Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТОБОСО. (см.Мартинес Тобосо Хосе). 1 страница




ТОКАТЕН Луис. Композитор и гитарист из Северной Америки. Нью–Йорское издательство Карла Фишера опубликовало несколько произведений Токабена в серии “Музыка в домашнем кругу” и в тетради “Фаторинг гитаристов № 7” – собрание из 36 произведений, оригинальных и переложенных. Сюда включены “Купидиетта”, а также интермеццо, что позволяет оценить хорошее знание инструмента автором. Оно написано в стиле салонной музыки и было издано в 1903 году.

ТОНАССИ Пьетро. Гитарист середины XIX века. Автор “Собрания попурри для гитары”, изданного Джованни Рикорди. Это солидный сборник из 20 произведений, хороших с точки зрения гитарных эффектов.

ТОПФЕР Карл. Гитарист и композитор. Родился в 1791 году. Получил прекрасное образование, стал доктором философии. Его привлекала музыка, а в ней гитара. Ему аплодировали в Вене, где он жил в 1816–23 годах. Вышло несколько его сочинений для гитары: опус № 1 “Вариации”, опус № 2 для двух гитар и несколько сочинений для этого инструмента с другими инструментами, в том числе трио, квартет и т.д.

ТОРРЕ Угарте Рикардо де ла. Был умелым гитаристом–любителем в Лиме в Перу, где жил в 1894. Когда знаменитый испанский слепой гитарист Хименес Манхон совершил турне по Центральной Америке, де ла Торре был большим почитателем этого инструмента, а позже учился у известного маэстро Пуэнте Арнау.

ТОРРЕС Гаспар де. Известный поэт, писатель и гитарист Висенте Гомес Мартин, известный раньше и теперь под именем Эспинель, рассказывает нам в “Третьем рассказе”, глава V “Оруженосца Маркоса де Обрегона” о вечерах в узком кругу, которые проходили в доме знаменитого органиста Бернардо Клавихо, где играли на различных инструментах и, в частности, на ручной виуэле: “В сад около его дома приглашали Гаспара де Торреса, который дошел до совершенства в искусстве ранить струну с прекрасными пассажами голоса и горла...” В конце XVI и начале XVII века, славной эпохи виуэлы и литературы, уже устраивали вечера, на которых блистал Гаспар де Торрес.

ТОРРЕС падре Эддардо. Испанский композитор. Родился в деревне Альбайда провинции Валенсия в 1872 году. Родители его были глубоко религиозными людьми и склонили его стать священником. Он интересовался композицией и в 1897 году занял пост маэстро капеллы кафедрального собора в Портосе в провинции Таррагона; в 1910 году занимал тот же пост в Кафедральном соборе в Севилье. Издательство J. М. Е., мадридское “Орфео”, парижское Руар–и–Сенар выпустили множество его сочинений религиозного характера, в том числе одну мессу, несколько хоральных произведений и более ста пьес для органа. Известна его прекрасная “Колыбельная” для двух гитар, приятная и интересная для изучения гармонии, благодаря оригинальным модуляциям. Еще более она интересна тем, что написана для двух гитар, т.к. в наш век мало пишут значительных произведений для такого состава. Уважающие себя гитаристы не пренебрегая достойными переложениями, должны отдавать предпочтение оригинальной литературе, в которой возвышаются гитара и исполнитель, избегая таким образом обесценивания в переложениях произведений, написанных для других инструментов.

ТОРРЕС Фреча Луиса. Гитаристка и исполнительница мексиканского фольклора. Родилась в столице Аргентинской Республики 9 октября 1900 года. Гитару изучала у мексиканского фольклориста Хосе Муньоса (см.), с которым позже соединилась в дуэт. Они много выступали по всей Америке, особенно в своих странах. Дуэтом с Хосе Муньосом выступают по радио и записываются на грампластинки.

ТОРРОБА Федерико Морено. ( см. Морено Торроба Федерико)

ТОРТОРА Атилио. Современный гитарист. О его выступлении в Росарио и провинциях выходящий в Буэнос–Айресе журнал “Таррега” за 11.03.1933 год № 95 писал: “Сегодня в субботу, снова перед микрофонами радиостанции L. М. 34 Сельскохозяйственного общества промышленников Росарио предстанет гитарист Атилио Тортора, который даст серию концертов по этой радиостанции, а затем переедет в Байа Бланка”.

ТОСТАДО Х. М. Испанский композитор–гитарист. Известно пять его опубликованных сочинений: “Танго”, Халео Фламенко”, “Сегидильи и севильяны” со словами, “Андалузские гуахиры”, “Гранадины и тростниковая водка” (песня). За исключением последней из перечисленных, которая написана для пения под гитару, остальные произведения только для гитары. Эти произведения взяты прямо из гущи народной жизни и с реальными качествами, придающие им жизненность и являются заслуживающими доверия документами, к которым обратятся впоследствии, когда захотят изучить все их характеристики. Эти сочинения Тостадо очень похожи на сочинения Е. Матальяны, различаются лишь объемом.

ТОСТАДОИ–И–КАРВА АЛЬ ФРАНСИСКО. Уроженец Мадрида. Был любимым учеником падре Базилио, т.к. обладал необычайными исполнительскими данными и понятливостью. Тостадо вынужден был играть на гитаре от нужды и объехал основные провинции Испании с концертами со все возрастающим успехом. Артист уехал в Гавану и там, несмотря на то, что слепота прогрессировала, он вновь обрел зрение, но ненадолго. Мы имели удовольствие услышать артиста по его возвращении в Испанию. Его жанр музыки был блестящим и веселым. Самым популярным его произведением было “Фанданго” с 53 вариациями, наилучшее по вкусу и исполнению. (Сориано, том IV, стр. 213). Мы смогли ознакомиться с “Темой и Вальсом” с 12 вариациями, не очень интересными с точки зрения сочинения для гитары и с еще менее интересной музыкальной структурой. Это произведение находится в собрании, принадлежавшем известному аргентинскому любителю доктору Фернандо Крусу Кордеро.

ТРИЛЬО Хосе Мария. Знаменитый аргентинский пайядор и гитарист первой половины XIX века. Трильо, Раблес и “Эль Чано” составляли трио гитаристов, которое оживляло искусством гаучо артистические собрания, периодически проходившие в залах дворца диктатора Хуана Мануэля де Росаса. Хосе М. Трильо был одним из самых известных учеников гитариста из Генуи Эстебана Массини.

ТРОВАДОР Алехандро. Бразильский гитарист. В свое время был очень популярен у себя на родине. “Он исполнял на гитаре целые оперы” (журнал “А вос до виолао”, март 1931 года). Вот как звучала гитара и опера в руках Тровадора!

ТРОМБЕТТИ АГОСТИНО. Итальянский композитор и гитарист XVII века. Вульф упоминает вышедшую в Болонье в 1639 году “Табулятуру. Сонаты для испанской гитары”. Агостино Тромбетти.

ТРОНКОСО БЕРНАРДО. Родился в Севилье 17 марта 1835 года. Аргентинский темперамент привел его к изучению живописи и рисунка. Сочетал изучение этих предметов с гитарой под руководством пресвитера дона Мануэля Мария Муро (см.). В то время как его соученики по живописи Вильегас и Хименес Аранда, в последствии великие художники, искали более широкие горизонты для своего искусства и уезжали в Рим, Тронкосо не захотел уехать из родного города ни за какие сокровища мира, его даже не тянуло, как и всех провинциалов познакомиться с Мадридом. Республиканец по убеждениям и темпераменту, лучшие молодые годы он провел на родине, деля время между живописью, страстью к занятиям и политическими идеалами, пока революционные события 1868 года не заставили его искать за границей спокойствие духа и будущего для своей семьи. Из Севильи он в 1869 году уехал прямо в Буэнос–Айрес и вернулся в Испанию, когда ему было уже почти 60 лет, чтобы познакомиться с городами и вещами, которые он не захотел увидеть в молодости. Таким образом, большую часть своей продолжительной жизни он провел в столице Аргентины, и здесь с самого начала благодаря художественному вкусу, дару понимания людей, щедрой духовности и доброте характера, он нашел поддержку правительства и общества. Карандаш и кисти были его оружием ежедневной борьбы. После образования Нормальной школы преподавателей он занял кафедру рисунка и вскоре стал преподавать этот предмет в Национальном Колледже Буэнос–Айреса, соответственно под руководством докторов Алькорты и Ормы. Он занимался педагогической деятельностью тридцать лет и вышел в отставку как преподаватель. Два десятилетия – с 1870 по 1890 год – Тронкосо много рисовал, активно будил в юношестве художественный вкус к живописи и поднимал уровень национального искусства.

В часы досуга после основной деятельности Тронкосо продолжил занятия гитарой и давал уроки техники и исполнительского мастерства таким увлеченным ученикам, как доктор Венсеслао Эскаланте, дон Хуан Молина и доктор Хуан Бордон, либо исполнял произведения Сора и Аркаса со своим большим другом Мартином Руисом Морено, для которого он добыл в Испании гитару Торреса. Неоднократно Тронкосо выходил за пределы круга друзей и почитателей и играл для публики на концертах, организованных с социальной и благотворительной целью. Гитарист из Севильи играл как произведения испанских классиков, так и андалузийский фольклор. В первых его интересовала техника школы, в последних он наслаждался грацией, вкусом и колоритом народности. Внимание музыканта привлекала лирическая сущность радости и горя души андалузца, и, чтобы воплотить этот интерес в своих занятиях по композиции и гармонии с Фетисом, он упорно применял переложения для гитары. Это были очень простые, местные мелодии его родины.

В нашем личном архиве, любезно предоставленном нам доньей Сарой Эскаланте де Маура, имеются наброски к “Руководству по гармонии для гитары”, неизданной оригинальной рукописи авторов Бернардо Тронкосо и аргентинского экс–министра Венсеслао Эскаланте (см.). Я также храню оригинальную рукопись Тронкосо под названием “Танец Роситы”. На нем стоит дата 3 июня 1874 года, Консепсьон в Уругвае. Живопись Тронкосо хранится во дворце Правосудия, на почте провинции Буэнос–Айреса и в частных коллекциях. Тронкосо умер в очень почтенном возрасте в столице федерации 11 декабря 1928 года. Газета “Ла Насьон” за 12 декабря называет его в некрологе художником и даже добавляет: “Артистическое призвание привело его также к занятиям музыкой, он прославился и в этом искусстве”. Эти строки вызывают болезненное впечатление, т.к. гитара открыла двери Аргентины для Тронкосо, что ему не удалось бы сделать иначе. Благодаря гитаре он завоевал дружбу своего ученика – названного выше министра Эскаланте – который помог ему достичь высот, которых достойны его талант и знания. Это стало причиной, по которой он окончательно поселился в стране, где остались достойные его сыновья и внуки.

ТРОНКОСО Медина Ромуло. Аргентинский преподаватель и концертный исполнитель. Родился в Ламас–де–Самора, провинция Буэнос–Айрес, 24 сентября 1881 года. Сын известного испанского гитарного мастера. Отец хотел, чтобы сын выбрал ту же профессию и считал, что было бы хорошо, если мальчик научится играть на гитаре. Он попросил заниматься с мальчиком скромного любителя, приходившего к нему в мастерскую. Ромуло было 9 лет, когда он начал заниматься гитарой. Ученик продвинулся, и отец пригласил для него более компетентного преподавателя Хосе Антонио Феррейру. Одновременно он отдает мальчика в учение к другу и коллеге, известному мастеру Франсиско Нуньесу. Когда в Буэнос–Айресе жил известный слепой гитарист Хименес Манкон, он значительно подогрел страсть Тронкосо к гитаре, который, несомненно, вскоре увидел музыкальное превосходство слепого перед обстановкой, которую поддерживал и создал Гарсия Тольса. В 1905 году Ромуло решил заниматься у Хименеса Манхона. В это время, очевидно, он уже пользовался некоторой известностью, если вспомнить, что композитор Хосе Санче публиковал свое произведение “Ночная мелодия” в 1905 году, посвятив его коллеге и любимому другу Ромуло Тронкосо. Он отходит от мастерской и посвящает всю свою энергию гитаре, быстро усваивая новые направления, которые дает ему слепой Хименес. Вскоре он уходит от Хименеса с системой собственных оригинальных идей, которые должны были привести его на должную высоту. В 1908 году, будучи штатным преподавателем “Славянской академии”, он временно передает преподавание там автору этих строк, чтобы уехать в турне по Южной Америке с коллегой и другом Эмилио Бо, частично выполнив эту задачу. Темперамент его был самым подходящим, чтобы показываться перед публикой, и это очень жаль, потому что Тронкосо был умелым исполнителем. Если встречались трудности, он преодолевал их со второго прочтения. Он умер в расцвете своего преподавательского таланта. Его ученицами были Мария Сельфа Бадзане, умная исполнительница с ясным талантом и удивительным исполнением и Кармен Альмандос, глубоко эмоциональная исполнительница. Ромуло Тронкосо умер в Буэнос–Айресе 22 июля 1912 года.

ТРЭГ Андрес. Композитор–гитарист конца XVIII века. Жил в Вене. Лейпцигский журнал “Альгемайне музикалише цайтунг” за 1803–07 года упоминает его выпущенные венским издательством “Собрание различных пьес, песен, мелодий и вариаций для гитары”.

ТУЗЕК Висенте Ф. Композитор и гитарист. Родился в Праге в 1755 году. В этом городе, где он долгое время жил и работал, его ценили как певца и гитариста. По данным “Справочника” Зута, опубликованы его опус 2 “Менуэты”, опус 4, 7, 8, 10 “Вариации” и “Дивертисменты”, собрание легких и приятных пьес, а также другие произведения. Умер в Пеште около 1820 года.

ТУЛУЗ Ноэми. Аргентинская гитаристка. Инструментом занималась у маэстро Кармело Ридзути, получив наилучшую квалификацию. Продемонстрировала прекрасные данные на концертах во многих местах, в том числе в клубе “Хижина”, исполняя очень трудную и избранную программу. Об этом концерте писала многотиражная газета “Лица и маски” в № 1779 за 5 ноября 1932 года.

ТУЛУЗ Педро. Композитор–гитарист. В Йене был преподавателем музыки и гитары. В издательстве Шпеера из Бруншвестга вышел его “Этюд для гитары”. Упоминается в “Руководстве” Зута.

ТУРИНА Хоакин. Известная фигура среди испанских композиторов. Родился в Севилье 9 декабря 1882 года. Плодовитый автор сочинений для различных инструментов, солистов, камерных, оркестровых, театральных и др. Пользуется известностью как писатель–музыковед. Он автор “Краткой музыкальной энциклопедии”, “Фандангильо” и “Порыва ветра” – это музыкальная удача для гитара, особенно “Фандангильо”, гораздо более высокого уровня, чем другие оригинальные сочинения для гитары. Мы не можем того же сказать о “Порыве ветра”, которое, хотя и отвечает своему названию, имеет несколько сомнительную форму, но хороший эффект как музыкальное “пятно”. Турина на правильном пути в том, что касается сочинения для гитары, и мы считаем, что этот великий музыкант еще напишет много хороших вещей для гитары.

Тутило. Был монахом–гитаристом (кифаристом) в королевстве Карлос в Германии в 1000 году. Обладал очень веселым нравом, и король однажды сетовал, что Бог из такого шумного, вдохновенного человека и великого музыканта создал высокопоставленного монаха.

 

У

"УАСОС ЛОС КУАТРО". Квартет гитаристов и певцов, исполнителей чилийского фольклора. В него входили Фернандо Доносо Силва, Хорхе Берналес Вальдес, Эухенио Видаль Тагле и М. Веласко Гарсия. Эти упорные рыцари чилийских традиций оживили у себя в стране "куэку" и песни "гуасос", отступившие под нашествием чужого чарльстона и джаз–бэндов. Все четверо – хорошие гитаристы, знатоки инструмента и глубокие исполнители на нем местного репертуара. Они записали большое число грампластинок, которые быстро разошлись. В Буэнос–Айресе и на курортах Мар–дель–Плата они имели выгоднейшие контракты, принесшие им самый завидный успех. В настоящее время они разъезжают с концертами по стране.

УГАС Хосе. Испанский гитарист. Родился в Торроэлье–де–Монгри, в провинции Херена в 1837 году. Имеются данные, чтобы утверждать, что Х. Угас был родственником гитариста и композитора Хосе Коста Угаса, которого высоко ценил Ф. Педрель, и о котором мы пишем в этом словаре. В ценной коллекции произведений для гитары, принадлежавшей каталонскому композитору Хосе Ферреру (в настоящее время нашей) мы встречаем три сочинения для двух гитар на тему отрывков из "Фауста". Все три сочинения в двойной партитуре подписаны следующим образом: "8 октября 64 года Угас"; "Декабрь 1866 года Х. Угас"; "1 октября 67 года. Х. Угас".

Ни в одной из надписей он не подписывается именем Хосе, которое ему принадлежало, как считает Педрель в "Биографическом и библиографическом словаре испанских музыкантов". Во всех трех сочинениях чувствуется опытный исполнитель, несомненно, выдающийся. Из деревни Торроэлья–де–Монтгри вышли гитаристы Х. Феррер, Х. Коста и бенедектинский монах из Мониррата Фрай Ансельмо Виола, который был учителем Сора. Хосе Угас умер 1877 году.

УОЛКЕР Луиза. ( см. Валькер Луиза)

УРКИСА А. де. Современный аргентинский гитарист и композитор. В Буэнос–Айресе известна его опубликованная мазурка "Эльза" для гитары.

УРКИСА Хусто Хосе де. Аргентинский генерал. Родился в Энтре Риос 18 октября 1801 года. Биография генерала Хусто Хосе де Уркиса не находилась бы в этом Словаре, если бы он не был увлеченным гитаристом. В славные дни Касероса, грубого деятеля Аргентинской Конфедерации, спешившего свергнуть диктатуру Реставратора законов дона Хуана Мануэля де Росаса, он имел обыкновение в перерывах между маршем и началом боя играть чувствительные видалы и мотивы провинции Энтре Риос на гитаре какого–нибудь гаучо, ставшего солдатом, который, оставив "любовь" на ранчо, по крайней мере утешался тем, что вспоминал ее в песнях, играя на инструменте.

Преданность знаменитого победителя Касероса гитаре и предпочтение, которое он отдавал ей, еще больше подчеркивается тем, что тот подарил ее, как самую ценную вещь своей невесте. Журнал "Лица и маски" из Буэнос–Айреса опубликовал в связи с этим фотографию гитары и строки, поясняющие читателю: "Столетие гитары, которая принадлежала генералу Уркисе". Публикуемая фотография воспроизводит оригинал гитары, которой сто лет. Ценный инструмент принадлежит сеньору Мануэлю Сенеде, старинному и всем известному землевладельцу из департамента Гуалегуайчу (Энтре Риос), который приобрел ее в 1857 году и с тех пор аккуратно хранит. Эту гитару генерал Хусто Хосе де Уркиса в 1850 году привез из Кадиса, чтобы подарить невесте, сеньорите Долорес Коста. После свадьбы супруги уехали из Гуалегуайчу, и инструмент остался у доньи Микаэлы Самудио де Коста, тещи генерала. Через некоторое время сеньора де Коста, которая была равнодушна к гитаре, много лет назад отдала ее дону Гаспару Тискорния, и в 1857 году она перешла к сеньору Сенеде за две унции вместе с другой гитарой, которая стоила 25 песо.

По поводу того, что гитаре исполнился век и по случаю рождения ее владельца в этом месяце, в Гуалегуайчу состоялся интересный семейный праздник, который стал общественным событием. Завидный инструмент изготовлен из хакаранды, из той же породы дерева сделан и футляр. Внутри надпись: "Изготовлена в Кадисе, Матео Бенедитом год 18 – улица Сан Агустин № 76". Удивляет прекрасное состояние этого инструмента, который, несмотря на то что на нем играли долгие годы и он прошел испытания, выглядит как новый и сохранил на протяжении многих лет свою ценность. Таким образом, речь идет об историческом инструменте, потому что он принадлежал первому президенту Аргентинской Конфедерации, герою Касероса и славному освободителю поселка Майо. Генерала Уркису убили в его резиденции в Сан Хосе 11 апреля 1870 года, когда он был на должности конституционного губернатора провинции.

УРКУЛЬО Леопольдо. Гитарист середины XIX века. В ценном собрании музыки для гитары, принадлежавшем каталонскому композитору–гитаристу Хосе Ферреру Эстеве и ныне принадлежащем нам, имеется "Интродукция и вариации" Л. Уркульо. Это Анданте, Тема 1,2, и 3, Вариации и Кода, очень подходящие для гитары и производящие приятное впечатление. Данное произведение в рукописи датировано "17 июня 1863 года", откуда можно сделать вывод, что это копия того, кто был Хосе Брока (см.). в Миланском издательстве Рикорди вышло несколько переложений мелодий из опер этого автора.

УРСИЛЬО Фабио. Знаменитый исполнитель на архилютне, тьорбе и других инструментах. Жил в Риме в середине XIII века. Выпустил три концерта для тьорбы, один концерт для гитары и музыку для трио, сонаты и другие свои сочинения.

УРТАДО "Пепе". Испанский гитарист. Живет в Барселоне. Специализируется в основном в жанре фламенко. В родном городе его ценят как хорошего "токаера" солеарес, фанданго, сегидилий, тьентос, гранадин и других мелодий разнообразного испанского фольклора. Своей заслуженной славой "Пепе" Уртадо обязан чистоте звука. Уртадо говорит, что он владеет "современной школой".(!)

УРТАСУМ (...). Известный исполнитель на гитаре. 6 февраля 1801 года выпустил в Мадриде очень грациозную "Польку" для пения под гитару. (Сальдони, том IV).

УРТУБЕЙ Хулио. Современный аргентинский гитарист и композитор. Опубликовал Самбу для гитары под названием "Ты уходишь, душа".

УСТАШ (...). Автор, из сочинений которого известна опубликованная "Тема с вариациями", опус 11 для гитары, флейты, скрипки и контрабаса. Это сочинение имелось в конце XIX века в парижском издательстве Косталья и Ко.

УЭРТА Катауэла Тринитарио. Известный концертный исполнитель. Родился в Ориуэле, крупном населенном пункте в провинции Аликанте, в Испании 6 июне 1804 года. Мы хотели бы дать некоторые биографические данные, опубликованные заслуживающими доверия фирмами. "Официальный бюллетень" провинции Маоага от 24 сентября 1835 года пишет следующее: "Доктор Тринитарио Уэрта–и–Катауэла родился в Ориуэле в 1803 году (?) в богатой испанской семье. С первых лет жизни мальчика проявились его большие способности к гитаре: его увлеченность искусством Евтерпы и особенно к этому инструменту проявлялась во всех его действиях и мыслях. Он учился в Саламанке, а музыку изучал в колледже Святого Павла; его пылкому воображению казались скучными другие трудные и мало поэтичные предметы. Закончив колледж в 15–летнем возрасте, Уэрта уезжает в Париж, так как чувствуя себя независимым человеком, он посчитал просторы родины недостаточными для полета своей души. Здесь его вдохновлял и составлял ему протекцию знаменитый Мануэль Гарсия; однако он всегда вынужден был рассчитывать только на самого себя, на свои способности, уже тогда выдающиеся, на свой голос, и гитара становится его судьбой, его существованием, им самим. Уэрта действительно узнал то, что другие могут изучить, и уже следовал линии, которой дано следовать только гениям. Под его пальцами мелодия и гармония рождались одновременно. Высокая скорость исполнения и способ исполнения арпеджио поставили Уэрто в первые ряды. Дав несколько концертов в Париже, он уезжает в США; объехал Мартинику и даже Канаду, где с триумфом выступает перед ошеломленными индейцами. Если у цивилизованных народов его считали наследником исполнителей на лире Евтерпы, то для полудиких людей он был самим богом музыки. В Нью–Йорке он дал несколько концертов, которые принесли ему кучу денег и даже спел в "Севильском цирюльнике" с Гарсией во время болезни баса в итальянской труппе".

"Похоже, природа обиделась на то, что Уэрта стал дробить дар, которым она его так щедро наградила. После болезни груди он лишился голоса и с тех пор, как никогда прежде, слился с гитарой. Имея очень хорошие рекомендации генерала Лафайета, ценившего его дар, он объехал Соединенные Штаты, везде пользуясь неизменным успехом и зарабатывая много денег. Затем он переехал в Гавану, и верная гитара спасла его при переезде от ярости пиратов, которые напали на корабль, повесили капитана и плохо обращались со всеми пассажирами, за исключением современного Орфея".

"Немного позже Уэрта отправляется в Европу, и Лондон открывает ему свои дружеские объятия. В этом большом городе успех не изменяет ему. Находившиеся в то время в Лондоне такие артисты, как Ла Паста, Лаблаш, Донцелли, Драгонетти, Девеннис, Куриони, Крамер, Москелес, поспешили выступить в концертах вместе с ним. Ему оказали протекцию влиятельные придворные: принцесса Виктория, герцогиня Кентская, герцог Сассекский, Девенширский и др. Эти рекомендации сослужили ему при дальнейших поездках".

"Из Лондона Уэрта уезжает на Мальту и скромная испанская гитара звучит в стенах древней Византии, в столице рухнувшей империи Махмуда. Он познакомил с ней жителей многих египетских городов, он извлекал из нее гармонические звуки и божественные песни у подножия самой Голгофы в святом Иерусалиме, которая выше ливанских кедров, где звучали его магические акценты и куда он ездил с мадам Маннифьери, сестрой жены знаменитого Ротшильда, лондонского банкира".

"Вернувшись в Париж в 30–х годах Уэрта подружился с Россини, Паганини, с самыми знаменитыми музыкантами Европы, дал несколько концертов, в том числе в пользу эмигрантов–либералов из всех стран, что свидетельствует о личных качествах талантливого музыканта. Наконец, он становится почетным членом всех филармонических обществ Лондона и Парижа".

"1833 год Уэрта провел в Сан Себастьяне, чтобы присутствовать на корриде и почувствовать воздух родины, если у такого универсального таланта может быть другая родина, а не весь земной шар. Здесь он имел честь быть представленным Его Высочеству инфанту дону Франциску–де–Паула, перед которым он играл с 9 до 11 часов вечера. Затем он возвращается в Париж, дает последний прощальный концерт и вновь через Тулузу и Перпиньян направляется в Испанию, увозя с собой за свой счет нескольких неимущих эмигрантов. Он дает три концерта в Барселоне, два из них в зале и третий в театре. Затем садится на корабль и отправляется в Валенсию; корабль потерпел крушение в проливе Святого Георгия, и Уэрта спасается со своей гитарой, как Цезарь со своими "Записками". Он едет в Алькаррио прежде всего затем, чтобы обнять своего престарелого отца, которого он не видел долгие годы".

"Гитара в руках Уэрты была другим, неизвестным, инструментом, которого еще никто не слышал. Об этой трудно поддающейся объяснению истине самое яркое представление дает письмо Виктора Гюго и стихи на импровизацию знаменитой Жирарден Дельфингай после того, как она услышала игру Уэрты".

"Если для Вас, сеньор Уэрта, сколько–нибудь ценно мое мнение, я счастлив признаться Вам, настолько меня очаровало Ваше мастерство. Гитара, такой ограниченный инструмент, в Ваших руках не имеет предела возможностей. Вы заставляете ее издавать все звуки, все аккорды, все голоса, Вы можете извлекать из немногочисленных струн самые разнообразные звуки, которые много говорят душе, разуму, сердцу. Ваша гитара – это целый оркестр. Я очень люблю Испанию и испанцев, сеньор Уэрта, и, следовательно, гитару, и особенно в Ваших руках. В них она не просто струны, которые вздыхают, это голос, настоящий поющий голос: она и говорит и плачет. Это один из тех глубоких голосов, заставляющих думать о тех, кто счастлив и склоняющих к размышлению о людях, которые печальны. Поверьте мне, сеньор Уэрта, что для меня огромное удовольствие сообщить Вам мое мнение по этому вопросу и примите уверения в моем наилучшем к Вам отношении. Париж, 16 февраля 1834 года. Виктор Гюго".

"Сеньору Уэрта, после того, как я услышал его гитару.

Импровизация сеньоры б. де Ж.

Счастливая страна Андалузия,

Твоя избранная земля

Хранит радость и гнев.

Честь, любовь и поэзия

Стоят больше золота и свободы

Слышали ли вы этого испанского трубадура,

Которого в бою сопровождает его гармоническое искусство,

Над своей гитарой он поет и одновременно вздыхает;

Его пальцы – удар, его струны – голос,

Его песня – гармоническая поэма без рифмы,

Все, что чувствуется и звучит, она выражает,

При ее аккордах сердца молодеют,

Слушающая ее красота счастлива вспомнить,

То, что никогда ей не говорили ничего более нежного,

Звучащая гитара всегда напоминает

Язык души, язык любви;

Каждый узнает вдохновляющий его инструмент,

Для композитора это целый оркестр,

Это легкий барабан для бредящего Васкуньи,

Это рог для воина,

А для поэта – лира!

Мы много и хорошо сказали об Уэрте и не хотим завершить эти заметки, не вспомнив о словах Сериано Фуэртеса в его Истории, т. IV, стр. 211, год 1859: "Периодические издания возвели в апофеоз этого гитариста, объехавшего Европу, выступавшего перед принцами и королями; испанская королева Изабелла II наградила его крестом кавалера ордена Карла III. Главная заслуга Уэрта – нежность звуков, когда он поет под гитару. Он изящно исполняет терции и исключительно трудное арпеджио, которое он сам придумал. В музыке его чувствуется недостаточное знание гармонии. К самым нежным пассажам он постоянно присоединяет разновидность перебора струн, которой он дал название Тутис и которой гасит вызванную им же иллюзию, когда с облегчением щиплет струны. Этот контраст хорошего и плохого был причиной того, что Сор дал ему прозвище возвышенного цирюльника, а Агуадо говорил, что Уэрта унижает инструмент. Если бы Уэрта просеял свою музыку, как крестьянин просеивает свой обмолотый урожай, чтобы дать зерно разумным существам, а солому животным, несомненно, что им бы восхищались самые суровые профессора, потому что, когда он поет, он очаровывает".

И, наконец, приведем слова Фетиса в "Ревю мюзикаль" за 1830 год: "По правде говоря, сеньор Уэрта необычайный человек. Вызывает изумление легкость, с которой он справляется с трудностями при исполнении. Никто не смог бы описать чудесную легкость его пальцев". Это написал знаток искусства, когда Уэрте было неполных 26 лет, и можно только догадываться, насколько великим он стал, судя по приведенным нами свидетельствам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.