Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение творческого наследия зарубежных историков нового времени с помощью практикума




А721

ЧАСТЬ I

ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИОГРАФИИ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ

В.С. АНТИПОВ

 

 

(учебное пособие к курсу

"Историография всеобщей истории")

 

 

 

Псков 2004


ББК А721

 

Печатается по решению кафедры всеобщей истории и редакционно-издательского совета ПГПУ им.С.М. Кирова.

 

 

Антипов В.С.

А721 Практикум по историографии истории нового времени стран зарубежной Европы (учебное пособие к курсу "Историография всеобщей истории"). Часть I. Псков. 2004. 168 стр. ISBN 5- 87854-334-6

 

Учебное пособие предназначено для студентов исторических факультетов педагогических институтов и университетов. Оно может быть также использовано учителями средних школ при подготовке уроков и написании школьниками рефератов по истории зарубежных стран.

 

Рецензент: старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПСковского юридического института МЮ РФ, кандидад историчсеких наук Калиниченко К.В.

 

 

Работа издана в авторской редакции.

 

 


ISBN 5-87854-334-6


© Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова, 2004

(ПГПУ им. С.М.Кирова), 2004

© Антипов В.С., 2004


 

Содержание

Изучение творческого наследия зарубежных историков нового времени с помощью практикума 5

Семинар № 1. Эрудитская школа итальянской гуманистической историографии. Лоренцо Валла 17

Семинар № 2. Политическая школа итальянской гуманистической историографии. Никколо Макиавелли................................................................................................. 32

Семинар № 3. Теория исторического круговорота

Джамбаттиста Вико............................................................... 54

Семинар № 4. Исторические взгляды Шарля – Луи Монтескьё... 63

Семинар № 5. Исторические взгляды Вольтера...................... 87

Семинар № 6. Историческая мысль в Энциклопедии Дидро и Д`Аламбера 118

Семинар № 7. Историография немецкого Просвещения.

Фридрих Шиллер как историк........................................... 144

Приложение. Изучение творческого наследия историка

(модель учебного историографического анализа)................ 163


 


 

 

 

Формирование у студента навыков и умений самостоятель- ной работы является сегодня одним из наиболее перспективных путей повышения качества высшего образования, подготовки выпускника «готового к постоянному профессиональному рос- ту, социальной и профессиональной мобильности» (1). Увеличе- ние доли самостоятельной работы, в свою очередь, требует оп- тимизации методов обучения, модернизации учебно-методичес- кой литературы и, одновременно, разработки новых дидактичес- ких подходов, ориентированных на повышение эффективности самостоятельного освоения учебного материала.

История зарубежной исторической науки изучается студен- тами педагогических институтов и университетов в курсе “Исто- риография всеобщей истории”. Мировоззренческий аспект исто- рической науки особенно рельефно выступает в сфере историог- рафии, где сопоставляются как различные методологические под- ходы, так и результаты исторических исследований. Освоение курса историографии - важный этап в формировании самостоя- тельного взгляда студента на исторический процесс, выработке творческого подхода в преподавании истории, профессиональ- ного мастерства будущего учителя. Изучение истории историчес- кой науки позволяет расширить кругозор студентов, помочь сле- дить за уровнем её развития, определять степень изученности тех или иных проблем, видеть новые исследовательские рубежи.

 

*****

Основой изучения дисциплины является работа над истори- ографическими источниками. С.О. Шмидт даёт следующее опре- деление историографического источника: “Историографичес- ким источником можно назвать всякий источник познания ис- ториографических явлений (фактов)”(2). Для освоения курса


недостаточно ознакомления с эволюцией исторической мысли, кон- цепциями историков, результатами их исследований по учебным по- собиям и литературе. Такой подход без обращения к историографи- ческим источникам может скорее дать обратный эффект, иллюзию знания. Только непосредственная работа с историографическим ис- точником может приобщить студента к пониманию процессов разви- тия исторической науки того времени, когда создавался исследова- тельский труд.

Специальная литература по историографическим источни- кам нового времени зарубежных стран невелика. Наиболее об- стоятельно проблематика рассмотрена в трудах И.Я. Биска (3). При изучении отдельных тем студентами могут быть использо- ваны некоторые работы специалистов по отечественному источ- никоведению, выходящих в своих исследованиях и на зарубеж- ную проблематику (4).

В то же время множество наблюдений относительно различ- ных видов историографических источников разбросано в моно- графиях и научных статьях, посвящённых историкам прошлого (5), в комментариях к публикациям исторических сочинений (6). Большие трудности для работы студентов создаёт отсут- ствие на русском языке специальных словарей и справочников по понятийно-терминологическому аппарату, используемому для работы с историографическими источниками. В “Советской ис- торической энциклопедии” отсутствуют такие понятия как “ис- ториографический источник”, “историческое сочинение”, “жанр исторического сочинения”, “монография”, “биография”, “эссе”

и многие другие

Историографические источники могут быть разбиты на не- сколько групп:

1. Вещественные. К ним относятся, например, родовой за- мок Монтескье в Ла Бреда, комната Карамзина в Остафьеве, где писалась “История государства российского”, рабочий стол учё- ного, его чернильница (дорожная, подвесная, с песочницей, де- шёвая, дорогая и т.п.), книги библиотеки многое могут расска- зать об историке. Источники этой группы большей частью ис- пользуются в музейной работе, при построении экспозиций.


2. Изобразительные. Скульптура Вольтера, портрет Э. Гиббо- на, дагерротип Ф. Гизо несут на себе отпечаток эпохи. Совокупность изображений какого-либо лица (в нашем случае речь идёт об истори- ке) называется иконографией. Изобразительные историографические источники используются в исследовательской деятельности, препо- давании, как незаменимый иллюстративный материал.

3. Документальные, созданные для текущих надобностей, свя- занные с жизнью и трудовой деятельностью историка, ситуацией в современной ему исторической науке. Они могут быть разделены на следующие подгруппы:

· актовые - различного рода государственные акты (поста- новления), касающиеся изучения истории, её преподавания, рас- пространения исторических знаний. Сюда относятся цензурные уставы, законы об авторском праве и т.п.;

· канцелярские (делопроизводственные) включают текущую документацию исторических обществ, учебных заведений и их подразделений, исследовательских институтов, личные дела учё- ных - историков и т.п.;

· статистические (сводные итоговые показатели), например, сведения о числе лиц с высшим историческим образованием, числе преподавателей истории в вузах и школах и т.п.

4. Нарративные (повествовательные) тексты об историке, полностью посвящённые учёному или содержащие упоминания о нём, исторической науке его времени. К ним относятся мемуа- ры, письма, дневники, биографии, написанные современниками историка, хроники и т.п.

5. Тексты историка составляют основной массив историог- рафических источников. Могут быть разделены на несколько подгрупп: сочинения историка; источники личного происхожде- ния (дневники, эпистолярное наследие, мемуары); источниковые публикации, где историк являлся составителем или комментато- ром; черновики; материалы редакторской работы.

В вузовской практике преподавания историографии боль- шей частью используются сочинения историка.

По отношению к отдельным видам исторических сочинений ши-


роко употребляется понятие “жанр”. Оно синонимично с понятием “вид”. Представляется, однако, что употребление термина “жанр” по отноше- нию к историческим сочинениям более предпочтительно, ибо точнее выражает специфику этого вида историографических источников как текста. Впервые понятие “жанр” стало применяться во Франции XVI века по отношению к литературным сочинениям, а, следовательно, и историческим трудам, поскольку история ещё не отпочковалась от лите- ратуры. В XVIII - начале XIX века история превращается в самостоя- тельную отрасль знания, и понятие “жанр” продолжает широко упот- ребляться по отношению как литературным, так и историческим сочи- нениям.

Жанры исторических сочинений (и исчезнувшие, и ныне употребляемые) многообразны. Перечислим только некоторые из них: анналы, хроника, средневековая “история”, хронограф, биография, автобиография, трактат, монография, диссертация, научная статья, рецензия, историческое эссе, исторический очерк, учебник и т.д.

При выделении отдельных жанров используется ряд призна- ков (критериев), носящих устойчивый, исторически повторяемый характер. Эти признаки выступают в виде некоей суммы приёмов труда историка, ориентированных на определённую читательс- кую аудиторию. Жанры различаются, во-первых, по объёму (раз- меру) текста. Например, это различие выступает как одно из оп- ределяющих между монографией и научной статьёй. Во-вторых, по композиции и структуре текста. Как пример можно привести различия по этим критериям между трактатом и хроникой. В- третьих, по особенностям стилистики, степени присутствия в из- ложении личностного начала. Сравним в этом случае отличия научной статьи, учебника и исторического эссе. Исходя из пере- численных критериев, можно дать следующее определение поня- тия “жанр”: разновидность исторического сочинения, обладаю- щая устойчивыми особенностями в композиции и структуре тек- ста, объёме охвата материала, стилистических признаках.

В своём развитии жанр исторического сочинения проходит сложные пути становления, трансформации, предстаёт в ряде модификаций, обнаруживает высокую степень приспособляемости


к новым условиям. Причины возникновения жанров и их модифика- ций различны.

Во-первых, многое определяется социальными потребнос- тями, возникающими на определённой ступени общественного развития. Можно говорить об относительной адекватности жан- ров породившим их формам социальной действительности. У различных народов примерно на одинаковой стадии развития появляются близкие жанры (анналы, хроники, мемуары, моно- графии и т.п.). Всемирные хроники могли появиться только как результат распространения христианства. Истории нацио- нальных государств возникают только с появлением наций, ста- новлением раннего абсолютизма. Появление диссертации стало результатом поиска форм установления компетентности учёных. Во-вторых, изменения в ментальности влекут за собой и трансформацию жанров. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию жанров на раннем этапе нового времени, когда про- изошли значительные изменения в жанровой структуре комплекса исторических сочинений. Отходят на второй план хроники, жи- тия святых. Бурно расцветает мемуаристика, историческая пуб- лицистика, биография и автобиография. Главной причиной этих изменений, как пишет М.Ф. Румянцева, стала “индивидуализа- ция человека при переходе от средних веков к новому времени... Стремление оставить мемуары могло появиться лишь у челове- ка, осознающего свою отделённость от окружающего его социу- ма и понимающего ценность своего индивидуального историчес- кого опыта”, осознающего своё место “в эволюционном целом...,

в чреде поколений” (7).

В-третьих, эволюция отдельных жанров может быть объяс- нена логикой их саморазвития, а в более широком плане, и разви- тием исторической науки в целом. Как пример можно привести эволюцию монографии. Этот жанр появился ещё в античности. Исчезнув в средние века, он возрождается в новое время. В XVII

- XVIII веках постепенно обзаводится справочно-ссылочным ап- паратом, правилами цитирования. В конце XVIII - первой поло- вине XIX века монография впитывает достижения исторической критики, получает устойчивую структуру, правила обязательного ис-


пользования источников, включения историографического обзора. К середине XIX века происходит становление современного типа мо- нографии, прошедшей долгий путь от античности, но сохранившей главный признак жанра: фундаментальность исследования, охват всех сторон проблемы. Логикой развития исторической науки можно объяснить и появление специальных отраслевых энциклопедий и справочников, библиографических трудов по истории.

В-четвёртых, серьёзное влияние на трансформацию жанров ока- зывают изменения в способах передачи знаний, переломные момен- ты в развитии коммуникаций. Появление книгопечатания способ- ствовало исчезновению анналов и хроник, создало условия для пре- вращения в массовые жанры мемуаров, памфлета. Становление пе- риодической печати, возникновение журналов (сначала обществен- но-политических и научно-литературных, а затем и исторических) привело к появлению жанров научной статьи, рецензии.

В своём развитии на протяжении веков, а то и тысячелетий, жанр (как совокупность ряда признаков) проявляет значительную устойчи- вость. Часто жанр, оттеснённый на второй план, казалось бы, безвоз- вратно исчезнувший, возвращается в ряд исторических сочинений, хотя обычно и в сильно изменённом виде. О жанрах исторического сочине- ния можно сказать словами литературоведа В.В. Кожинова: “Литера- тура редкопренебрегает уже выработанными формами” (8). Такой путь, например, прошла биография от параллельных биографий Плутарха до рубрицированной биографии Светония Транквилла, житий святых средних веков, викторианской биографии Англии второй половины XIX века, современной научной биографии. Столь высокая консерватив- ность жанров в каждом отдельном случае объясняется комплексом разных причин. Одна из них может быть сформулирована как “ожида- ние жанра читателем”. Ибо “принятая для данного вида форма сама по себе служит знаком... Отсутствие информации, закодированной в специфической, функционально обусловленной и достаточно жёстко закреплённой форме вызвало бы значительную потерю в их коммуни- кативной способности” (9).

В каждую историографическую эпоху складывается своя систе- ма жанров исторических сочинений (так же как и других больших совокупностей источников). В такой системе выделяется группа ве-


дущих, наиболее распространённых жанров. Для гуманистической историографии характерны трактат, история города-государства, био- графия, мемуары, история национального государства, историческая публицистика. Рационалистическая историография Просвещения дала всемирную историю, монографию, историческое эссе. В пери- од романтической историографии складывается система жанров, в основном сохранившаяся до настоящего времени. Ведущее место переходит к монографии, научной статье, рецензии, лекции, эссе и т.д. В целом, корпус жанров исторических сочинений эволюциони- рует от простых форм к более сложным и совершенным.

Жанры далеко не всегда представлены в чистом виде, между ними проходят процессы взаимодействия и взаимовлияния. Напри- мер, в мемуары вторгается научное исследование, включаются пись- ма, документы. Научная биография двадцатого века приобрела мно- гие характерные черты монографии, иногда между ними трудно про- вести линию разделения. Историки масштаба Т. Карлейля, Ж. Миш- ле, А. Тойнби, сообразуясь с особенностями жанра, в котором они творят, одновременно раздвигают его границы. Они так богаты идея- ми, так стремятся сказать нечто новое человечеству, что форма при- ходит к ним как бы само собой, органично впитывая завоевания пред- шественников в различных жанрах.

*****

Работа над историографическими источниками проходит при подготовке к семинарским занятиям и во время их проведе- ния. При этом следует помнить, что задача состоит не в заполне- нии памяти обучающегося большими объёмами учебного мате- риала (именами, названиями историографических школ и собы- тий), но в создании условий для формирования умений и навы- ков самостоятельного анализа. Небольшая самостоятельная ра- бота (например, грамотно составленная биобиблиографическая справка об историке или тщательно проведённый анализ фраг- мента труда историка) часто приносят больше пользы, чем чисто реп- родуктивное воспроизведение больших объёмов информации, извле- чённых из учебного пособия или лекций преподавателя. Разумеется, такой подход требует индивидуализации заданий.

При практической реализации этих принципов незаменимую


роль может сыграть вспомогательное учебное издание (10). Наибо- лее часто при изучении истории в вузе используются хрестоматии и практикумы. Отечественными авторами накоплен значительный опыт подготовки таких изданий по истории отдельных регионов и стран в новое время (11). К сожалению, подобные вспомогательные издания по историографии нового времени до сих пор не разработаны. Един- ственным исключением является, выпущенный тиражом 300 экзем- пляров, практикум Д.В. Лихарева (12), посвящённый только одному из разделов курса. Предлагаемый практикум позволит частично за- полнить пробел по этой учебной дисциплине.

Цель практикума – обучение приёмам использования теорети- ческих знаний при самостоятельной работе с историографическими источниками.

Структура практикума продиктована порядком изложения дисциплины в учебных пособиях (13) и учебных программах (14). Отбор фактического и теоретического материала подчинен двум взаимосвязанным целям. Во-первых, сформировать у студентов системное представление о развитии исторической науки в новое время, когда проходила её институциализация как самостоятель- ной отрасли знания, показать его этапы, критерии их выделения, смену направлений и школ. Во-вторых, научить некоторым при- ёмам исследовательской работы в области историографического анализа источников. Предусматривается проведение не семинара

- репетиториума обычного типа, но моделирующего основные эта- пы работы исследователя - историографа над источником.

Определённую сложность при составлении практикума пред- ставлял отбор фрагментов трудов историков. Требования, предъявляемые к такому отбору, достаточно высоки. Небольшой текст должен концентрированно отражать общетеоретические взгляды учёного, особенности его творчества, давая возможность студентам выявить специфические приёмы работы историка с ис- точниками, особенности стилистики его трудов. Фрагмент должен быть целостным, иметь обоснованные начало и завершение, содер- жать или важное теоретическое положение (например, изложение концепции), или рассказ о каком-то событии, историческом деятеле, в минимальной степени прерываться сокращениями (отмечаемыми


многоточиями). Опыт показывает, что для непосредственного изуче- ния на семинарском занятии наиболее удобными являются тексты в одну – две страницы, всего на занятии удаётся внимательно проана- лизировать тексты общим объёмом не более десяти страниц. Для домашних заданий их объём может быть более значительным.

Фрагменты озаглавлены. Если отрывок не имел названия, при- надлежащего автору, оно было дано составителем практикума. В пос- леднем случае название заключено в квадратные скобки.

Каждый текст сопровождается библиографическим описа- нием издания, откуда он взят.

Включённые в практикум тексты можно разделить на две груп- пы: теоретические и нарративные. Их сочетание позволяет студен- там комплексно познакомиться с творчеством историка. Напри- мер, на семинаре «Исторические взгляды Вольтера» рассматрива- ются тексты или отрывки из них, содержащие важные теоретичес- кие положения: статья «История» из «Энциклопедии», переписка с И.И. Шуваловым по поводу работы «Россия при Петре I», пре- дисловие к «Истории Карла XII». Чтобы создать у студентов пред- ставление о конкретно-исторических работах французского исто- рика берутся нарративные тексты – отрывки «Осуждение цареви- ча Алексея», «Смерть Петра» из «России при Петре I», «Карл в Бендерах» из «Истории Карла XII». Как видно из названий, соста- витель стремился, если предоставлялась возможность, включать в практикум тексты, посвящённые истории России. Студенты заин- тересованно участвуют в их обсуждении. Они неплохо знают оте- чественную историю и, следовательно, более компетентно могут судить о содержании предлагаемого материала.

Методический аппарат практикума включает вопросы и за- дания (в том числе и для самоконтроля), которые завершают сопровождение предлагаемого к изучению текста. Степень их слож- ности рассчитана на студентов пятого курса, уже имеющих опыт работы с монографической литературой, владеющих элементарны- ми навыками историографического анализа. Они должны помочь ос- воению пройденного теоретического курса, привлечь внимание к концепции автора, её ключевым понятиям. Часто задание предлага- ется выполнить в виде схемы или таблицы, что способствует систем-


ному усвоению материала. Некоторые задания носят творческий и учебно-исследовательский характер (например, когда при подготов- ке к семинару предлагается выполнить самостоятельный историог- рафический анализ текста, соотнести его с сочинениями историка других периодов деятельности).

Изучение материалов практикума проводится в тесной связи с лекционным курсом. Одна из первых лекций посвящается методике историографического анализа, его понятийно-категориальному аппа- рату. Студенты знакомятся с понятиями «историографический источ- ник», «историографическое источниковедение», некоторыми приёма- ми внутренней и внешней критики источников, получают рекомен- дации по работе с практикумом. Один из разделов первой лекции знакомит с литературой по истории зарубежной исторической мыс- ли, здесь же характеризуются главные обобщающие и справочные труды. Студентам даются сведения об особенностях библиографи- ческого поиска по учебной дисциплине. Эта и последующие лек- ции, посвящённые отдельным историографическим эпохам и шко- лам, рассчитаны на постоянное обращение к ним студентов при под- готовке к семинарским занятиям, работе с текстами практикума. Сту- денты так же могут использовать подробную схему - модель истори- ографического анализа фрагмента труда историка, помещённую в виде приложения к практикуму.

Группы текстов распределены в практикуме по семинарс- ким занятиям. К каждому занятию даётся список изучаемых воп- росов (план занятия), списки основной и дополнительной лите- ратуры. Перед началом работы с практикумом преподаватель проводит инструктаж, знакомит студентов с изданием, его струк- турой, способами использования. Формы работы на семинарс- ких занятиях с материалами практикума разнообразны: опрос по до- машнему заданию, материалам лекции и учебника, работа по груп- пам, индивидуальные задания, заполнение таблиц и т.п. Студенты выступают с небольшими сообщениями, посвящёнными жизненно- му пути историка, одному из его сочинений. При проведении семи- нара преподаватель сосредотачивает главное внимание на организа- ции самостоятельной работы студентов над историографическими источниками, в случае необходимости оказывает помощь и консуль- тирует. Учебное занятие, проводимое таким образом, приближается


по своим характеристикам к требованиям некоторых современных нетрадиционных образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие всех участников образовательного процесса, когда «преподаватель выступает в роли педагога – менеджера и ре- жиссёра образовательного процесса, а не транслятора учебной ин- формации». Студент же «выступает в качестве субъекта деятельнос- ти наряду с преподавателями, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей» (15).

Использование практикума позволит повысить эффектив- ность проведения занятий и, самое главное, приобщить студен- тов к учебно-исследовательской работе, самостоятельному исто- риографическому анализу источников.

 

Примечания

1. Концепция модернизации российского образования на период до

2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. № 4. С. 19.

2. Шмидт С.О. Архивный документ как историографический источ- ник. // Шмидт С.О. Путь историка. М. 1997. С. 185.

3. Биск И.Я. История исторической мысли в новое время (Западная Европа: XVIII в. - 90-ые годы XIX в.). Учебное пособие. Иваново. 1983; Биск И.Я. Введение в писательское мастерство историка. Литературная форма исторического труда. Учебное пособие. Иваново. 1996.

4. Шмидт С.О. Некоторые вопросы источниковедения историографии.

// Проблемы истории общественной мысли и историографии. М. 1976; Курносов А.А. К вопросу о природе видов источников. // Источникове- дение отечественной истории. Сб. статей. М. 1977; Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М. Ф. Источниковедение. Теория. Метод. История. Источники российской истории. М. 1998.

5. Софронов Б.Г. Историческое мировоззрение Р.Ю.Виппера и его вре- мя. М.1976; Кан А.С. Историк Г.В.Форстен и наука его времени. М. 1979; Золотарёв В.П. Историческая концепция Н.И.Кареева: содержание и эволю- ция. Л.1988; Каганович Б.Г. Евгений Викторович Тарле и петербургская школа историков. СПб. 1995 и другие

6. Макьявелли Н. История Флоренции. М. 1987; Коммин Ф. Мемуары. М. 1986; Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М. 1990; Бо- лингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М.1978; Карлейль Т. Французская революция. История. М. 1991; Блок М. Апология истории или ремесло историка. М. 1986; Февр Л. Бои за историю. М. 1991 и другие.

7. Данилевский И.Н. и др. Указ. соч. С. 320 - 321.


8. Кожинов В.В. Жанр // Краткая литературная энциклопедия. Т.2. стлб. 916.

9. Курносов А.А. Указ. соч. С.23 - 24.

10. См. подробнее: Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов. М. 1990; Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М. 2000; Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Система учебных изданий для высшего профессионального образова- ния // Университетская книга. 2000. №10. С.12 – 16.

11. Молок А.И. Практикум по новой истории. Часть 1. (1640 – 1870). М. 1955; Кислица Н. А. Английская буржуазная революция середины XVII века. Практикум по новой истории. М. 1963; Кислица Н.А. Фран- цузская буржуазная революция 1789 – 1794 гг. Практикум. М. 1968; Практикум по новой истории (1640 – 1870) / Составители Иванов Ю.Ф., Муравьёв Ю.П. М. 1973 и другие.

12. Лихарев Д.В. Практикум по историографии новой и новейшей истории Европы и Америки (историография США XX века). Учебное пособие. Уссурийск 1996.

13. Историография истории нового времени стран Европы и Амери- ки / под ред. И.П. Дементьева. М. 1990; Историческая наука в XX веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки: /под ред. И.П. Дементьева, А.И. Патрушева. М. 2002.

14. Антипов В.С. Программа авторского курса по историографии новой и новейшей истории. Псков. 1997; Патрушев А.И. Историография нового и новейшего времени стран Европы и Америки. // Авторские учеб- ные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисцип- линам: история, право, политология, экономика. М. 1998. С. 43 – 82.

15. Борисова Н.В. Образовательные технологии как образ мышле- ния и поведения педагога и управленца // Современные технологии в высшем и среднем профессиональном образовании. Материалы второй региональной научно-методической конференции. Псков. 2000. С. 12.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.