Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сальтапелло /см. Гальярда/. 4 страница




92. Гитара–тенор. На инструменте играют в Испании. Имеется пять струн, соответствующих нотам: пятая – до; четвертая – фа; третья – си–бемоль; вторая – ре; первая – соль. Самая низкая записанная нота – до под нотным станом; самая высокая – соль выше пятой линейки. Обычно сопровождает медиаторные инструменты. Настраивается по–разному для различных танцев и песен, которые сопровождает. Реальное звучание на октаву ниже.

93. Гитара–фагот. Инструмент в 1826 г. придумал Варнек. На инструменте было три разновидности ключей, соответствовавших внутреннему механизму. При использовании первого ключа можно было имитировать звук и бой барабана; вторым ключом создавался эффект фортепиано (благодаря набору шариков, ударявшим по струнам); при помощи третьего ключа имитировалось звучание фагота.

94. Гитара–эхо. Инструмент, сконструированный в середине 17 в. Аликсом из Экса. Состоял из скелета, игравшего при помощи скрытого механизма на гитаре в унисон с другой гитарой, на которой играл исполнитель, сидевший напротив скелета, причем механическая гитара (пассивная), как эхо повторяла все модуляции другой (активной) гитары.

95. Гитаррильо. Инструмент меньше обычной гитары. Имеет пять струн, все из кишок. Запись условная: звучание на октаву ниже записанных нот. Настройка следующая: пятая струна – ля; (второй промежуток); четвертая – ре (четвертая линейка); третья – соль (вторая линейка); вторая – до (третий промежуток); первая – ми (четвертый промежуток). Эта оригинальная настройка превращает гитаррильо в приятный инструмент, звук которого невозможно перепутать с другим.

96. Гитаррион. Разновидность гитары, которую в 1831 г. изобрел Франк. На струнах играли, как на струнах обычной гитары или смычком.

97. Гитарро. Принадлежит к семейству обычной гитары. На гитарро играют в хороводах, обычно в сопровождении какого–нибудь другого инструмента. Имеет пять струн, все из кишок, четвертая, третья и вторая – двойные; настройка специальная. Пятая струна – ре (под первой линейкой); четвертая – ля двойная (второй промежуток); третья – двойная в унисон пятой; вторая также двойная – фа (первый промежуток); первая – си (третья линейка). Реальное звучание этих нот на октаву ниже.

98. Гитер (фр.). Так в средние века называли примитивную гитару.

99. Гитерна, или кинтерна тосканская. Также называлась гитер, гитарн, гистерн, или гистарн. Инструмент, который дал начало нашей гитаре. Ее восточное происхождение отдаленное. Инструмент претерпел множество изменений, особенно по числу струн в XI, XIII и XIV вв. Форма гитерны XIV в., на которой тогда было 4 струны, заставляет предположить мандолину. Предполагают, что рота (см.) называлась гитерна с того времени, когда инструмент получает гриф.

100. Гитеррон, или китароон. Разновидность архилютни, по мнению некоторых авторов, или гитерны, по мнению П. Мерсенна и др.

101. Гиттит. Еврейская арфа больших размеров. Так же называли магади и большую ассирийскую арфу. По мнению других авторов, гиттит – название поэмы на праздниках сбора винограда. Кабен, еврейский писатель и эрудит, уверяет, что в действительности это название музыкального инструмента, придуманного в городе Гат–Гимнон, от которого получил название.

102. Гопи–янтра. Примитивный индийский инструмент, очень похожий на экатантри, ектар, или пунтуни. Гопи–янтра – инструмент пастухов. Состоит из цилиндра, закрытого в основании мембраной. Кроме того, имеет бамбуковый стебель с колком на конце. Стебель имеет разрез почти по всей длине и образует как бы два ответвления под колком, которые подходят к противоположным сторонам верхней части цилиндра. Стальная струна, одним концом намотанная на колок, другим концом привязывается к центру мембраны и пересекает цилиндр. В пространстве между двумя разветвлениями берут струну концом указательного пальца правой руки. Сближая два ответвления нажатием левой руки, останавливают колебание струны, и звук стихает; уменьшая давление на два ответвления, звук возвращается на определяемую натяжением от колка высоту.

103. Готто. Большая японская арфа, с 9 струнами на диапазоне, горизонтально опирающаяся на пол.

104. Гузла исфаганская. Азиатская цитра. Очень похожа на индийскую гитару струмструм.

105. Гузла. Инструмент арабского происхождения с 4 или 6 струнами и нижней крышкой сферической формы. Исаак Альбенис в опусе 232, №4 под названием "Кордова" из "Испанских песен" перед началом пишет: "В молчании ночи, которое нарушает ветерок, насыщенный запахом жасмина, звучат гузлы, аккомпанируя серенадам и распространяя в воздухе горячие мелодии и ноты, такие нежные, как колыхание пальмы высоко в небе". Гузлу привезли в Испанию арабы; с арабами же она и исчезла.

106. Гурд–банджо. Индийская гитара, похожая на банджо. Коробка сделана из тыквы.

107. Гусла. Далматинский струнный инструмент. Можно рассматривать как вариант "гузлы" (см.).

108. Гусли – гуссель – гусле. Древнейший инструмент, известный в России с IX в. Имеет от 7 до 13 металлических струн, расположенных по расходящимся линиям. Играют на струнах пальцами правой руки; пальцами левой гасят звучание, нажимая на струны, которые не должны звучать в аккорде. Греческие гусле – разновидность сальтерио, завезенная из Византии в 12 в. и попавшая в Россию в 17 в. Обычно имеют 24 струны, которые берут как на арфе, удерживая инструмент вертикально на коленях. Эти инструменты называют также "симбирскими", так как их делали обычно в Симбирской провинции. Существуют также немецкие гусле – сальтерио, или наклонные арфы, известные в России в конце 17 в. Это любимый инструмент духовенства. Для игры немецкие гусле кладут горизонтально на стол или, чаще всего, на колени. На струнах играют двумя руками. В этой последней форме имеет вид спинета или маленьких клавикордов без клавиш.

109. Гут–комм. Китайский инструмент с 4 струнами из кишок. Изготовлен из куска полой древесины, к которому крепится диапазон. Не имеет отверстий для резонанса.

110. Гуэнбри. Алжирский инструмент из панциря черепахи или вогнутой железной пластины овальной формы. Диапазоном выступает мембрана, есть две струны из кишок и гриф с колками. Существует много разновидностей инструментов этого класса, но все сохраняют основные характеристики. Играют медиатором или без него.

111. Дакадо. 5–струнная гитара, очень популярная на острове Тимор в Восточной Индии. Очень похож на два других инструмента: песандон и сасанано, с острова Ропш рядом с островом Тимор.

112. Декакорд. Гитара, инструмент, придуманный в 1828 году Карулли. Это была разновидность гитары с 10 струнами, 5 смонтированных в воздухе и 5 на грифе, как струны этого класса инструментов. Похоже, что у декакорда был такой же красивый и симпатичный звук, как у арфы.

113. Декакорд. Древний инструмент, который называют арфой Давида, треугольной формы с 10 струнами, по мнению некоторых авторов, и с 16 струнами, по мнению других. Французским декакордом называли разновидность тьорбы, которую в 1785 г. изобрел Карен, фабрикант струнных инструментов из Версаля. Английский декакорд – разновидность мандоры с 5 рядами струн.

114. Дербука. Название небольшой лютни с длинным грифом из Судана.

115. Диакорд. Древний 2–струнный инструмент, похожий на лютню. Диапазон инструмента был сплющенный, гриф довольно длинный. Это был египетский инструмент. Упоминается в словарях Педреля и Лакаля.

116. Дикорд, дискорд. Греческий 2–струнный инструмент, на котором также играют египтяне, очень похожий на лютню. Предок монокорда; возможно, арфы и лиры были изобретены позже. Инструмент имел четырехугольную форму, он заканчивался острием. Дикордом также называют диакорд (см.). Упоминается в словарях Педреля и Лакаля.

117. Дикордиум. 10–струнный инструмент 14 в.

118. Дискант. Древнее упражнение, или тема канора–пункта. Так же называлась разновидность гитары типле. Кроме того, дискант – созвучие струнных инструментов.

119. Дитал–арп, или арфа–дитал. Английская 19–струнная арфа с механизмом с 13 кнопками, использовавшимися для повышения аккордов на полутон. Дитал–арп сделал в 1816 г. Эдвард Лайт, это усовершенствование арфы–дитал, которую тот же мастер изобрел в 1798 г.

120. Додекахордон. 12–струнная греческая цитра или лира.

121. Домра. Струнный инструмент, широко распространенный в России, куда его привезли татары в 13 в. Форма очень похожа на форму мандолины, но гриф длиннее; у прямой разновидности гриф как у гитары и скрипки. Существует четыре модели домры: бас, альт, прима и пикколо, по мере уменьшения размера. Диапазон тянется до края коробки. Имеет 16 ладов и 3 струны, отходящие от колкового места до нижнего края коробки. Струны опираются на кобылку, как на скрипке. Отверстие (или роза) расположено в верхней половине коробки.

122. Дутара. Щипковый инструмент, которым в Туркменистане сопровождают пение. Звуковая коробка в форме груши, диапазон деревянный, продолговатый. Имеет две струны из шелка, настроенные на ми – соль, ключ соль. На узком и длинном грифе 15 делений, отмеченных струной из кишок, свернутой спиралью. Входит в состав оркестра из сембаса (пандерета), карная (разновидность гобоя и суннапи). Эти три инструмента сопровождают танец, а дутара звучит обычно одна во время пения.

123. Зе–зе (см. банджо).

124. Зитер. Так называют в Германии инструмент длиной 50 см и шириной 25 см, имеющий от 31 до 42 струн, натянутых на плоский диапазон. Пять струн пения, к которым иногда добавляют еще одну для получения ми, из стали или из меди. Другие пять – более высокие струны аккомпанемента – из кишок, остальные обвиты шелком или сталью. ("Музыкальный словарь" Луизы Лакаль). В Буэнос–Айресе есть достойный представитель этого инструмента – Симон Шнайдер. «И, хотя я так энтонирована и окружена таким порядком, происхожу ни от них, ни от церкви. Имеет много рядов струн и поэтому мы называем ее упорядоченной, хотя она не такая. Виуэла энтонирована консонансом и той гармонией, которую издает». – Часть вторая "Сокровища кастильского или испанского языка". Себастьян де Коваррубиас Ороско, Капеллан Его Величества и каноник Святой Церкви Куэнки, и консультант Святого общества Инквизиции". Мадрид, 1673 г.

125. Игуана. Мексиканский инструмент с 5 двойными струнами: 3 из кишок и 2 шелковые, покрытые металлической нитью. Немного похожа на европейскую гитару и настраивается квартами: ля, ре, соль, до, фа.

126. Инзира. Эфиопская лира, состоит из квадратной коробки с поперечиной выше в центре и ниже по бокам.

127. Иситали. Турецкое название арабского барабана с 2 стальными струнами.

128. Итси. 3–струнная гитара, на которой играют в Шанхае.

129. Йанг–кин. Это тсенг или тсанг китайцев и кин иностранцев. Состоит из трапециевидной звуковой коробки с 14 двойными ладами из латуни на двух кобылках, расположенных на диапазоне, почти параллельно сторонам трапеции.

130. Йямбиче (см. ямбисы).

131. Кавакино – кавако. Мачете, очень маленькая гитара, на которой играют в некоторых областях Португалии и Бразилии. Имеет четыре струны и 17 ладов. Как большинство португальских и бразильских гитар, обычно имеет на нижней части диапазона украшения или инкрустацию, которые могут служить усилением. Настройка: соль – ре – ля – ми, начиная с соль четвертый промежуток ключа фа.

132. Кавако. См. кавакино.

133. Кайплия. Название индийской гитары.

134. Кайрата вина. Индийский инструмент с 4 струнами и 6 передвижными кобылками. Дают звуки: до, соль, до, фа, начиная с до второго промежутка ключа фа.

135. Калачан. Разновидность пятиструнной лютни со струнами, настроенными в кварту. Играют пальцами или кусочком дерева. В связи с этим инструментом или другими похожими существует большая путаница названий, которыми могут быть: калачон, калашане, калашоне, калашоно, каллисончини, морадие.

136. Калачон – калашане, или калашоне. Итальянская или мавританская гитара, струнный инструмент, происходящий от древней лютни. На нем все еще играют бродячие музыканты Сицилии и Неаполя. Имеет очень длинный гриф. Другие авторы считают, что это имитация барабана бонзурк с шестью струнами, на котором играли в Европе и который попал туда от арабов и персов.

137. Калашоне, или каллисончини. Разновидность древнейшей гитары с 3 струнами.

138. Камбрек. Разновидность 4–струнной гитары с лошадиной гривой, грифом в форме копья и металлическими кольцами, издающими звуки при игре на струнах. На ней играют сегу из Туты. Корпус состоит из деревянной детали с отверстиями и натянутой сверху кожи с передней части быка. Играют плектром из зуба одного из местных животных.

139. Кандела. Средневековый инструмент, придуманный Вайнамейненом и похожий на нашу гитару.

140. Канианча. Разновидность индейской гитары.

141. Каник. 7–струнный инструмент со струнами из растительных волокон. Происходит из Крео, Сьерра–Леоне. Форма инструмента треугольная, сбоку тыква для усиления звука. Канун, или ганун, сальтерио тунизийцев, на котором играют также в Александрии. Имеет 75 струн. Это киннор евреев, киннира греков и полиплектрум, приписываемый Гвидо де Ареццо.

142. Каннара. Название, которым пользовались римляне для перевода слова киннар или киннор, которым в еврейском тексте Священного Писания называется арфа Давида. Может быть, это неправильное от кунира, кунура – киннура, инструмента, на котором римляне играли на похоронах.

143. Канон, или куанон. Струнный инструмент, на котором в начале его существования играли щипком. Позже число струн увеличилось, и на них стали играть палочками. Очень популярен у мусульман Индии. Бенгальцы называют его шата тантривина (5–струнная лютня); в Катиайяне называют капуна, т. к. предполагается, что так называл инструмент тот, кто его изобрел. Коробка плоская, трапециевидной формы. Самые полные инструменты имеют по 36 струн, из которых самые низкие латунные, а самые высокие – стальные.

144. Кантеле, или арпу. Инструмент, на котором в Финляндии аккомпанируют древним скандинавским рунам. Это разновидность арфы в форме сальтерио с коробкой резонанса. Имеет 5 латунных струн, которые в древности были из гривы, дающих звуки: соль, ля, си–бемоль,, до, ре. Из–за этого инструмент называли Вански–Кантеле. Исполнитель обычно играет сидя, удерживая инструмент на коленях или немного наклонно, прижимая инструмент к груди, а нижнюю часть к коленям и перебирая струны двумя руками.

145. Каньон. Разновидность монокорда (см.), применяемый раньше в некоторых музыкальных школах для преподавания вокальной музыки.

146. Кассо. Африканская арфа из Сенегамбии. Имеет 20 струн из одной из разновидностей лианы. Резонатором служит половина тыквы с натянутой кожей.

147. Катрос. Еврейская арфа.

148. Катхауна вина. Индийский инструмент, напоминающий канун или арабский сальтерио.

149. Катьяпие, или травангса. Малайский струнный инструмент. Корпус более длинный и узкий, чем у шалембурга (см.). Форма катьяпие очень похожа на форму пироги, слегка искривлена по краям. На части пироги, которую можно было бы назвать килем, имеется отверстие. С одного бока инструмента видно 8 отверстий, на которых работают довольно длинные колки. Восемь струн, прикрепленных к этим колкам, из железа, расположенные с одного края резонатора, опираются на разновидность кобылки, проходят через отверстие по доске и крепятся к колкам по бокам для натяжения и настройки струн. Инструмент держат, как гитару, на струнах играют правой рукой. Саундас, жители гор острова Ява, играют на этом инструменте, который они называют травангса. Педрель, Словарь, 1894 г.

150. Катяйана–вина. Разновидность индийского кануна, на которой играют музыканты из Пенджаба. Обычно имеет 21 струну, часть струн стальная, часть латунная. Могут быть также из шелка и кишок. Катяйана–вина, или свара–мандала – инструмент лучшего качества и больших размеров, чем другие разновидности. Играют металлическим медиатором, прикрепленным к кончику пальца. Это инструмент более мощный, чем можно было бы предположить. У исполнителя на левой руке железное кольцо, как диск, которое при ударе по струнам, колеблет их и позволяет исполнить различные фиоритуры. Натяжение струн, определяемое с помощью ключа на колках, очень большое. Звук нежный и приятный, напоминает звучание клавесина, более сильный и выраженно гнусавый. На свара–мандале играют мало из–за высокой стоимости инструмента и трудности исполнения.

151. Кача вина. Современный индийский инструмент. Имеет пять струн из металла и одну из стекла, натянутых при помощи кобылки второй звуковой коробки, покрытой кожей.

152. Кашбат. Арабский инструмент, похожий на лиру Орфея.

153. Квинтерна (см. гитерна).

154. Кебир–туркей. Египетская 8–струнная гитара.

155. Кеирмине, или кеируйне. Ирландская цимбала в форме арфы наоборот. На струнах играют пальцами.

156. Керар. Инструмент в форме грубой лиры; имеет 10 латунных струн, которые настраиваются колками, расположенными в верхней дуге.

157. Кетиапи. Гитара восточной Индии, примитивной конструкции, прямоугольной удлиненной формы. Длина 1 м 25 см, ширина 51 см. Снизу имеет достаточно длинное прямоугольное отверстие. Шесть латунных струн крепятся к кобылке на одной из коротких сторон; затем они пересекают резонатор, прикрепленный к инструменту и наматываются на 6 колков, проходящих по одной из самых длинных стенок или 3 и 3 по двум сторонам и входят в резонатор. Инструмент удерживают левой рукой. Струны, на которых играют правой рукой, издают грустные, нежные и мягкие звуки. Можно утверждать, что этот инструмент имеет индийское происхождение. Поэтому непростительно, когда его делают похожим на японский такигото и китайский чин, инструменты более высокого ранга по фактуре. В настоящее время почти во всей Индии инструмент вытеснен какчапи, разновидностью гитары в форме банджо с 5 струнами: 3 латунными и 2 стальными. На других похожих инструментах имеется еще две струны. На грифе 16 делений.

158. Килек. Русская лира.

159. Кин. Очень древний китайский инструмент, похожий на сальтерио. Струн из скругленного шелка могло быть от 5 до 25, и они давали две серии звуков: до, ре, ми, соль, ля, до, ре и фа, соль, ля, си, до, ре, ми. По длине диапазона было 13 янтарных точек для указания на деление струн. Инструмент устанавливали на столе; правой рукой брали струны, почти всегда по две, настроенные в кварту или в квинту; левая рука скользила по ним и извлекала звуки, промежуточные между этими расстояниями. Англичане называют кин "сколарз льют" (лютня студентов).

160. Кинандо. Щипковый инструмент из Восточной Африки. Имеет 11 или 12 струн. Исполнитель ставит инструмент на колени и играет на нем двумя руками.

161. Киннари–вина. Классический индийский инструмент с 5 струнами – 3 из латуни и 2 из стали. Очень похож на эсрар.

162. Киннин. Арабская арфа.

163. Киннира. По свидетельству Плутарха, это лира, на которой играли греки. Имела 11 струн. Иногда инструмент путают с кануном арабов и киннором евреев.

164. Киннира. Этот инструмент тот же, который евреи называют киннор. Треугольной формы с 9 струнами. Струны расположены наклонно. На струнах играют правой рукой, удерживая инструмент под рукой или в горизонтальном положении. Иногда инструмент привязывают к поясу и играют на нем палочкой.

165. Киннор. Один из самых древних инструментов, упоминаемых Пятикнижием. Имел треугольную форму и 9 наклонных струн из кишок верблюда. Инструмент делали из древесины кипариса или красного дерева. Греки считали его инструментом финикийского происхождения. В древности инструмент был очень популярен. Это самый древний инструмент, на котором когда–либо играли израильтяне и который позже распространился не только на Востоке, но и среди греков и римлян.

166. Киссар. Лира эфиопов и берберов. Состоит из круглого куска полой древесины, к краю которой примыкает плотная кожа, натянутая при помощи бычьих сухожилий. Имеет 5 струн, настроенных на ре, соль, ля, си, ми в ключе соль. Струны привязываются к кольцам, обернутым хлопком. Играют медиатором из куска кожи. Такой была примитивная древняя лира, на которой исполнялась замечательная греческая музыка. Иногда этот инструмент называют кессер, киффар или куссир и путают с кикарахом, китарахом, гисарке или гихарком.

167. Китаррино. Небольшая итальянская гитара, на которой играли в 17 в. с 4 или 6 струнами.

168. Китаррон. Большая цитра или гитара в форме лютни, с 10 двойными стальными струнами, которые настраиваются на ноты: до, ре, ми, ля, соль, до, фа, ля. На струнах играют медиатором. Также имеет названия архилютня и тьорба (см.). Использовался как большой бас в 17 и 18 вв. П. Мерсени уверяет, что у китаррена было плоское днище.

169. Китра. Арабский инструмент, похожий на нашу гитару.

170. Китфар. Древняя арабская арфа.

171. Клави–лютня. Инструмент, придуманный Себастьяном Бахом и изготовленный в 1785 г. саксонским мастером Хилебрандом. Так же называл похожий инструмент со сдвоенными струнами фабрикант из Гамбурга Бляйшнер в 1715 г.

172. Кларсич. Большая арфа, на которой играли древние ирландцы. Это самый древний ирландский инструмент. Кроме кларсича, у них были другие подобные арфы: кирнин, кримтайн–крут и чиенар–крут.

173. Клепсиамбо – клепсимбо. Так называли Гейсихий и греческие лексикографы различные песни и одну из разновидностей гитары.

174. Кобза. Инструмент, похожий на лютню. Под аккомпанемент этого инструмента в некоторых районах России поют думки.

175. Кодово–гауло. Древняя гитара жителей Судана. На две струны нажимают пальцами, другие, более короткие струны, звучат в воздухе. Играют кусочком кожи.

176. Колиссончини, или колокончини итальянский. Разновидность мандолины с 2 струнами, очень длинным грифом, на которой еще в прошлом веке играли в Неаполе. По мнению разных авторов, от этого инструмента произошел калачон (см.).

177. Конголезская лютня. Разновидность гитары, диапазон которой изготовлен из кожи.

178. Кора (ла кора). Арфа, на которой играли мандинги, особенно во всей Гвинее. Инструмент происходит из Судана, область Томбукту. Струны берут щипком. Струн может быть от 6 до 24. Самая обычная форма кора – это 11 струн. Состоит из звуковой коробки, образованной половиной тыквы, покрытой кожей или пергаментом. К коробке прикреплен гриф, к которому привязываются прочные кожаные кольца. К этим кольцам (которые служат колками) крепятся струны, проходящие не через кобылку, а огибающие ее слева и справа; затем они снова крепятся к прочному металлическому кольцу, расположенному в нижней части грифа. По обеим сторонам грифа и параллельно ему имеются две стойки, проходящие под кожей и пересекающие коробку сверху и снизу. Горизонтальная полоса, установленная поперек звуковой коробки, образует рельеф под натянутой кожей. На высоте горизонтальной полосы крепится прямоугольная кобылка, имеющая справа и слева 12 отверстий, через которые проходят струны. Кобылка опирается на шерстяную или шелковую подушечку, которая защищает кожу или пергамент. Струны коры разной толщины и могут быть из кожи или из кишок. Самые маленькие струны делают из местных ниток. Этот инструмент обычно имеет прочный ремень для переноски. При игре исполнитель поворачивает гриф к слушателю так, что струны расположены со стороны исполнителя. Звук коры очень красивый. Военные марши, исполняемые на инструменте, звучат очень приятно, даже для непривычного уха. В Музее Парижской консерватории хранятся три коры, названные в каталоге кассо (см.). Два других прекрасных инструмента хранятся в этнографическом музее Трокадеро: на обоих по 22 струны.

179. Корро. Очень древняя арабская лира или арфа.

180. Корталь. Древний индийский струнный инструмент со струнами, которые брали рукой. Возможно, что на инструменте играли на религиозных церемониях, поскольку многие индийцы были изображены с этим инструментом.

181. Кото. Японский струнный щипковый инструмент. Звук очень похож на звук арфы.

182. Крут – крауд – кроут. Название крут происходит от устаревшего кельтского cruisigh, музыка, от санскритского названия krus', кричать, или издавать мощные звуки. Крут – один из самых старинных смычковых и щипковых инструментов в Европе. Вначале был трапециевидной формы без грифа, 3–струнный, из–за чего его называли тритант. Затем струн стало шесть, форма более разнообразная в разных странах. В средние века был инструментом уличных бардов и до начала нашего века сохранился у галлов, ирландцев и британцев.

183. Куатро (эль). Инструмент, популярный в Колумбии и Венесуэле для сопровождения фольклорных песен. Это разновидность гитары и лютни, название дано по числу струн (куатро – четыре). Возможно, что этот инструмент тот же, что куатро на Санто Доминго и Гаити наряду с трес, сейс, дос (3, 6, 12) по числу струн на инструменте.

184. Куитра. Один из самых любимых инструментов арабских музыкантов. Возможно, что инструмент имеет асианско–мавританское происхождение. Это гитара с выпуклым дном из ливийской древесины с грифом и 8 колками. Корпус инструмента сделан из 10 кусков. В разных областях и в разное время существовали разновидности куитры: алжирская куитра, древняя куитра и т. д. Этот инструмент также называют тунисской гитарой. На струнах играют при помощи кончика пера, которое держат в правой руке, в то время как левая рука пробегает по грифу, не имеющему ладов. Настройка струн соответствует нотам: ре, соль, ля, ре.

185. Кулинг тангам. Разновидность гитары, имеет 4 струны. Широко распространена на Филиппинах.

186. Куссер. Элегантный японский инструмент со струнами, которые перебирают. Имеет длинный гриф из красного дерева с 14 ладами. Звуковая коробка восьмиугольной формы изготовлена из светлой легкой и пористой древесины бука. Колки делают из палисандра.

187. Куссьер. Название турецкого инструмента с 5 струнами на коже, натянутой на каркас в виде деревянной полусферы. Этот инструмент очень похож на куффир и на киссар.

188. Куффир – куссьер – куссир. Арабская 5–струнная арфа овальной формы.

189. Кучапи. Двухструнная гитара палаванов на Филиппинах. Один хорошо сохранившийся экземпляр был представлен на международной выставке в 1929–30 г.

190. Лавоута (эль). Сходство между оуде и лавоута очевидно. Действительно, слово оуде в основном арабское. Это слово было заимствовано многими языками; испанцы превратили его в лауд (лютня); итальянцы в леуто и потом льюто, у французов слово превратилось в лют. Следовательно, лавоута турков имеет то же происхождение. Однако в наше время имеются существенные различия между оуде и лавоутой. Гриф лавоуты гораздо длиннее грифа оуде, а корпус ее более выпуклый. Лавоута имеет четыре двойные в унисон струны. Связи на грифе расположены таким образом, что когда касаются их, получается только умеренная гамма случайных звуков, как на гитаре. Это объясняется тем фактом, что лавоута специально предназначалась для сопровождения кемантее, или маленькой скрипки, и для поддержки аккордов, которые можно считать консонантными в восточной музыке. Однако это не значит, что при игре на лавоуте можно сохранить оригинальное звучание; кроме того, этот инструмент исключен из классического турецкого оркестра; только турки могут правильно исполнять турецкие мелодии. Благодаря своим размерам и поскольку инструмент хорошо виден в музыкальных группах в кафе, лавоута заняла место в оркестре индже–саз; это знак упадка этих оркестров с точки зрения чисто турецкой музыки. Об этом говорит Рауф Йекта в "Музыкальной энциклопедии".

191. Лангелен – лангелеген. Редко встречающаяся норвежская цитра. Для игры инструмент ставят в горизонтальное положение.

192. Ла–па–поу. Мусульманский оркестровый инструмент. Соответствует рабабу. Гриф и диапазон в форме тыквы изготовлены из цельного куска древесины. Колковое место продолжается назад; на нем 5 колков для шелковых струн: 3 колка справа и 2 слева. Для стальных струн 2 колка в правой части грифа. На шелковых струнах играют деревянным медиатором. Металлические струны – симпатические.

193. Лесбио. Так Гораций называл многострунный инструмент барбитос, или барбитон Анакреона, очень распространенный в Древней Греции.

194. Лира Аполлона. Инструмент относительно недавний, так как его создание датируется XVII в. Гриф между обычными стойками был как у нашей гитары с ладами из слоновой кости. Изготовлением этих лир особенно прославился итальянец Амати. На инструменты его изготовления был очень большой спрос.

195. Лира московская. Разновидность лютни в форме древней лиры с 5 и 6 струнами из кишок.

196. Лира с тремя грифами. Смонтирована на разновидности большой коробки гитары; имеет два отверстия. На среднем грифе было 6 струн и по 4 струны на боковых грифах. Этот инструмент был в интересной коллекции Адольфа Сакса.

197. Лира. Один из самых древних музыкальных инструментов. Очевидно, лира была предшественницей остальных струнных инструментов. По мнению некоторых историков, арфа возникла раньше лиры. Решение этой важной проблемы мы оставляем им и музыковедам. По свидетельствам древних египтян, лиру изобрел бог Трисмегист, Меркурий в мифологии египтян. Греки называли этот инструмент челис; римляне тестудо, что означает черепаха в том и другом языке. По греческой мифологии, этот инструмент изобрел Аполлон или другие боги. По легенде, лиру изобрел Орфей, которому аккордами своей лиры удалось приручить диких зверей, растрогать деревья, успокоить пса Цербера и убедить Плутона вернуть из ада Эвридику. По мнению специалистов мифологии, Аполлон дал одну лиру Орфею, который передал ее Музею, а тот, в свою очередь, – Тамирису. Эти музыканты были из Трации; трации также музы, которых изображали играющими на лире. Иногда с лирой в руках изображают также Бахуса. Этот инструмент также был музыкальным атрибутом Гермеса или Меркурия. Многие народы, восходящие к глубокой древности – евреи, китайцы и финикийцы – хотят приписать изобретение лиры себе. Евреи считают, что этот инструмент, который они называют киннором, изобрел Кубал, сын Ламеха и Адпы. Иудейские цари и левиты играли на лире на религиозных праздниках, но лиру не допускали на похоронные церемонии. Возможно, именно на лире играл и танцевал Давид, когда он мешал демону мучить Саула. Из Египта лира попала в Грецию, а оттуда в Малую Азию, а затем в другие места. Финикийцы из Тира и Сидона играли на неболе или лире с 2 струнами. В Вавилоне была широко распространена 3–струнная пандора, которую, очевидно, изобрели арабы. Скифы для изготовления лиры применяли высушенные и чистые собачьи челюсти, из которых у них получался пятиструнный инструмент. Китайцы утверждают, что они первыми стали играть на этом инструменте, который они называли кин, или че. На греческих изображениях и барельефах можно встретить 9–, 10– и 11–струнные лиры, а также лиры больших размеров. Лиру настраивали поворотом по своей оси колец, к которым крепились струны. Для аккомпанирования пению женщин и детей применялись 7– и 8–струнные лиры, которые назывались гептакорд и октокорд. Обычно на лире было 3 струны. Это число постепенно увеличивалось. Несколько струн добавили Тернандр, Симонид, Олимпий, Тимотей и Пифагор. В связи с Тернандром рассказывают, что он хотел добавить еще одну струну на своем инструменте, что вызвало бунт, а самого Тернандра приговорили к смерти. Примитивная лира состояла из звуковой коробки из панциря черепахи, заканчивающейся двумя ветвями в форме рук, соединявшихся вверху поперечиной, к которой крепились струны. Эти панцири черепахи греки приобретали в основном в Индии, но были также панцири с Пелопоннеса. Лиру клали на колени, если исполнитель сидел; если исполнитель стоял, лиру вешали на левое плечо при помощи ремня. Греки изучали лиру не только как артисты и поэты, но и как физики, исследуя соотношения звуковых интервалов и длины струн. Эти законы установил Пифагор. Лира, сегодня исчезнувшая почти полностью у западных народов, все еще встречается в некоторых областях на востоке, в частности, в Греции, где еще недавно лира была любимым инструментом пастухов. На ней играют нищие или бывшие рабы на деревенских праздниках. На лире можно играть непосредственно, взяв струну пальцами или медиатором; или при помощи кусочка дерева или слоновой кости (Энциклопедия Эспаса).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.