искренние, в духе того времени, когда жил автор. Умер в Берлине 28 февраля 1814 г. ФРАНЧЕСКИНИ Е. Итальянский гитарист. В апреле выступил с концертом по радио из Больсано, исполнив, кроме других сочинений, «Военные воспоминания» /?/ Амадеи, «Элегантные маски» и «Три грации» Колетты. О его выступлении пишет «Плектр» Милана в номере за май 1932 г. ФРАНЧЕСКО–да–Милано. Знаменитый лютнист и композитор, которого называли "божественным". Родился в конце 15 века. Около 1510 г., как пишет Бертолетти, он служил при Дворе Мантуи после приезда из Венеции. В 1530 г. был на службе у кардинала Ипполито–де–Медичи; в 1535 г. папа Павел III рекомендовал его будущему герцогу Пармскому Октавио Фарнезе. Его исполнение было очень почитаемо среди высокопоставленных личностей. С ними и кардиналом Александром Фарнезе Франческо входил в состав свиты, выезжавшей в Ниццу на встречу с Франциском I, который в знак благодарности и восхищения подарил ему 125 лир. В архиве Франциска I он записан под именем «Франческо–ди–Каноне», что стало его прозвищем или артистическим псевдонимом. Вышли три его книги «Табулатура лютни»; ричеркато, мадригалы, французские песни; Книга I. Венеция, Франческо Марколини, 1536 г., А также под названием «Табулатура лютни с различными сочинениями, в том числе «Битва» и другие прекраснейшие недавно напечатанные вещи», 2–ое издание, Венеция, Антонио Джордано, 1546 г., с транскрипциями «Песни птиц» и «Битва Яннекена». Во вторую книгу 1546 г. и в третью 1547 г. включены несколько сочинений его ученика Перино. Творчеством Франческо–да–Милано занимались многие исследователи, особенно доктор Оскар Килесотти, опубликовавший в современной записи десять его фантазий для лютни, дециму для двух лютен /Публикации «Международного музыкального общества», том IV, стр. 382 и следующие/. Другие его сочинения в разных публикациях «Табулатура лютни из разных авторов», Милан, Х.А. Кастелионо, 1.05.1536 г., в «Табулатура Карминум–про–Тестудине либер Гуартус», Лованио, Пьетро Фалезе, 1546 г., «Айн нойес дер Кюнстлихт Лаутенбрук», Нюрнберг, Хауссен Герле, 1552 г., и другие, упоминаемые в словаре С. Шмидля. Им восхищались Висенте Галилей, а Паоло Мориджи в «Благородных людях Милана» пишет о нем «он чудесно играл на лютне». ФРАНЧИА Фернандо. Итальянский гитарист и мандолинист. Он известен нам как автор сочинений, опубликованных в Италии. Крупное миланское издательство Рикарди и К° издало его «Этюд о гитаре» – Теоретико–практическое руководство для учащихся–аккомпаниаторов. Так называется эта книга форматом 32 х 24 из 57 страниц, которые мы легко расшифровываем, так как сочинение находится перед нами. На первой странице «Предисловия» превалирует идея, которая будет развита в сочинении, то есть аккомпанемент. На следующей – Франчиа излагает сведения о разных частях, составляющих гитару, как ими следует пользоваться и каково их назначение. Перед третьей страницей он помещает два листа: здесь мы видим две фотографии с позициями обеих рук, которые дают представление, как должны работать руки; на втором листе портрет исполнителя с надписью «Позиция гитариста»; мы склонны считать, что это, очевидно, фигура Фернандо Франчио. На третьей странице рисунок грифа с нотами, соответствующими двум ладам; на пятой объясняются некоторые условные знаки для гитары и далее начинаются теоретико–практические материалы. Простые упражнения в разных тональностях, в форме гамм, аккордов и арпеджио; показано образование тональностей и кроме описания помещен участок грифа в его начале с соответствующими номерами ладов и соответствующими струнами. Приведены 88 различных по форме упражнений в зависимости от тональностей, о которых идет речь. Это длинная серия «окон без стекол» холодно заканчивается на стр. 51 и до конца, то есть стр. 57 идут уже «Прелюдии и упражнения». Предлагаемый автором конец, несомненно, заинтересует профессионалов–педагогов. Мы не будем давать оценку этому сочинению, но из–за наличия описания в нем эффектов мы его рекомендуем. Однако отметим одну особенность, состоящую в том, что за исключением гамм, которые он дает в двух октавах, мы смогли встретить в этом «Руководстве» только две ноты, относящиеся к седьмому ладу или только две единственных «си» несомненно, что в «церемонии сочетания» си – завершающий период, то есть его «застежка». Мы не хотим, чтобы это замечание воспринималось как критика сочинения, но хотим обратить внимание на то, что автор Франчиа, похоже, был врагом «дательного падежа»; по крайней мере обращался с ним очень небрежно. Умер в Тенце 15 июля 1904 г. ФРАНЦИСК Антуан. Французский лютнист и композитор. Родился в Сан–Квентан около 1570 г. В 1596 г. жил в Камбре, а затем 4 года провел в Париже. Здесь издатель Вальяр в 1600 г. опубликовал его ценное собрание сочинений: «Сокровище Орфея», танцы, фантазии, прелюдии и мелодии своего времени, все для лютни, и в настоящее время представляющие большой интерес для истории литературы по этому инструменту. Энрике Карлос Е. Киттар /1864 – 1919 гг./ – французский музыковед, ученик Сезара Франка, переложил для клавикордов сочинение Антуана Франциска. Умер в столице Франции 4 октября 1605 г. ФРАНЧИНИ Алендолари Хосе. Аргентинский гитарист, исполнитель. Родился в Буэнос–Айресе 31 июля 1912 г. Инструментом занимался с преподавателем Эдуардо Аместоем. 13 октября 1932 г. дал в салоне–театре «Лассаль» концерт, приобщивший его к выдающимся аргентинским исполнителям. На следующий день «Ла Пренса» писала о концерте: «В салоне Лассаль вчера дал концерт молодой гитарист Хосе Франчини, который продемонстрировал большой прогресс в технике исполнения и в музыкальности со времени своего последнего концерта. Раньше он был хорошим учеником, но его будущее было трудно предсказать. На основании вчерашнего концерта уже можно утверждать, что он стоящий исполнитель и многообещающий музыкант. В программе, составленной не в хронологическом порядке и не из избранных произведений Хосе Франчини продемонстрировал и блестящую технику, хороший звук и, хотя еще не сформировавшийся талант, но взволновавший публику музыкальным темпераментом, искренний и молодой. Он вдумчиво исполнил сочинения Баха, Моцарта, Шумана, Альбениса, Тарреги, Малатса и др. При постоянных занятиях и воспитании он может претендовать на успешную карьеру. ФРЕЙ Е.Т. Гитарист и композитор, живший в США в конце 19 века. В 1893 – 99 гг. Издательство Карла Фишера в Нью–Йорке опубликовало большое число его сочинений для гитары, среди которых можно выделить «Прогулку». ФРЕЙТАС Хосе Аугусто. Бразильский гитарист – исполнитель и педагог. Жил в городе Помба, штат Минас Терайс. 20 февраля 1909 г. в восьмилетнем возрасте его перевезли в Рио–де–Жанейро. Первые ноты он выучил «на слух», но скоро он потребовал преподавателя, которым стал Хоакин–дос–Сантос /Канкас Каранхейрас/. Хосе очень преуспел в занятиях и поэтому он решил учиться у известного парагвайского гитариста Агустино Барриоса, под руководством которого стал искусным исполнителем. В 1930 г. в салоне Феникс Рио–де–Жанейро он дал привлекший законное внимание концерт и этим тоже заслужил похвальные отзывы бразильской прессы. Испанский журнал «Музыка», выходящий в Барселоне, в сентябрьском номере за 1930 г. писал о концерте, как об одном из самых значительных в Бразилии. Интересный репортаж посвятил Фрейтасу журнал «Голос скрипки» в марте 1931 г. В статье написано, что он записал на грампластинку танцевальную музыку, а также любимую музыку композиторов–гитаристов: Карлоса Гарсии Тома, Тарреги и особенно любимого им Агустина Барриоса, знаменитого южноамериканского гитариста. Оценивая одного из самых известных бразильских гитаристов, мы с болью отмечаем, что в Бразилии предстоит еще долго бороться с гитарой в руках, чтобы познакомить слушателей с музыкой Сора, Каркасси, Коста, Леньяни, Регонди и всех великих композиторов Золотого века гитары. ФРЕСКОБАЛЬДИ Д. Современный композитор, автор музыки для гитары. Опубликовал сочинения под названием «Воспоминание об Урбино» для гитары–соло, изданные в Милане А. Виддари. ФРЕСКОБАЛЬДИ Хиеронимо. Родился в Ферраре 9 сентября 1583 г. Выдающийся композитор, воплотивший в себе достижения музыкального искусства и особенно органного, в котором и был виртуозом. Служил органистом в римском соборе Святого Петра в 1608 г. после смерти Паскини. Он был очень плодовитым композитором и писал для многих инструментов. Напомним, что как Корелли, Галилей, А. Падевано и др., он написал для лютни и теорбы прекрасное собрание песен. Фрескобальди, слава музыки и Италии, умер в Риме 1 марта 1643 г. ФРАНС Суарес Хуан. Аргентинский педагог и выдающийся исполнитель. Родился в Буэнос–Айресе 13 сентября 1883 г. Заниматься гитарой начал в 1900 г. с преподавателем Хулио С. Сагрерасом и продолжил с маэстро Антонио Синополи. Позже он самостоятельно изучил методы Агуадо, Сора, Коста, Кано и др. Франс Суарес с энтузиазмом посвятил себя преподавательской деятельности, которую из–за тяжелой болезни вынужден был оставить на некоторое время и к которой позже вернулся с присущей ему страстью. Как исполнитель, не предпринимал регулярных и продолжительных турне, но имеет несомненные исполнительские достоинства. Мы с ним могли познакомиться зимой 1908 г., когда с Антонио Синополи дали концерт в местечке Сан–Мартик недалеко от Буэнос–Айреса, организованный Франсом Суаресом и в котором организатор исполнил «Размышления» Гарсии. Одной из наиболее известных его учениц является преподавательница Берта К. Де Регерман /1930 г./. ФРИЦ Энрике. Композитор и гитарист. Выпустил в венском издательстве Пеннуар «Восемь вальсов», опус 3, для двух гитар. Это сочинение хранится в библиотеке Ассоциации друзей музыки в Вене. Его упоминает Зут в своем словаре. ФРОТТА Юдит. Из ее сочинений в 19 в. опубликована издательством Рикорди в Милане «Фантазия для гитары», опус 1. Упоминается Зутом в «Книге лютни и гитары». ФУМАГИЛЬЯ де д’Одерико Исабель. Современная аргентинская исполнительница–гитаристка и композитор. Выпустила несколько сочинений для голоса и гитары, как оригинальные, так и переложения. ФУНЕС Диана Мария Анхелика. Аргентинская гитаристка, педагог. Родилась в Буэнос–Айресе 13 февраля 1916 г. С ранних лет очень любила музыку, занятия гитарой начала в 8–летнем возрасте под руководством маэстро П.А. Ипарагирре, с которым и закончила полный курс обучения и получила диплом преподавателя 6 мая 1929 г. Сеньорита Фунес очень много исполняет на гитаре. В 1930 г. она продолжила обучение, поступив в «Академию Прата». Блестяще выступала в концертах гитаристов «Академии» в зале «Аугустео» 27.12. 1926, 23.05. 1928 г. и 20. 12. 1928 г. Прекрасные качества тонкого интерпретатора продемонстрировала на собрании музыкантов, организованном «Группой Камуати» 8 июля 1932 г., где она исполнила часть программы, и во второй части выступления они играли на двух гитарах с Амадео Пунгом Писарро. 24 сентября 1932 г. ее можно было услышать в «Ла Пенье», где, по словам «Ла Пренса», наряду с прекрасным владением инструментом она продемонстрировала элегантное музыкальное чувство». Об еще одном из ее блестящих концертов 16 ноября 1932 г. в зале на улице Сармьенто 1573 г. тот же еженедельник писал следующее: «Гитаристка, концертная исполнительница Мария Анхелика Фунес предложила вчера концерт с компромиссной программой, позволившей ей продемонстрировать свои качества интерпретатора и исполнителя. Обладая тонким и деликатным музыкальным темпераментом, уверенной техникой и звуком хорошего объема, она уверенно и обильно смогла передать произведения самых разных стилей. Так, в сочинениях Бетховена, Вивальди, Рубинштейна, Венявского и др. она была выразительна; в произведениях в народном стиле Моралеса, Луны, Прата, Синополи и Ипарагирре она была грациозной и верной исполнительницей, чувствующей наше кансоньеро и умеющей оживлять его строго и взволнованно; в испанских сочинениях Морено – Торробы, Прата, Митханы, Малатса и Тарреги можно было оценить силу ритмов и чувство колорита, дающие интересные трактовки, демонстрирующие качества молодой артистки, которую публика наградила бурными аплодисментами. У молодой гитаристки есть многообещающие качества, которые развивают занятия; во всех ее версиях было много интересных, тонких артистических черт, что заставляет много ожидать от исполнительницы». ФУРКАДЕ–ГЕРДИНГ Эльза Мария. Аргентинская гитаристка. Родилась 10 июня 1913 г. в Рамос Мехия, провинция Буэнос–Айрес. Гитарой занималась у профессора Орасио Маттозо и позже усовершенствовала знания в Академии Прата. На концерте в зале Принц Джордж Холл 12 октября 1930 г. исполнила несколько сочинений с большим успехом. ФУЭНЛЬЯНА Мигель де. Этот известный виуэлист родился в Навалькарнеро рядом с Мадридом. Был слепым, как и Салинас, Назарре, Пабло Бруна /Слепой из Дарони/. Он был музыкантом маркизы Тарифской и почтальоном, что, несомненно, удивит читателя. Один его современник, Дальше мы приведем строки, прокомментированные Фелипем Педрелем, затем поговорим о трактате Фуэнльяна. «Пятая книга» – одна из самых интересных частей трактата Фуэнльяны. Мы чувствуем себя в центре фольклора. Он, как и все виуэлисты своего времени, был придворным музыкантом, который показывал свое мастерство перед публикой, состоящей из магнатов. Виуэлисты, видя что переложение духовных полифонических сочинений не очень привлекает аудиторию, решили взять темы других сочинений, далеких от «канто льяно» /церковного пения/ и его полифонического развития, а обратившись к этой другой, презираемой, музыке, возможно, и не догадывались, что она будет способствовать общему развитию искусства с полным преобразованием тональности, которое привело эту музыку к современной гармонии. Народная музыка, к которой они обратились, воодушевляла на эксперимент. Но музыкантам недоставало многого, и особенно искусства аккомпанемента одноголосия при помощи полифонии, что достигается при сокращении и приспосабливании к рамкам народной мелодии. Так, известный современный историк Уго Риман утверждает во «Всеобщей истории музыки»: «Оригинальные сочинения 16 века для сольных инструментов пишутся точно так, как если бы они были предназначены для вокала. И в действительности они ими являются, так как даже танцы того времени пели: сочинения, написанные для лютни и похожих инструментов, теорба, виуэла – простые сокращения. Возможно, единственным исключением является обязательно полифонические сочинения испанца Мигеля де Фуэнльяны 1554 г.: в них верхний голос повторяется на протяжении всей партии, в то же время в остальных голосах сохраняется только то, что абсолютно необходимо, что можно считать зарождением аккорда». Все, что утверждает Риман, можно проследить, но следует добавить, что Фуэнльяна находился в том же положении независимого творчества /если мы говорим о формах аккомпанемента и предчувствии аккорда/, в котором находились его предшественники и авторы трактатов того же жанра музыки; Луис Милан в 1535 г., Луис Нарваэс в 1538 г., Мударра в 1556 г., Фрай Хуан Бермудо в 1548 г., Энрикос де Вальдеррабано в 1547 г., Диего Писадор, маэстро–виуэлист Филиппа II в 1552 г. и др. У нас было бы достаточно материалов для исследования, даже если бы мы взяли для внимательного изучения Фуэнльяны и его предшественников в аспекте зарождающегося искусства аккомпанирования мелодии и производные музыкальные формы, как их изучает и углубляет все европейское музыковедение; но есть и другие мотивы, по которым данные сочинения представляют интерес; кроме сказанного, тональности и составления аккорда, которые имеют значение и выделяют из общего ряда, он предсказывает наступления современного периода гармонии, в котором мы сейчас находимся, говоря с исторической точки зрения; фольклорность песни и танца, которую нам сохранило все древнее народное наследие: вильяники, вильянсикос, кантарсильос, мадригалы, энсалады, старинные романсы и т.д. – библиографичность настоящего старого романсеро, на которую указали исследователям внимательные аннотаторы из Тухнора, сеньоры Тайгенос и Ведия, не считая многочисленных потерянных сочинений, которые сохранились для нас лишь в переложении виуэлистов и которые составляют целую базу для реинтеграции и национальной художественной реабилитации. Граф Морфи, воспитатель и позже секретарь испанского короля Альфонса XII, в 1902 г. опубликовал достойную похвалы работу, но в ней видно отсутствие человека–музыканта, который мог бы углубить трактаты испанских виуэлистов и жаль, что этот, такой образованный граф, «надел мантию другого святого», говоря о гитаре, в то время как трактат был о виуэле... Так произошло, что эту ошибку сделал маэстро Геваерт, который нам показал, что много знает исторических подробностей, но жаль, что он не отличал виуэлу от гитары. Сделав такой комментарий, перейдем к обложке данного трактата: Книга музыки для Виуэлы под названием «Лира Орфея», в которой содержатся многие разнообразные сочинения, составленные Мигелем де Фуэнльяной под руководством могущественного сеньора Фелипе, принца Испанского, Короля Англии и Неаполя с королевской привилегией, – 1554 – Цена 28 реалов. Содержание: Заглавный лист. Разрешение: «Принц! Поскольку Вы сочинили книгу музыки для виуэлы под названием «Лира Орфея», на которой ввиду ее сложности вы много потрудились, и умоляли нас... И мы, находя из сказанного выше,... настоящим даем разрешение. Вальядолид, 11 августа 1553г. Я, принц... По поручению Его Высочества Хуан Васкес. Посвящение: «Высокородному и могущественному сеньору дону Филиппу, принцу Испанскому, королю Англии и Неаполя. Наш сеньор! Очень высокородный и очень могущественный сеньор! В книге Иакова написано, что человек рождается, чтобы испытать тяжесть трудов, а не жить в праздности. В желании следовать первому и избежать второго я выбрал среди искусств наиболее соответствующее моим склонностям, а именно музыку, в постоянном занятии которой я провел большую часть своей жизни. И Божьей милостью, по его тайному суждению, с детства я прошу Бога лишить меня зрения, чтобы мои труды не оказались бесплодными, потому что Он наделил меня талантами в музыке, которые являются Его даром, благодаря Его снисходительности, и который, я считаю, не должен поэтому скрывать..., выпуская в свет это сочинение, награду за мои труды. Произведение я предлагаю и посвящаю Вашей милости, чтобы со все большей благосклонностью был как бы на троне вдали от всякого соперничества. Я умоляю Вашу Милость принять и оказать благосклонность, обратив внимание на чувство, с которым я преподношу его Вам и которое постарался в этом сочинении воплотить». В Прологе к читателю автор излагает принцип сочинения восторженными словами, полными платоновского эспиритуализма, и делит его на 6 частей. Затем следуют предупреждения и документы, содержащиеся в этой книге. Необходимо отметить самое важное, чтобы лучше понять цифру: «...во всех этих сочинениях, как на три, на четыре, на пять и на шесть... моим намерением было поставить цифру, потому что мне кажется, что знак – душа любого сочинения, потому что каким бы хорошим ни было сочинение, если у него нет знака, у него как бы нет души. Именно потому... я ставил его, чтобы показать и обозначить один из голосов, наиболее приятных и подходящих для пения, а именно голос окрашенной цифры». Среди «предупреждений» об особой технике инструмента есть связанные с техникой сочинения, относящиеся к транскрипции полифонических произведений, адаптированными к инструменту с такими ограниченными возможностями, как виуэла, которая в определенных случаях была настоящей дерзостью для них, хотя для наших современников она таковой не кажется, когда мы ищем в таких сочинениях одно из качеств, которые делают их такими интересными, а именно зарождение форм, сопровождающих голос и являющихся источником современных гармоний. Мы говорим «одно из качеств» этих сочинений, потому что в них есть и другие, которые мы отметим там, где нужно. Автор, поставив цель облегчить задачу буквами, решает применить две буквы – /F и D/, чтобы исполнитель мог оценивать трудность или легкость каждого сочинения и чтобы каждый с осторожностью выбирал музыку, посильную для его рук. Другое предупреждение: «В некоторых сочинениях и фантазиях секста опускается на часть тона». Еще одно: «Я не ставлю вариации каждый раз в сочиненные произведения, потому что не считаю, что вариациями и барабанной дробью затмится правда сочинения». О строе и фантазиях, которые включены в эту книгу, более подробно говорится там, где он уже объяснил в Прологе, напоминая, что он пишет о пятой и шестой частях: «В пятую часть включены страмбете, мадригалы, сонеты на тосканском языке и на нашем, вильянески и вильянсико на 3/4 и В шестую и последнюю часть я включил три энсалады: Хуста, Бомба и Хубилате с фантазиями и произведениями для пятиструнной виуэлы; то же для гитары. Этим сочинениям нельзя отказать в блеске, так как энсалады превосходны в записи и оригинальны в построении. Убедиться в этом может всякий, кто захочет отведать этого супа». О барабанной дроби. Древние испанские композиторы понимали под барабанной дробью то, что мы называем знаками украшений: форшлаги, морденты, группетто. Автор объясняет выразительную технику этих украшений в применении к виуэле. О чистой игре. Перечисляет относящиеся к этому случаю предупреждения. О тонах. Объясняет восемь тонов и какие из них «совершенные, плюсквамперфектные, смешанные или неправильные» и говорит, что «мне показалось разумным поставить в конце этой книги восемь пробных аккордов в каждом из восьми обычно используемых тонов». Читателю. Рекомендует ему свою книгу и «все множество тщательности и работы, которые я вложил со своей стороны, чтобы выпустить в свет подобное сочинение, потому что оно было нужно мне с самых первых лет моего детства...» Объявление цифры. Далее следуют шесть таблиц данной книги. Сонет Бенедито Ариаса Монтано. Песня Мартини Монтесдока в честь Микаэлиса Фуэнльяны, музыкального искусства и искуснейшие для лиры, которую скорее сделал Бог, а не Орфей». В эпиграфе виуэлу Монтесдока он называет лирой, а в тексте стихотворения – гитарой. Музыкальный текст первой книги: Дуэт из мессы Геркулеса, Хоакина; Дуэт мессы Бенедиктус, Хоакина; Дуэт Израиль Моралеса; Дуэт «Если любовь меня убьет», Флечи; Вуэльта или торнада «Сейчас, когда я в горе»; Дуэт – контрапункт автора на сопрано этой вильянсико; Дуэт Герреро; Дуэт Франсиско Герреро; Дуэт Хоакина; Дуэт Фуэнльяны; Дуэт Моралеса; Фантазия автора, Моралеса, Бенедиктус.19 Книга шестая, в которую включены эскалады; музыка и фантазии для пятиструнной виуэлы. А также музыка и фантазии для гитары. Также включены фантазии и фрагменты контрапункта для виуэлы с восемью пробными аккордами для восьми тонов, которыми заканчивается данная книга: «В этих трех энсаладах буква делается на все четыре голоса, потому что оригинальная композиция Флечи этого требует, иногда в контрабасе голос в басе; другие в теноре; то же в контральто и сопрано, потому что так требуется для сочинения, ибо так разделена буква. Для того чтобы знать это, необходимо учитывать окрашенную цифру, указывающую на партию из одного голоса. Точно так же есть отрывки, где до окончания одного голоса, одной партии вступает другой голос, голос другой партии. Необходимо следить за тем, чтобы буква ставилась, чтобы она была всегда, когда необходима; что–то оставляется на усмотрение певца. Это делается, чтобы в сочинении не было недостатков. Есть такие места, где намного уменьшено количество нот и восьмых; когда это появляется, необходимо следить за ритмом, а также играть спокойно, чтобы выделить указанные ноты». Две Энсалады Флечи; его же «Ла Бомба», «Ла хуста»; начинается музыка для пятиструнной виуэлы: Месса на три голоса, «Аве Мария» Моралеса, Ф. Эт ресуррексит: Месса на четыре голоса из «Аве Мария Моралеса, Ф; Осанна из Эксельсис. Вальянсико Васкеса. Далее идут шесть фантазий автора; Начинается музыка для гитары. Распятие на 3 голоса. Вальянсико Васкеса. Автор о церковном пении /мелодии/ этого романса. Прогуливался мавританский царь... Его воспроизводит Педрель в названных выше произведениях в современной записи под названием «Старый романс для гитары». Дальше идут 6 фантазий автора для гитары. Продолжается музыка для шестистройного инструмента, и в заключение дана «Фантазия консонант». Следует фантазия с обязательным переходом ut – sol – sol – la – sol, что всегда обозначает контрапункт. Далее идет сочинение автора с двумя разными образцами церковного пения и Гаудеамус, окрашенной цифры; затем идет письмо Боскана. В первом стихе играют церковное пение /мелодию/ по буквам. Во втором идут три голоса контрапункта автора на материале того же церковного пения. Все буквы не поставлены, потому что по тому же стиху могут петь и другие: Надгробные песни на три такта автора; Следует фантазия барабанной дроби, составленная автором, очень полезная для разработки рук и представления о хорошей барабанной дроби и с хорошим затиханием. Здесь поставлены восемь пробных аккордов для восьми тонов, как уже объявлялось там, где речь шла о тонах. Следует мотет, составленный автором, с похвалой Господу, руки которого дают всякий совершенный дар, Бесконечная слава которому – Аминь; благословляем Отца и Сына. Знак издателя. Напечатано в Севилье в издательстве Мартина де Монтесдока 2 октября 1554 г.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |