Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Валла Л. [Введение в «Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина»]




 

[Введение в «Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина»]

 

Далее следуют отрывки из самого известного исторического труда Валлы трактата – памфлета “Рассуждения о подложнос- ти так называемой грамоты Константина”, изданного в 1440 году. Он был написан по заказу неаполитанского короля Альфонса Ара- гонского, претендовавшего на завоевание Папской области. Трактат, созданный в ограниченных интересах неаполитанского двора, перерос в общую критику основ власти папства. Позднее в эпоху Реформации он широко использовался против римского пре- стола руководителями протестантского движения.

 

Много, очень много обнародовал я книг почти по всем об- ластям знания. В этих книгах я осмеливался выражать своё не- согласие с мнением некоторых выдающихся писателей, чей авто- ритет был непререкаем в течение очень долгого времени. И я воз- будил этим против себя негодование у немалого числа людей, которые ненавидят меня за это и называют наглецом и святотат- цем. Подумать только, что будут делать эти люди теперь! Как будут они неистовствовать! И если им представится возможность, с какой жадностью схватят они меня и как поспешно повлекут меня на казнь. Ведь я выступаю не только против умерших, но и против живых, я выступаю не против какого-нибудь одного че- ловека, но против многих, я выступаю не только против частных лиц, но и против лиц, облечённых властью. И какой властью! Я дер-


заю выступить против верховного первосвященника, который воору- жён не одним лишь мирским мечом, но и мечом церковным. От этого меча ни один государь не укроет тебя своим щитом, повсюду смогут настичь тебя отлучение, анафема, проклятие. А если разумно гово- рил и действовал тот, кто сказал – «Я не хочу писать против тех, кото- рые могут вписать меня в проскрипционный список», - то как уж следует мне остерегаться того человека, которому незачем даже при- бегать к проскрипциям, который невидимыми стрелами своей влас- ти сможет преследовать меня так неотступно, что мне останется толь- ко воскликнуть: «Куда пойду я от духа твоего, и от лица твоего куда убегу?».

Но нельзя ли ожидать, что верховный первосвященник от- несётся к этому терпимее, чем отнеслись бы другие люди? Ни в коем случае. Разве первосвященник Анания, когда Павел сказал, что совесть его чиста, не велел ударить Павла по устам тут же в присутствии трибуна, восседавшего в качестве судьи, разве Фа- зур, облечённый тем же саном, не бросил в тюрьму Иеремию за смелость его речей? Правда, Павла от несправедливости перво- священника захотел и сумел спасти трибун и наместник, а Иере- мию спас царь. Но какой трибун, какой наместник, какой царь, даже если и пожелает этого, сможет вырвать меня из рук верхов- ного первосвященника, если он схватит меня!

Однако ничто не может послужить причиной, чтобы двой- ной этот страх смутил меня и отвлёк меня от моего замысла…

Я знаю, что люди давно уже желают услышать, какое же об- винение предъявляю я римским папам. Я предъявляю им тяжкое обвинение, я обвиняю их либо в беспечном невежестве, либо в чу- довищной алчности, которая является идолопоклонством, либо в суетном стремлении к власти, которому постоянно сопутствует жестокость. Ибо уже в течение нескольких веков они либо не по- нимали, что Константинов дар – это подлог, либо сами этот под- лог создавали, либо, следуя по стопам своих предшественников, защищали истинность этого дара, о подложности которого они хорошо знали. И этим они бесчестили величие первосвященства, бесчестили память древних пап, бесчестили христианскую веру и всё смешивали с убийством, с разрушением и преступлениями. Они


утверждают, что город Рим – это их собственность, что им принадле- жит королевство Сицилии и Неаполя, им принадлежит вся Италия, Галлии и Испании, германцы и британцы, им вообще принадлежит весь Запад, ибо всё это содержится в тексте дарственной грамоты. Итак, всё это принадлежит тебе, верховный первосвященник? И ты намере- ваешься приобрести это вновь? Ты хочешь отнять города у королей и князей Запада или заставить королей и князей, чтобы они платили тебе ежегодную дань?

А я, напротив, считаю, что будет справедливее позволить князьям лишить тебя всей власти, которой ты обладаешь. Ибо, как я покажу, о том самом даре, которым верховные первосвя- щенники обосновывают свои права, ничего не было известно ни Сильвестру, ни Константину.

Перевод И.А. Перельмутера. Лоренцо Валла. Рассуждение о подложности так называе-

мой дарственной грамоты Константина. // Итальянские гумани- сты ХУ века о церкви и религии. М. АН СССР. 1963. С.139 – 142.

 

Примечания

Проскрипции – в Древнем Риме списки лиц, объявленных вне закона.

Ударить Павла по устам – см. Деяния апостолов (XXIII, 1 – 2).

Бросил в тюрьму Иеремию – см. Книгу пророка Иеремии (XX, 1 – 2). Фазур в русском синодальном переводе Библии на- зван Пасхором.

 

Вопросы и задания

1. Докажите, что текст принадлежит учёному эпохи Возрож- дения, мыслителю – рационалисту.

2. Докажите, что Валла принадлежал к исторической школе

«эрудитов».

3. Назовите публицистические приёмы, используемые Валлой.

4. Охарактеризуйте особенности личности Валлы, проявле- ние в его личности одного из «социальных характеров» эпохи Возрождения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.