КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТОБОСО. (см.Мартинес Тобосо Хосе). 2 страница
Напомним, что этот великий виртуоз женился в Лондоне на дочери знаменитого скрипичного мастера Г. Л. Панермо по имени Ангиолина. По данным некоторых авторов, он умер в Лондоне, по мнению других, – в Париже, в 1875 году.
Ф ФАБИНИ Эдуардо. Известный скрипач, концертный исполнитель, проживающий в Монтевидео. Как и другие современные композиторы: Фалья, Лопес Чаварри, Турина и др., написавшие для гитары вещи большого художественного значения, Э. Фабини внес свой вклад в хорошо прочувствованные композиции, как оценил, прослушав их, уругвайский гитарист Х. Мартини Остангурен. ФАБРИНИ Ф. Итальянский гитарист, автор «Практического и теоретического руководства». Так он упоминается в 3–ем издании учебника игры на гитаре А. Пизани, опубликованного в Милане. ФАБРИЦИО. ( см. Костанцо Ф.) ФАКУНДУС Скриптор. Автор ценного кодекса под названием «Трактат Апокалипсиса Иоганна – Объяснение Даниэлиса–пророка». Написан на латыни, на пергаменте, тщательно нарисованными буквами и украшен цветными рисунками; хранится в Национальной библиотеке Мадрида _сейчас 1930 г./ в витрине 13, номер 2. Состоит из 312 листов формата 271/2 х 19. Это сочинение интересно тем, что на многих страницах изображены музыканты, играющие на гитарах. Факундус Скриптор творил в 1085 г., соответствующем 1047 г., не более и не менее, чем за 200 лет до того, как король Альфонсо Х, прозванный «Мудрым», создал важную коллекцию из 420 «Кантиков Святой Марии в Толедо в 1255 г. Другой экземпляр, который хранится в Эскуриале, вышел после 1889 г., когда их опубликовал Дон Леопольдо Аугусто Куэто, маркиз де Вельмар, в издательстве Испанской Академии. Книга Факундуса заслуживает того, чтобы подобная же персона занялась и возродила ее, тогда бы она вышла из многовекового забытья. Мы изучали это сокровище в ноябре 1930 г., причем с нами заранее был проведен инструктаж, как с ним обращаться; за мной наблюдал библиотекарь. На стр. 7 среди другого материала изображен ансамбль из шести исполнителей, причем каждый держит трехструнную гитару; данная страница многоцветная. На стр. 117 изображен круг с поющими аллегорическими фигурами и с четырьмя парами музыкантов. Один из участников играет на инструменте, по форме напоминающем лиру, еще один на трехструнной гитаре; эта гитара отличается от лиры только тремя значительно большими колками. Одна из сцен разделяет стр. 205 на две части: в верхней части представлена группа из 9 певцов, в середине 14 гитаристов; из них 5 в верхнем ряду стоят на коленях и один на ногах; в среднем ряду трое сидят слева, стоящие на коленях расположены справа; внизу, в третьем ряду, двое играют и как будто бы движутся. Всего 11 пятиструнных гитар и 3 трехструнных. Стр. 212 – музыкальная сцена. В верхней части аллегория из 7 крылатых существ, играющих на разновидности лиры; в нижней части 8 гитаристов, каждый инструмент имеет 3 струны. Музыканты стоят группами по 4 человека напротив друг друга. Стр. 276: на ней несколько аллегорий, одна из которых – группа из 6 музыкантов, играющих на различных инструментах. Один из них играет на разновидности рога, второй – на гитаре с четырьмя колками, третий – на разновидности сосуда; четвертый – на двойной флейте, пятый – на тарелках, шестой и последний – на длинной и прямой трубе. Гитары, которые я перечислил, все одного типа, то есть имеют одни и те же детали, за исключением одной, имеющей колок: форма ее та же, что известна нам по «кантикам». Кодекс Факундуса – старейший из хранящихся в Национальной Библиотеке в Мадриде и поэтому заслуживает глубокого изучения. Мы очень хотим и надеемся, что это и будет добросовестно проделано. ФАЛЬКЕНХАИН Адам. Известный сочинитель музыки для лютни. По данным некоторых авторов, родился в деревне около Лейпцига 17 апреля 1697 г. Он получил полное музыкальное образование; был преподавателем лютни в Байрете; написал 6 сонат для лютни, опус 1, 1740 г. В муниципальной библиотеке Гаугсоиди хранится рукопись для названного инструмента «Концерт в соль–миноре» и «Шесть партитур для лютни соло» /1730 г./. Умер в Байрете /Биаррице/ в 1761 г. Упоминается в словаре Эйтера. ФАЛЬКОНЕРИ Андреа. Лютнист, композитор 17 века. Родился в Неаполе; был на службе в доме Фарнези в Парме. Жил в Риме и во Флоренции; в 1650 г. был маэстро Королевской капеллы в Неаполе. Одна из самых его важных книг опубликована в Неаполе Пьетро Пачини и Д. Риччи /1650 г./. В этот сборник вошли «Песни», «Симфонии», «Фантазии», «Каприччо», «Бранди», «Карренти», «Гальярды», «Аммане» /немецкие песни/, «Валеты» и т.д., а также сочинения в алфавитной табулатуре для испанской гитары. ФАЛЬЯ Мануэль де. Известный испанский композитор. Родился в Кадисе 23 ноября 1876 г. Мы не будем давать биографию этого музыканта, так как он хорошо известен во всем мире. Для гитары Фалья сочинил «В память о Клоде Дебюсси». Пьеса с первых тактов заинтересовывает слушателей, но ни в один момент не вызывает восхищения и не приводит к убежденности в ценности произведения. Несмотря на благосклонные комментарии профессиональных музыкантов пьесу все же следует признать неудачной. Об этом говорит ее непопулярность среди исполнителей вот уже в течении 15 лет со времени создания. Для гитары были переложены некоторые сочинения этого же автора, которые были лучше приняты публикой. ФАЛЬЯМЕРО Габриэль. Лютнист и композитор, александриец, автор «Табулатуры для лютни», 1584 г. О творчестве Г. Фальямеро упоминают граф Гильермо Морфи, Килесоти и другие авторы. ФАРБИ Тито. Итальянский современный гитарист, преподаватель. Издатель Р. Маурри из Флоренции опубликовал его «Школу игры на гитаре; ежедневные упражнения на технику». Здесь же в «Эдициони Вентурини» вышло его «Руководство игры на гитаре» и третье сочинение того же направления «Практическое и теоретическое руководство» в 2–х частях в издательстве Гариш–и–Янихен в Милане /Новое издание/. Кроме того, известны несколько небольших, довольно тривиальных пьес, опубликованных в разных издательствах. ФАРДИНО Лоренцо. Автор музыки для гитары. Гаспар Санс упоминает его в «Инструкции... музыки», опубликованной в Сарагосе в 1674 г. ФАРРЕ Орс–де–Прат Кармен. Испанская преподавательница гитары. Родилась в Барселоне 21 июля 1900 г. Преподает в «академии Прата». Из сочинений ее опубликованы 6 произведений: «Билини», «Пинина», «Мартита», «Эстило», «Гато Сантьяго», «Воспоминание о мелодии»; два из них сочинения в народном стиле для гитары и голоса. Все это скромного содержания; как понятно читателю, я должен воздержаться от комментариев, поскольку это моя супруга и коллега, вдохновительница данного словаря. ФАРРЕ–ДУРО Леон. Гитарист–любитель. Родился 7 июня 1867 г. в Льорда (55 жителей 1910 г.), в местечке муниципалитета Исона (Лерида). Этот неграмотный старый пастух с богатым душевным миром останется жить в памяти испанских гитаристов, начиная со времен Тарреги, как один из подвижников в материальном и моральном плане взлета нашей любимой гитары. Он начал работать в Барселоне на молочной ферме, которая позже стала принадлежать ему. Идя навстречу своему музыкальному признанию, Леон выучил свои первые буквы и очень подружился с книгами, превратился в любознательного собирателя литературы для музыкальных инструментов и особенно литературы для гитары. И, несмотря на свое простое происхождение и уже зрелые годы, стал очень широко образованным в музыке человеком. Получив первый толчок от музыканта и гитариста Макина Алегре, «Грустные воспоминания» которого он играл до последних дней, Леон познакомился с Таррегой и стал его самым большим и решительным покровителем. Маэстро из Вильяреаля обязан старому пастуху из Исоны за его щедрые покупки и помощь, духовную и материальную. С такой же добротой и бескорыстием он относился к Сеговии, который с волнением вспоминает свой первый вечер в Барселоне, к Эмилио Пухолю, которому пастух покровительствовал больше всех, к Рехино Сайнсу–де–ла–Маса, для которого Леон организовал его первый концерт в Барселоне при огромном стечении любителей, к гитаристам Луису де Сории, Хуану Паррас и Пепите Рока. Ферма, на которой Леон Фарре был управляющим благодаря женитьбе его на хозяйке, стала «вифлеемскими яслями» для многих артистов. Здесь же у него родился сын Рафаэль, ставший впоследствии известным гитаристом несравненного таланта, но который рано умер во Франции. Но, наряду с настоящими артистами, попадались и «фарисеи», которые портили жизнь доброму человеку и пользовались тем, что его сердце и кошелек безраздельно принадлежали гитаристам. На ферме собирались гитаристы Франсиско Таррега и его сын Пако, Луис де Сория, Мигель и Федерико Льобет, Даниэль Фортеа, Мигель Борруль /отец/, Эмилио Пухоль, Х. Ферре–и–Эстеве, Махин Алегре, Андрес Сеговия, Рахино Сайнс–де–ла–Маса и его брат, изучавший гитару с Леоном Фарре–Дуро, – в настоящее время хороший виолончелист, Доминго Бонет, Альфредо Ромеа, хороший гитарист и писатель, Кармен Фарре де Прат и Доминго Прат, любители: Леандро Феррер, Хосе Эрнандес, Томас Прат, Рафаэль Гордон, Вальдомеро Катеура, Хуан Байголь, доктор Северино Гарсия Фортеа, Хуан Ферран, Бош, Анхель Фарре, Кайетано Бурхес, команданте Гильермо Итурменди, Эустебио Гуаль, Марио Пальмес, Хосе Поркерес и Пабло Бальду, который известен нам как «Патрисио»; гитарные мастера: прежде всего, Энрике Гарсия, несравненный художник, которому так помогал Леон Фарре, доброте которого он благодарен, Энрике Сандельюр, Хосе Фликс, Франсиско Симплисио и Хосе Серратоса. Артист по темпераменту, тот, чью биографию мы пишем, был прямым родственником художников, добившихся мировой славы, как например, его пасынок гениальный живописец Хуан Кардона, чья сестра вышла замуж за известного художника Рикардо Описсо, сына знаменитого писателя и публициста, врача и содиректора барселонской «Вангуардиа», Альфредо Описсо–и–Виньяс, и наконец, отца гитариста Альфредо Описса Кардона, мать которого тоже превосходная художница. Что касается Рафаэля Фарре, сына Леона Фарре, мы уже сказали, что он был знаменитым скрипачом, но, к несчастью, ушел из жизни в полном расцвете славы. Мой дорогой друг Леон имел обширный и ценный архив произведений, а также был владельцем трех превосходных гитар Торреса и других известных мастеров. В январе 1931 г. я видел его в последний раз в стенах его дома. Леон тогда подарил мне первые издания Руководства Сморетти, Сонаты Лабарра /опус 8/ и другие сочинения, ставшие сокровищем моего архива. Этот прекрасный исполнитель и автор переложений, меценат гитаристов умер 31 января 1932 г. На смерть этого человека откликнулись журналисты Испании, в частности жители Барселоны. ФАРСТ Мариус. Гитарист и композитор Генри Лемуан в Париже опубликовал его «Мазурку», «Воспоминание о Кубе», «Хабанеру». Все три сочинения принадлежат к так называемому салонному жанру, правильные по фактуре и тривиальные по содержанию. ФАСОЛО /.../. Композитор и гитарист, очевидно, уроженец Бергамо. Жил в 1–й половине 17 в. До 1886 г. не был известен в истории музыкального искусства. Автор редчайшей книги: «Фасоло...». Единственный известный экземпляр, не совсем полный, принадлежал музыканту Килесотти. Это интересная книга как по содержанию, так и по форме записи той эпохи. Килесотти занимался ей впервые в миланской «Музыкальной газете» 28.11.1886 г. Творчество Фасоло включает музыку разных стилей, а в танцевальных сочинениях «создаёт прекрасный эффект на гитаре и на теорбе». ФЕЙСТ Эрхард. Современный гитарист и композитор. До первой мировой войны был директором клуба гитаристов Нюрнберга. Он посвятил клубу несколько сочинений для гитары соло и в ансамбле с другими инструментами. В венском издательстве Хаслингера опубликован секстет для гитары Фейста. Упоминается в словаре Зута. ФЕЛИЦ Ховита. Испанская гитаристка–любительница. Середина 19 века. В архиве, принадлежавшем ранее гитаристу Хосе Ферреру Эстеве, а в настоящее время нашем, есть несколько посвященных ей сочинений, среди которых одно Буэнавентуры Банольса, где говорится: «... и посвященное донье Х. Фелиц, моей одаренной ученице». В той же тетради ей посвящено еще одно сочинение гитариста Агустино. ФЕНОЛИО Д. Современный итальянский гитарист. В миланской газете «Плектр» в августе 1914 г. опубликовано его сочинение под названием «Закат солнца», эскиз в память гитариста Альдо Феррари. Сочинение написано в ре миноре, средней трудности, приятное и очень полезное для развития техники. ФЕРАНДЬЕРО Фернандо. Известный испанский музыкант и композитор. В 1897 г. Феликс Педрель сказал примерно то же, что до этого писалось о данном авторе; такой вывод можно сделать из его «Биографического и библиографического словаря». С самыми лучшими побуждениями мы должны сказать, что имена занимающей нас личности дошли до настоящего времени и жаль, что они ошибочны. Фетис в «Универсальной биографии музыкантов» дает его как «Ферандейро», а Лихтенталь в «Словаре музыки» /Милан, 1826 г./ «Дераньеро». Неизвестно место его рождения, хотя все считают, что он был испанцем. Можно сделать некоторые предположения и выводы из сказанного Ферандьеро: «...когда я учился в колледже Самора». Я не считаю это бесспорной истиной: очевидно, у тех, кто представлял его нам как уроженца Самора, есть свои мотивы, но они нам их не приводят. Очень осторожный Педрель начинает так: «Похоже, уроженец Самора, которого одни называют Феррандьеро, а другие Феррандейро». Опубликовал несколько небольших трактатов и песен. Из трактатов можно назвать: 1). Музыкальный справочник или искусство игры на скрипке, Малага, 1775 г. Я не знаю этого сочинения. О нем упоминает сам Ферандьеро в «Прологе к искусству игры на гитаре» /второе издание 1816 г., которое имею под рукой/ «Как сочинение, которое понравится любителям музыки». В данном «Прологе» автор ссылается на музыкальные произведения /несомненно, для гитары/, которые он написал в Кадисе и Мадриде на протяжении 10 лет. 2). Музыкальный справочник для исполнителя–гитариста и певца. Малага, 1791 г. Это небольшой том ин–кварто с нотами, напечатанными на дереве. 3). Инструментальное произведение под названием «Эскиз о природе», состоящий из трех квартетов для гитары, скрипки, флейты и фагота; первый квартет имитирует время от рассвета до полудня; второй – от полудня до вечера, а третий имитирует мрачную тяжесть ночи. Таким необычным название объявлялся день 6 сентября 1793 г. в указанном «Эскизе природы». 4). Искусство игры на испанской гитаре, составленное и упорядоченное Д... Мадрид, в издательстве Азнар, 1799 г., ин–кварто, 12 страниц и 17 пластин. Этими данными я владею из первого издания. Кроме других любопытных вещей, здесь имеется диалог между учителем и учеником о композиции. У меня под рукой второе издание небольшой книги Ферандьеро. На заглавном листе читаем: 5). Искусство игры на испанской гитаре, составленное и упорядоченное Д... придворным преподавателем музыки. Второе издание. С разрешением в Мадриде, типография вдовы Азнар, 1816, ин–кварто из 30 стр. Плюс 2 оповещающие и 11 пластин музыки. После заглавного листа следует План или Краткое содержание книги и затем Удовлетворение в кратком томе. Ферандьеро говорит не как математик или философ, а только как музыкант, он не утомляет читателя справками из Священной истории, цитированием святых отцов по латыни в песнях и не упоминает имен авторов рассказов, хвалебных стихов и т.д. В Прологе «К читателю» Ферандьеро говорит о том, что не преследует других целей, кроме как научить любителей игре на испанской гитаре: он надеется, что любителям это понравится, точно так же «как им понравился музыкальный справочник или Искусство игры на скрипке, которое я издал в Малаге в 1775 г.» Н. не хочет только, чтобы это были аккомпаниаторы фанданго, хот, болеро и тонадилий, а исполнители, заставляющие инструмент петь, «и чтобы остальные инструменты составили ему ансамбль, когда он собирается перейти к колокольчикам, певучий выразительный переход, переход с таким большим пробегом, что пальцы левой руки соединяются с пальцами правой». Он ссылается на музыкальные произведения, которые он написал в Кадисе и Мадриде на протяжении 10 лет, где можно увидеть все сказанное и больше. /Разве есть что–нибудь еще?/ Для того, чтобы ученику было не так трудно проходить уроки его искусства, во второй урок он включает Аллеманду, в третий – Менуэт, в четвертый – Рондо, в пятый – Контрданс щеголей, в шестой – Гармонический лабиринт, в седьмой – Грациозный полонез и в восьмой – Болеро под аккомпанемент гитары. На шестистройной гитаре Ферандьеро устанавливалось 11 струн, басовая струна секстильо /на октаву выше/ на низких тонах «оставаясь одна или не дублируя первую». Он советует учиться по французскому сольфеджио /без замен/, потому что так у всех струн будут постоянные названия. Он объясняет позиции, образование тонов, обозначения и т.д. Он говорит: «Даже если вы не чувствуете, но видите в точности рассуждения о композиции специалиста (ведь никто не описывает, как он занимается тем, чего не знает: мы не оцениваем свое искусство игры на скрипке и на гитаре, но оцениваем свое перо), то заметите, что мои сочинения заявляют о том, что композицию я изучил, начиная с основ, будучи учеником в колледже Самора». Ферандьеро пишет «Диалог учителя с учеником» и объясняет, что такое контрапункт, каковы разновидности созвучий и диссонансов и т.д. Диалог заканчивается на стр. 28 и здесь же заканчивается книга обещанием, что, возможно, при удобном случае будет написано «Искусство композиции». Известны следующие его тонадильи: Соло: 1). Совет его пела Майорита, говорится в примечаниях. 2). Новая садовница, для Ла Рафаэлы. Для дуэта: 3). Придворная пайеда /народная песня/. 4). Ожидающие франты. Для трио: 5). Путешествующие испанцы, 2–я часть. Ее пели Ла Полония /Рашель/, Сориано /Мигель/ и Тадео /Паломино/. 6). Обманутая вдова. Общие сочинения: 7). Скупцы. Названные тонадильи хранятся в Мадридской библиотеке. Субира в «Сценической тонадилье» говорит, что их девять. Они были предоставлены в период с 1775 по 1781 гг. Особым успехом пользовался «Совет», который в 1778 г. спела знаменитая исполнительница тонадилий Мария Майор Ордоньес /Ла Майорита/. В этой же библиотеке хранится музыка для двух комедий – «Богатый скупец» и «Триумф женщины». И, наконец, напомним, что в архиве кафедрального собора Малаги хранится папка с тремя «Вальянсико о непорочном зачатии». ФЕРБАХ Хосе. Виртуоз, концертный исполнитель на гитаре. Родился в Вене 25 августа 1804 г. Сочинил несколько концертов для гитары и флейты. Как флейтист пользовался заслуженной славой. Умер в Вене 7 июня 1883 г. ФЕРНАН Феликс–де–Амадор (Доминго Фернандес). Тонкий аргентинский поэт и искусствовед. Обладает обширными познаниями во всем, что связано с гитарой. Это видно по его статьям и лекциям. В декабре 1932 г. в зале Вагнериана в Буэнос–Айресе он представил документированную выставку о гитаре с иллюстрациями гитариста–исполнителя Эулохио Коральта. С культурой и одухотворенностью Фернана Феликса я мог познакомиться в 1910 г. в Париже, когда мы вместе с писателем Рикардо Сайенсом Хайесом, художниками Родольфо Франко и Родольфо Фаляже /см./, скульптором Альберто Лагосом собрались в мастерской великого испанского художника Англазы Карамасы на превосходные вечера, посвященные искусству, куда приходили аргентинцы, которые жили в Париже. Наряду с Луисом Мария Хорданом, Рикардо Муньосом, Карлосом Вегой, Хорхе Каоралем /см./ и другими аргентинцами, Фернан Феликс–де–Амадор является знатоком искусства аргентинской гитары и жаль, что он до нас не добрался, в отличие от других, смелых и сомнительных, посещающих нас, пропагандистов. Фернан Феликс–де–Амадор преподает историю искусств в Университете Ла Плата в Национальной школе изящных искусств в Буэнос–Айресе. ФЕРНАНДЕС Акоста Бенито. Известный аргентинский гитарист, исполнитель и преподаватель. Родился в Росарио–де–Санта Фе 12 декабря 1884 г. Гитарой начал заниматься у знаменитого Махиеро Хуана Пастора, а в 1908 г. записался в класс автора этих строк. Благодаря тонкому и аналитическому уму, он всегда получал самые высокие отметки. На ученическом концерте 30.09.1913 г. в Салоне «Ла Аргентина» Бенито Фернанди исполнил трудные номера и заслужил горячие аплодисменты присутствующих. Твердо и последовательно идя по избранному пути, он посвятил себя преподавательской деятельности, и в настоящее время имя Бенито Фернандеса – гарантия профессионализма.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |