Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вико Д. Семинар № 3. Теория исторического круговорота Джамбаттиста Вико




ТЕКСТЫ

Семинар № 3. Теория исторического круговорота Джамбаттиста Вико

 

Вопросы

1. Жизнь и деятельность Вико.

2. Вико о закономерностях исторического процесса.

3. Историзм Вико.

 

Доклады и сообщения

1. Жизнь и деятельность Вико.

2. Труд Вико «Основания новой науки об общей природе наций».

 

Источники

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций.

Л.: Художественная литература, 1940. 619 с.

Вико Д. Жизнь Джамбаттиста Вико, написанная им самим // Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л.: Художественная литература, 1940. С. 477 – 502.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций // Философия истории: Антология. М.: Аспект-пресс, 1995. С. 31 - 37. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций.

М.; Киев: REFL - book – ИСА, 1994. 618 с.

 

Дополнительная литература

Берлин И. Джамбаттиста Вико и история культуры // Бер- лин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 186 – 205.

Виппер Р.Ю. «Новая наука Вико» // Виппер Р.Ю. Обществен- ные учения и исторические теории XVIII - XIX веков (Теория про- гресса). Иваново: Основа, 1925. С. 1 - 17.

Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М.: Мысль, 1980. 197 с. Коллингвуд Р.Дж. Антикартезианство: 1. Вико // Коллингвуд

Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. С. 63 - 69.


Максимовский В.Н. Вико и его теория общественного кругово- рота // Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Кн. IV. М.: Госиздат, 1929. С. 7 – 62.

Лифшиц М. Джамбаттиста Вико (1668 - 1744) // Вико Д. Ос- нования новой науки об общей природе наций. Л.: Художествен- ная литература, 1940. С. III – XXVI.

Мудрагей Н.С. Философия истории Дж. Вико: К 270 - летию работы итальянского философа «Основания новой науки об об- щей природе наций» // Вопросы философии. 1996. №1. С.101 - 109. Реале Д., Антисери Д. Вико и обоснование «сотворённого людьми гражданского мира» // Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. СПб.: Петрополис,

1996. С. 425 - 454.

 

 

 

 

[О труде «Основания Новой Науки о Природе Наций, благо- даря которым обнаруживаются также новые Основания Естествен- ного Права Народов»]

 

Фрагмент взят из автобиографии «Жизнь Джамбаттиста Вико, написанная им самим». О себе Вико пишет в третьем лице. Очень ярко видно, что мы имеем дело с оригинальным мыслителем, совершенно самостоятельным по отношению к властителям дум европейской интеллигенции начала XVIII века. Чётко прослежива- ется историзм Вико, его подход к обществу, как к действительно- сти развивающейся во времени. Отсюда поиск закономерностей его развития, рассмотрение в виде системы. Труды Вико предшество- вали утверждению принципа историзма в трудах историков и фи- лософов начала XIX века (учёных «исторической школы права»,Ге- геля, Маркса).


…Таким образом, в конце 1725 года он издал в Неаполе у Фе- личе Моска книгу форматом 12°, всего в двенадцать листов мелким шрифтом, под заглавием: «Основания Новой Науки о Природе На- ций, благодаря которым обнаруживаются также новые Основания Естественного Права Народов». Вступительное письмо было адре- совано Европейским университетам. В этом произведении Вико, на- конец, полностью разъяснил то Основание, которое он ещё смутно и не вполне отчётливо имел в виду в своих предшествовавших трудах. Он доказывал здесь неизбежную необходимость также и для людей начинать эту науку с того же, с чего начинает Священная История, и отыскивать в ней начало движения, ибо как Философы, так и Фило- логи отчаялись найти его у первых основателей языческих наций.

…Вико открывает эту Новую Науку посредством нового Крити- ческого искусства - находить истину об основателях наций в глубине народных преданий, сохранившихся у основанных ими наций, так как лишь через тысячи лет после них появились писатели, единственный до сих пор, как оказывается, предмет этой критики.

…Вико разъясняет Вечную Идеальную Историю, протекаю- щую соответственно Идее Провидения; и во всём Произведении доказывается, что этим Провидением было установлено Есте- ственное Право Народов; соответственно такой Вечной Истории протекают во времени все отдельные Истории Наций в их воз- никновении, движении вперёд, состоянии, упадке и конце.

От Египтян, которые насмехались над Греками, не знавши- ми древности, говоря им, что они всегда были детьми, Вико бе- рёт и применяет два следующие великие обломка древности: во- первых - то, что все протекшие до них времена Египтяне делили на три эпохи: век Богов, век Героев и век Людей; во-вторых - то, что соответственно этому порядку в течение всех веков говори- ли на трёх языках: на немом божественном языке посредством иероглифов, т.е. священных знаков, затем на символическом, т.е. посредством метафор, - такова героическая речь, - и, наконец, на письменном языке, установленном посредством соглашения для насущных жизненных нужд. Дальше Вико показывает, что Пер- вая Эпоха и Первый Язык существовали во времена семей, кото- рые, несомненно, у всех наций предшествовали городам и на осно- ве которых, как каждый признает, они возникли; отцы таких семей


правили как суверенные государи, подчиняясь правлению Богов, и устанавливали все вещи человеческие посредством божественных ауспиций; совершенно и просто это объясняется историей, скрытой в глубине божественных мифов у Греков.

…Затем он показывает, что вторая эпоха со вторым, т.е. сим- волическим языком приходилась на время гражданских правле- ний, т.е. героических царств или же царствующих сословий бла- городных (древнейшие греки называли этих благородных расой Геркулеса); последние приписывали себе божественное происхож- дение в отличие от плебеев, происхождение которых они счита- ли скотским. Весь этот исторический рассказ, как чрезвычайно легко объясняет Вико, был описан нам Греками в характере Гер- кулеса Фиванского, величайшего, несомненно, греческого героя, из расы которого вышли Гераклиды, в лице двух царей, правив- ших спартанским царством, т.е. аристократическим, вне всяко- го сомнения. А так как и Египтяне и Греки одинаково наблюда- ли у каждой нации своего Геркулеса (Варрон у Латинян насчи- тывал их до сорока), то это показывает, что после Богов у всех языческих наций царствовали Герои.

…Наконец Вико доказывает, что Третья Эпоха, век людей и народных языков, охватывала времена Представлений человечес- кой природы, совершенно развитой и потому признаваемой в рав- ной мере у всех. Такую природу можно извлечь из глубины форм Человеческого Образа Правления, последний же, как оказывает- ся, бывает народным и монархическим (к последнему принадле- жат Римские Юристы Императорских времён). Этим самым, мож- но считать, доказано, что Монархия - последний образ правле- ния, на котором останавливаются, в конце концов, нации; если же мы будем опираться на тот фантастический взгляд, что первые цари были такими же Монархами, как и современные, то с них никак не могли бы начаться Государства, так же с обмана или насилия, как воображали себе до сих пор, вообще не могли начаться нации. При помощи этих и других многочисленных, но менее важных откры- тий Вико рассматривает Естественное Право Народов. Он дока- зывает, что в определённые времена и определённым образом за- родились в первый раз обычаи, питающие всю экономику данно- го права, т.е. религиозные обряды, языки, виды собственности, торго-


вые сношения, сословия, власть, законы, сила, суды, наказания, война, мир, союзы. Этими определёнными временами и этим определённым образом Вико объясняет те вечные свойства, которые должны выте- кать именно из такой, а не иной их природы, т.е. времени и образа зарождения. Вико всегда отмечает существенные различия между Ев- реями и Язычниками: первые с самого начала возникли и твёрдо сто- яли на основе осуществления в практической деятельности вечной справедливости, тогда как языческие нации, приводимые к ней безус- ловно Божественным Провидением, шли различными путями, прохо- дя с постоянным единообразием через три вида прав, соответствую- щие трём эпохам и трём языкам египтян: во-первых - через божествен- ное право под управлением истинного Бога у Евреев и ложных Богов

- у Язычников; во-вторых - через героическое право, т.е. право, при- надлежащее героям, находящимся посредине между Богами и людь- ми; в-третьих - через человеческое право, т.е. право вполне развитой и признаваемой равной во всех людях человеческой природы.

…Своим Произведением ко славе католической религии Вико приносит ту пользу нашей родной Италии, что теперь можно не за- видовать протестантским странам - Голландии, Англии и Германии - и трём главным представителям их в этой науке, ибо в наш век в лоне истинной Церкви были открыты основания всякой, т.е. человеческой и божественной, учёности.

Перевод А.А. Губера. Вико Д. Жизнь Джамбаттиста Вико, написанная им самим.

// Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л. Художественная литература. 1940. С. 493 - 497.

 

Примечания

Ауспиции – гадания по полёту и крикам птиц, использовавшие- ся в древнем Риме авгурами – жрецами, толковавшими волю богов.

«…трём главным представителям их в этой науке» – речь идёт об учёных, разрабатывавших естественно-правовую теорию: голландце Гуго Гроции (1583 – 1645), англичанине Джоне Зель- дене (1584 – 1654), немце Самуэле Пуфендорфе (1632 – 1694).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.