Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сальтапелло /см. Гальярда/. 5 страница




198. Лира–вентура. Гитара с 6 двойными струнами, которую в 1851 г. сделал испанец Вентура.

199. Лира–гитара. Инструмент, похожий на лиру, но с грифом гитары. Инструмент изобрели в Париже в начале 19 в. Очень многие гитаристы, композиторы того времени, которые жили в Париже, писали произведения для этого инструмента и гитары. Можно назвать Д. Косса, Хулию Пистон, Г. Гарно, Пуарье Латая и др., руководства Ж. Мейзоннье–младшего, Франсуа Молино, опус 46 для гитары или лиры.

200. Лоун–гоум. Китайская 4–струнная гитара.

201. Лутина. Инструмент, производный от лютни, но меньших размеров. Очень похожа на пандору. Дно лутины ребристое.

202. Лу–чум. Китайский инструмент с 12 струнами из шелка. На инструменте мало играют, как монокорд он используется для установления соотношения интервала.

203. Лютня (названия). В средние века название "лютня" писалось по–разному: leut, leutch, luit, lut, luc, lucэ, luэ, lu, leu, liu, luth, lus, oud и т. д. Итальянское название было тестудо (черепаха);итальянца называли ее лауте и льюто, немцы лауд и лауте. Происходят эти названия, несомненно, от арабского фоуд, появившегося в Испании в начале VIII в. и которое в ходе крестовых походов распространилось в XII в. в Европе.

204. Лютня. Из струнных инструментов, известных музыкальной истории, лютня, которую обычно называют "тестудо" (черепаха), восходит к началу эры христианства. Уже в VIII в. ее привезли в Испанию мавры. Максимальная популярность и распространение инструмента приходится на эпоху крестовых походов. Основным и любимым инструментом лютня была в XVI, XVII и XVIII вв., которые мы можем назвать веками лютни. Воцарению этого инструмента способствовало многое: красота звучания и аккордов инструмента, аккомпанемент хорошо подходил к голосу в эпоху трубадуров и певцов. К этому же времени относятся кифония, виелла, арфа, канон и полуканон, которые также пришли с востока. У арабов, турков и индийцев есть инструмент с названием фоуд, который своим названием и сущностью говорит о том, что является ближайшим предком лютни. В истории лютни различают два периода: первый с эпохи крестовых походов до XVI в. и второй – с XVI по XVIII вв. В первый период инструмент претерпел немногие изменения, которые не повели к значительному изменению инструмента. Например, вместо 4 стало 6 струн, парных или сдвоенных. Диапазон становится больше, как гриф и звуковая коробка. Во второй период происходят более существенные изменения, чтобы инструмент мог выжить в соревновании с оркестром. Число струн доходит до 24, к грифу добавляется второй гриф справа; причем часть струн находится в воздухе и натягивается специальной системой колков. Струн могло быть до 10, или от 11 до 24. Расширился регистр звучания за счет басов, придавших лютне звучности и силы. В ходе этой серии изменений появляются новые инструменты: тьорба, архилютня и падуан, наиболее полный, поскольку объединяет в себе все инструменты этого семейства, от граве до типле. Мандора и мандолина давали звук сопрано лютни; на них играли медиатором из пера. Настройка лютни была настолько многообразная, что можно сказать, что настроек было столько, сколько исполнителей. Примитивная лютня XIV в. имела 6 струн, которые настраивались: ля (со второго промежутка ключа соль), затем ми, си, соль, ре и ля. Эта настройка во Франции и Германии сохранялась до XVI в. Была добавлена седьмая струна в басах и затем понадобилось добавить еще 4 струны для придания силы звучания басам. На лютне с тремя стержнями сдвоены первые пять струн, она настраивалась на соль (от соль поднималась первая линейка ключа фа в кварту): до, фа, ля, ре, соль. Четырехструнная лютня давала звуки до, фа, ля, ре со второй линейки ключа фа в кварту. Шестиструнная лютня с двойными струнами настраивалась по вкусу исполнителя. Три основных группы лютен: с вогнутой коробкой со скрученным колковым местом, гитара с плоской коробкой и горизонтальным колковым местом, и пандоры, происходящие от этих двух разновидностей. Такое разделение дает в «Техническом словаре» знаменитый Педрель. Из инструментов своего семейства лютня исчезла первой под натиском становившегося все более популярным клавесина. В Парижской консерватории хранятся лучшие древние модели лютни, восхищающие конструкцией и техникой.

205. Лютня–бас. Так называли тьорбу.

206. Лютня–тьорба. Инструмент, который в 1727 г. сделал Себастьян Шелм из Нюрнберга. На инструменте было специальное колковое место, где было 24 колка, также колки толстых струн, как на тьорбе и архилютне.

207. Магаде, или магадиде. Название древней лиры.

208. Магадис. Многострунный инструмент в форме цитры или арфы больших размеров. Магадис был ассирийской арфой с 20 струнами (позже число их возросло до 40). На ней играли по всей Малой Азии, особенно в ионических городах с незапамятных времен. Анакреон (см.), родившийся в 572 г. до н. э., дает этому инструменту название "лидийский 20–струнный магадис". Несомненно потому, что этот инструмент чем–то отличался от ассирийской лиры. Струны этого инструмента настраивались сериями октав, отсюда слово "магадировать", или "октавировать". Теоретики XVI в. называли также "магадис" или "магас" монокорд, другие ошибочно "лидийская флейта" или "флейта–цитра".

209. Магиаум – могиоунг. Любопытный инструмент из Бирмы. Сделан в форме крокодила, имеет 3 струны из кишок. магиаум, или крокодил, возможно, также называли патола. Известна разновидность инструмента с 7 струнами. Три колка находятся на хвосте животного. Струны опираются на кобылки, которые крепятся на краю верхней части инструмента, гладкой и в форме диапазона. Струны делятся при помощи 10 подвижных кобылок. Левой рукой передвигают эти кобылки, а правой играют на струнах при помощи медиатора из слоновой кости. В Королевстве Сиам существует похожий инструмент, который называют Та кхай (ящерица).

210. Майури, или таус. Индийский инструмент с 5 струнами из кишок и 11 симпатическими из латуни, которые настраиваются диатонически. Это инструмент, производный от эсрара; название получил по имени павлина, голова которого обычно украшает диапазон. В некоторых областях на струнах играют пальцами, в других – смычком. Индийцы очень ценят этот инструмент.

211. Мандола. Небольшая 4–струнная гитара, на которой играли в Италии в XVII в. Некоторые предполагают, что это была мандора.

212. Мандолина, или мандолин. Уменьшительное от мандола, струнного инструмента такого же древнего, как лютня. Это высокое сопрано семейства лютни. Диапазон в форме половинки груши. Известны две разновидности мандолин: неаполитанская и миланская. Первая, больше распространенная, выстояла под натиском современных инструментов, и на ней сейчас играет большинство народов Средиземноморья. Имеет 4 строя струн: самые высокие – из кишок; остальные из крученого серебряного провода или из шелка. Мандолина была очень популярна в XVIII в. 4 струны современной мандолины настраиваются в унисон со скрипкой: соль, ре, ля, ми, соответственно реальному звучанию на октаву ниже. Неаполитанская мандолина имеет выпуклый корпус; колковое место больше загнуто назад по сравнению с обычной гитарой. На мандолине обычно 16 ладов; играют медиатором.

213. Мандора. Инструмент–современник лютни. В 1620 г. его струны настраивали, удваивая их из квинты в кварту. На инструменте стало 13 струн; они были расположены попарно, кроме первой; позже сделали мандору с 16 струнами, со всеми сдвоенными струнами, кроме первой и басовой. Корпус был длиннее, чем у лютни. Колковое место, загнутое вперед, обычно заканчивалось головой какого–нибудь фантастического животного. На мандоре играли медиатором.

214. Мароуване. Разновидность округлой лиры, которую малчаче (Мадагаскар) также называют валика. Струны сделаны из волокон бамбука и настраиваются при помощи подвижных кобылок. Исполнитель кладет инструмент на колени и поворачивает пальцами, отчего струны звучат.

215. Махати вина. Инструмент с 17 толстыми металлическими струнами, изобретение которого индийцы приписывают богу Наваде. Инструмент делают из бамбука с колками и 22 подвижными кобылками, которые служат ладами. 16 первых дают хроматические звуки, остальные – диатонические. Звуковой коробкой служат две половинки тыквы, на нижнем конце бамбуковой трубки.

216. Мачете (см. кавакино).

217. Мачул, или магул. 8–струнный инструмент, очень похожий на лютню. Похоже, что на этом инструменте играли евреи. Из–за похожести названия на слово мачал этот инструмент путают с мачолом – флейтой, на которой также играли евреи.

218. Мео канон. Инструмент, на котором играют пальцами. Больше других инструментов напоминает виуэлу. Любопытен факт, что в 1329 г. король Кастилии просил дона Альфонсо, короля Арагонского, послать двух музыкантов, которые играли бы на ксабебе и мео–каноне. Этот инструмент изображен на многих гравюрах в кодексе Факундоса Скриптора (см.), 1047 г.; через два века (в XIII в.) упоминается в Кантиках короля Альфонсо Мудрого.

219. Метсанг. Персидская 2–струнная пандора.

220. Мефинко. Абиссинская лира, на которой играют пальцами.

221. Мизеф. Арабский струнный инструмент.

222. Мизмор. Еврейская лира. Так же называют арабскую флейту.

223. Ми–кхионг–тсонг. Ми–кхионг переводится как лютня и тсонг – как арфа. 3–струнный бирманский оркестровый инструмент, состоит из прямоугольного корпуса без дна, продолженного головой и хвостом, что придает форму крокодила. На "спине" расположено 9 круглых отверстий, поддерживающих 5 поперечных тонов. В начале "хвоста" закреплены 3 кольца, пересекающих струны, привязанные одним концом к шее животного к медному выступу, который называют чан–кхеоу. Натяжение обеспечивают три колка на хвосте. На этом инструменте играют только пальцами.

224. Монзафик. Разновидность арабской лютни.

225. Монокорд. Как бы ни хотелось кому–то доказать, этот инструмент не является одним из многочисленных изобретений Гвидо ди Ареццо. Этот инструмент описывается уже в Книге I Гармоник Клавдия Птолемея и в Музыкальном трактате Боэцио. Птолемей первым показал, как надо обращаться с этими инструментом для практического изучения музыки. В своих сочинениях он показал способ деления струн для всех нот гаммы, ставя в определенное положение передвижные кобылки, назначение которых точно и практично менять звуки. Как видно, монокорд был в древности настоящим звукомером и акустическим инструментом. Этот инструмент, хотя он и использовался только для экспериментов, связанных с законами физики, принадлежит к группе струнных инструментов, струны которого звучат при более или менее резком ударе молоточка, медиатора, при "пунтео", "расгео" или пиццикато пальцами, "расгео" смычком для инструментов, на которых оно применяется. Монокорд состоял из продолговатого диапазона с линейкой, разделенной в нескольких местах, на которой располагалась единственная струна из кишок или из металла и которая настраивалась при помощи одной или нескольких передвижных кобылок, устанавливаемых на любой из точек этой линейки, при помощи горизонтальных линий и букв древнего музыкального алфавита. Монокордом также называли средневековую морскую трубу, которая также была однострунной.

226. Морадие. Мавританская 3–струнная гитара с очень длинным грифом. На ней играли в Италии и других местах Европы бродячие музыканты в середине XVII в. Один из вариантов морадие, пятиструнный, называли калачон (см.).

227. Мун гитар, гитара–луна. Это то же самое, что иуэ кин или ю–кин (см.) китайцев.

228. Набла – наблия – наблио – набулон – небол. По данным Атенея, это был инструмент финикийского происхождения, идентичный еврейскому небелю, о котором так много говорили в салонах. С Востока он попал к грекам и римлянам. Сопатор говорит, что на инструменте было 10 струн. Историк Жозеф и Святой Иероним предполагают, что струн было 12, и на них играли, как на арфе, но от основания, несмотря на то, что диапазон был сверху. Кирхер в "Мусургии" утверждает, что инструмент был квадратной формы, другие предлагают другую форму. Овидий считал этот инструмент аналогичным лире и цитре, и перед таким разнообразием мнений трудно утверждать, на каком же инструменте играл Давид: на арфе, кинноре, азуре или небеле.

229. Нанга. Арфа из Габона в форме лодочки. Имеет 5 струн.

230. Неабхим. Еврейский струнный инструмент.

231. Небель. Название этого инструмента часто упоминается в Библии. Инструмент финикийского происхождения. Имел и 10, и иногда больше струн. Это наблун латинян и набле сидонцев. Звук его был сильнее звука киннора благодаря развитию диапазона. В Библии упоминается как сопровождающий другой инструмент.

232. Негинот. Еврейский струнный музыкальный инструмент. На нем играли рукой, как считает А. Ишо в своих примечаниях к Библии. По мнению других авторов, негинот – название инструмента с 3 струнами из кишок.

233. Нсамбеи, или нсамби. Разновидность конголезской гитары, на которой исполнители аккомпанируют любовным песням. Струны делают из волокон пальмы. На инструменте играют большими пальцами обеих рук.

234. Октавилья. Так называли в Валенсии гитару с 6 двойными стальными струнами.

235. Октакорд, или октокорд. 8–струнный инструмент. Греки называли "октокордум питагорал" систему инструмента, разновидности лиры, изобретенную Пифагором, и который состоял из двух соединенных тетракордов.

236. Омби. Гвинейский инструмент. Это прямоугольная деревянная коробка, покрытая кожей, с 8 расположенными по одной линии отверстиями; через них выходит столько же струн, которые изнутри идут к внешним колкам, расположенным на деревянной стойке. Струны из волокон виноградной лозы.

237. Орабин. Инструмент семейства лютен. Считают, что в Испанию его привезли мавры. Его упоминает архипресвитер из Иты в знаменитой поэме "Дон Амор". Сериано Фуэртес называет этот инструмент гарави и пишет: "Инструмент очень похожий на типле семейства меховых гайт". Фелипе Педрель считает, что орабин относится к семейству лютен. Очень странно, что два автора–эрудита имеют столь расходящиеся мнения.

238. Орфасио. Древний струнный инструмент, похожий на лютню.

239. Орфеореон – оксфеорон – орфеарион – пеноркон. Щипковый инструмент, вариант пандоры, с 8 парами металлических струн. Настраивался как лютня, в Италии использовался для сопровождения пения в XVI в. Исчез в XVIII в. Орфеореон, размерами меньше пандоры, имел по краям фестоны.

240. Падуан. Иногда так называют архилютню и тьорбу из–за жителей Падуи, которые прославились как хорошие мастера виол.

241. Пандора, или пандура. Древний инструмент, промежуточный между лютней и гитарой, с латунными струнами, число которых варьировалось с 8 до 18. Лады были из меди, кобылка была наклонная. На инструменте играли медиатором. Был очень популярен в Неаполе в XVII в. Итальянцы называли инструмент пандурина, или пандорина. Это был настоящий бас мандолины. Инструмент был также очень известен в Индии. Пандоры XVI в. имели плоский диапазон, как у систро. Инструмент имел 7 двойных металличеких струн, которые настраивались соль – до – ре – соль – до – ми – ля от нижнего соль (3 дополнительных линейки ниже басового ключа); или до – ре – соль – до – фа – ля – ре от до (2 дополнительных линейки ниже басового ключа). Некоторые путали инструмент с коутрой или китарахом арабов. Пандоры современной конструкции, обычно английского происхождения, называются бикуга–ситер.

242. Панормок. Энгармоническая гитара, которую в 1851 г. в Лондоне сделал знаменитый мастер Панормо.

243. Панталон. Инструмент – вариант сальтерио, на котором было много стальных струн. Мнения музыковедов расходятся относительно формы и названия этого инструмента. Ф. Педрель считает, что панталон или панталеон – разновидность струнных цимбал, которая в 1707 г. была изобретена Панталеоном Гобенштрайтом; струны были из кишок и из металла.

244. Параду. Древняя 30–струнная лютня.

245. Париамбо. Древний инструмент похожий на лиру. Этим инструментом сопровождали ямбические стихи.

246. Патола (см. магиаум – мегиоунг).

247. Пектис. Древняя треугольная цитра, на которой играли ассирийцы, египтяне и греки. Этот инструмент высоко ценили в городах Лидии. Мнения о числе струн расходятся. Это был любимый инструмент поэтессы Сафо. Инструмент настраивался по восьмой высокой струне барбитоса.

248. Пенопкон (см. орфеореон).

249. Пентакорд. Древняя лира, которую так называли потому, что на ней было 5 струн. Считается, что инструмент придумали скифы, которые для игры на нем вместо медиатора использовали собачью челюсть.

250. Пепа. Инструмент, на котором часто играют китаянки. Имеет 4 струны из кишок на грушевидном диапазоне из полой древесины, на котором прикрепляют продолговатую деревянную пластинку. Внутри диапазона имеется стальная спирально закрученная струна, которая, несомненно, дает определенный ритмический эффект при встряхивании инструмента. Одна часть грифа из слоновой кости; на ней нарисованы деления звуков, соотносящиеся с показанными на диапазоне. Четыре струны из кишок, на которых играют медиатором, дают 4 звука в воздухе: фа, си–бемоль, до, фа (в восходящем порядке от фа четвертой линейки басового ключа в кварту).

251. Пера – тараска. Мексиканский инструмент, производный от гитары, на котором играют только мичоаканские мелодии. Он несколько меньше народной мексиканской гитары, имеющей 9 струн: три двойные и три простые. Периамбо, примитивный струнный инструмент, который упоминает Полюкс в "Ономастиконе".

252. Песандон. Гитара с 10 или 12 латунными струнами. Очень популярна на острове Роти в Восточной Индии. Струны натянуты по всей длине инструмента из стебля бамбука, который опирается на диапазон в форме полушария, сделанного из листа "борассис флателлиформис". При игре инструмент кладут на колени.

253. Петтиде. Маленькая греческая лира с высоким звуком.

254. Пибо. 4–струнная гитара из Шанхая.

255. Пинака, примитивный индийский инструмент. Состоит из деревянной дуги и единственной струны, на которой играют пальцами, при этом получается едва слышный звук. Индийцы считают его предшественником всех струнных инструментов и утверждают, что его изобрел бог Шива.

256. Плектро–лира. Гитару сконструировал Трахета из Филадельфии в 1833 г.

257. Поун–гоун. Китайская 4–струнная гитара. Диапазон имеет два отверстия в форме полукруга. Гриф короткий, имеет 5 ладов и заканчивается ракушкой, как скрипка, но просверленной насквозь.

258. Прасаркуис–вина. Название означает "усовершенствованная лютня". Этот индийский инструмент имеет два грифа, один из которых заканчивается половинкой круглой тыквы. Другой, справа от первого, короче, но без своего диапазона. На каждом грифе по 16 делений и 5 струн; первая и четвертая – стальные; остальные – латунные. Струны на коротком грифе отвечают на высокую октаву основного грифа. Медиатор из проволоки, в форме эллипса, часть, за которую его удерживают пальцами, из шелковой нити.

259. Псалтериум (см. сальтерио). Это название имело в древности несколько значений: гитара–лира; сатирическая песня; сатира–сальтерио; книга псалмов и т. д. Псалтериум называли также кантукум.

260. Пятистройная гитара (см. Гитара).

261. Рабаб, рабаб, или рубеб. Как большинство индийских инструментов, имеет самые разные названия. Инструмент называют также древним названием рудра–вина. Чаще всего на нем играют в мусульманских областях Персии, Афганистана, Верхней Индии, Пенджаба и т. д. Форма инструмента очень разная в разных областях. Состоит из куска древесины с декой из пергамента. Обычно имеет 4 струны: 3 из кишок и одна латунная; но часто две первые струны двойные, настроенные одинаково 2х2. В этом случае струн 6. Обычно, кроме того есть боковые симпатические струны и иногда 4 или 5 делений из кишок, с интервалами в полутон. Играют деревянным медиатором. Афганская форма, распространенная также в Пенджабе, меньше форм, известных в других частях Индии, где корпус инструмента больше и длиннее в нижней части. Рабаб очень приятен и элегантен в руках артиста. Звук похож на звук банджо.

262. Рабе мавританский. Так называли в древности гузлу и эоуд арабов.

263. Рабучин – рабукин. Струнный инструмент, на котором играли готтентоты. Состоит из треугольной пластины с тремя натянутыми по ней струнами из кишок, опирающимися на кобылку и настроенными произвольно при помощи колков.

264. Ракао. Гитара, популярная в некоторых областях Португалии. Формат инструмента небольшой: это промежуточный тип между испанским гитаррико и обычной гитарой. Имеет пять струн и семнадцать ладов.

265. Ранджани–вина. Индийский инструмент, состоящий из двух половинок тыквы, прикрепленных к грифу с делениями. Имеет пять основных и семь боковых стальных струн, на которых играют в воздухе. Очень похож на макати–вину (см.). Ранджа означает краситель, а также название кустарника.

266. Ребаб (эль). Арабский инструмент, разновидность гитары усеченной формы со струнами из кишок и круглым грифом. Инструмент упоминает Х. Парада–и–Баррето в словаре 1868 г.

267. Ревебер – рибибле. От каталонского ребен–рабель. По мнению некоторых авторов, в частности, эрудита–археолога Пуиггари, это была небольшая гитара, на которой, в отличие от рабеля, не играли смычком.

268. Респанча мандуррия. Древний инструмент с металлическими струнами, похожий на лютню (по мнению Лакаля).

269. Рильч. Грубая лира русских (Лакаль).

270. Робаб. Древний персидский струнный инструмент, в настоящее время на нем играют в Самарканде и Бухаре, где словом робаб называют инструмент, похожий на тар, с 3 струнами из кишок и 2 из латуни, прикрепленными к оному из боков инструмента. Играют медным медиатором, который называют мезраб. Инструмент упоминает Юар в статье "Персидская музыка" в "Энциклопедии музыки и слове консерватории".

271. Рота – ротта – роте – рокта. Этими и другими названиями называли средневековые писатели и трубадуры одну из разновидностей сальтерио округлой формы, теутоническую цитру (модификацию сальтерио), "шроту", или "кроут", вьелле (звуки, которые получали от трения колеса) и другие инструменты. Похоже, что изменение формы сальтерио, который вместо древней треугольной формы приобретает округлую в XIII в. и, возможно, в XII в., привело к появлению названия рота ("круглый инструмент") для обозначения "сальтерио" округлой формы. Со временем к инструменту приспособили колесо с известным механизмом, и он превратился в инструмент, известный под названием "вьелле", "синфония" и т. д. (Педрель, Технический словарь, 1894 г.).

272. Рубаб. Индийский инструмент с 6 струнами из кишок и 6 стальными струнами, которые являются симпатическими. По форме похож на ребаб. Играют медиатором из рога. Инструмент упоминает Педрель в Техническом словаре 1894 г.

273. Рудра вина (см. рабаб).

274. Сааттарах. Индийский инструмент, похожий на гитару; имеет струны из кишок. Сабеча, или сабека, се бача, еврейский инструмент финикийского происхождения. Греки и латиняне называли инструмент самбука. По свидетельству Атенея, на инструменте было 4 струны, издававшие очень высокие звуки. По мнению других авторов, это название арфы или тригоно, который упоминает Даниэль и на котором евреи играли в эпоху пленения в Вавилоне.

275. Саз. Инструмент с коробкой грушевидной формы и деревянным диапазоном. Имеет три стальных и одну латунную струну. Гриф, больше или меньше инкрустированный янтарем, имеет 6 делений; настраивают в зависимости от исполняемой песни.

276. Саи–тхо–эул. Инструмент мусульманского оркестра. Диапазон и гриф из одного куска древесины. Диапазон покрыт кожей. Верхняя часть плоская, нижняя округленной формы. Струны крепятся к краю диапазона, часть струн проходит через кобылку, другие по ее верху. Затем струны крепятся в верхней части при помощи 9 колков. Струны расположены в следующем порядке: 3 стальных, 2 шелковых и 4 стальных. Из стальных струн одна двойная и 6 простых. На грифе имеется 23 связки шелковых шнурков на фиксированном расстоянии от кобылки, выполняющих роль тонов. Играют ногтями или деревянным медиатором.

277. Сальтерио. В древности это был струнный инструмент, имевший что–то от цитры и что–то от арфы. Походил на арфу, потому что струны шли от диапазона к колкам на конце грифа или изогнутого удлинения, образующего что–то похожее на дугу. Именно так выглядит экземпляр, хранящийся в Британском музее. На другом, из Музея Египта в Париже, гриф соединен с диапазоном под углом, так что две части и струны образуют треугольник. В верхней части диапазона имеются отверстия, продлевающие колебания воздуха. Инструмент напоминает цитру формой диапазона. Положение сальтерио при игре было разное. Для игры его нужно было поместить горизонтально на левом плече так, чтобы самые короткие струны были ближе всего к рукам. Именно так инструмент представлен на картинах Тебаса. Первый сальтерио, который упоминает Атеней, может, и был инструментом, который мы ранее описали, но поставленный в вертикальное положение. Следует иметь в виду, что со временем появилось огромное число разновидностей не только разных по форме, но и по числу струн. Так, например, на тех, которые мы описали, было по четыре струны. На других сальтерио для каждой ноты были двойные, тройные и даже счетверенные струны. Сальтерио называли так из–за общности его происхождения с сантиром, или писантиром Индии, Персии и Египта. Нежностью звука инструмент заслужил самые горячие похвалы древних писателей, а еще более восторженные – поэтов Средневековья, когда существовали модели небольших размеров, которые исполнители вешали на шею или клали на колени. Усовершенствования этого инструмента в дальнейшем привели к появлению современного фортепиано через спинет, виргиналь, цимбалы, клавицимбалы, клавикорды и клавесин.

278. Самбука линсийская. Инструмент с 500 струнами, изобретенный Наполитано Колонной в XVI в. По мнению некоторых авторов, конструктор из–за того, что его изобретение имело такой малый успех, снял с инструмента струны, сплел из них косу и на ней повесился. Исполнительницу на самбуке или сальтерио называют самбучина, самбучиста, или псалтерия, обычно у древних греков и римлян эту профессию имели египтянки или азиатки, которые стоя (как на египетских изображениях, открытых Брусе) или удерживая инструмент на коленях (как показано на других изображениях на могиле Бени–Хассана), играли на больших инструментах этого класса.

279. Самбука. Инструмент, похожий на арфу, со струнами разных размеров и длин. Существовали модели небольших размеров, похожие на галльскую арфу, другие таких же размеров, как современная арфа. Такого размера была самбука, изображение которой встретил Брусе на одном из египетских изображений, поэтому инструмент назвали арфой Брусе. Считают, что этот инструмент изобрели Самлиус или Ибико, оба из Сирии.

280. Самисен, или самсиен, или самсин (см. сиамисен или ша–ми–сен).

281. Санг. Индийская арфа.

282. Саниоджи, или санджоджи. Индийский инструмент, изменение саранджи. Диапазон из половинки тыквы грушевидной формы и мембраны. Имеет 4 струны из кишок, от которых звучат 3 и более симпатических струн. Существуют другие варианты, не имеющие симпатических струн.

283. Сантур – сантир. Так называли инструмент турки. Это ничто иное, как псалтерион или тимпанон, на котором в древности играли по всей Европе и который в наши дни сохранился только в Богемии, Венгрии и прежде всего в Румынии. Это очень древний инструмент. Он упоминается в Библии под названием фсантерин или псантерин. Сантур имеет еврейское происхождение; в настоящее время на нем играют восточные евреи. В Константинополе играют на сантурах двух классов, очень различных между собой по форме и расположению струн. Один известен под названием "сантур на французский манер", другой – как "сантур на турецкий манер". Инструмент упоминает Рауф Йекта в "Энциклопедии музыки".

284. Сан–хиен. Народный 3–струнный инструмент, в просторечьи называемый хиен–тсеу. На грифе нет никаких отметок, струны привязывались к окончанию диапазона, коробка прямоугольной формы, с закругленными углами и покрыта змеиной кожей. Играют медиатором. Настройка струн: до – фа – си–бемоль. Инструмент упоминает Морис Куран в "Энциклопедии музыки и словаре консерватории". Ф. Педрель дает его под названием сан–хеен, или самм–хинн.

285. Саранджи. Родовое название одной из разновидностей инструментов, на которых играют в Индии. Состоит из 4 обычных и 11 симпатических струн, расположенных на диапазоне, покрытом мембраной.

286. Сасанан ох. Бамбуковая цитра, очень похожая на гитару песандон (см.). Оба инструмента популярны на острове Роти в Восточной Индии. Сасанан–ох имеет также диапазон из пальмовых листьев. Инструмент упоминает Даниэль де Ланж и Ф. Шнеллеман в работе "Музыка и музыкальные инструменты в голландской Восточной Индии", опубликованной в "Энциклопедии музыки и словаре консерватории".

287. Сатар, или сетаре. Возможно, это производное от западной цитры – щипкового инструмента с грифом с 16 ладами. Назывался какчапи вина (вина–черепаха), качуса сетар или просто сетар. Имеет 5 струн. Первая и четвертая – стальные, остальные – латунные. Иногда на грифе добавляют другие струны, на которых играют в воздухе. Происходит из Индии.

288. Сау–дуанг. 2–струнный инструмент, разновидность сау–тай. Похож на ур–хин из Китая.

289. Саун – санг – саунг. Арфа очень интересной формы из Бирмы. Диапазон плоский, овальной формы, с 4 отверстиями, по 2 на каждом конце диапазона. На одном из концов овала имеется небольшая ручка, направленная вниз, которая, очевидно, служит для манипулирования инструментом. На противоположном краю гриф вверх, с загнутым концом. От этого грифа отходят струны, входящие прямо в диапазон арфы через центральную часть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.