Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вольтер




 

[О предмете истории]

 

Отрывок из статьи «История». Историки Просвещения, прежде всего Вольтер, значительно расширили представление о пред- мете исторического исследования. Вольтеру принадлежит идея об


изучении общества в целом, как системы и главного предмета исто- рического познания. Им была выдвинута идея изучения истории про- мышленности, хозяйственной жизни, техники, реализованная его последователями в Энциклопедии. Не случайно её полное название -

«Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Рас- ширили просветители и географические границы исторического ис- следования, преодолев европоцентризм, господствовавший до них в изучении прошлого. Предлагаемый отрывок проникнут характерным для Вольтера скепсисом по отношению к взглядам историков пред- шествующих эпох.

 

История - это изложение фактов, приведённых в качестве истинных, в противоположность басне, которая является изло- жением фактов ложных.

Существует история мнений, которая есть не что иное, как собрание людских заблуждений; история (механических) искусств является, возможно, самой полезной из всех, когда она сочетает изучение изобретений и прогресса (механических) искусств с опи- санием их механизма; естественную историю неточно называют историей, так как она составляет существенную часть физики.

История событий делится на священную и гражданскую. Священная история - это ряд божественных и чудесных действий, с помощью которых богу было угодно некогда руководить ев- рейским народом, а ныне испытывать нашу веру. Я совсем не коснусь этого почтенного предмета.

Фундамент всякой истории составляют рассказы отцов де- тям, передаваемые из поколения в поколение; первоначально они являются лишь вероятными, но с каждым поколением степень вероятности падает. Со временем басня разрастается, а истина исчезает, поэтому происхождение каждого народа стало нелепи- цей. Например. египтянами в течение долгих веков правили боги, затем полубоги, наконец, в течение 11340 лет у них были цари, и в этот отрезок времени солнце четыре раза изменяло мест своего восхода и заката.

Финикийцы считали, что они жили в своей стране 30000 лет, и эти 30000 лет были заполнены такими же чудесами, что и еги-


петская хронология. Известно, какие смехотворные чудеса царят в древней греческой истории. Римляне, как бы серьёзны они ни были, тем не менее наполнили баснями первые века своей истории. Этот народ, столь новый по сравнению с азиатскими, пятьсот лет не имел историков. Поэтому неудивительно, что Ромул считался сыном Мар- са, а его кормилицей была волчица, что он с 20 тысячами человек выступил из своей деревни Рим против 25 тысяч воинов из деревни сабинян, что впоследствии он стал богом, что Тарквиний старший рассёк камень ножом, и что весталка своим поясом протащила ко- рабль по земле.

Самые ранние анналы всех наших современных наций не менее баснословны; эти дивные и невероятные вещи следует со- общать, но лишь как доказательство людского легковерия, они входят в историю мнений.

…Та история, которую мы называем древней и которая на самом деле является недавней, охватывает только три тысячи лет,

- для более ранних времён мы можем строить лишь некоторые предположения, - она сохранилась только в двух светских трудах

- в китайской хронике и в истории Геродота. Древние китайские хроники касаются лишь своей отделённой от прочего мира им- перии. Геродот, более для нас интересный, рассказывает обо всей известной тогда земле. Он очаровал греков рассказами, содер- жащимися в девяти книгах его истории, новизной труда, красо- той слога и в особенности своими баснями. Почти всё, что он рассказывает со слов чужеземцев, - баснословно, но всё то, что он видел сам, - верно…

История Римской империи заслуживает нашего наибольше- го внимания, так как римляне были нашими учителями и законо- дателями. Их законы ещё до сих пор в силе в большинстве наших провинций, их язык ещё живёт, и долгое время после их гибели он был единственным языком, на котором составлялись публичные акты в Италии, Германии, Франции, Испании, Англии, Польше. При разделе Римской империи на Западе установился но-

вый строй, тот, что называется средневековым. Его история есть варварская история варварских народов, которые, став христиа- нами, не сделались от этого лучше.


В то время, как Европа была столь потрясена, в У11 веке появ- ляются арабы, до сих пор остававшиеся в своих пустынях. Они рас- пространяют свою власть и господство на Переднюю Азию, Африку, завоёвывают Испанию; их сменяют турки, которые учреждают сто- лицу своей империи в Константинополе в середине ХУ века.

В конце именно этого века был открыт Новый Свет, и вскоре пос- ле этого европейская политика и искусства приобрели новые формы. Искусство книгопечатания и возрождение наук приводят к появлению, наконец, довольно точных исторических трудов вместо смехотворных хроник, погребённых в монастырях со времени Григория Турского. Вскоре каждая нация Европы получает своих историков. Прежняя ску- дость оборачивается излишеством: не остаётся города, который не хо- тел бы иметь свою собственную историю. Читатель подавлен грома- дой мелочей. Тот, кто хочет научиться, должен ограничиться ходом крупных событий и избегать всех мелких частных фактов, которые ему мешают; во множестве переворотов он улавливает дух времени и нра- вы народов.

Перевод Н.В. Ревуненковой. История в Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Л. Наука.

1978. С. 7 – 12.

 

Примечания

Ромул (VIII в. до н.э.) – согласно античным преданиям осно- ватель Рима и его первый царь. Предание гласило, что Ромул на конях своего отца был вознесён на небо и там обрёл бессмертие.

Сабиняне (сабины) – италийские племена, соседствовавшие с Римом во времена Ромула. Согласно преданию, похищение рим- лянами сабинских женщин привело к межплеменной войне, а за- тем объединению врагов в единый «римский народ».

Тарквиний Приск (Древний) – (конец VII – начало VI вв. до н.э.). Пятый царь Древнего Рима.

Весталка – в Древнем Риме жрица государственного культа богини Весты, поддерживавшая священный огонь в её храме.

Китайская хроника – первые китайские хроники появились во второй половине первого тысячелетия до н.э.

Геродот (между 490 и 480 – около 425 до н.э.) – великий древне-


греческий историк, уже во времена античности называемый «отцом истории».

Григорий Турский (около 540 – около 594), епископ Тура. Его «История франков» является основным источником, харак- теризующим франкское общество эпохи Меровингов.

 

Вопросы и задания

1. Сравните определение понятия истории (как отрасли ис- торического знания), даваемое Вольтером с современными опре- делениями. При подготовке ответа используйте современные справочники.

2. Сравните структуру исторического знания в представле- нии Вольтера с современными представлениями. При подготов- ке ответа используйте современные справочники.

3. Сравните представления Вольтера об исторических источ- никах с современными представлениями.

4. Приведите примеры критического отношения Вольтера к предшествующим историкам.

5. Как относится Вольтер к библейской истории?

6. Какими примерами можно проиллюстрировать отход Вольтера от европоцентризма при изучении исторического про- цесса?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.