Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карл ХII




 

Этот государь, опиравшийся только на свои собственные силы, погубил себя потому, что строил замыслы, требовавшие для своего выполнения долгой войны, которая была не по силам его государству.

Он задумал сокрушить государство не в период упадка, а империю в период её зарождения. Для московитов война с ним явилась хорошей школой. После каждого поражения они при- ближались к победе и, терпя внешний урон, научались внутрен- ней обороне.

Блуждая по пустыням Польши, которые как бы стали час- тью Швеции, он считал себя повелителем мира, между тем как его главный враг укреплялся против него, теснил его, утверж- дался на берегах Балтийского моря и частью разрушал, частью завоёвывал Ливонию.

Швеция походила на реку, течению которой дали другое направление, поставив плотину у её истока.

Не Полтава погубила Карла, он все равно погиб бы, если не в этом, так в другом месте. Случайности фортуны можно легко ис- править, но нельзя отразить события, постоянно порождаемые при-


родой вещей.


 

Перевод А.Г. Горнфельда и М.М. Ковалевского.


Монтескьё Ш.Л. Избранные произведения. М.: Госполитиз- дат, 1955. С. 282 – 283.

 

 

Вопросы и задания

1. Согласны ли Вы с утверждением Монтескьё, что Пётр I

напрасно использовал силу при проведении в России реформ?

2. В чём проявляется историзм Монтескьё?

 

 

6. Монтескьё Ш.Л.

 

О богатствах, извлечённых Испанией из Америки

 

Пример текста Монтескьё, посвящённого экономической ис- тории. Учёный весьма компетентно анализирует экономический сюжет, излагает ход событий, приведший к тяжёлым экономи- ческим последствиям для Испании, вступлению её в длительный период стагнации. Речь идёт о т. н. «революции цен» XVI века– быстром повышении товарных цен в европейских странах, вызван- ном массовым привозом из недавно открытой Америки золота и серебра. Некоторые положения Монтескьё позволяют видеть в нём предшественника физиократов – сторонников экономической школы, утверждавшей, что «чистый продукт» создаётся только сельскохозяйственным трудом. Многие оценки Монтескьё по рас- сматриваемой проблеме были приняты последующими историка- ми, сохранили своё значение до настоящего времени.

 

Если Европа получила столько выгод от торговли с Амери- кой, то естественно было бы думать, что самые большие выгоды выпали при этом на долю Испании. Она вывезла из Нового Све- та колоссальное количество золота и серебра, несравненно превос- ходившее то, которое имелось в Европе до этой поры.


Но, - чего никто не мог бы предположить, - бедность преследо- вала её по пятам. Филипп II, наследовавший Карлу Y, был вынужден понести знаменитое, всему миру известное банкротство; ещё ни од- ному государю не пришлось столько вынести от ропота, дерзости и возмущений своих всегда дурно оплачиваемых войск.

С этого времени испанская монархия неизменно склонялась к упадку по той причине, что в самой природе её богатств заключался внутренний естественный порок, который уничтожал их и с каждым днём проявлялся всё сильнее.

Золото и серебро – богатство фиктивное, состоящее из зна- ков. Знаки эти очень прочны и по самой своей природе разруша- ются очень медленно. Но, чем более возрастает их количество, тем более они обесцениваются, потому что они начинают пред- ставлять меньшее количество вещей.

Завоевав Мексику и Перу, испанцы забросили разработку естественных богатств в погоне за богатством, состоящим из этих обесценивающихся знаков. Золото и серебро были очень редки в Европе. Испания, внезапно ставшая обладательницей огромно- го количества этих металлов, увлеклась надеждами, которых ра- нее никогда не имела. Богатства, найденные ею в покорённых странах, составляли лишь малую часть того, что находилось в их рудниках. Индейцы скрыли часть этих богатств; кроме того, этот народ, у которого золото и серебро служили лишь для украше- ния храмов его богов и дворцов его государей, не разыскивал эти металлы так жадно, как мы; наконец, он не обладал искусст- вом добывать металлы из любых рудников, и разрабатывал толь- ко те рудники, где отделение их производится огнём, так как ему неизвестно было употребление ртути, а может быть, и сама ртуть. Между тем количество денег в Европе скоро удвоилось, что отразилось на ценах всех товаров, которые так же увеличились

вдвое.

Испанцы рылись в рудниках, прокапывали горы, изобрели машины для вычерпывания воды и, ставя ни во что жизнь индей- цев, нещадно заставляли их работать. Когда количество денег в Ев- ропе удвоилось, получаемая от них Испанией прибыль уменьшилась вдвое, так как она каждый год получала всё то же количество метал-


ла, который стал вдвое дешевле.

По прошествии некоторого времени количество денег снова вдвое увеличилось, а прибыль соответственно вдвое уменьшилась.

Она уменьшилась даже больше чем вдвое, и вот почему. Чтобы извлечь золото из рудников, обработать его надле-

жащим образом и перевезти в Европу, требовались определён- ные издержки. Положим, что величина их выражается отноше- нием 1 к 64; после того как количество денег удвоилось и, следо- вательно, цена их стала вдвое меньше, величина издержек выра- жалась отношением 2 к 64, так что корабли, привезшие в Испа- нию прежнее количество золота, на самом деле привозили туда товар, который ценился вдвое дешевле, а стоил вдвое дороже.

Идя, таким образом, от удвоения к удвоению, мы обнару- жим, каким образом прогрессировали причины истощения ис- панских богатств…

Португальцы нашли в Бразилии так много золота, что не- избежным последствием этого должно быть значительное умень- шение прибыли у испанцев, а так же и у них самих.

Не раз приходилось слышать мне жалобы на недальновид- ность советников Франциска I, которые оттолкнули Христофо- ра Колумба, предлагавшего им Индию. На самом деле, они, мо- жет быть, по своему неразумию поступили очень благоразумно. Испания же уподобилась тому безрассудному королю, который испросил у богов, чтобы всё, до чего он коснётся, обращалось в золото, и потом был вынужден умолять их избавить его от тако- го бедствия.

Компании и банки, учреждённые многими народами, довер- шили упадок золота и серебра в качестве знаков стоимости това- ров, так как посредством новых фикций они до такой степени размножили эти знаки, что золото и серебро утратили своё ис- ключительное значение и должны были подешеветь.

Таким образом, публичный кредит заменил собою рудники и этим ещё больше уменьшил доходность испанских рудников.

Правда, голландцы посредством своей торговли с Ост-Индией придали некоторую ценность испанским товарам, так как в обмен на произведения Востока они вывозили деньги и этим освобождали


Испанию и Европу от некоторой части товаров, имевшихся там в из- бытке.

Эта торговля была одинаково выгодна как для занимавших- ся ею народов, так и для Испании, которую она, казалось бы, затрагивала лишь косвенно.

На основании всего сказанного можно судить о тех поста- новлениях испанского совета, которыми запрещалось употреб- лять золото и серебро для позолоты и тому подобных излишеств. Это все равно, как если бы голландские штаты запретили потреб- ление корицы.

Сказанное мною не относится ко всем рудникам вообще: рудники Германии и Венгрии, дающие очень немного сверх сто- имости их разработки, очень полезны. Они находятся на терри- тории самого государства и дают работу множеству людей, по- требляющих излишние припасы страны. Это, собственно гово- ря, отечественная мануфактура.

Рудники Германии и Венгрии содействуют развитию земле- делия, а разработка рудников Мексики и Перу разрушает его.

Америка и Испания – две державы, подвластные одному и тому же государю; но Америка – главная, а Испания – лишь по- бочная держава. И тщетно политика хочет привлечь главную державу к побочной; Америка всегда привлекает к себе Испанию. В Америку ежегодно привозится товаров на сумму около 50 миллионов, причём доля Испании составляет всего 2,5 милли- она. Таким образом, Америка ведёт торговлю на 50 миллионов,

а Испания – на 2,5 миллиона.

Доходы, зависящие от случая, не связанные ни с промыш- ленностью страны, ни с численностью её населения, ни с её зем- леделием, составляют самый дурной род богатства. Испанский король, получающий огромные суммы от своей таможни в Ка- диксе, является лишь очень богатым человеком в очень бедном государстве. Всё идёт от иностранцев к нему почти без всякого участия его подданных; эта торговля не зависит от хорошего или бедственного состояния его государства.

Этот государь был бы гораздо могущественнее, если бы ту же сумму, которую доставляет ему кадикская таможня, он получал от каких-либо провинций Кастилии. Его личное богатство было бы тог-


да следствием богатства его страны; его благоденствующие провин- ции оказали бы влияние на все прочие; всем им вместе стало бы лег- че нести общие тяготы, и вместо великой сокровищницы Испания имела бы великий народ.

Перевод А.Г. Горнфельда и М.М. Ковалевского. Монтескьё Ш.Л. Избранные произведения. М.: Госполитиз-

дат, 1955С. 477 – 480.

 

Вопросы и задания

1. Дайте сжатое изложение, по Монтескьё, причин беднос- ти Испании.

2. Можно ли извлечь из текста Монтескьё какие-либо уроки для изучения истории других стран, в том числе и России?

 

 

7. Монтескьё Ш.Л.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.